Программно-целевое управление системой российского здравоохранения выражается в разработке государственных программ и выделении средств на их реализацию.

Программой, направленной на обеспечение доступности и КМП, является ПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, реализация которой началась во всех субъектах РФ в конце 1990-х гг. Трудно переоценить значимость этой программы — важнейшего и единственного механизма государственного регулирования в здравоохранении для обеспечения равных конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счет государственных источников финансирования.

На реализацию ПГГ расходуют ежегодно более 85% средств, отпускаемых государством на финансовое обеспечение здравоохранения. Показатели нормативов видов и объема медицинской помощи населению и финансовые нормативы - основа формирования государственных годовых заданий медицинским организациям и оплаты медицинской помощи, ориентированной на результаты их деятельности.

Нормативы объема медицинской помощи необходимо использовать, с одной стороны, для определения потребности населения в медицинской помощи (планирования), с другой - для определения необходимого числа медицинских кадров (врачи и средние медицинские работники), которые будут непосредственно выполнять ПГГ.

В разные годы над созданием и дальнейшим развитием ПГГ работали многие известные специалисты управления здравоохранением и системы ОМС: О.В. Андреева, Г.Г. Волокин, А.И. Вялков. Г.М. Вялкова, Т.А. Голикова, В.В. Гришин, Е.Д. Дмитриева, Т.Б. Дмитриева, В.А. Зеленский, Л.Е. Исакова, Е.П. Какорина, К.М. Кильманзон, Н.А. Кравченко, С.Г. Кравчук, С.С. Кручинина, Э.М. Матвеев. Л.А. Михайлова, Т.А. Мытенкова, Н.Б. Найговзина, Л.Н. Романчен-ко. В.Ю. Семенов, О.Г. Соловьева, В.А. Солодкий, В.И. Стародубов, Н.Д. Тегай, И.А. Титова, Н.Н. Точилова, В.О. Флек, Р.А. Хальфин, О.Н. Шеенко, В.И. Шефский, А.В. Юрин и др.

Правительство РФ постановлением «О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР"» от 23 января 1992 г. № 41 предусматривало утверждение только базовой программы ОМС. Затем для обе-

спечения конституционных прав граждан РФ на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 11 сентября 1998 г. № 1096 впервые утвердило ПГГ, при этом базовая программа ОМС стала ее составной частью.

ПГГ определяет условия оказания медицинской помощи, критерии ее качества и доступности.

ПГГ ежегодно утверждается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с ней утверждают ТПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в которых определяют дополнительные условия, виды и объем медицинской помощи при наличии соответствующих ресурсов.

Для единообразия разработки, финансирования и контроля выполнения Программы Правительство РФ утвердило Постановление от 6 мая 2003 г. № 255 «Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией». Этот документ сыграл определенную роль в формировании в субъектах РФ единых подходов к обоснованию и реализации годовых заданий учреждениям здравоохранения для выполнения территориальных ПГГ.

С 2001 г. в здравоохранении России внедрена единая система мониторинга, позволяющая оценить реализацию ТПГГ в субъектах РФ. Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом ОМС разработана и внедрена отраслевая статистическая форма № 62, утвержденная приказом от 3 декабря 2001 г. № 426/67 (изменения и дополнения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2006 г. № 833), которая позволяет получить информацию не только об объеме медицинской помощи по ее видам в субъектах РФ, но и о ее финансовом обеспечении за счет ассигнований бюджетов всех уровней и средств ОМС. В настоящее время статистическая отчетная форма № 62 — федеральная форма государственного статистического наблюдения.

На основании данных сводных отчетов субъектов РФ по форме № 62 Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом ОМС ежегодно проводится анализ основных показателей реализации ПГГ в стране в целом, в округах и субъектах РФ и представляется доклад в Правительство РФ. Кроме того, ряд показателей, получаемых из этого отчета, используется Министерством регионального развития РФ для оценки эффективности деятельности исполнительной власти в здравоохранении. Один из основных показателей, рассчитанных на основании данных статистической отчетности по форме № 62, — дефицит финансового обеспечения ПГГ, который в 2011 г. составил 238 млрд рублей.

С 2005 г. Правительством РФ ежегодно устанавливаются финансовые нормативы единиц объема медицинской помощи и расходов государственных средств в расчете на одного гражданина.

В соответствии с законодательством РФ с 2007 г. доклад о ходе реализации ПГГ рассматривают на заседаниях Правительства РФ.

Устанавливаемые ПГГ нормативы объема видов медицинской помощи не менялись много лет и не дифференцированы по регионам в зависимости от территориальной доступности бюджетных услуг (плотности постоянных транспортных путей, расселения и проживания жителей региона в труднодоступных районах, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доли населения, проживающего в мелких населенных пунктах), демографических особенностей региона (удельного веса жителей в возрасте от 0 до 17 лет и старше трудоспособного возраста). Вследствие этого начиная с 2010 г. обоснованы и установлены новые федеральные нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи, отражающие изменения в технологиях их оказания и основные тенденции в показателях здоровья населения.

