ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДО НАЧАЛА XX в.

Правовое регулирование взаимоотношений в обществе во все времена не могло не коснуться медицинской деятельности. Первыми элементами правового регулирования в здравоохранении можно считать законодательные акты при формировании государств.

С образованием Российского государства появились зачатки медицинского законодательства, относящиеся прежде всего к уголовному праву, т.е. ответственности за содеянное.

Первые законы уголовного права появились во времена правления князя Ярослава (1019-1054) и описаны как Законы Ярославовы в «Правде русской». За вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление. Так, лекарь Леон, лечивший сына великого князя Иоанна III, после смерти отпрыска был умерщвлен по указанию Великого князя.

В то же время в «Правде русской» не оставлено без внимания и поощрение лекарей. Ряд норм прямо указывают, что за лечение положена «лекарю мзда».

Нормы, изложенные в своде первого русского права «Правде русской», регламентировали деятельность светской медицины. Церковную медицину регулировал специальный документ — Церковный устав Владимира Святого. Наиболее развитая народная медицина опиралась только на морально-этические нормы.

Во времена царствования Иоанна IV появился первый российский Судебник. В 1851 г. для государственного регулирования светской медицины был учрежден Аптекарский приказ, который ведал выдачей разрешения на медицинскую деятельность, обеспечением лекарственными средствами, подготовкой медицинских кадров и организацией военно-медицинской службы.

О важности Аптекарского приказа в системе государственного управления свидетельствует его нахождение в Кремле под непосредственным контролем царя. Сначала Аптекарский приказ играл роль придворного медицинского учреждения, однако в дальней-

шем его роль неуклонно росла, и он существовал около 140 лет. Особое значение Аптекарский приказ имел в деле подготовки отечественных врачей.

Первый закон, касающийся охраны здоровья граждан. «О предосторожностях от скотского падежа и предохранении людей от болезней» появился во времена царствования Михаила Федоровича 5 сентября 1640 г. В законе сказано: «Кто не будет зарывать в землю палую скотину, того бить кнутом».

В 1649 г. был принят другой закон «О предосторожностях от морового поветрия в Москве», согласно которому запрещались записки и всякие дела к государю с подьячими, у которых в домах «заразительная болезнь». Чиновникам, у которых в домах оказывалась «заразительная болезнь», запрещалось являться ко двору и сопровождать государя в его походах.

Организация и законодательное регулирование здравоохранения в России начали формироваться во времена царствования Петра I. В 1713-1719 гг. были приняты указы о создании медицинских, врачебных и ветеринарных училищ, об обучении русских людей коновальскому ремеслу. В августе 1721 г. подписан указ «Об учреждении коллегии медицинской, об устройстве аптек и госпиталей».

Значительное развитие получила военная медицина, правовая основа которой заложена в Воинском и Морском уставах. Воинский устав был утвержден в 1716 г. и лично отредактирован Петром Великим. Одна из важнейших составляющих Морского устава (1720) с точки зрения правового регулирования медицины -глава «О содержании больных», в которой отведено особое место организации санитарно-эпидемических мероприятий посредством срочной эвакуации с кораблей инфекционных больных.

В дальнейшем принятие воинских законов Петровской эпохи трансформировано в создание медицинской полиции — прообраз современной санэпидслужбы — и появление медико-полицейского законодательства:

•   «О сохранении улиц в чистоте для предупреждения заразительных болезней» (1737);

•   «Обязанность полиции - осматривать бани и, где худые, перестраивать вновь»;

•   «Об устройстве колодцев в Москве и по всем городам в обывательских домах»;

•   «При ввозе в Россию шелка и шерсти из Константинополя выдерживать карантин» (1762).

Первые законодательные акты в области материнства и детства тоже приходятся на первую половину XVII в. Принятый в 1644 г. закон запретил телесное наказание и казнь беременной. С 1713 г. беременных освобождали от пыток. Повивальным бабкам запретили умерщвлять уродов при рождении: «За умерщвление младенцев, рождающихся уродами, казнить повивальных бабок смертию» (1689).

В конце XVII — начале XVIII в. зарождается аптечное законодательство: «О таможенном осмотре припасов, привозимых для Аптекарского Приказа» (1689), «Учреждение в Москве 8 аптек, запрещение торговать лекарствами помимо оных» (1700). Позднее запретили держать и продавать мышьяк в лавках и других местах, кроме аптек (1728).

