Согласно "Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.». основные проблемы отечественного медицинского образования (в том числе последипломного):

•   несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования потребностям здравоохранения и невысокое качество преподавания;

•   отсутствие системы непрерывного медицинского образования.

В соответствии с этим одна из задач развития здравоохранения - повышение квалификации медицинских работников совершенствованием системы образования и создание системы мотивации их к качественному труду.

Одна из главных проблем последипломного образования - отсутствие утвержденных стандартов обучения в интернатуре, ординатуре и на этапе дополнительного профессионального образования. Наряду с этим необходимо решать вопросы с повышением практической направленности обучения дипломированных специалистов.

Новое требование для получения права на медицинскую деятельность в Российской Федерации с 1 января 2016 г. - наличие свидетельства об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста - определение соответствия готовности специалиста. получившего высшее или среднее медицинское либо фармацевтическое образование, к медицинской деятельности определенного вида и профиля в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и порядками ее оказания, либо к фармацевтической деятельности в установленном порядке. Аккредитацию специалиста проводят по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, дополнительных профессиональных образовательных программ не реже 1 раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Однако механизм аккредитации пока не разработан, не определена и дальнейшая судьба сертификации специалистов.

Для повышения качества подготовки интернов, особенно хирургического профиля. Минздрав России делегировал Ученым советам вузов право принимать решение о продлении сроков обучения в интернатуре с учетом сложностей подготовки специалистов этого профиля. Аналогично может быть продлено обучение в ординатуре до 5 лет.

В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации целесообразно проведение мероприятий в послевузовском и дополнительном профессиональном медицинском (фармацевтическом) образовании:

•   совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения:

•   повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников:

•   совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией субъекта РФ;

•   создание учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные учреждения (медицинский вуз, училище), профильные научно-исследовательские институты и клинические базы:

•   оптимизация правовых и экономических отношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы:

•   развитие информатизации обучение в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях - формирование электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс;

•   разработка образовательных стандартов послевузовского и дополнительного профессионального образовании;

•   ранжирование длительности ординатуры (для врачей терапевтических специальностей - 1-2 года, для врачей хирургических специальностей - 3-5 лет);

•   развитие государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников; государственная поддержка перекрестных стажировок слушателей подразделений последипломного образования вузов в ведущих клиниках мира;

•   совершенствование подготовки управленческих кадров в здравоохранении и специалистов кадровых служб медицинских организаций, основанных на современных принципах управления качеством и стандартизации, многопрофильных профессиональных знания* (юридических, экономических, психологических. социологических и др.) и навыках управления кадрами;

•   подготовка методологической базы непрерывного медицинского образования и запуск «пилотных» проектов;

•   разработка требований и процедур допуска к медицинской деятельности, к конкретным лечебным и диагностическим манипуляциям, методам профилактики, диагностики и лечения в рамках конкретной специальности. порядка, процедур и сроков сертификации медицинских и фармацевтических специалистов;

•   внедрение новых федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию (в том числе интернатура, ординатура и др.);

•   формирование системы профессионального роста. К другим направлениям развития следует отнести:

•   активизацию внедрения в учебный процесс научных достижений и инноваций в области медицины и фармации;

•   разработку единой системы мониторинга качества подготовки врачей;

•   разработку учебников и учебных пособий, предназначенных для подготовки клинических ординаторов по всем специальностям;

•   совершенствование системы управления учебным процессом и его результативностью на послевузовском этапе;

•   совершенствование системы оценки готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности;

•   повышение компьютерной грамотности преподавателей и учащихся;

•   активизацию профориентации, совершенствование ее форм и методов:

•   пропаганду и распространение передового опыта ведущих медицинских вузов России;

•   расширение внедрения дистанционных технологий обучения по теоретическим дисциплинам — общественному здоровью и здравоохранению, медицинской статистике и информатике:

•   внедрение унифицированной для всех вузов документированной процедуры контроля овладения ординаторами навыками и умениями;

•   разработку механизмов закрепления выпускников вузов на селе и в государственных ЛПУ в городах.

Реализация этих перспектив требует формирования специальной программы с государственной поддержкой. Очевидна необходимость разработки новой стратегии развития послевузовского медицинского (фармацевтического) образования, вписывающейся в «Концепцию развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», дополняющей и развивающей ее.

