Медицинские высшие учебные заведения существуют и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки. Министерства здравоохранения РФ. Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация медицинских вузов проводится Федеральной службой в сфере образования и науки в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174, и Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184.

Пополнение кадрового потенциала здравоохранения специалистами высокого уровня — основная миссия всех образовательных учреждений. Качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на каждом из этапов образования: довузовском, додипломном и послевузовском.

Ключевая задача довузовского этапа медицинского образования - повышение эффективности конкурсного отбора абитуриентов из числа наиболее подготовленных и профессионально ориентированных учащихся. Зачисление в медицинские вузы происходит в соответствии с Порядком приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895, по результатам единого государственного экзамена по предметам, соответствующим специальности.

В рамках довузовской подготовки действует система профориентации в медицинских классах, лицеях и колледжах, психологическое тестирование на соответствие профессии, организуются олимпиады регионального и всероссийского уровня по профильным предметам (биология, химия, физика). Сохранена практика целевого приема в медицинские вузы, заключают трехсторонние договоры вуз-работодатель-абитуриент.

Важный элемент качества образования на додипломном этапе — изменение содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с моделью специалиста XXI в. С 2011 г. осуществляют переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО) по различным отраслям, содержащие совокупность требований к подготовке выпускников. В рамках укрупненной группы специальностей 060000 - Здравоохранение — медицинские вузы реализуют профессиональное обучение по направлениям:

•   060101.65 Лечебное дело

•   060103.65 Педиатрия

•   060105.65 Медико-профилактическое дело

•   060201.65 Стоматология

•   060301.65 Фармация

•   060601.65 Медицинская биохимия

•   060602.65 Медицинская биофизика

•   060609.65 Медицинская кибернетика

•   060500.62 Сестринское дело

В результате освоения основной образовательной программы укрупненной группы специальностей выпускнику присваивают квалификацию «Специалист» или степень «Бакалавр» (по специальности «Сестринское дело»).

Сроки освоения образовательной программы определяются формой обучения и составляют при очной форме 5-6 лет, при очно-заочной форме обучения -6,5-7 лет.

Основной отличительный признак ФГОС-3 ВПО — выраженный компетент-ностный характер, позволяющий сформировать в процессе обучения знания, умения, навыки, которые студент способен самостоятельно продемонстрировать в конкретной ситуации. Обладая определенным набором общекультурных и профессиональных знаний, выпускник может квалифицированно решать различные профессиональные задачи.

Другая отличительная особенность ФГОС-3 ВПО — практическая направленность подготовки специалиста. Для клинической подготовки студентов в стандартах предусмотрены разные виды практики (в том числе сельская производственная практика), время на прохождение которых увеличено вдвое по сравнению со стандартами второго поколения. В медицинских вузах организованы Центры практических навыков, имеются собственные клиники, где лечебная и научная деятельность непосредственно связана с учебным процессом. Создание подобных учебно-научно-производственных комплексов дает возможность проведения исследований, внедрения новых разработок, что повышает мотивацию студентов к овладению профессией. Важный элемент подготовки медицинских кадров — сотрудничество медицинского вуза с учреждениями практического здравоохранения регионов, обладающих высоким кадровым потенциалом и мощной материальной базой.

ФГОС-3 ВПО ориентированы не только на практическую направленность подготовки выпускников, но и на внедрение инновационных технологий обучения. Повышено значение активных и интерактивных форм занятий - компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги. Удельный вес таких занятий должен составлять не менее 5% общего числа аудиторных занятий. При этом доля лекционных часов должна сократиться до 30% числа аудиторных занятий. Большое внимание уделено аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов, формированию у них навыков работы с информацией, позволяющих как воспроизводить ее, так и клинически мыслить, быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

В соответствии с требованиями новых стандартов значительно возрастает вариабельность вузовских программ за счет разделения циклов на базовую и вариативную часть — авторские курсы, дисциплины по выбору с ориентацией на востребованность. Учебные заведения сами разрабатывают и утверждают учебный план, рабочие программы, программы практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие учебный процесс.

Вуз обязан сформировать и общекультурную среду для создания условий развития личности студента, социализации учащихся, их воспитания. Это требование предполагает проведение в вузе четко сформулированной, осмысленной и планомерной воспитательной работы.

Смена концепции формирования и структурирования содержания образования - переход от традиционного (предметного) подхода, ориентированного на формирование знаний и умений, к предметно-деятельностному, направленному на формирование компетенции, - влечет пересмотр подходов к оценке качества подготовки специалиста.