Первый закон в области судебно-медицинской экспертизы появился в 1713 г. Согласно ему, требовалось «при следствии о смертоубийстве исследовать медицинским осмотром, точно ли мертвый умер насильственной смертью». Запрещалось выбрасывать из домов мертвые тела «под опасением отдачи вечно в каторжную работу». В 1810 г. вышел Сборник законоположений о судебно-медицинских исследованиях.

Ответственность врачей определялась наказанием за причинение кому-либо смерти неправильным лечением (1688) и наказанием за медицинскую практику без «дозволения» Медицинской коллегии (1733).

Немаловажную роль в развитии государственной системы организации медицинского обеспечения сыграла обязанность докторов ежемесячно с 1733 г. рапортовать о числе пользуемых больных, роде их болезней и об умерших. В 1789 г. утверждены «Правила содержания больных в госпиталях».

В 1802-1803 гг. вышел указ «Об учреждении Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге с присоединением к оной Медико-хирургического Института. Правила и штат сей Академии».

Большую роль в правовом становлении профессиональной медицинской деятельности сыграл Врачебный устав, вошедший в Свод законов Российской империи 1857 г., который регулировал вопросы профессиональной квалификации и обязанностей врачей и лекарей.

Ряд законов был посвящен ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих (1899). Установлены Правила безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности (1913).

В 1912 г. началась масштабная работа по пересмотру всего действующего законодательства во врачебной и санитарно-противоэпидемической сфере, подготовлен законопроект о Министерстве здравоохранения. Однако завершению этой работы помешала революция 1917 г.

В конце XIX - начале XX в. был выпущен целый ряд сборников законоположений в различных сферах медицинской деятельности, изданы специальные руководства для врачей «к познанию Российских законов» (1843).

Таким образом, в царской России в области здравоохранения принято значительное число законов и законодательных актов. Знание законов Российской империи было обязательным для всех врачей, постоянно издавались специальные руководства, выпускники медицинских университетов сдавали специальные экзамены.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В СССР И РСФСР ДО 1990 г.

При очевидной значимости правового регулирования охраны здоровья граждан, четко выраженной специфичности общественных отношений, связанных с охраной здоровья человека, и возрастанием их роли в жизни общества, законодательное обеспечение вопросов здравоохранения до 1990 г. было весьма ограниченным.

В Российской Федерации (РСФСР) советского периода исторически сложилась ситуация крайней неразвитости правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Отрасль медицинского права представляла преимущественно законодательство о медицинской помощи. Практически законодательная база исчерпывалась Декретом ВЦИК и СНК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников». Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и законом РСФСР «О здравоохранении» (1971), принятым в соответствии с указанными Основами.

В течение нескольких десятилетий XX в. в области охраны здоровья граждан в РСФСР действовали только указанные законодательные акты, реально система здравоохранения работала по инструкциям и приказам Министерства здравоохранения СССР.

Нормативная база, созданная Министерством здравоохранения СССР, охватывала всю сферу деятельности здравоохранения, довольно жестко регулировала его планирование и финансирование, организацию оказания медицинской помощи населению, подготовку кадров в отрасли, развитие медицинской науки и представляла собой стройную государственную систему общественного здравоохранения с жесткой вертикалью управления.

При эффективных основах и принципах государственной системы здравоохранения в СССР существовали трудности в связи с недостатком бюджетных ассигнований, отставанием обеспечения лекарствами и современным техническим оснащением, недостаточным строительством и реконструкцией больниц, низкой оплатой труда врачей и других медицинских работников, задержками в освоении достижений медицинской науки и т.п.

В 1973 г. ВОЗ высказана идея о ПМСП - зоне первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения, их неотъемлемой части, главной функции и центральном звене. Эта концепция была обстоятельно обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате 6-12 сентября 1978 г. с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций. В итоге были приняты Алма-Атинская декларация и 22 рекомендации. В Декларации провозглашено, что самая важная задача правительств, международных организаций и всей мировой общественности -«достижение всеми народами мира к 2000 г. такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». Главный инструмент - развитие национальных систем здравоохранения, основная функция, центральное звено и неотъемлемая часть которых - ПМСП. Советская система здравоохранения отмечена в качестве образца для подражания.

В Конституциях СССР и РСФСР права граждан на охрану здоровья декларированы в соответствии с действовавшими тогда международными нормами и требованиями ВОЗ. В статье 24 Конституции РСФСР (1978) закреплено действие и развитие в Российской Федерации государственной системы здравоохранения. В статье 40 провозглашено право граждан на охрану здоровья.

Однако законодательное закрепление прав граждан на охрану здоровья не осуществлено. Социальные гарантии обеспечивались в соответствии с экономическими возможностями страны.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

wume.ru