Сейчас уже не имеет смысла часто взвешивать ребенка и измерять его рост, но делать это дважды в год просто необходимо. Если и масса тела, и рост увеличиваются пропорционально, — физически ваш малыш развивается без отклонений. Если же он поправляется быстрее, чем подрастает, — он полнее, чем это допустимо в его возрасте.

Сила и работоспособность тоже значительно повысились, но это не значит, что ребенка уже можно нагружать различными обязанностями, например, работой по дому, уходу за младшими... Скелет у ребенка еще очень слаб, кости гибкие, поэтому физические нагрузки, не соответствующие его возрасту, могут послужить началом для дальнейших нарушений осанки, искривления позвоночника, развития плоскостопия.

В 4 года у малыша максимально развивается острота зрения — можно начинать обучение чтению. Заканчивается формирование способности различать все оттенки вкуса, степень концентрации того или иного вещества в пище (пересоленное, соленое, очень сладкое или слабокислое).

В этом возрасте у детей хорошо развит жевательный аппарат, но пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы еще не достигли зрелости, поэтому очень чувствительны к несоответствиям количества, качества и состава пищи, нарушениям режима питания. А это часто приводит не только к различным заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта, но и к нарушениям обмена веществ в организме, что приводит к ожирению.

Характерная особенность четырехлетних детей — эмоциональная нестабильность, неустойчивость, повышенная возбудимость. В этом возрасте малышу бывает еще трудно сосредоточиться. В его памяти остаются лишь яркие события — те, что произвели на него очень сильное впечатление. Поэтому часто, даже умея различать цвета и их оттенки, ребенок может нарисовать собаку красной, а дерево — фиолетовым. В 4 года малыш проявляет особый интерес к словам, их произношению, поэтому с ним легко разучивать скороговорки и считалки.

Читая детям книжки, не забывайте обращать их внимание на описание природы, а также мотивацию поступков героев. Самое благоприятное время для чтения — после завтрака, за 1,5-2 часа до обеда, во второй половине дня — с 16 до 18 часов. Именно в это время повышены умственная активность и способность к восприятию и обработке полученной информации, малыши с удовольствием слушают взрослых, отлично понимают и воспринимают содержание прочитанного. Рассказы лучше всего читать 3-4 раза в неделю, по одному в день. Сказку лучше рассказывать после дневного сна.

Повнимательнее прислушивайтесь к тому, что говорит ваш малыш. Его речь в этом возрасте все больше обогащается новыми словами. К 5-ти годам он уже начнет употреблять довольно длинные, сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Речь у него станет еще богаче и ярче, если вы постоянно будете с ним разговаривать, а самое главное — внимательно слушать, причем с удовольствием.

Он уже может обобщать, запоминать и с точностью воспроизводить полученную информацию. Чем лучше он умеет мыслить, тем более разнообразной становится его речь, и наоборот. Если он с интересом фантазирует (но не живет в своем особом мире фантазий и иллюзий), не огорчайте его, говоря, что такого не бывает.

Четырехлетнему малышу может нравиться произносить вульгарные и грубые слова, он обожает при этом наблюдать за реакцией родителей. Но может существовать и такая проблема: ребенок не всегда правильно употребляет и истолковывает такие пространственные связи между предлогами (над — под, за — перед, в — на, верх — низ, на — в и др.). Что же делать?

Для начала часто используйте их в течение дня, демонстрируя связи между ними на практике. При этом не забывайте спрашивать, показывая картинки, где лежит яблоко, где стоит домик, где сидит птичка, кошечка?

Малыш играет в комнате, или вы, например, вместе с ним убираете игрушки — попросите его поставить (или достать) машинку на полку (из-под стульчика). Если он все сделал пра-

Вильно, — дело пошло на лад. Не забывайте время от времени проверять, верно ли ребенок употребляет изученное понятие. Помогая накрывать к обеду стол, спросите, он ставит тарелки на него или под него? Когда он берет стакан и наливает туда молоко, то — в стакан (вовнутрь) или на него? Здесь очень важен элемент игры.

Возьмите на заметку, что понимать и сопоставлять такие пространственные понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно употреблять их в речи малыш окончательно научится только в пятилетнем возрасте.

Если в детском саду стараются строго придерживаться режима, то дома, особенно в субботу и воскресенье, мы часто ломаем его сами: позволяем подольше и побольше смотреть телевизор, попозже лечь спать, утром попозже встать.

