Новорожденный в состоянии все воспринимаемое своими органами зрения связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро обучается всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать.

Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует ребенок сразу после рождения.

Зрение. Если ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает осматриваться вокруг. Если он рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он поступает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция снабдила малыша идеальным зрением для выживания. Лучше всего младенец видит на расстоянии 20 см. Он может в пределах 20—30 см сосредоточивать зрение на любом объекте. С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь повергнуть ребенка в панику. Поэтому острота зрения у ребенка на других расстояниях еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведение малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигналу, исходящему. от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали. Притягивает ребенка лицо — большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не настоящее косоглазие. Диагноз косоглазия у младенца устанавливается к третьему месяцу жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период ребенок может лучше наводить взгляд на окружающие предметы, четче их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Движущиеся предметы он будет провожать глазами. Его все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает отличать лица других людей от лица мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь к 4 годам, к году большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформировано. Годовалый ребенок уже полностью визуально адаптирован.

Слух. Слух ребенка также натренирован еще с внутриутробной жизни. Там он слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих. Более всего слух ребенка настроен на голос мамы, это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и в течение еще нескольких дней внутреннее ухо ребенка заполнено жидкостью, смягчающей восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на младенца после появления на свет. Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно меняют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривающая с ребенком, воркующая над ним, оказывает ему неоценимую услугу. У человека слух напрямую соединен с уникальной функцией, которой не обладает больше никакое существо на Земле, — способностью к членораздельной речи. Его способность к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, она начинает угасать. Ирония заключается в том, что к тому моменту, когда человек сможет воспользоваться дорогостоящей стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Органы обоняния. В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни младенца его нос играет очень важную роль. Ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Он различает запах молока. Привлеченный запахом молока, ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для ребенка играют наиважнейшую роль. Ребенок накладывает свой запах па материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки. После того, как их отстирывают, ребенок теряет к ним интерес.

Вкус. В лоне матери ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них расположены даже за щеками. Все они направлены только на одно — на восприятие материнского молока. Многочисленные проведенные эксперименты по подслащиванию и подсаливанию околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были небезразличны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которой наслаждаемся мы, взрослые. Но у ребенка работает другая динамика. Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли — совершенно другую реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Неслучайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, этим они регрессируют в состояние детства.

Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли в пищу чеснок, лук или пряности, вы можете употреблять их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он уже привык.

Чувство осязания. Посредством осязания новорожденные могут ощущать нежные прикосновения, тепло, холод и боль. Осязание тоже развито со времени жизни в лоне матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в первое время потому, что способствуют лучшему здоровому развитию ребенка и являются необходимым компонентом для развития органов чувств. Они также способствуют образованию определенных гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки, — не прихоть, а жизненно важная для него необходимость.

Ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он касается людей и предметов для их ощущения и узнавания.

Способность мыслить. Часто спрашивают, разумен ли младенец? Строго говоря — нет. Разум — это способность сопоставлять вновь возникшие проблемы с опытом прошлого. Новорожденный слишком мало жил на этом свете, чтобы иметь какой-либо опыт прошлого. Однако у него есть способность к обучению. Как губка, он впитывает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное младенчество ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Развитие органов восприятия.

Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств. Яркие игрушки, которые движугся перед глазами ребенка, песенка, которую поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках также жизненно необходимы, как и кормление. Это эмоциональная пища для. полноценного развития ребенка. Но ребенка не нужно перевозбуждать. На избыток-раздражения он реагирует отворачиванием головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игр у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ИНВАЛИДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инвалидность - важный медико-социальный индикатор здоровья населения - характеризует уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий. Проблема инвалидности связана с различными аспектами социальной политики...

БЕРЕМЕННАЯ И ЕЕ ВНЕШНОСТЬ

В Период беременности У женщин часто возникает чувство Усталости, Связанное С Гормональными изменениями. Но в Середине беременности ваше Самочувствие И внешний Вид, возможно, улучшатся: Порозовеют щеки, волосы Заблестят. Но Это...

10-11-й ГОД ЖИЗНИ ребенка

10-11-й ГОД ЖИЗНИ ребенка

В 10 лет молочные зубы полностью заменяются постоянными, поэтому риск образования кариозных зубов резко возрастает. Если уже имеется один такой зуб, то к 16-17 годам их уже будет 5,...

ПРОТЕИНУРИЯ

ПРОТЕИНУРИЯ

Выделение с мочой белка до 100 мг/сут (по методу Лоури) и до 30—60 мг/сут (по кольцевой пробе Геллера) является для детей физиологической нормой. Протеинурия — появление в моче количества белка,...

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа...

СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Многообразные и чрезвычайные по силе раздражители военного времени (воздушное нападение, артиллерийский обстрел во фронтовых полосах, гибель близких на глазах у ребенка, сцены фашистских зверств, зрелища пожаров), обусловили массивность проявлений, глубину...

НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Синдром навязчивости может проявляться в интелек-туальной сфере (навязчивые идеи, представления, воспоминания), в эмоциональной сфере (навязчивые страхи) и в двигательной (навязчивые движения, действия, поступки). Большинство авторов описывает появление навязчивости у ребенка...

Аскариды у взрослых и детей симптомы, лечение, фото

Аскариды у взрослых и детей симптомы, лечение, фото

Аскариды (лат. Ascarididae) — семейство крупных паразитических круглых червей, длина самки паразита может достигать 40 см, а самца не больше 25 см. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают аскаридоз. Излюбленным...

Похмелье и другие отравления организма

Основная тема этой части книги по большому счету далека от представлений о здоровье - потому как похмелье трудно представить себе проблемой человека, ведущего здоровый Образ жизни. Но... Во-первых, с кем...

Борьба с похмельем

Народные советы Народная мудрость дает нам огромный объем советов и изречений по борьбе с похмельем и его предупреждению. Оно и понятно - тема в нашем фольклоре весьма злободневная. Все советы...

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Доходы бюджета ФОМС — страховые взносы на ОМС; недоимки по взносам, налоговым платежам; пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств;...

ГИПОВОЛЕМИЧЕСКИЙ ШОК

Это острое нарушение гемодинамики, характеризующееся критическими расстройствами тканевой перфузии и тяжелыми метаболическими нарушениями. В основе патогенеза гиповолемического шока — последовательное углубление патологических изменений. Различают следующие фазы развития гиповолемического шока: I...

МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Информационные медицинские системы - разновидность ИС. Медицина и здравоохранение - очень важная и сложная специфичная предметная область. МИС - совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских...

4 вещи, которые вы должны знать о сыре

4 вещи, которые вы должны знать о сыре

4 вещи, которые вы должны знать о сыре Задумывались ли вы, любит ли наш организм сыр столько, сколько я его люблю? Конечно, вы слышали, что сыр не здорово, но это...

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В соответствии с Конституцией РФ (пункт 2 статьи 41) и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 29) выделяют три системы здравоохранения: государственную, муниципальную и частную. К...

БРАЧНЫЙ СОЮЗ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

Ашок Келкар Доктор Ашок Келкар - известный индийский ученый-гуманитарий. Его эссе содержит психологический портрет индийского брака: любовь как внезапно нахлынувшее (и потом исчезнувшее) чувство неизвестно сред-нестатистическому индийцу. “Любовь по-индийски”, или...

Упражнение является неотъемлемой частью моей жизни

Упражнение является неотъемлемой частью моей жизни

Упражнение является неотъемлемой частью моей жизни Каждый день я занимаюсь, потому что я балерина Национального театра. Я практикую 10 часов, так что я репетировал, а потом готовит ТВ-шоу "Портрет плюс",...

wume.ru