Мальчики в этом возрасте продолжают расти быстрее девочек. Также они немного опережают девочек в весе приблизительно до 8,5 лет, а вот после этого картина начинает меняться.

Восьмилетний ребенок старается все делать быстро: двигаться, есть, читать, говорить. Ему нравится, когда взрослые обращают на него внимание как на равного себе. Он очень интересуется человеческими отношениями: как и почему люди дружат между собой, за что осуждают друг друга и т. п. Ребенок в этом возрасте продолжает всюду совать свой нос: отчего загорается свет и как работает машина, что внутри телевизора и почему да как именно он работает, — вопросов становится все больше, и на каждый ему нужно получить как можно более точный и исчерпывающий ответ.

Отношения с друзьями для него теперь становятся более важными, чем со взрослыми, хотя в то же время, независимо от того, мальчик это или девочка, восьмилетний ребенок больше тянется к матери, чем к другим членам семьи. Он даже ревнует ее к другим. Эти дети очень ранимы и слишком чувствительны к критике, любят обсуждать действия окружающих его людей, а также и свои собственные, очень хорошо знают о своих недостатках, но не всегда могут с ними справиться. Иногда они плохо ладят с другими детьми, время от времени бывают агрессивны даже с мамой.

Если в этом возрасте ребенок развивается нормально, у него сильнее начинает проявляться чувство долга и стремление к различным достижениям. У него уже хорошо развита коммуникативность. Он ставит перед собой и пытается решать реальные задачи, его фантазия и игры направлены на активное усвоение предметных действий.

Возраст 8-9 лет (особенно у мальчиков) — это период некоторого торможения самостоятельного чтения, поэтому принуждать его читать нельзя ни в коем случае. Пользуйтесь уловками. Давайте ребенку читать книги сначала на ту тематику, которая интересует его больше всего, а потом потихонечку переходите к другим. И еще одно: выбирайте книжки вместе, особенно когда покупаете их в магазине.

В этом возрасте дети часто увлекаются коллекционированием: в ход идет абсолютно все — камешки, марки, наклейки от жвачек... При этом малышам доставляет огромное удовольствие не просто собирать их, но и систематически приводить свои коллекции в порядок.

В восемь лет иногда у детей появляется желание также навести порядок и в своих вещах. Для пущего удобства они могут наклеить ярлычки на ящики письменного стола, аккуратно расставить все книги на полочке... Правда, чаще всего порядок долго не держится, но ведь главное здесь — само стремление к нему. Дайте ребенку немного времени, и тогда привычка к чистоте и аккуратности станет неотъемлемой частью его характера.

У мальчиков этого возраста более развита способность к творческой деятельности. Если к нему в руки попадает какой-нибудь новый предмет (особенно игрушка — в этом возрасте дети еще очень любят играть ими), они придумывают для себя новые игры, используя эти предметы, как бы мы с вами сказали, не по назначению. А вот девочки идут проторенной дорожкой, стараясь приспособить их под хорошо знакомые, давно освоенные игры. Если это игрушечная кастрюлька, то в ней надо только варить еду, и она ну никак не может превратиться, скажем, в бункер для секретного оружия — чаще всего именно так и играют девочки.

Возраст 8-9 лет — время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период желательны интенсивные и разнообразные занятия изобразительной деятельностью. Это так называемая схематическая стадия, где символ, который лишь отдаленно может напоминать предмет, вполне устраивает ребенка. Начиная с 9 лет, у ребенка начнет пробуждаться реалистическое воспроизведение предметов и явлений.

Все четче психологически проявляются отличия между мальчиками и девочками. Мальчики больше отвлекаются во время приготовления уроков, их мысли часто витают далеко от того, чем они должны заниматься, поэтому их приходится заставлять выполнять домашние задания. И именно поэтому они делают уроки дома не полтора часа, как надо бы, а в 3-4 раза больше времени.

Даже если мальчик думает и соображает не хуже, а лучше девочки, заставить его думать именно на уроке тяжелее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в том, что они чаще, чем девочки, нарушают дисциплину на уроке, слишком шумны на перемене. Мальчика тяжелее приучить поддерживать порядок, особенно если раньше этому вы уделяли меньше внимания. Мальчики этого возраста значительно меньше, чем девочки, обращают внимание на свою одежду, кроме тех случаев, когда особенности предлагаемой взрослыми одежды каким-то образом нарушают их представление о том, как должен одеваться мальчик. То, что их одежда порвана или грязная, их интересует намного меньше, чем девочек.

