В конце апреля 2011 г. утверждена Концепция создания информационной системы в здравоохранении, в которой определены цель, задачи, принципы. архитектура, основные ее этапы, механизм управления и ресурсного обеспечения разработки и сопровождения системы, ожидаемый социально-экономический эффект.

По результатам обследования Минздравом России состояния информатизации здравоохранения страны в РФ на 11 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер, при этом непосредственно в лечебно-диагностическом процессе используют лишь каждый пятый из них, и только около 8% ЛПУ используют ЭМК (ЭИБ).

Основная цель создания информационной системы в здравоохранении (Системы) — обеспечение эффективной информационной поддержки организаций системы здравоохранения, граждан в рамках процессов управления системой медицинской помощи и при ее непосредственном оказании. Система призвана повысить эффективность управления в здравоохранении, качество оказания медицинской помощи, информированность населения о здоровом образе жизни. профилактике заболеваний, получении медицинской помощи.

Принципы создания Системы:

• совместимость («интероперабельность») медицинских информационных систем:

•   разработка прикладных информационных средств Системы на основе модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS);

•   защита ПДн использованием электронной цифровой подписи и универсальной электронной карты гражданина РФ;

•   единая технологическая политика с применением международных стандартов, включая HL7. D1COM и др.

Общая архитектура Системы состоит из сегмента централизованных общесистемных компонентов и сегмента прикладных компонентов. Сегмент централизованных общесистемных компонентов состоит из общесистемного и платформенного программного обеспечения, хранилищ данных, общесистемных сервисов, системы защиты данных. Сегмент прикладных компонентов включает уже существующие и вновь создаваемые прикладные информационные системы организаций системы здравоохранения.

Министерство здравоохранения РФ или уполномоченная им организация проектирует, разрабатывает и эксплуатирует федеральные прикладные системы, разрабатывает функциональные требований к региональным прикладным системам. средства информационного обмена для их интеграции с федеральными прикладными системами.

Органами исполнительной власти субъектов РФ в здравоохранении обеспечиваются проектирование, разработка и эксплуатация региональных прикладных систем, их интеграция с федеральными системами и сервисами, обеспечивающими взаимодействие систем, разрабатываемых и эксплуатируемых регионами.

Основной элемент инфраструктуры Системы - Федеральный центр обработки данных (ЦОД) Минздрава РФ. Для надежности и доступности информационно-технических сервисов Федеральный ЦОД должен располагаться на нескольких территориально удаленных площадках. Техническая архитектура Федерального ЦОД должна быть гибкой, обладать инвариантностью инфраструктуры для выполнения различных задач. Единую централизованную систему управления необходимо обеспечить сетевой безопасностью.

Федеральный ЦОД должен отвечать требованиям инфраструктуры уровня не менее Tier 3. определяемым международным стандартом TIA-ETA-942 «Телекоммуникационная инфраструктура центров обработки данных», базироваться на основе трех удаленных друг от друга площадок (основной ЦОД. ЦОД «горячего» резерва, ЦОД «холодного» резерва).

На инфраструктуре Федерального ЦОД размещены: федеральные прикладные компоненты Системы; компоненты, обеспечивающие интеграцию региональных и учрежденческих прикладных систем в здравоохранении, интеграцию с инфраструктурой «электронного Правительства»: централизованные общесистемные компоненты единого информационного пространства в здравоохранении, а также региональные компоненты системы по модели «инфраструктура как сервис» (IaaS).

Доступ пользователей к прикладным компонентам Системы осуществляется через тонкий клиент (англ. thin client - устройство ввода и отображения информации) либо через централизованно распространяемое приложение. Федеральные и региональные приложения в составе Системы взаимодействуют через централизованные общесистемные компоненты единого информационного пространства. Межведомственное информационное взаимодействие и предоставление государственных услуг в электронном виде происходит через инфраструктуру «электронного Правительства».

Для создания Системы предусмотрены нормативные, информационно-технологические, методические и организационные меры.

•   Необходимо регламентировать автоматизированную обработку ПДн пациентов, ведение первичной юридически значимой медицинской документации и медицинских архивов в электронном виде.

•   Переход к электронному документообороту в здравоохранении с исключением дублирования документов на бумажных носителях, обеспечение равнозначности электронного и бумажного документооборота в учреждениях здравоохранения.

•   Использование ЭЦП в здравоохранении.

•   Обеспечение информационной безопасности при использовании электронных медицинских документов.

•   Необходимость нормативного определения и закрепления статуса и механизма проведения телемедицинских консультаций и консилиумов.

В специальной программе Минздрава РФ предусмотрено стимулирование медицинских и фармацевтических работников для использования в работе информационных технологий. Предполагают разработать отдельную программу, содержащую популяризацию создаваемых медицинских и фармацевтических ресурсов в сети Интернет среди населения, и электронного взаимодействия с ЛПУ и медицинским персоналом.

