Медицинские высшие учебные заведения существуют и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки. Министерства здравоохранения РФ. Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация медицинских вузов проводится Федеральной службой в сфере образования и науки в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174, и Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184.

Пополнение кадрового потенциала здравоохранения специалистами высокого уровня — основная миссия всех образовательных учреждений. Качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на каждом из этапов образования: довузовском, додипломном и послевузовском.

Ключевая задача довузовского этапа медицинского образования - повышение эффективности конкурсного отбора абитуриентов из числа наиболее подготовленных и профессионально ориентированных учащихся. Зачисление в медицинские вузы происходит в соответствии с Порядком приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895, по результатам единого государственного экзамена по предметам, соответствующим специальности.

В рамках довузовской подготовки действует система профориентации в медицинских классах, лицеях и колледжах, психологическое тестирование на соответствие профессии, организуются олимпиады регионального и всероссийского уровня по профильным предметам (биология, химия, физика). Сохранена практика целевого приема в медицинские вузы, заключают трехсторонние договоры вуз-работодатель-абитуриент.

Важный элемент качества образования на додипломном этапе — изменение содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с моделью специалиста XXI в. С 2011 г. осуществляют переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО) по различным отраслям, содержащие совокупность требований к подготовке выпускников. В рамках укрупненной группы специальностей 060000 - Здравоохранение — медицинские вузы реализуют профессиональное обучение по направлениям:

•   060101.65 Лечебное дело

•   060103.65 Педиатрия

•   060105.65 Медико-профилактическое дело

•   060201.65 Стоматология

•   060301.65 Фармация

•   060601.65 Медицинская биохимия

•   060602.65 Медицинская биофизика

•   060609.65 Медицинская кибернетика

•   060500.62 Сестринское дело

В результате освоения основной образовательной программы укрупненной группы специальностей выпускнику присваивают квалификацию «Специалист» или степень «Бакалавр» (по специальности «Сестринское дело»).

Сроки освоения образовательной программы определяются формой обучения и составляют при очной форме 5-6 лет, при очно-заочной форме обучения -6,5-7 лет.

Основной отличительный признак ФГОС-3 ВПО — выраженный компетент-ностный характер, позволяющий сформировать в процессе обучения знания, умения, навыки, которые студент способен самостоятельно продемонстрировать в конкретной ситуации. Обладая определенным набором общекультурных и профессиональных знаний, выпускник может квалифицированно решать различные профессиональные задачи.

Другая отличительная особенность ФГОС-3 ВПО — практическая направленность подготовки специалиста. Для клинической подготовки студентов в стандартах предусмотрены разные виды практики (в том числе сельская производственная практика), время на прохождение которых увеличено вдвое по сравнению со стандартами второго поколения. В медицинских вузах организованы Центры практических навыков, имеются собственные клиники, где лечебная и научная деятельность непосредственно связана с учебным процессом. Создание подобных учебно-научно-производственных комплексов дает возможность проведения исследований, внедрения новых разработок, что повышает мотивацию студентов к овладению профессией. Важный элемент подготовки медицинских кадров — сотрудничество медицинского вуза с учреждениями практического здравоохранения регионов, обладающих высоким кадровым потенциалом и мощной материальной базой.

ФГОС-3 ВПО ориентированы не только на практическую направленность подготовки выпускников, но и на внедрение инновационных технологий обучения. Повышено значение активных и интерактивных форм занятий - компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги. Удельный вес таких занятий должен составлять не менее 5% общего числа аудиторных занятий. При этом доля лекционных часов должна сократиться до 30% числа аудиторных занятий. Большое внимание уделено аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов, формированию у них навыков работы с информацией, позволяющих как воспроизводить ее, так и клинически мыслить, быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

В соответствии с требованиями новых стандартов значительно возрастает вариабельность вузовских программ за счет разделения циклов на базовую и вариативную часть — авторские курсы, дисциплины по выбору с ориентацией на востребованность. Учебные заведения сами разрабатывают и утверждают учебный план, рабочие программы, программы практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие учебный процесс.

Вуз обязан сформировать и общекультурную среду для создания условий развития личности студента, социализации учащихся, их воспитания. Это требование предполагает проведение в вузе четко сформулированной, осмысленной и планомерной воспитательной работы.

Смена концепции формирования и структурирования содержания образования - переход от традиционного (предметного) подхода, ориентированного на формирование знаний и умений, к предметно-деятельностному, направленному на формирование компетенции, - влечет пересмотр подходов к оценке качества подготовки специалиста.

В условиях оценки компетенции необходимы новые технологии и методы оценки, форм и средств контроля.

Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода — сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков, направленных на оценку качества освоения дисциплины, и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку компетенции.

Серьезной методической разработке подлежит не только процесс усвоения содержания образовательных программ, но и контроль и оценка усвоения. Необходима конкретизация конечных и промежуточных результатов, заданных в виде знаний, умений и навыков, объектов оценивания, разработка оценки результатов, описание эталонов выполнения действия, требований к условиям выполнения, определение адекватных форм контроля, технологий и методов контроля и оценки, разработка средств контроля.

Заданные ФГОС-3 результаты подготовки выпускника указывают не только на то, чему «учить», но и что контролировать и оценивать, определяют уровни усвоения содержания образования в рамках конкретных дисциплин.

Объекты оценки - продукт и процесс учебной, учебно-исследовательской, профессиональной деятельности, объем профессионально значимой информации. Дифференциация объектов оценки по разным видам аттестации — непременное условие качества контроля усвоения содержания образования. При аттестации по дисциплине оценивают уровень освоения профессионально значимой научной информации, способы теоретической деятельности. При междисциплинарной аттестации — общекультурные, профессиональные знания: при квалификационной аттестации — общие и профессиональные знания, готовность к профес-

сиональной деятельности или ее отдельному виду. Задачи текущего и рубежного контроля — оценка элементов знаний (ЗУВ — знания, умения, владения).

Использование в учебном процессе традиционных форм и методов не противоречит компетентностной модели основных образовательных программ. Активно используют устный (собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен) и письменный контроль (тест, контрольная работа, реферат, курсовая работа, отчеты по НИР и т.д.), контроль техническими средствами и информационными системами (программы компьютерного тестирования, электронные аттестующие тесты и т.д.). Востребовано использование в учебном процессе электронного практикума и виртуальных лабораторных работ, обеспечивающих оперативность контроля, детализацию информации об учебных достижениях студентов, возможность накопления интегральных оценок.

Основные требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенции:

•   итеративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

•   проблемно-деятельностный характер;

•   ориентация на применение умений и знаний в нетипичных ситуациях;

•   актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

•   связь критериев с планируемыми результатами;

•   экспертиза в профессиональном сообществе.

Перспективно применение в качестве оценочных средств активных методов обучения - кейс-метод, деловая (ролевая) игра, метод проекта, метод развивающейся кооперации, позволяющих диагностировать формирование компетенции и ее частей.

Разработка заданий для оценки сформированности компетенции предполагает учет содержания ее компонентов (знает, умеет, владеет) и ступеней освоения (пороговый, продвинутый, высокий). Кроме того, обязательно наличие эталона ответа с учетом специфики объекта оценивания и четких критериев.

Отдельного рассмотрения требует проблема контроля и оценки общекультурных знаний, включающих не только когнитивную, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие.

Возможные методы оценки:

•   объективные тесты с выбором ответа, которые обрабатывают по ключу, заданному в форме норматива;

•   психологические тесты-опросники для диагностики личностных свойств;

•   «субъективного шкалирования и самооценки компетентности», предполагающие интерпретацию экспертом оценок испытуемым каких-либо объектов или понятий по степени сходства либо субъективного предпочтения в связи с компетентностью;

•   экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.).

Вполне очевидно, что оценка общекультурных знаний осложнена не только отсутствием проработанной системы вполне конкретных методик с учетом направлений подготовки, но и неподготовленностью профессорско-преподавательского состава к их использованию, и требует организации специального подразделения или делегированию полномочий уже имеющемуся.

Разработанные контрольно-оценочные средства — фонд оценочных средств — предназначены для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяют оценить знания, умения и уровень приобретенных знаний. Фонд оценочных средств — комплект контрольно-измерительных материалов, применяемых в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений, и комплект оценочных средств, применяемых в профессиональных модулях, где

результат - профессиональные знания. Обязательные требования - проведение экспертизы соответствия фонда оценочных средств структуре требований ФГОС, соответствия образовательной программе подготовки и соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.

