Следует отметить, что существенные изменения в ЛО населения в амбулаторных условиях произошли в 2005 г., когда началась реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

На рис. 5.10 представлена динамика государственных закупок ЛП с 2004 по 2012 г. в текущих и постоянных ценах, т.е. в ценах 2004 г.

Из рис. 5.10 видно, что ЛО с 2004 по 2012 г. в текущих ценах выросло в 8,8 раза (с 15,3 до 132 млрд руб.), а в ценах 2004 г. - в 3,9 раза (с 15,3 до 59,4 млрд руб.). В среднем в год рост в постоянных ценах составил 24%.

Однако с учетом того, что около 80% ЛП в РФ закупаются за рубежом, также проведен анализ закупок в долл. США (рис. 5.11).

Из рис. 5.11 видно, что Л О в долларах США с 2004 по 2012 г. в текущих ценах выросло в 7 раз (с 0,6 до 4,3 млрд долл. США), а в ценах 2004 г. — в 6,2 раза (с 0,6 до 3,7 млрд $ США). В среднем в год рост составил 33%, в странах ОЭСР - 3,5%.

Уроки лекарственного обеспечения населения в РФ и развитых странах. С учетом анализа реализации программы ДЛО (ОНЛС) можно сформулировать следующие основные принципы, которые необходимо соблюдать при формировании программ ЛО.

1.  Обязательность — все граждане, участвующие в программе, не вправе претендовать на денежную компенсацию вместо получения ЛП в натуральной форме.

2.  Вне социальной помощи — программы ЛО населения должны финансироваться из государственных средств здравоохранения (ОМС и бюджетов всех уровней) и не быть связанными с системой социального страхования.

3.  Удобство для пациента — аптечные учреждения по отпуску ЛП должны находиться в медицинской организации, осуществляющей выписку рецепта.

4.  Единообразие учета и отчетности — система электронного документооборота и отчетности во всех субъектах РФ должна быть единой.

5.  Наличие единого центра, управляющего ЛО в регионе, - без создания единого управляющего центра и одного ответственного должностного лица невозможно организовать эффективную реализацию программ ЛО.

6.  Непрерывный мониторинг потребности в ЛП — необходимо в ежедневном режиме отслеживать потребность населения в ЛП, уметь управлять складскими запасами, проводить проверку счетов и рецептов.

7.  Наличие мотивации у всех участников к улучшению результатов — все участники системы должны иметь мотивационные стимулы для непрерывного улучшения системы ЛО.

8.  Повышение квалификации врачей - для того чтобы врачи рационально выписывали ЛП. они должны быть оснащены современными клиническими рекомендациями, стандартами и формулярами в бумажном и электронном виде.

9.  Разъяснительная работа среди пациентов - для пациентов должны быть разработаны печатные и электронные информационные материалы, все изменения в программе должны четко разъясняться. Необходимо также проводить пропаганду здорового образа жизни среди пациентов.

Уроки ЛО в развитых странах (Mossialos E. and others, 2004; Улумбекова Г.Э., 2010) следующие.

1.  Всеобщность и равные права — все граждане, которым врач выписал рецепт, имеют равные права на государственные гарантии в получении ЛП, стоимость которого компенсируется из общественных средств (ОМС и бюджеты).

2.  Достаточное финансирование за счет государственных (общественных) средств - в странах ОЭСР объем общественного покрытия ЛО в амбулаторных условиях - 60% всех расходов на ЛС (в РФ - 21%) и 0,9% ВВП (в РФ -0,22% ВВП).

3.  Установление референтной цены на ЛП — стоимость ЛП, приобретаемого за счет общественных средств, в большинстве стран (Бельгия, Германия, Дания, Франция и др.) компенсируется по фиксированной цене — референтной. Референтность означает, что цена на ЛС была установлена путем сравнения цен на ЛП (на внутреннем и внешнем рынках).

4.  Различные механизмы компенсации стоимости ЛС - государственное финансирование (ОМС и бюджеты) ЛО населения происходит раздельно от ДМС. Выдача ЛП по рецепту может происходить в специальной аптеке (ЛП уже приобретено за государственные средства) или покупка ЛП может

осуществляться самим пациентом за сзой счет по рецепту в аптеке, а затем ему компенсироваться стоимость чека страховой компанией (Франция). Или. например, выдача ЛП пациенту может происходить бесплатно (или с небольшой содоплатой) по рецепту в уполномоченной аптеке, а затем аптеке компенсируется стоимость выданного ЛП.

5.  Доплаты граждан за ЛП - в большинстве стран пациенты доплачивают за приобретенные по рецепту ЛП: за рецепт - фиксированная сумма (Великобритания. Германия); за превышение референтной цены (Голландия. Германия); фиксированный процент от стоимости ЛП (Дания, Италия. Франция).

6.  Ограничение бремени затрат пациентов на покупку ЛП (снижение размера содоплат) — освобождение некоторых граждан от содоплат может происходить по критерию возраста, доходов и тяжести заболевания (Великобритания); путем добровольного страхования содоплат (Франция); путем освобождения хронических больных от содоплат или установления максимального размера годовой содоплаты. свыше которой пациенту все расходы на ЛП компенсируются государством (Финляндия. Франция).

7.  Ограничение общественных (государственных) затрат - использование дженериков (воспроизведенных препаратов) и регулирование цен на них; специальные меры контроля над стоимостью дорогостоящих ЛС; установление референтных цен и другие ограничения по ценообразованию на ЛП; формирование ограничительных перечней ЛП; контроль за рациональной выпиской ЛС врачами и использование клинических рекомендаций: информирование пациентов о сдержанном применении ЛС; соплатежи пациентов.

8.  Доказательность и прозрачность процедур — все перечни ЛС для общественных нужд формируются на основе принципов доказательной медицины; специальные государственные агентства (HTA-health technology assessment committies) проводят медико-экономическую оценку ЛП. включаемых в общественные перечни.

9.  Информированность врачей и пациентов - у врачей имеются формуляр ЛП (перечень ЛП и показания к их назначению) и клинические рекомендации по лечению заболеваний; создание формуляра происходит по прозрачным процедурам; над деятельностью врачей осуществляется контроль по обоснованной выписке ЛП; проводится мониторинг удовлетворенности пациентов.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

wume.ru