Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) - базовый нормативный акт о здравоохранении РФ - разработан для совершенствования законодательства в сфере

охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, устанавливает правовые основы его регулирования.

Закон конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепляет гарантии и механизмы их реализации в рамках сложившейся структуры здравоохранения.

После принятия «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организации медицинской помощи.

В связи с произошедшими изменениями принято большое число законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

При этом в действующем законодательстве, регулирующем здравоохранение, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие новых подходов и принципов в их регулировании и решении на законодательном уровне.

Таким образом, назрела необходимость в новом едином законодательном акте, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых НПА и сохраняющими свою актуальность, включал правовое регулирование, позволяющее в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

В отличие от прежней редакции Основ, только декларирующей принципы охраны здоровья граждан, принципы, закрепляемые в новой редакции, представляют собой сформулированные в ее нормах основополагающие идеи, определяющие его формирование и реализацию на любом этапе — фундамент регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан.

Каждый из 9 принципов, содержащихся в законе, раскрывается и детализируется отдельными статьями.

В соответствии с конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на первом месте в охране здоровья граждан стоит соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты охраны здоровья - приоритет интересов больного при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактических мероприятий. Сохранены важнейшие принципы, определяющие государственный характер и социальную направленность российского здравоохранения. — социальная защищенность граждан при утрате здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за организацию медицинской помощи. Определены четкие критерии доступности и КМП. Введены новые важные принципы — недопустимость отказа в медицинской помощи и сохранение врачебной тайны. Приоритет профилактических мероприятий характеризует переход от здравоохранения, направленного преимущественно на лечение заболеваний, к охране здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Для решения задач модернизации российского здравоохранения государство разрабатывает и финансирует федеральные программы, приоритетные направления которых — охрана и укрепление здоровья нации. Оно принимает меры для развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, обеспечивает формирование единого правового пространства здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и

ответственности между уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан, управляет созданием единой системы здравоохранения.

Разграничение полномочий исполнительных органов в области здравоохранения определяется Конституцией РФ, его правовую основу составляют многие НПА.

Закон уточняет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исходя из содержания статьи 72 Конституции РФ, согласно которой координация здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти дополнены установлением структуры и штатов медицинских учреждений, организацией медицинской эвакуации, реализацией спасения жизни людей и защиты их здоровья в чрезвычайных ситуациях, установлением и проведением единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Помимо дополнений к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, новация в этой сфере — закрепление за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов РФ) полномочий в организации и осуществлении контроля соответствия качества и безопасности медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам.

Одно из направлений реформ системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых федеральным законом, — возложение на органы исполнительной власти субъектов РФ организации медицинской помощи гражданам в соответствии с ТПГГ гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений субъекта РФ, определяемой не по признаку подведомственности, а по принципу территориального расположения.

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия в организации ПМСП и скорой медицинской помощи федеральный закон закрепляет за органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями в организации медицинской помощи в рамках муниципального здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, закон обеспечивает усиление ответственности органов государственной власти за охрану здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта РФ основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Одна из новаций закона консолидация прав и обязанностей граждан в охране здоровья в одной главе.

Закон раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинского учреждения в рамках ПГГ бесплатной медицинской помощи в зависимости от ее вида и формы и в рамках оказания платной медицинской помощи; устанавливает порядок получения информации о медицинском учреждении, его медицинской деятельности, работниках, включая сведения об их образовании и квалификации. Закрепление этих норм в полной мере соответствует нормам Федерального закона «Об ОМС в Российской Федерации».

В законе отражен обновленный подход к классификации видов медицинской помощи, в частности определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинского учреждения, амбулаторно, стационарно) медицинской

помощи, на которых основана характеристика ее видов, базирующаяся на разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Отличительный признак ПМСП - приближенность к месту жительства или службы гражданина, что позволяет отнести этот вид медицинской помощи к первому уровню контакта граждан с медициной, служащему опорой для непрерывного этапного процесса охраны здоровья и системы медицинской помощи.