Характерным для мальчиков является и недостаток ответственности. Они мало переживают или же не переживают вообще из-за оценок в школе, забывают, что им задано на дом или не придают этому значения, из-за чего родителям часто приходится самим узнавать домашние задания за своих сыновей. У них менее развиты усидчивость, настойчивость, терпеливость, старательность, аккуратность. У мальчиков этого возраста чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады настроения — от излишней самоуверенности до абсолютной потери уверенности в себе.

Словарный запас у мальчиков значительно богаче, чем у девочек, особенно за счет понятий более отдаленных предметов и обобщенных явлений. В лексиконе мальчиков преобладают слова, передающие действие, тогда как девочки более склонны к предметно-оценочным словам. В свободное время мальчики склонны заниматься спортом, подвижными играми, тогда как девочки — читать, музицировать и тому подобное.

В 8-9 лет ребенок уже может заниматься акробатикой, спортивной гимнастикой, горнолыжным спортом.

Восьмилетний ребенок уже начинает сомневаться в правильности действий и слов взрослых. Причины несогласий — противоречия в утверждениях: «Я это прочитал в книжке, а мне говорят — там написано неправильно», «В одной книжке пишут одно, в другой — совершенно противоположное», «В классе учительница говорит так, а мама утверждает обратное». Или же несоответствие этих утверждений опыту самого ребенка: «Почему все абсолютно уверены, что это именно так и не иначе, а мои сомнения никто не слушает», «Не согласен, когда в книжках пишут неправильно — такого в жизни не бывает и быть не может», «Почему я должен думать как все?»

Его очень удивляет необходимость доказывать окружающим (и себе) очевидные вещи. Например, если его спросить действительно ли он существует, то ребенок ответит, ссылаясь на собственный опыт, что он есть не потому, что ему так сказали взрослые, а потому, что он двигается, думает, прыгает, разговаривает, ходит, учится, выполняет различные другие действия, может потрогать и увидеть себя в зеркале, услышать собственный голос.

У восьмилетки начинает зарождаться критическое отношение к взрослым, к полученным от них знаниям. Появляется собственное мнение, которое отличается от мнения взрослых. Растет доверие к своему собственному жизненному опыту — настает время «очистить» этот опыт путем сомнения.

Дети этого возраста весьма импульсивны и несдержанны, еще не могут и не умеют самостоятельно преодолевать даже незначительные, на наш взгляд, трудности, с которыми сталкиваются во время обучения в школе. Поэтому в данном возрасте воспитание личности ребенка заключается в том, чтобы систематически учить детей самостоятельности более высокого уровня. Но делать это надо как бы исподволь, просто подталкивая ребенка к нужным действиям. При этом учитывайте то обстоятельство, что объем поставленного перед ним задания не должен быть очень большим, иначе ребенок просто откажется его выполнять вообще.

Теперь ребенку нужны собственные оценки его личного «Я». После того, как в восемь лет ребенок совершил Поступок, попробуйте не спешить давать ему свою собственную оценку. Пусть ребенок научится это делать самостоятельно.

Он еще не знает, как это делается? Ваша задача состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому осуществлять процесс поиска способов для объективной (!) самооценки, понимания мотивов собственного поведения. В сложных для него ситуациях — подсказывать, но в целом — обучать его этому. В диалоге с родителями обнажается смысл действий, как и становится понятной сущность внутреннего «Я» для ребенка.

Проанализируйте один из поступков ребенка сами, вслух, как бы между прочим размышляя о создавшейся ситуации. Поставьте себя на место ребенка, порассуждайте за него (почему я так сделал?), а потом — за других участников произошедшего. Приведите точки зрения «Я» ребенка и тех других «Я» — детей и взрослых. Дайте своему малышу возможность хотя бы таким образом услышать взрослый мир, увидеть разнообразие оценок взрослых и их точек зрения. Покажите ему множественность «зеркал», в каждом из которых по-своему отражается его Поступок. И выделите, подчеркните его «Я», его точку зрения.

Такие уроки не забываются. Поверьте, в следующий раз ребенок уже сам будет участвовать в таком диалоге с вами, он сам начнет думать, сопоставлять, анализировать. А еще через раз—другой сможет провести этот анализ самостоятельно. Так вы воспитаете у него привычку к внутреннему диалогу, сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях.