Очень важно, чтобы режим дня дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как ведет себя ваш ребенок в детском саду, какие требования предъявляет к нему воспитатель.

А вообще, режим четырехлетнего малыша не очень отличается от режима трехлетнего: максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5-6 часов, сон — 12-12,5 часов (2 часа — на дневной сон), кормить малыша нужно 4 раза в день с интервалом 3,5-4 часа.

Создавая ребенку условия для хорошего сна, помните, что свежий воздух является лучшим снотворным и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Засыпать он может, лежа на правом боку или на спине, животе, однако не заставляйте детей принимать в кровати определенную позу, иначе они будут думать лишь о том, чтобы лежать, как вы приказали, а не о том, чтобы расслабиться и заснуть.

Кроме того, пусть и сама кроватка будет привлекательной и удобной. Вокруг нее можно расположить любимые мягкие игрушки — так появится «мини-дом», где ребенку будет приятно засыпать и пробуждаться.

Ребенок ест 4 раза в день: в 8-9 часов — завтрак, в 12-13 - обед, в 16-16.30 - полдник, в 19-20 - ужин. В среднем малышу необходимы в сутки такие продукты (с учетом на приготовление блюд): молоко — 500-600 мл, творог — 50 г, сыр — 10 г, сливочное масло — 25-30 г, растительное масло — 10 г, мясо — 100-120 г, рыба — 35-40 г, яйцо —1 шт. (в два дня), сахар — 50-60 г, крупа и макаронные изделия — 50-60 г, картофель — 150 г, овощи — 250 г, фрукты и ягоды — 250 г, хлеб — 150 г. Общий объем пищи в среднем не должен превышать 1700-1750 г.

Такие продукты, как молоко, мясо, масло, сахар, хлеб, * Овощи, фрукты должны входить в пищевой рацион ребенка ежедневно, а рыба, яйца, сыр, творог — от 1 до 2 раз в неделю. Например, рыбу можно дать 1 раз в неделю, яйцо — через день, сыр и творог — 2-3 раза в неделю. Вместе с тем, очень важно, чтобы в течение недели малыш получил все необходимое.

Не повторяйте одни и те же блюда в течение суток, например два мучных или два крупяных

Блюда. Важно также сочетать блюда, что не только вносит разнообразие в меню, но и повышает усвоение пищевых веществ. Если ребенок ел в обед, скажем, крупяной суп, то гарнир ко второму сделайте овощным (лучше комбинированным). Мясные блюда лучше давать с овощными, крупяные — с молоком или творогом.

Салаты предлагайте перед едой, так как овощи стимулируют выработку пищеварительных соков и улучшают аппетит, — и на завтрак, и на обед, и на ужин (хотя бы понемногу), свежие фрукты — на полдник, но не в промежутках между едой, особенно сладкие.

Если кроха ходит в детский сад, то, забирая его домой, не забудьте посмотреть меню и постарайтесь дать малышу дома те блюда и продукты, которые он недополучил днем. Не закармливайте его в выходные дни сладостями и деликатесами — очень часто потом работники детсадов жалуются на плохой аппетит воспитанников.

В четыре года навыки и умения становятся более совершенными. Ребенок уже умеет аккуратно есть, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, умеет пользоваться вилкой, салфеткой. Выходя из-за стола после еды, говорит «спасибо». Умеет умываться, правильно чистить зубы, полоскать рот. Правда, иногда случается, что малыш не любит, когда ему моют голову или причесывают волосы. С нетерпением ждет, пока ему состригут ногти на руках или ногах. Да и зубы может почистить наспех. Но все это только в том случае, если его не приучили к усидчивости, терпению, аккуратности, не объясняли, зачем это надо делать и как именно.

Он уже может самостоятельно одеться, раздеться, аккуратно складывать одежду, поддерживать чистоту и порядок в своей комнате — все это ему уже по силам. Ребенок с удовольствием выполняет поручения взрослых: поливает комнатные растения, кормит рыбок в аквариуме, помогает маме и бабушке.

Учите малыша владеть своими чувствами и желаниями, уметь ждать, когда мама освободится и сделает то, что он просит. Он уже должен твердо знать, что у него есть пусть и маленькие, но по-своему ответственные обязанности в семье, что он может помочь близким, если они его об этом попросят. Главное, чтобы он видел результат своего труда и понимал, что многое уже может сделать и сам.