Детализация ПМСП на доврачебную, врачебную и специализированную отражает ее многогранность и является предпосылкой для выполнения возложенных на нее задач.

Законом введены критерии ВМП, позволяющие формировать перечень таких видов МП для оптимизации системы и расходов на ее оказание.

Законом впервые определен важный компонент скорой медицинской помощи — медицинская эвакуация.

Впервые на законодательном уровне закреплены и раскрыты понятия «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».

При этом в законе закреплено содержание порядка оказания медицинской помощи и стандарта медицинской помощи, включающие этапы оказания медицинской помощи, перечни методов диагностики, лечебных медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий - основополагающие инструменты программы ОМС и оценки КМП.

Важный аспект этого нововведения — определение значения порядка оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических протоколов в системе правового регулирования охраны здоровья граждан и обязательность их исполнения на территории РФ всеми медицинскими учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Законом закреплены основы правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека, которая регламентирована в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря 1992 г. № 4180-1). Это имеет существенное значение в правовом регулировании вопроса, поскольку на сегодняшний день отсутствует какая-либо нормативно-правовая база, регулирующая эту сферу деятельности.

Существенное новшество закона - детальное регулирование вопросов репродукции человека. Закон устанавливает права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий:

•   право граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий, включая использование донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, суррогатное материнство;

•   право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью;

•   право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его национальности.

Законом уточнены медицинская стерилизация человека и искусственное прерывание беременности.

Медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со смертью человека, касается специальная глава закона.

В законе упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Закон вносит существенные изменения в институт медицинских и фармацевтических работников в части расширения требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Предложено в 2015 г. заменить действующую систему выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, дающих право на медицинскую или фармацевтическую деятельность, аккредитацию специалиста.

Законом детально регламентирована подготовка медицинских и фармацевтических работников и предусмотрено расширение требований к медицинским работникам для защиты прав граждан на охрану здоровья; введены ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при их профессиональной деятельности.

Законом установлены права и обязанности медицинских учреждений, обязанности медицинских учреждений в соблюдении порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, технических регламентов безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства, ведения медицинской документации в установленном порядке. Особо важна обязанность медицинских учреждений страховать ответственность перед пациентами.

В законе уточнены и конкретизированы основные требования к ПГГ и ТПГГ. Впервые предусмотрено утверждение ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством РФ сроком на 3 года.

Источники финансирования здравоохранения в РФ приведены в соответствие с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в здравоохранении.

К полномочиям органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с ТПГГ.

Для обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, разграничения порядка предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помоши в закон включена статья «Платные медицинские услуги», в которой конкретизирован порядок их оказания.

Впервые четко определены условия оказания гражданам платных медицинских услуг, соблюдение которых позволит разграничить их с бесплатной медицинской помощью, оказываемой в рамках ТПГГ.

Законодательно установлено, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, а также при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы.

В целях защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено. что оплате не подлежат:

•   пребывание одного из родителей или иного члена семьи в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка;

•   медико-транспортные услуги для выполнения порядка медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при отсутствии возможности их оказания медицинским и иным учреждением;

•   оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям.

В законе отражен инновационный подход к управлению охраной здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении управления качеством и безопасностью деятельности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан — правовая основа системы здравоохранения. Главная задача законодательной власти — создать необходи-

мую правовую базу для координации законотворческой работы субъектов РФ, построить четкую правовую вертикаль с формированием в сфере охраны здоровья системы НПА, базирующихся на их юридической силе. Реформы здравоохранения должны осуществляться на основе законов, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ с учетом региональных особенностей.

Знание медицинскими работниками законодательства о здравоохранении — основа их юридической грамотности. В дальнейшем необходимо повышать правовую грамотность работников здравоохранения, дополняя изученные темы вопросами правового обеспечения профессиональной медицинской деятельности, юридической ответственности медицинских работников и учреждений. Соблюдение норм действующего законодательства позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию прав граждан на охрану здоровья, а с другой, даст медицинским работникам и учреждениям возможность защитить себя и занять место полноправного и юридически квалифицированного участника правоотношений в охране здоровья населения.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

wume.ru