Кроме того, виды медицинской помощи, установленные программой до 2008 г. (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, медицинская помощь в дневных стационарах, скорая), отражают в большей степени условия предоставления медицинской помощи в учреждениях разных типов. Они не увязаны с особенностями ПМСП и специализированной медицинской помощи. Исключение составляет лишь скорая помощь, где определение применимо к виду и условиям ее предоставления.

Действовавшая бюджетная классификация расходов предусматривала учет затрат прежде всего по статьям экономической классификации расходов медицинских учреждений и системы в целом и не учитывала затраты по функциям, в том числе по видам медицинской помощи.

До недавнего времени отсутствовала методика оценки эффективности органов государственной власти в здравоохранении, включающая показатели реализации ТПГГ в субъекте РФ.

Учитывая перечисленные проблемы, в 2006-2007 гг. внесены существенные дополнения и изменения в законодательство и НПА о здравоохранении и в БК РФ. Впервые законодательно установлены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ по охране здоровья граждан, разработке и утверждению ПГГ, разработке, утверждению и реализации ТПГГ.

С 1 января 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 286 и совместным информационным письмом Минздравсоцразвития РФ и Федерального фонда ОМС, согласованным с Министерством финансов РФ, «О формировании и экономическом обосновании ТПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 г.» от 6 августа 2007 г. № 5922-ВС и 5784/20-и конкретизированы виды медицинской помощи, предоставляемые гражданам РФ, включая ПМСП, неотложную, скорую, в том числе специализированную (санитарно-авиационную) и высокотехнологичную медицинскую помощь.

Установлено, что ПМСП предоставляют:

•   амбулаторно-поликлинические учреждения и другие медицинские учреждения или их соответствующие структурные подразделения преимущественно муниципального здравоохранения, включая школьно-дошкольные учреждения, на дому и стационары (при оказании медицинской помощи в приемном отделении, консультативно-диагностических услуг в диагностических и лечебных отделениях стационара, не требующих госпитализации и наблюдения за состоянием здоровья пациентов до 6 ч после проведения лечебно-диагностических мероприятий); единица объема - посещение;

•   больничные учреждения и другие медицинские учреждения или их структурные подразделения преимущественно муниципального здравоохранения; единица объема - койко-день;

•   дневные стационары всех типов; единица объема - пациенто-день. Объем ПМСП, предоставляемой амбулаторно-поликлиническими и другими

медицинскими организациями или их структурными подразделениями, включает профилактические осмотры населения, дополнительную медицинскую помощь на основе государственного задания, посещения, связанные с первичным доврачебным амбулаторным приемом специалистами сестринского дела (фельдшер. акушерка, медицинская сестра).

С 1 января 2008 г. законодательством об охране здоровья граждан предусмотрена организация службы неотложной медицинской помощи, которую вправе оказывать муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения и другие

медицинские учреждения или их структурные подразделения. Единица объема — посещение амбулаторно-поликлинического учреждения или помощь на дому (тариф на посещение включает затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Органы власти муниципальных образований самостоятельно принимают решение об организации неотложной помощи исходя из медико-экономической целесообразности. Так, например, в городском округе служба неотложной помощи может быть в одной из поликлиник.

Неотложную медицинскую помощь предоставляют за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. Организация неотложной медицинской помощи позволяет увеличить объем амбулаторной медицинской помощи и значительно сократить объем наиболее затратной скорой помощи.

Скорую медицинскую помощь, в том числе специализированную (сани гарно-авиационную), предоставляют учреждения и подразделения скорой медицинской помощи государственного или муниципального здравоохранения в соответствии с разграничением полномочий между органами власти в здравоохранении. Единица объема — вызов.

Специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, предоставляют в специализированных амбулаторно-поликлиничес-ких и других медицинских специализированных учреждениях или их структурных подразделениях, больничных учреждениях или их структурных подразделениях, дневных стационарах всех типов. Единицы объема этой медицинской помощи — посещение, койко-день, пациенто-день соответственно условиям предоставления.

Оказание ВМП — расходное обязательство Российской Федерации и субъектов РФ. Ее предоставляют на основе государственного задания в организациях здравоохранения различных организационно-правовых форм и уровней подчиненности, что позволяет обеспечить государственное регулирование для повышения доступности и качества этой помощи.

Определены условия предоставления медицинской помощи гражданам по типам организаций здравоохранения. Установленные законодательством виды медицинской помощи предоставляют в условиях:

•   амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их структурных подразделений, дневных стационаров всех типов (амбулаторная медицинская помощь);

•   больничных учреждений или их структурных подразделений (стационарная медицинская помощь);

•   учреждений и подразделений скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);

•   иных типов организаций здравоохранения (прочие медицинские и иные услуги).

С учетом условий предоставления медицинской помощи гражданам по типам организаций здравоохранения ПГГ на 2011 г. установлены нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевого финансирования, размеры которых значительно увеличены. Так, подушевое финансирование ПГГ в целом составило 7633,4 рубля, в том числе за счет ОМС - 4102,9 рубля. В 2004 г. это составило 3315.7 и 1507,5 рубля соответственно.