Облачные вычисления

Облачные вычисления - технологии компьютерной обработки информации, в рамках которых компьютерные ресурсы предоставлены пользователям как Интернет-сервис. Среди наиболее распространенных облачных технологий выделяют:

•   IaaS (Infrastructure as a Service) - предоставление инфраструктуры как услуги - виртуализация серверных мощностей - покупка серверного времени. дискового пространства и т.д.: на одном физическом сервере разворачивается несколько виртуальных серверов, это ведет к повышению эффективности использования дорогостоящего серверного оборудования;

•   PaaS (Platform as a service) — предоставление платформы как услуги — для разработки и внедрения предоставляются СУБД, серверы приложений и т.д.. отсутствует необходимость покупать техническое и программное обеспечение, предварительная подготовка к работе, это повышает эффективность работы за счет снижения затрат;

• SaaS (Software as a service) - предоставление программного приложения как услуги - поставщик разрабатывает и поддерживает программное обеспечение, которое доступно пользователям через Интернет; пользователь оплачивает аренду программного обеспечения — экономия средств на закупку техники и программных средств, создается только инфраструктура для пользователей и каналы связи. Технологии облачных вычислений имеют ряд преимуществ перед распространенными технологиями: снижение затрат на технику, оптимизация работы серверного оборудования, удешевление инфраструктуры, стандартизация конфигураций и повышение безопасности вследствие централизации, оптимизация работы персонала.

Однако в многочисленных публикациях в журналах и на сайтах как западные. так и отечественные разработчики отмечают, что проблем у облачных вычислений не меньше, чем достоинств:

•   постановочные — до конца не определен круг задач, которые следует решать «в облаках»;

•   защита информации - открытые каналы связи при передаче медицинских данных недопустимы:

•   пропускная способность каналов - именно эта проблема может стать «ахиллесовой пятой» технологий облачных вычислений, по мнению специалистов.

Кроме того, сомнения высказывают по поводу сохранности информации (сейчас это проблема одного ЛПУ, а в случае «облаков» — многих ЛПУ или целого региона), «привязанности» заказчика к поставщику решения и даже экономической эффективности, обе эти проблемы сводятся к увеличению со временем числа необходимых услуг. Успешность облачных проектов определяется их задачами. организациями и людьми, которые их решают.

В зависимости от модели внедрения «облака» делят на публичные (системы групповой работы, почтовые сервисы и т.п., созданные разработчиками и провайдерами. доступ к которым осуществляется через Интернет) и частные (решения задач внутри организации, часто — собственные системы хранения информации и каналы связи, а значит, уменьшение уровня безопасности и повышение контроля доступа).

Частные «облака» многие отечественные разработчики считают перспективной моделью для реализации большинства проектов здравоохранения территориального уровня. В ЛПУ разворачивают лишь рабочие места персонала и внутреннюю сеть, создают выделенный канал связи от ЛПУ до «облака». Основная часть «облака» с серверами, программным обеспечением и собственно медицинской информационной системой для большинства ЛПУ территории размещена на базе территориального центра обработки данных.

Для медицинских информационных систем федерального уровня больше подходят публичные решения при условии минимизации обозначенных проблем.

Для информатизации здравоохранения РФ в целом приемлемо решение, сочетающее в себе обе модели - как публичные, так и частные облака, и комплекси-рование облачной и «безоблачной» архитектур. Информатизация всего лечебно-диагностического процесса должна быть традиционной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие длительного отсутствия координации действий информационного сообщества на государственном уровне современный уровень информатизации здравоохранения Российской Федерации крайне неоднороден. Его характеризуют как «лоскутное одеяло» с «не сшитыми» или плохо сшитыми «лоскутами».

Относительно хорошо разработаны медико-технологические системы (аппаратно-программные комплексы), которые максимально приближены к пациенту и решают в основном задачи обработки медицинских сигналов и изображений. Эти разработки в основном выполняют отечественные фирмы. работающие по принципу самоокупаемости. Таких систем много, в каждой из них есть свои «изюминки», и их развитие происходит в полном соответствии с законами рынка. Многие подобные системы - фрагменты отдельных АРМов врачей разных профилей. Иногда такие АРМы удается «погрузить» в отделенческую или учрежденческую систему.

Среди АИС отделений особое место принадлежит лабораторным системам. Их необходимость очевидна, поэтому внедрение происходит достаточно широко. Однако в перспективе эти системы следует «погрузить» в среду АИС ЛПУ. Для них. как и для других систем, очень важны стандарты обмена медицинской информацией. Если в ближайшее время стандартных протоколов не будет, фирмы — разработчики лабораторных информационных медицинских систем вынужденно создадут много программ-переходников, что весьма дорого для потребителя.