В условиях оценки компетенции необходимы новые технологии и методы оценки, форм и средств контроля.

Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода — сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков, направленных на оценку качества освоения дисциплины, и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку компетенции.

Серьезной методической разработке подлежит не только процесс усвоения содержания образовательных программ, но и контроль и оценка усвоения. Необходима конкретизация конечных и промежуточных результатов, заданных в виде знаний, умений и навыков, объектов оценивания, разработка оценки результатов, описание эталонов выполнения действия, требований к условиям выполнения, определение адекватных форм контроля, технологий и методов контроля и оценки, разработка средств контроля.

Заданные ФГОС-3 результаты подготовки выпускника указывают не только на то, чему «учить», но и что контролировать и оценивать, определяют уровни усвоения содержания образования в рамках конкретных дисциплин.

Объекты оценки - продукт и процесс учебной, учебно-исследовательской, профессиональной деятельности, объем профессионально значимой информации. Дифференциация объектов оценки по разным видам аттестации — непременное условие качества контроля усвоения содержания образования. При аттестации по дисциплине оценивают уровень освоения профессионально значимой научной информации, способы теоретической деятельности. При междисциплинарной аттестации — общекультурные, профессиональные знания: при квалификационной аттестации — общие и профессиональные знания, готовность к профес-

сиональной деятельности или ее отдельному виду. Задачи текущего и рубежного контроля — оценка элементов знаний (ЗУВ — знания, умения, владения).

Использование в учебном процессе традиционных форм и методов не противоречит компетентностной модели основных образовательных программ. Активно используют устный (собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен) и письменный контроль (тест, контрольная работа, реферат, курсовая работа, отчеты по НИР и т.д.), контроль техническими средствами и информационными системами (программы компьютерного тестирования, электронные аттестующие тесты и т.д.). Востребовано использование в учебном процессе электронного практикума и виртуальных лабораторных работ, обеспечивающих оперативность контроля, детализацию информации об учебных достижениях студентов, возможность накопления интегральных оценок.

Основные требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенции:

•   итеративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

•   проблемно-деятельностный характер;

•   ориентация на применение умений и знаний в нетипичных ситуациях;

•   актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

•   связь критериев с планируемыми результатами;

•   экспертиза в профессиональном сообществе.

Перспективно применение в качестве оценочных средств активных методов обучения - кейс-метод, деловая (ролевая) игра, метод проекта, метод развивающейся кооперации, позволяющих диагностировать формирование компетенции и ее частей.

Разработка заданий для оценки сформированности компетенции предполагает учет содержания ее компонентов (знает, умеет, владеет) и ступеней освоения (пороговый, продвинутый, высокий). Кроме того, обязательно наличие эталона ответа с учетом специфики объекта оценивания и четких критериев.

Отдельного рассмотрения требует проблема контроля и оценки общекультурных знаний, включающих не только когнитивную, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие.

Возможные методы оценки:

•   объективные тесты с выбором ответа, которые обрабатывают по ключу, заданному в форме норматива;

•   психологические тесты-опросники для диагностики личностных свойств;

•   «субъективного шкалирования и самооценки компетентности», предполагающие интерпретацию экспертом оценок испытуемым каких-либо объектов или понятий по степени сходства либо субъективного предпочтения в связи с компетентностью;

•   экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.).

Вполне очевидно, что оценка общекультурных знаний осложнена не только отсутствием проработанной системы вполне конкретных методик с учетом направлений подготовки, но и неподготовленностью профессорско-преподавательского состава к их использованию, и требует организации специального подразделения или делегированию полномочий уже имеющемуся.

Разработанные контрольно-оценочные средства — фонд оценочных средств — предназначены для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяют оценить знания, умения и уровень приобретенных знаний. Фонд оценочных средств — комплект контрольно-измерительных материалов, применяемых в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений, и комплект оценочных средств, применяемых в профессиональных модулях, где

результат - профессиональные знания. Обязательные требования - проведение экспертизы соответствия фонда оценочных средств структуре требований ФГОС, соответствия образовательной программе подготовки и соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.