ПРОБЛЕМЫ

Реализуемый с 2006 г. приоритетный национальный проект «Образование» нацелен на активизацию инициативы учебных заведений, в том числе и вузов, по выработке инновационных стратегий их развития. В модернизации медицинского образования существуют определенные проблемы, свойственные всей российской системе образования — в первую очередь, глобализация системы образования. Подписание в 2003 г. Россией Болонской конвенции об унификации системы высшего образования в Европе предполагает переход от традиционной ЗУН-овской (предметные знания, умения и навыки) к компетентностной парадигме образования, которая обозначена в ФГОС-3. Требования ее формируются совокупностью общих социально-культурных и профессиональных знаний, умений и навыков, заданных квалификационными характеристиками, национальным законодательством. Сопоставление этих национальных требований по отдельным специальностям в рамках Болонского процесса выявило наиболее общие дескрипторы, описывающие качество подготовки. В результате выработки наиболее общих дескрипторов высшего образования вне зависимости от его содержания и избранной специальности предложена дублинская модель универсальных описаний компетенции или дублинские дескрипторы: знание и понимание; применение знаний и понимание; выражение суждений; коммуникативные способности; способности к учебе. Эти дескрипторы вошли в практику с момента принятия рекомендаций Парламентом и Советом Европы 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях специалистов (2006/962/ЕС) «Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни — Европейские рамочные установки». Для Российской Федерации этот документ не обязателен, однако представляет интерес в связи с переходом на компетентностно-ориентированный подход к подготовке специалистов.

Более сложная проблема — введение двухуровневой модели образования (бакалавриат/магистратура). В России отсутствует законодательная и нормативная база для выпуска бакалавров медицины.

Вторая проблема - увеличивающийся разрыв между реальным качеством образования и ростом требований работодателей и государства к компетенции работников. По этой причине разрабатываемые российскими вузами программы должны будут определять не только перечни предметов и количество часов, отводимых на их освоение, но достижение уровня самостоятельного оперирования знаниями. Однако здесь возникает вопрос о методах обучения, современном методическом обеспечении учебного процесса и о способах диагностики уровня полученных знаний.

В-третьих, описанная ранее тенденция ставит вопрос о смене преподавательской парадигмы. Технологию передачи «готовых знаний», доминирующую в высшем образовании более 200 лет, необходимо заменить технологиями формирования ситуативной дееспособности, компетентности в реальных ситуациях. При этом на первый план выходят не только уровни приобретенных практических навыков у выпускников, но и владение методами принятия профессионального решения. В этом плане перед вузами встают практические вопросы: перераспределение отведенного на обучение времени, выбор адекватной технологии учебного процесса.

Качество высшего образования прямо зависит от эффективного взаимодействия студента и преподавателя. Обеспечение оптимальных условий для этого взаимодействия тоже составляет одну из задач реформы системы высшего медицинского образования.

В этих условиях актуальна проблема подготовки преподавательских кадров. В соответствии с требованиями ФГОС-3 число «остепененных» преподавателей в вузе должно составлять 65% при 10% докторов наук, по профессиональному циклу эти показатели должны составлять соответственно 70 и 11%. Это ставит перед медицинскими вузами проблему целевой подготовки научных кадров, активизации работы аспирантуры и докторантуры.

Подготовка преподавателя медицинского вуза имеет два аспекта: подготовка его как специалиста-врача и научного работника и подготовка именно как преподавателя. Большое значение в этом процессе имеет наличие в вузе собственной клинической базы, на основе которой можно организовать научно-исследовательские институты, реализовывать региональные медицинские программы. Перспективные для вуза преподавательские кадры — активные члены студенческого научного общества, аспиранты, которые проходят педагогическую практику. В подготовке педагогических кадров велика роль факультетов повышения квалификации преподавателей при медицинских вузах.

Появление средств информатизации, Интернета привело к смене способов получения, увеличению объёма и скорости представления информации, организации самостоятельной работы студентов и контроля за их работой. Это влечет за собой необходимость создания в вузах подразделения, комплексно решающего вопросы информатизации (доступ к информационным ресурсам, создание электронных и/или мультимедийных учебных пособий, систем тестового контроля знаний нового поколения).

Описанные тенденции, общие для всей высшей школы Российской Федерации, дополняются проблемами, специфическими для высшего медицинского образования:

•   необходимость расширения практической подготовки студентов и создания для этого организационных и технических условий, собственных клинических баз, оснащенных современным клинико-диагностическим и лечебным оборудованием;

•   введение в высшее медицинское образование теории и практики доказательной медицины;

•   введение понятия фармакоэкономики и разработки формулярных перечней;

•   повышение значения коммуникативной подготовки выпускников вузов и уже работающих врачей.

Таким образом, основная стратегическая цель развития системы высшего медицинского образования — повышение качества подготовки специалистов. Для реализации связанных с этой целью задач медицинским вузам необходимо создавать административно-управленческую инфраструктуру для планирования всех основных направлений их развития. Эта структура должна реагировать на демографическую структуру населения, изменения методов лечения больных, изменения на рынке труда, в науке и в технологиях. Одновременно она должна решать вопросы социализации молодежи, т.е. формирования социальных норм и стандартов общественной жизни, культурных ценностей. Иными словами, медицинские вузы должны решать стандартную триединую задачу — лечить, учить, заниматься наукой.

 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         


 

 



wume.ru