Разработка и внедрение АИС ЛПУ имеют особое значение для информатизации здравоохранения. От них реально зависит уровень информатизации его медицинской составляющей. С одной стороны, это верхний уровень разработок, осуществляемых в основном крупными фирмами-разработчиками относительно независимо. подчиняясь рыночным законам. С другой - дорогостоящие разработки.

вынужденно основанные на дорогих СУБД, требующие постоянного ресурсного подкрепления, развития и профессионального сопровождения. Доказано, что внедрение таких систем окупается не за год и не за два. Грамотные выбор, адаптация и сопровождение такой системы — благо для учреждения, реальный переход его деятельности на принципиально новый уровень в лучшую сторону. Цена ошибки здесь тоже высока. «Поменять» АИС ЛПУ крайне не просто. В стране существуют разработки АИС ЛПУ на уровне мировых стандартов, поддерживающие деятель-ность всех участников лечебно-диагностического процесса, обеспечивающие современный уровень интеграции оборудования, хранения информации (в том числе ресурсоемких изображений), поддержку деятельности главного и рядового врача на уровне написания стандартизованной медицинской документации и аналитической помощи в принятии решений. Важно сохранить и поддержать наметившиеся тенденции. Департамент информатизации здравоохранения Минздрава РФ отказался от идеи «типовой» АИС ЛПУ и использования для реализации таких проектов только облачных технологий.

Система территориального уровня призвана обеспечивать информационную поддержку лиц. принимающих решения по проблемам стратегического, тактического. оперативного управления, формировать статистическую отчетность, поддерживать планирование развития территориального здравоохранения. В подавляющем большинстве регионов РФ работает много никак не связанных МИС территориального уровня: ОМС. социально-гигиенический мониторинг. оценка здоровья населения на основе медико-статистической информации и др.

Среди действующих МИС федерального уровня надежны регистры по направлениям — системы с полицевым учетом пациентов в ЛПУ, интеграцией информации на территориальном, а затем на федеральном уровне. Среди работающих регистров - регистр сахарного диабета, врожденных пороков развития, онкологический и др,

Широко упоминающиеся «сервисы», и в первую очередь электронная регистратура, — шаг вперед, но он станет реально существенным для здравоохранения только при интеграции с полномасштабными МИС.

Актуальная схема информационного взаимодействия учреждений здравоохранения на территориальном уровне (рис. 9.2):

•   наличие АИС учрежденческого уровня в нескольких крупных ЛПУ территории и подавляющего большинства ЛПУ с минимальным уровнем автоматизации;

•   МИАЦ, который мониторирует на уровне территории медицинские кадры. паспорта ЛПУ, обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами посредством передачи в ЛПУ простых программных средств для информации, собирает от них и интегрирует данные:

•   ведение на базе территориального фонда ОМС регистра сведений о застрахованных лицах, персонального учета сведений о медицинской помощи.

Перспективная схема информационного взаимодействия учреждений здравоохранения территории РФ (рис. 9.3):

•   АИС ЛПУ должны быть связаны между собой и с общим хранилищем медицинских данных, расположенным в Центре обработки данных, передавать медицинскую информацию, например выписные эпикризы, по стандартным протоколам (с использованием HL7 v.3, CDA г.2) в хранилище с перспективой создания реально действующего территориального банка данных электронных медицинских карт населения;

» следует создать один или несколько АИС для обслуживания небольших ЛПУ.

в том числе с применением облачных вычислений: ■ Центр обработки данных может быть расположен на базе МИАЦа, на базе

ТФОМСа и другого учреждения;

• перспективно постепенное создание сервисов для врачей, реализующих среду профессионального общения (ПС), доступ к электронной медицинской библиотеке (ЭБ), мощной системе поддержки принятия решений (ППВР).

Разработка полноценной МИС территориального здравоохранения немыслима без создания единого медицинского информационного пространства, объединяющего всю медико-социальную информацию, независимо от ее дальнейшего использования учреждениями и службами в различных целях. Это позволит получать любые необходимые медико-статистические данные на основе обработки первичной информации и исключит неоправданное дублирование данных в различных МИС.

Информатизация здравоохранения — важнейшая, необходимая, но ресурсоемкая задача. Решать ее следует осмысленно, объединяя опыт и знания как всех заинтересованных лиц (управляющих здравоохранением, медицинских работников, страховщиков, работников образовательных учреждений), так и специалистов в области медицинской кибернетики и информатики, ведущих разработчиков МИС страны. При системной информатизации здравоохранения можно надеяться не только на улучшение отчетности и объективизацию результатов деятельности на всех уровнях, но и на реальное повышение оказываемой людям медицинской помощи.


 

 



 

 

 

Читайте также:

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

wume.ru