Другой важный подход к решению задач совершенствования системы послевузовского образования в медицинских вузах - совершенствование российского законодательства в этой области. В недалеком будущем повышение качества подготовки специалистов на послевузовском этапе медицинского и фармацевтического образования повысит качество и доступность медицинской помощи населению страны.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

RT

RT

Экспресс-курс очищения организма

Экспресс-курс - что и почему В самом начале книги мы говорили о том, что «универсальный алгоритм» очистки организма - «раз, два, три» (кишечник, печень, жидкости тела) - является необходимым и...

НАРУЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЛИНЫ

Использование глины для наружного применения дает весьма быстрый результат. Практически нет лекарственного средства, равного ей по эффективности. Как приготовить глину Глиняную массу или полужидкий глиняный раствор следует готовить следующим образом....

10 лучших продуктов для плоского живота

10 лучших продуктов для плоского живота

10 лучших продуктов для плоского живота Мы все знаем, что единственный способ добиться плоского живота регулярные физические упражнения в сочетании с правильным питанием. Но сама физическая активность не может сделать...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

В 2000-2003 гг. Государственной думой приняты и вступили в действие 11 федеральных законов (табл. 3.4). Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О лекарственных средствах"» (от 2 января...

НАРУШЕНИЕ СНА

Нарушение сна — очень частое проявление невротического состояния у детей. Согласно учению И. П. Павлова, сон имеет «спасительное» охранительное значение для мозга. Благодаря ему утомленная нервная система восстанавливается, так как...

СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ

СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ

Несколько особняком стоит наблюдающееся в подростковом возрасте своеобразное состояние анорексии, обусловленное стремлением похудеть, доводящим иногда подростка до состояния крайнего истощения. Развивается это состояние обычно у девочек-подростков, обладавших прежде сниженным аппетитом,...

БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ДОМАШНЯЯ ЭКОЛОГИЯ В вашей квартире или доме всегда должны быть чистота и свежий воздух. Плотное закрывание окон и дверей, возможно, уменьшит расходы на отопление, но, скорее всего, увеличит риск загрязнения...

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Во время первого визита вам измерят рост, вес и артериальное давление. Данные первого осмотра — отправная точка, по которой будут оцениваться Изменения в состоянии вашего здоровья в период беременности,...

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К концу первых суток после оплодотворения начинается деление зиготы. Через 30 ч образуется две клетки, еще через 10 ч — четыре, к 6–7 суткам после оплодотворения число клеток...

ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Важная задача руководителя здравоохранения - обеспечение эффективного управления ресурсами и получение необходимых результатов медицинской деятельности. Для этого недостаточно собрать необходимые данные, требуется предоставить их конечному пользователю (врачам, заведующим отделениями, медицинским...

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ …

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Следствиями недофинансирования российского здравоохранения из государственных источников являются низкая доступность медицинской помощи по ПГГ, невозможность оказания медицинской помощи в соответствии с современными международными стандартами и высокая доля участия населения в...

СЛОЖНЫЕ РОДЫ

СЛОЖНЫЕ РОДЫ

На 7-м месяце беременности голова плода — самая большая часть организма — находится у дна матки, область которого довольно просторна. К 8-му месяцу плод принимает внутри матки то положение, в...

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ

В 1870 году учеными были обнаружены полезные микроорганизмы, живущие в кишечнике человека. Это была настоящая сенсация, ведь до этого желудочно-кишечный тракт человека считался стерильным. Вскоре русский ученый Илья Мечников продемонстрировал...

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ, РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ, РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ

В XXI в. место и роль России в мировой экономике будут во многом определяться уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать наукоемкие технологии, присутствием на мировом рынке высоких...

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас Толпа на пути на работу может сделать вас расстроенной, даже прежде чем покинуть дом. И многие другие повседневные вещи влияют на ваше настроение...

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Государственные расходы на здравоохранение в России составили в 2011 г. более 2 трлн руб. Почти 80% этих средств (1596,9 млрд руб.) расходуется на Программу госгарантий (ПГГ), в том числе на...

СИНДРОМ ВЕГЕТОВИСЦЕРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Под этим синдромом подразумевают разнообразие изменений функций внутренних органов вследствие нарушения регулирующего влияния центральной и вегетативной нервной систем. Клиническая картина. Характерны нарушения микроциркуляции: мраморность рисунка и бледность кожных покровов, преходящий...

wume.ru