ПРОБЛЕМЫ

Реализуемый с 2006 г. приоритетный национальный проект «Образование» нацелен на активизацию инициативы учебных заведений, в том числе и вузов, по выработке инновационных стратегий их развития. В модернизации медицинского образования существуют определенные проблемы, свойственные всей российской системе образования — в первую очередь, глобализация системы образования. Подписание в 2003 г. Россией Болонской конвенции об унификации системы высшего образования в Европе предполагает переход от традиционной ЗУН-овской (предметные знания, умения и навыки) к компетентностной парадигме образования, которая обозначена в ФГОС-3. Требования ее формируются совокупностью общих социально-культурных и профессиональных знаний, умений и навыков, заданных квалификационными характеристиками, национальным законодательством. Сопоставление этих национальных требований по отдельным специальностям в рамках Болонского процесса выявило наиболее общие дескрипторы, описывающие качество подготовки. В результате выработки наиболее общих дескрипторов высшего образования вне зависимости от его содержания и избранной специальности предложена дублинская модель универсальных описаний компетенции или дублинские дескрипторы: знание и понимание; применение знаний и понимание; выражение суждений; коммуникативные способности; способности к учебе. Эти дескрипторы вошли в практику с момента принятия рекомендаций Парламентом и Советом Европы 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях специалистов (2006/962/ЕС) «Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни — Европейские рамочные установки». Для Российской Федерации этот документ не обязателен, однако представляет интерес в связи с переходом на компетентностно-ориентированный подход к подготовке специалистов.

Более сложная проблема — введение двухуровневой модели образования (бакалавриат/магистратура). В России отсутствует законодательная и нормативная база для выпуска бакалавров медицины.

Вторая проблема - увеличивающийся разрыв между реальным качеством образования и ростом требований работодателей и государства к компетенции работников. По этой причине разрабатываемые российскими вузами программы должны будут определять не только перечни предметов и количество часов, отводимых на их освоение, но достижение уровня самостоятельного оперирования знаниями. Однако здесь возникает вопрос о методах обучения, современном методическом обеспечении учебного процесса и о способах диагностики уровня полученных знаний.

В-третьих, описанная ранее тенденция ставит вопрос о смене преподавательской парадигмы. Технологию передачи «готовых знаний», доминирующую в высшем образовании более 200 лет, необходимо заменить технологиями формирования ситуативной дееспособности, компетентности в реальных ситуациях. При этом на первый план выходят не только уровни приобретенных практических навыков у выпускников, но и владение методами принятия профессионального решения. В этом плане перед вузами встают практические вопросы: перераспределение отведенного на обучение времени, выбор адекватной технологии учебного процесса.

Качество высшего образования прямо зависит от эффективного взаимодействия студента и преподавателя. Обеспечение оптимальных условий для этого взаимодействия тоже составляет одну из задач реформы системы высшего медицинского образования.

В этих условиях актуальна проблема подготовки преподавательских кадров. В соответствии с требованиями ФГОС-3 число «остепененных» преподавателей в вузе должно составлять 65% при 10% докторов наук, по профессиональному циклу эти показатели должны составлять соответственно 70 и 11%. Это ставит перед медицинскими вузами проблему целевой подготовки научных кадров, активизации работы аспирантуры и докторантуры.

Подготовка преподавателя медицинского вуза имеет два аспекта: подготовка его как специалиста-врача и научного работника и подготовка именно как преподавателя. Большое значение в этом процессе имеет наличие в вузе собственной клинической базы, на основе которой можно организовать научно-исследовательские институты, реализовывать региональные медицинские программы. Перспективные для вуза преподавательские кадры — активные члены студенческого научного общества, аспиранты, которые проходят педагогическую практику. В подготовке педагогических кадров велика роль факультетов повышения квалификации преподавателей при медицинских вузах.

Появление средств информатизации, Интернета привело к смене способов получения, увеличению объёма и скорости представления информации, организации самостоятельной работы студентов и контроля за их работой. Это влечет за собой необходимость создания в вузах подразделения, комплексно решающего вопросы информатизации (доступ к информационным ресурсам, создание электронных и/или мультимедийных учебных пособий, систем тестового контроля знаний нового поколения).

Описанные тенденции, общие для всей высшей школы Российской Федерации, дополняются проблемами, специфическими для высшего медицинского образования:

•   необходимость расширения практической подготовки студентов и создания для этого организационных и технических условий, собственных клинических баз, оснащенных современным клинико-диагностическим и лечебным оборудованием;

•   введение в высшее медицинское образование теории и практики доказательной медицины;

•   введение понятия фармакоэкономики и разработки формулярных перечней;

•   повышение значения коммуникативной подготовки выпускников вузов и уже работающих врачей.

