Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) - базовый нормативный акт о здравоохранении РФ - разработан для совершенствования законодательства в сфере

охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, устанавливает правовые основы его регулирования.

Закон конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепляет гарантии и механизмы их реализации в рамках сложившейся структуры здравоохранения.

После принятия «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организации медицинской помощи.

В связи с произошедшими изменениями принято большое число законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

При этом в действующем законодательстве, регулирующем здравоохранение, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие новых подходов и принципов в их регулировании и решении на законодательном уровне.

Таким образом, назрела необходимость в новом едином законодательном акте, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых НПА и сохраняющими свою актуальность, включал правовое регулирование, позволяющее в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

В отличие от прежней редакции Основ, только декларирующей принципы охраны здоровья граждан, принципы, закрепляемые в новой редакции, представляют собой сформулированные в ее нормах основополагающие идеи, определяющие его формирование и реализацию на любом этапе — фундамент регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан.

Каждый из 9 принципов, содержащихся в законе, раскрывается и детализируется отдельными статьями.

В соответствии с конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на первом месте в охране здоровья граждан стоит соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты охраны здоровья - приоритет интересов больного при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактических мероприятий. Сохранены важнейшие принципы, определяющие государственный характер и социальную направленность российского здравоохранения. — социальная защищенность граждан при утрате здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за организацию медицинской помощи. Определены четкие критерии доступности и КМП. Введены новые важные принципы — недопустимость отказа в медицинской помощи и сохранение врачебной тайны. Приоритет профилактических мероприятий характеризует переход от здравоохранения, направленного преимущественно на лечение заболеваний, к охране здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Для решения задач модернизации российского здравоохранения государство разрабатывает и финансирует федеральные программы, приоритетные направления которых — охрана и укрепление здоровья нации. Оно принимает меры для развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, обеспечивает формирование единого правового пространства здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и

ответственности между уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан, управляет созданием единой системы здравоохранения.

Разграничение полномочий исполнительных органов в области здравоохранения определяется Конституцией РФ, его правовую основу составляют многие НПА.

Закон уточняет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исходя из содержания статьи 72 Конституции РФ, согласно которой координация здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти дополнены установлением структуры и штатов медицинских учреждений, организацией медицинской эвакуации, реализацией спасения жизни людей и защиты их здоровья в чрезвычайных ситуациях, установлением и проведением единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Помимо дополнений к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, новация в этой сфере — закрепление за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов РФ) полномочий в организации и осуществлении контроля соответствия качества и безопасности медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам.

Одно из направлений реформ системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых федеральным законом, — возложение на органы исполнительной власти субъектов РФ организации медицинской помощи гражданам в соответствии с ТПГГ гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений субъекта РФ, определяемой не по признаку подведомственности, а по принципу территориального расположения.

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия в организации ПМСП и скорой медицинской помощи федеральный закон закрепляет за органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями в организации медицинской помощи в рамках муниципального здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, закон обеспечивает усиление ответственности органов государственной власти за охрану здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта РФ основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Одна из новаций закона консолидация прав и обязанностей граждан в охране здоровья в одной главе.

Закон раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинского учреждения в рамках ПГГ бесплатной медицинской помощи в зависимости от ее вида и формы и в рамках оказания платной медицинской помощи; устанавливает порядок получения информации о медицинском учреждении, его медицинской деятельности, работниках, включая сведения об их образовании и квалификации. Закрепление этих норм в полной мере соответствует нормам Федерального закона «Об ОМС в Российской Федерации».

В законе отражен обновленный подход к классификации видов медицинской помощи, в частности определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинского учреждения, амбулаторно, стационарно) медицинской

помощи, на которых основана характеристика ее видов, базирующаяся на разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Отличительный признак ПМСП - приближенность к месту жительства или службы гражданина, что позволяет отнести этот вид медицинской помощи к первому уровню контакта граждан с медициной, служащему опорой для непрерывного этапного процесса охраны здоровья и системы медицинской помощи.

Детализация ПМСП на доврачебную, врачебную и специализированную отражает ее многогранность и является предпосылкой для выполнения возложенных на нее задач.