Наказание и вседозволенность — не лучшие методы воспитания. Не делайте за малыша то, что он уже в состоянии выполнить сам. Прежде всего, старайтесь отныне не убирать за него игрушки, если хоть несколько раз ему удавалось это сделать самому. При этом не забывайте, что ваше отношение к ребенку и то, как вы себя с ним ведете, гораздо важнее, чем если вы что-то делаете за него.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

История развития здравоохранения в России

После революций 1917 г. начала развиваться государственная медицина: проведены коренные реформы, консолидировано все медико-санитарное дело. В 1918 г. создана государственная система здравоохранения, объединившая все ранее существовавшие формы российской медицины. Охраной...

Законодательное обеспечение сферы охраны здоровья. Медицинское право

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДО НАЧАЛА XX в. Правовое регулирование взаимоотношений в обществе во все времена не могло не коснуться медицинской деятельности. Первыми элементами правового...

ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ

Болезнь Дауна — наиболее частая хромосомная аномалия, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом. Частота заболеваемости 1:700 живорожденных. Клиническая картина. Болезнь проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ

Здоровье или болезнь Болезни возникают в теле в основном по следующим причинам: сон днем, а бодрствование ночью, чрезмерность в сексе, жизнь в толпе, нарушение правильности отправлений, плохая диета, утомительная умственная...

ГЛОССАРИИ

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности юридического или физического лица в определенной области. Акселерация - ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Антропометрические стандарты - средние...

ПРОФИЛАКТИКА КАК ОСНОВА СНИЖЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТНОСТИ ОТ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ …

Эпидемии подобны серьезным предупреждающим знакам, по которым истинный государственный деятель способен понять, что эволюция нации нарушена до такой степени. что ее дальнейшее игнорирование. даже при безрассудной (беспечной) политике, непозволительно. Рудольф...

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ (ПЛАНТОГРАФИЯ)

Плантограф представляет собой деревянную раму высотой 2 см и размером 40 х 40 см с натянутым на нее полотном и (поверх него) полиэтиленовой пленкой (в случае отсутствия плантографа можно применить...

Автоматизированные системы клинического уровня

Медико-технологические системы - самые многочисленные АС. обеспечивающие обработку и анализ информации для поддержки медицинских технологических процессов и принятия решений. Их пользователи — медицинские работники: врачи и средний медицинский персонал. АС...

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Полномочия различных уровней власти в сфере здравоохранения разграничены Федеральным законодательством, в частности Федеральными законами: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных...

ИСТОРИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ

Издавна зачатие пытались предотвратить самыми различными способами, причём далеко не всегда удачными, а порой наносящими существенный вред здоровью женщины или мужчины. История противозачаточных средств уходит своими корнями в глубокую древность. ...

КУПАНИЕ МАЛЫША

КУПАНИЕ МАЛЫША

Вода для ребенка — Тайна. Но она мо-мЭжет стать незаменимым учебным пособием, игровым материалом и уникальным средством от скуки. Используя интерес малыша к воде, можно придумывать игры, которые не только...

5 летних проблем с кожей, и как их избежать

5 летних проблем с кожей, и как их избежать

5 летних проблем с кожей, и как их избежать Лето началось, а вместе с ним различные удовольствия, но и для многих сезон стал и проблемы с кожей. Конечно, наиболее распространенные...

ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

Синдром Марфана — наследственная болезнь, обусловленная аномалией развития соединительной ткани и характеризующаяся сочетанием Поражения опорно-двигателъного аппарата, подвывиха или вывиха хрусталика и сердечно-сосудистых расстройств. Наследуется по аутосомно-доминантному типу. Развитие синдрома обусловлено...

ПОДГОТОВКА К ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОМУ ОСМОТРУ

Составьте календарь, на котором пометьте примерные дни, в которые у вас была бы менструация, если бы не беременность. На эти дни не планируйте посещение врача, так как они считаются опасными,...

НАРУЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЛИНЫ

Использование глины для наружного применения дает весьма быстрый результат. Практически нет лекарственного средства, равного ей по эффективности. Как приготовить глину Глиняную массу или полужидкий глиняный раствор следует готовить следующим образом....

Консультативно-диагностический центр для детей

Консультативно-диагностический центр для детей

Правила устанавливают порядок работы КДЦ для детей в медицинских организациях. оказывающих медицинскую помощь, за исключением организации КДЦ для детей с проявлениями туберкулезной инфекции. КДЦ дли детей медицинского учреждении создают дли...

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, организуется и оказывается Всероссийской службой медицины катастроф в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в...

wume.ru