ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Все страны по способу финансирования здравоохранения из общественных источников можно условно разделить на две модели.

В первой — бюджетной модели — средства формируются из налогов, собираемых государственными структурами; функция аккумулирования и оплаты (закупки) медицинских услуг возложена на центральные и региональные органы управления здравоохранением. Ранее эта модель существовала в Советском Союзе и странах социалистического лагеря, в настоящее время она действует в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Финляндии, Швеции.

Во второй - модели ОМС — средства финансирования - страховые взносы работников и работодателей; функции сбора, аккумулирования и оплаты (закупки) медицинских услуг для населения выполняют страховые фонды (в Германии — больничные кассы). Модель ОМС существует в Австрии, Бельгии, Германии, Израиле, Люксембурге, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии. Эти модели финансирования и организации медицинской помощи упрощенно представлены на примере Великобритании (рис. 11.1) и Германии (рис. 11.2).

Принципиальных преимуществ эти модели не имеют. Бюджетная модель проще в управлении, так как существует единая вертикаль управления денежными средствами и поставщиками медицинских услуг, большинство из которых находятся в государственной (общественной) собственности. С другой стороны, покупатели медицинских услуг и их поставщики часто находятся в руках одного собственника (государства или муниципалитета), что снижает эффективность работы системы, ведет к наращиванию мощности медицинских учреждений, что и происходило в Советском Союзе.

Для решении этой проблемы в странах с бюджетной моделью финансирования здравоохранения апробируют различные механизмы разделения покупателей и поставщиков медицинских услуг,

например используют систему фондодержания — способ оплаты медицинской помощи через специально созданные финансовые фонды при объединенных лечебных учреждениях. Они как оплачивают их услуги, так и закупают медицинские услуги у диагностических центров и стационаров в интересах прикрепленного населения. Неиспользованные средства идут на оплату труда или развитие учреждения. Таким образом, появляется финансовая заинтересованность

амбулаторно-поликлинических учреждений в улучшении здоровья населения (более здоровое население меньше потребляет медицинских услуг) и в экономии ресурсов здравоохранения.

Например, в Великобритании существует система фондодержания на уровне первичного звена здравоохранения. Опыт Великобритании показал, что держателям фондов удалось несколько повысить качество оказываемой населению медицинской помощи и расширить возможности для выбора пациентами лечебных учреждений.

В РФ фонды создавали как фонды средств амбулаторно-поликлинических учреждений на уровне СМО, а не как отдельные организации. Эта система апробирована в ряде субъектов (Самарская область). Фондодержание в страховых организациях привело к эффективному использованию ресурсов: сокращено число необоснованных госпитализаций на 30%, вызовов скорой медицинской помощи на 35%, излишний коечный фонд снижен на 40%.

Другое направление реформирования бюджетной модели финансирования -использование рыночных инструментов управления: введение контрактных отношений между покупателями и поставщиками медицинских услуг, расширение прав пациента в выборе поставщика медицинских услуг, конкуренция между поставщиками услуг и расширение самостоятельности управления учреждениями со стороны поставщиков услуг. Вместо простого распределения средств между поставщиками услуг по установленным тарифам контракты предусматривают оплату за оговоренные объем, качество и результаты работы, возможность штрафов и другие условия. Опыт Великобритании и Испании дал первые положительные результаты: повышена эффективность деятельности медицинских учреждений. снижена очередность на плановые госпитализации (см. главу 10).

Преимущество стран с моделью ОМС - наличие независимого источника финансирования здравоохранения — страховых взносов (в бюджетной модели ежегодно приходится отстаивать средства здравоохранения у других конкурентных отраслей) и разделение между покупателями и поставщиками медицинских услуг (они находятся в собственности и управлении различных организаций). Однако при работе по модели ОМС субъектов управления больше, оно сложнее, и соответственно административные расходы несколько большие, чем в бюджетной модели (4-5 против 2-3%). Возможность свободного выбора пациентами врачей первичного звена и врачей-специалистов, с одной стороны, способствует расширению прав пациентов и повышению эффективности работы поставщиков, но, с другой, приводит к снижению координации медицинской помощи и росту расходов на ее оказание.

В странах с моделью ОМС для повышения эффективности фондов страхования и снижения расходов на медицинскую помощь государство проводит:

•   укрупнение фондов страхования до нескольких основных с региональными отделениями;

•   расширение функций и ответственности страховщиков, например разделение финансовых рисков между ними и поставщиками услуг, и проведение фондами профилактических мероприятий и программ контроля хронических заболеваний.

В нескольких странах ввели управляемую (регулируемую государством) конкуренцию между страховыми фондами (Германия, Франция, Нидерланды). В Нидерландах пошли дальше: разрешили управлять средствами ОМС частным страховым компаниям, которые конкурируют между собой за контракты с населением. Конкуренция в этих странах жестко регулируется государством: установлена максимальная ставка страхового взноса, через центральный фонд выравнивают риски, установлен единый базовый пакет страхового покрытия. Средства ОМС и ДМС не объединены и не смешаны, даже если оба вида страхования осуществляет

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 551

одна и та же частная компания. Более подробно структура и организация деятельности системы ОМС в зарубежных странах представлены в табл. 11.1.


В обеих моделях средства на оплату всех видов медицинской помощи консолидированы преимущественно в одной структуре - территориальных страховых фондах (в Германии и Нидерландах - национальном фонде) или в территориальном органе управления здравоохранением. Средства направляют на оплату медицинской помощи из одного источника и покрывают стоимость услуг поставщиков полностью, т.е. все статьи расхода. Отдельной статьей из бюджета (центрального или регионального) финансируют только капитальные расходы на развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения и расходы на общественное здравоохранение и медицинское образование. Ситуации, аналогичной сложившейся в РФ, когда поставщикам медицинских услуг оплата за лечение пациентов поступает из нескольких государственных источников (существует несколько центров управления средствами), нет практически ни в одной стране мира.

Уроки

И бюджетная модель, и модель ОМС имеют как свои преимущества, так и недостатки; выбор зависит от сложившихся условий и политики государства. Смешанная модель, существующая в РФ, не имеет никаких преимуществ.

Из системы ОМС в систему преимущественно бюджетного финансирования перешли Дания, Финляндия, Греция, Ирландия, Италия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция. Из системы бюджетного финансирования в систему ОМС -только Израиль.

Рекомендации для России

•   Необходимо сконцентрировать источники финансирования здравоохранения в одном фонде, т.е. установить одного плательщика этих средств.

•   Необходимо определить орган, который будет управлять этими средствами в интересах населения, т.е. решить вопрос, становится ли система ОМС

полноценной или окончательно превращается в финансовый отдел органов управления здравоохранением, которым она является сегодня в большинстве субъектов РФ. Требует дальнейшего обсуждения вопрос о необходимости частных страховых компаний в реализации ОМС. • При формировании одноканальной системы или одного плательщика возможно использование опыта рыночных механизмов в управлении, но при одновременном жестком регулировании со стороны государства.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

wume.ru