Законом введены критерии ВМП, позволяющие формировать перечень таких видов МП для оптимизации системы и расходов на ее оказание.

Законом впервые определен важный компонент скорой медицинской помощи — медицинская эвакуация.

Впервые на законодательном уровне закреплены и раскрыты понятия «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».

При этом в законе закреплено содержание порядка оказания медицинской помощи и стандарта медицинской помощи, включающие этапы оказания медицинской помощи, перечни методов диагностики, лечебных медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий - основополагающие инструменты программы ОМС и оценки КМП.

Важный аспект этого нововведения — определение значения порядка оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических протоколов в системе правового регулирования охраны здоровья граждан и обязательность их исполнения на территории РФ всеми медицинскими учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Законом закреплены основы правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека, которая регламентирована в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря 1992 г. № 4180-1). Это имеет существенное значение в правовом регулировании вопроса, поскольку на сегодняшний день отсутствует какая-либо нормативно-правовая база, регулирующая эту сферу деятельности.

Существенное новшество закона - детальное регулирование вопросов репродукции человека. Закон устанавливает права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий:

•   право граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий, включая использование донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, суррогатное материнство;

•   право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью;

•   право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его национальности.

Законом уточнены медицинская стерилизация человека и искусственное прерывание беременности.

Медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со смертью человека, касается специальная глава закона.

В законе упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Закон вносит существенные изменения в институт медицинских и фармацевтических работников в части расширения требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Предложено в 2015 г. заменить действующую систему выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, дающих право на медицинскую или фармацевтическую деятельность, аккредитацию специалиста.

Законом детально регламентирована подготовка медицинских и фармацевтических работников и предусмотрено расширение требований к медицинским работникам для защиты прав граждан на охрану здоровья; введены ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при их профессиональной деятельности.

Законом установлены права и обязанности медицинских учреждений, обязанности медицинских учреждений в соблюдении порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, технических регламентов безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства, ведения медицинской документации в установленном порядке. Особо важна обязанность медицинских учреждений страховать ответственность перед пациентами.

В законе уточнены и конкретизированы основные требования к ПГГ и ТПГГ. Впервые предусмотрено утверждение ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством РФ сроком на 3 года.

Источники финансирования здравоохранения в РФ приведены в соответствие с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в здравоохранении.

К полномочиям органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с ТПГГ.

Для обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, разграничения порядка предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помоши в закон включена статья «Платные медицинские услуги», в которой конкретизирован порядок их оказания.

Впервые четко определены условия оказания гражданам платных медицинских услуг, соблюдение которых позволит разграничить их с бесплатной медицинской помощью, оказываемой в рамках ТПГГ.

Законодательно установлено, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, а также при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы.

В целях защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено. что оплате не подлежат:

•   пребывание одного из родителей или иного члена семьи в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка;

•   медико-транспортные услуги для выполнения порядка медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при отсутствии возможности их оказания медицинским и иным учреждением;

•   оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям.

В законе отражен инновационный подход к управлению охраной здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении управления качеством и безопасностью деятельности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан — правовая основа системы здравоохранения. Главная задача законодательной власти — создать необходи-

мую правовую базу для координации законотворческой работы субъектов РФ, построить четкую правовую вертикаль с формированием в сфере охраны здоровья системы НПА, базирующихся на их юридической силе. Реформы здравоохранения должны осуществляться на основе законов, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ с учетом региональных особенностей.

Знание медицинскими работниками законодательства о здравоохранении — основа их юридической грамотности. В дальнейшем необходимо повышать правовую грамотность работников здравоохранения, дополняя изученные темы вопросами правового обеспечения профессиональной медицинской деятельности, юридической ответственности медицинских работников и учреждений. Соблюдение норм действующего законодательства позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию прав граждан на охрану здоровья, а с другой, даст медицинским работникам и учреждениям возможность защитить себя и занять место полноправного и юридически квалифицированного участника правоотношений в охране здоровья населения.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во всех современных государствах самый распространенный вид правотворчества — создание закона Парламентом. Механизм законопроектной работы Парламента отличается следующими особенностями: •   ограниченный круг субъектов законодательной инициативы; •   строгая процедура прохождения проекта...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

По определению Всемирной Организации Здравохранения, планирование семьи включает предохранение от нежелательной беременности, свободный выбор количества и времени рождения детей в зависимости от возраста и здоровья родителей. В 2000 году была...