Вспомните, как учат детей играть в шахматы: «Если я пойду сюда, то противник пойдет туда, тогда я отвечу так...» И так далее. Вначале один лишь взрослый размышляет так вслух. Затем к нему присоединяется и ребенок. Проходит немного времени, и ребенок сам начинает мысленно обдумывать каждый ход. Еще чуть-чуть и он делает это не после, не во время, а перед своим ходом. Тогда ребенок начинает уже и понемногу обыгрывать взрослого...

Анализ Поступка скоро приводит к тому, что ребенок обучается «раскладывать по полочкам» его смысл и последствия заранее. Это и есть переход от импульсивных действий к осознанному поведению, переход к самовоспитанию. Ведь в конечном счете, ребенок должен усвоить не столько нашу оценку его Поступка как такового, сколько его смысл. Иначе малыш будет судить о себе и о других только по одним лишь поступкам, а это не всегда правильно. Ведь надо учитывать и мотивы поступка, и ситуацию, в которой он был совершен, а значит, понять еще и его смысл.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 2006 г. под патронажем Президента РФ начали реализовывать приоритетные национальные проекты: «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье». Наиболее масштабный и значимый проект — ПНП «Здоровье», который включает...

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ США 2010-2012 гг

Выбор США связан с тем, что в этой стране более 60 лет медицинская помощь населению финансируется преимущественно на основе ДМС (более 70% населения застрахованы по ДМС), в отличие от стран...

НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Нарушения ритма сердца разнообразны по происхождению, механизмам развития, встречаются во всех возрастных группах, что во многом определяет трудности диагностики и лечебной тактики. Этиология. Аритмии могут быть обусловлены кардиальны-ми, экстракардиальными и...

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Травмирующие факторы большой силы или большой длительности могут вызвать невротические и реактивные состояния и у ребенка с сильным типом высшей нервной деятельности. Однако чаше заболевают дети слабого типа. Это дети,...

A2

A2

Тенденции развития здравоохранения в развитых странах

Тенденции развития здравоохранения в развитых странах

ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Все страны по способу финансирования здравоохранения из общественных источников можно условно разделить на две модели. В первой — бюджетной модели — средства формируются из налогов,...

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИ…

Для повышения доступности населению специализированной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения за счет средств федерального бюджета Минздрава РФ установлен определенный порядок направления граждан в эти учреждения (приказ от 16...

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Цель паллиативной помощи пациенту в поздней стадии активного прогрессирующего заболевания и с небольшой предполагаемой продолжительностью жизни -максимальное повышение качества жизни, не предусматривающее ускорения или отдаления смертельного исхода (рис. 5.7). Активную...

Канон и практика

А.Я. Сыркин ЕДИНСТВО «САКРАЛЬНОГО» И «МИРСКОГО» В ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОБРАЗЕ ЖЕНЫ Тематика настоящего сборника ограничивает пределами Индии одну из самых животрепещущих сторон человеческих отношений. И, видимо, лишь естественно, что...

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ

В 1870 году учеными были обнаружены полезные микроорганизмы, живущие в кишечнике человека. Это была настоящая сенсация, ведь до этого желудочно-кишечный тракт человека считался стерильным. Вскоре русский ученый Илья Мечников продемонстрировал...

Цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу (…

ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто...

ЖЕНА ДИПЛОМАТА

Днянешвар Муле Автор этих заметок - первый секретарь посольства Индии в России, - молодой, умный, образованный, энергичный и доброжелательный человек. Он - дипломат, а не ученый, и ею подход к...

ОСНОВНЫЕ НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

▲ Диагностика основных неотложных состояний. ▲ Срочная помощь при неотложных состояниях. АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Это продолжительная стойкая обструкция дыхательных путей, при которой снимавшие ранее приступ астмы бронхолитики не дают эффекта. В...

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

МАТКА И ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Матка начинает увеличиваться с самого начала беременности. За девять месяцев ее вес от 50—60 г увеличивается примерно до 1 кг и даже больше, высота изменяется от...

ДИАРЕЯ

ДИАРЕЯ

Диарея (понос) — однократное или повторное опорожнение кишечника с изменением характера стула от кашицеобразного до водянистого. Течение диареи может быть хроническим или острым, что обусловлено основной причиной и реакцией со...

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ (ПЛАНТОГРАФИЯ)

Плантограф представляет собой деревянную раму высотой 2 см и размером 40 х 40 см с натянутым на нее полотном и (поверх него) полиэтиленовой пленкой (в случае отсутствия плантографа можно применить...

wume.ru