ВВЕДЕНИЕ
Информатизация — комплекс мероприятий для полного и своевременного обеспечения участников деятельности необходимой информацией, переработанной и при необходимости преобразованной. В здравоохранении информатизация необходима на этапах лечебно-диагностического процесса при сборе информации о пациенте. диагностике, принятии решений о необходимых действиях, их реализации и при организации медицинской помощи населению и управлении здравоохранением.
Информатизация здравоохранения осуществляется созданием и внедрением автоматизированных информационных систем (АИС). Компьютеризированные системы в здравоохранении ориентированы на решение основных задач:
• автоматизацию функциональной, лабораторной, лучевой диагностики:
• консультативную поддержку принятия врачебных решений н клинической медицине (диагностика, лечение, реабилитация) на основе вычислительных процедур и/или моделирования логики врача:
• ведение медицинской документации в электронном виде — электронная медицинская карта (ЭМК) . электронная история болезни (ЭИБ) - с обеспечением расчетов со страховой медицинской организацией (СМО) и возможностями интеграции информации;
• мониторинг здоровья населения по половозрастной и социальной структуре:
• мониторинг ресурсов здравоохранения;
• поддержку принятия решений организаторами здравоохранения на разных уровнях управления отраслью.
В конце прошлого века с созданием территориальных и федеральных медицинских АИС и специализированных регистров появились новые понятия — единое информационное пространство медицинских данных и единое информационное пространство системы здравоохранения.
Единое информационное пространство медицинских данных — система на основе распределенной базы ПДн. опирающаяся на компьютерные сети работающих автономно медицинских
информационных систем (МИС) и интегрирующая данные пациентов различных учреждений всех уровней здравоохранения.
Единое информационное пространство системы здравоохранения —
база первичных медико-статистических данных (обобщенная или распределенная) о здоровье населения, окружающей среды и учреждениях, службах, ведомствах. обеспечивающих охрану здоровья, в рамках определенной территории.
Повсеместное распространение локальных сетей (учрежденческих, корпоративных), развитие телемедицины, широкое использование интернет-технологий привели в первом десятилетии XXI в. к новому пониманию перспектив развития здравоохранения на основе личностно-центрированного подхода — электронное здравоохранение (e-Health). Электронное здравоохранение нацелено на решение всех задач охраны здоровья населения. Оно основано на общем электронном документообороте, включающем персональные медицинские данные, оперативный доступ к информации о пациенте, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контакты врача с пациентом.
Появление новых технологий компьютерной обработки информации — облачные вычисления, в рамках которых компьютерные ресурсы предоставляются пользователям как интернет-сервис, сделало мечту об электронном здравоохранении возможной реальностью. e-Health — главная парадигма здравоохранения. Однако для ее реализации необходима серьезная модернизация отрасли.