Очищение капилляров и микроциркуляторного русла

Прежде чем мы приступим к этому, очень важному разделу, мне хочется сказать несколько слов о микроциркуляции. Важность этой части кровеносного русла - микроциркуляторной или, как частенько можно слышать, «капиллярной» части...

Автоматизированные системы для учрежденческого, территориального и федерального уровней зд…

Автоматизированные системы для учрежденческого, территориального и федерального уровней здравоохранения

Идеология АИС ЛПУ разработана давно: первые в стране концепции создания АИС ЛПУ созданы более 30 лет назад. В них подчеркнуто, что учрежденческая система — интегрированная совокупность средств для решения всех...

РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЬЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И НАСЕЛЕНИЕМ

Для разделения этой ответственности в странах с развитой рыночной экономикой используют: •   софинансирование населением и работодателями медицинской помощи — раздельные взносы на ОМС работодателей и работников, соплатежи пациентов в момент...

СЦЕЖИВАНИЕ ГРУДНОГО МОЛОКА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Для того, чтобы молока было достаточно, необязательно сцеживаться. Частое кормление ребенка грудью более способствует секреции и отделению молока. Кроме всего прочего, сцеживание изменяет ту привлекательную форму, которую грудь имела до...

Очищение кишечника

Очищение кишечника

Общие указания Название главы достаточно ясно определяет тему. Но тут ничего не поделаешь: любишь кушать - полюби и... до ветру ходить. А если этот процесс теряет младенческий напор и Задор,...

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа...

СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПО ФУНКЦИЯМ

СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПО ФУНКЦИЯМ

Распределение всех (государственных и частных) ресурсов здравоохранения по функциям здравоохранения в сравнении со странами ОЭСР представлено на рис. 4.19. По данным В.И. Стародубова и В.О. Флека (2007), доля расходов на...

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Материально-техническая база стоматологического учреждения (организации) регламентируется требованиями СанПиН 2.-1.3.2524-09, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. № 48, и табелями оснащения для каждой стоматологической специальности. ...

ЖЕЛТУХА

ЖЕЛТУХА

Желтуха — это окрашивание в желтый цвет слизистых оболочек, склер и кожи, обусловленное отложением в них желчных пигментов. Желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек визуально диагностируется при содержании билирубина в...

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Задачи, стоящие в области охраны здоровья и демографии, потребовали новых подходов к развитию отрасли, что выразилось в проведении в настоящее время целого ряда широкомасштабных реформ, затронувших все основные сферы здравоохранения....

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Материнское молоко по своей структуре максимально соответствует составу тканей ребенка. Молочные железы у кормящей женщины, как и плацента у беременной, являются мощнейшим защитным барьером, крайне редко пропускающим микробы, соли тяжелых...

Информатизация в здравоохранении

ВВЕДЕНИЕ Информатизация — комплекс мероприятий для полного и своевременного обеспечения участников деятельности необходимой информацией, переработанной и при необходимости преобразованной. В здравоохранении информатизация необходима на этапах лечебно-диагностического процесса при сборе информации...

Цистит у женщин симптомы, препараты, лечение в домашних условиях. Хронический цистит

Цистит  у женщин симптомы, препараты,  лечение в домашних условиях. Хронический цистит

Цисти́т (от греч. κύστις — пузырь) — воспаление мочевого пузыря. В урологической практике термин «цистит» часто используют для обозначения симптоматической мочевой инфекции, с воспалениями слизистой оболочки ...

УПРАВЛЕНИЕ КМП

Это не просто оценка конечного результата, а создание специальной технологии, обеспечивающей достижение запланированных результатов. Отклонение от технологических условий (или то, что называют дефектами оказания медицинской помощи) зависит не только от...

wume.ru