Таким образом, основная стратегическая цель развития системы высшего медицинского образования — повышение качества подготовки специалистов. Для реализации связанных с этой целью задач медицинским вузам необходимо создавать административно-управленческую инфраструктуру для планирования всех основных направлений их развития. Эта структура должна реагировать на демографическую структуру населения, изменения методов лечения больных, изменения на рынке труда, в науке и в технологиях. Одновременно она должна решать вопросы социализации молодежи, т.е. формирования социальных норм и стандартов общественной жизни, культурных ценностей. Иными словами, медицинские вузы должны решать стандартную триединую задачу — лечить, учить, заниматься наукой.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ПРИСУТСТВИЕ ОТЦА ПРИ РОДАХ

Присутствие при рождении ребенка — очень волнующий момент, и многие мужчины считают своим долгом помогать своей жене и ребенку в этом процессе. Другие считают, что Ихм не место в родильном...

ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ

Оседание эритроцитов — свойство клеток свежей крови осаждаться на дне сосуда при стабилизации ее в несвертывающемся состоянии. Осе-дание эритроцитов происходит вследствие их большей относительной плотности по сравнению с таковой плазмы....

НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ

Нарушение функции мочеиспускания представляет чрезвычайно частое явление, с которым близкие ребенку лица обращаются к врачу. Несмотря на огромное количество посвященных этому симптому работ, вопрос до сих пор окончательно не разрешен....

БАРЬЕРНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

БАРЬЕРНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

Барьерные методы подразумевают создание препятствия на пути сперматозоида к яйцеклетке. Барьерные методы контрацепции предохраняют не только От наступления беременности, но и от заболеваний, Передающихся половым путём. Венерические заболевания. Частота этих...

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К концу четвертого месяца плод полностью зависит от уже сформированной плаценты. Плацента не только передает плоду продукты питания и кислород от матери, но и выводит вредные вещества...

КОРТИЗОЛ И СТРЕСС: ЧТО ВЫЗЫВАЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА В ОРГАНИЗМЕ ЖЕНЩИНЫ СТАРШЕ 30 ЛЕТ

КОРТИЗОЛ И СТРЕСС: ЧТО ВЫЗЫВАЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА В ОРГАНИЗМЕ ЖЕНЩИНЫ СТАРШЕ 30 ЛЕТ

Отресс. Для многих из нас это слово ассоциируется с ужасными картинами спровоцированных им заболеваний: рак, инфаркт, высокое давление, бесплодие, аллергия; список можно продолжать до бесконечности. Но все мы постоянно переживаем...

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 2-2,5 см. Интенсивно продолжают расти легочная ткань, кости таза (с 6 до 12 лет будет наблюдаться относительная стабилизация его размеров; он,...

ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ К ГРУДИ

Попросите врачей, чтобы вам приложили ребенка к груди еще в родзале. Чем раньше прикладывают новорожденного к груди, тем лучше и для мамы, и для самого младенца. Ребенок получит всего несколько...

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите быть сон лучшей ночи? Существует решение Проблема со сном, как известно, люди всех возрастов, от подростков до пожилых людей. Многие люди борются с не высыпанием, плохой сон. Хорошая гигиена...

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 2006 г. под патронажем Президента РФ начали реализовывать приоритетные национальные проекты: «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье». Наиболее масштабный и значимый проект — ПНП «Здоровье», который включает...

Эпизиотомия

Это небольшой разрез промежности, который делают во избежание разрыва мышц промежности матери при различных родовых осложнениях. Эпизиотомию делают в случае слишком напряженной или слишком натянутой промежности, если голова ребенка значительно...

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

Еще до рождения ребенка вы должны тщательно продумать, какие принадлежности понадобятся вашему малышу. Желательно также выбрать имя для него. Посоветуйтесь с будущим папой и, если еще сомневаетесь, остановитесь на нескольких...

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа...

4 вещи, которые вы должны знать о сыре

4 вещи, которые вы должны знать о сыре

4 вещи, которые вы должны знать о сыре Задумывались ли вы, любит ли наш организм сыр столько, сколько я его люблю? Конечно, вы слышали, что сыр не здорово, но это...

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения по основным причинам: •   механическое движение (миграция); •   естественное движение. Механическое движение населения, миграция (от лат. migro — перехожу, переселяюсь) - территориальные...

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

ЗВУТ занимает особое место в статистике заболеваемости из-за большой социально-экономической значимости. По оценкам специалистов, только в 2008 г. экономический ущерб от временной утраты трудоспособности составил около 98 млрд рублей. На...

wume.ru