Этот норматив рассчитан из стоимости единицы объема медицинской помощи по видам и минимален, так как не учитывает особенности регионов и поясные коэффициенты. Субъектам РФ рекомендовано учитывать районные коэффициенты при расчете территориальных нормативов. Дефицит финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий определяют, если субъектом РФ утверждены и реализованы территориальные подушевые нормативы без учета поясных коэффициентов и ниже установленных Правительством РФ.

Ситуация усугубляется тем, что в 2009-2012 гг. подушевые финансовые нормативы остаются без изменений. В настоящее время сложилась не совсем эффективная структура расходов медицинских организаций на медицинскую помощь. Значительные затраты уходят на оплату труда работников здравоохранения — около 70%. При этом уровень заработной платы в здравоохранении остается явно недостаточным. Расходы на питание пациентов в стационарах, медикаменты, медицинские изделия, обновление основных фондов медицинских учреждений за последние 5 лет в структуре государственных затрат сократились.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» внесены существенные изменения в бюджетную классификацию расходов в разделе 0901 «Здравоохранение», где впервые установлены следующие подразделы:

•   амбулаторная медицинская помощь;

•   стационарная медицинская помощь;

•   медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

•   скорая медицинская помощь;

•   прочие виды помощи.

Это позволяет проводить экономический анализ финансирования здравоохранения не только по типам организаций здравоохранения и кодам экономической классификации расходов, но и по видам медицинской помощи и условиям ее предоставления, что соответствует международным подходам к формированию счетов здравоохранения для управления объемом медицинской помощи, а не только сетью учреждений здравоохранения в регионе. Сетевые же показатели (обеспеченность населения койками, кадрами, число посещений в смену и пр.) должны использоваться для планирования государственных ресурсов, необходимых для оказания медицинской помощи населению.

В соответствии с Федеральными законами от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ и другими НПА орган управления здравоохранением субъекта РФ совместно с территориальным фондом ОМС с 2008 г. осуществляет раздельный учет объема медицинской помощи и ее финансирования по видам медицинской помощи в соответствии с условиями предоставления ее в медицинских организациях, участвующих в реализации ТПГГ.

Особенности ПГГ на 2011 г. — не только увеличение размера финансовых нормативов, но и установление единых подходов к формированию размера взносов на ОМС для неработающих граждан. Впервые установлены единые требования к структуре ТПГГ и оценке эффективности их реализации. Рекомендованы эффективные способы оплаты медицинской помощи медицинским организациям, ориентированные на результаты их деятельности.

В ПГГ на 2010 г. увеличен норматив объема амбулаторной медицинской помощи до 9,5 посещения, а с 2011 г. до 9,7 посещения и 0,59 пациенто-дня на одного гражданина при одновременном сокращении объема стационарной медицинской помощи до 2,7 койко-дня на одного гражданина.

Особенность территориальных программ государственных гарантий в 2011 г. — установление регионального норматива обеспечения населения врачебными кадрами, его выполнение при реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Необходимо соблюдать баланс в сочетании государственных расходов на текущее финансовое обеспечение медицинской помощи и стратегические цели — развитие системы здравоохранения в России.

Законодательство об ОМС позволяет в 2011-2012 гг. оплачивать за счет средств ОМС и расходы, не предусмотренные базовой программой: затраты на капитальный и текущий ремонт, закупку дорогостоящего оборудования для медицинских учреждений стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу.

С 2008 г. ПГГ оказания медицинской помощи гражданам РФ рассматривают на заседании Правительства РФ в период формирования и уточнения бюджета на очередной финансовый год, как и доклад о ее исполнении за предыдущий год в целом по стране и в регионах.

С 2012 г. значительно дополнены и расширены положения Программы государственных гарантий Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с ПГГ, на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в соответствии с договором ДМС.

В частности, установлено, что предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с ПГГ обеспечивает доступность и КМП. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с ПГГ и взимание платы за нее медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и ее медицинскими работниками не допускаются.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу ОМС.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной ПГГ и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия последнего.

Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством РФ.

Медицинскую организацию для получения плановой специализированной медицинской помощи выбирают по направлению лечащего врача. Если в реализации ТПГГ принимают участие несколько медицинских организаций соответствующего профиля, лечащий врач обязан информировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной ПГГ.

Если при оказании медицинской помощи в рамках ПГГ медицинская организация (за исключением скорой медицинской помощи) находится за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, его выбирают в порядке. устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения, призыве на военные сборы и граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских учреждениях в рамках ПГГ, за исключением медицинского освидетельствования для определения годности к военной или приравненной к ней службе.

Профилактику инфекционных заболеваний осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, медицинские организации, общественные объединения путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление этих заболеваний, в том числе в рамках Программы государственных гарантий, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Народная медицина не входит в ПГГ.

Каждую женщину в период беременности, во время и после родов обеспечивают медицинской помощью в медицинских учреждениях в рамках Программы государственных гарантий.

Медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25% общей численности врачей на территории субъекта РФ, могут принимать участие в разработке территориальных программ государственных гарантий. Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством РФ, федеральным законом в установленном им порядке передают отдельные функции в сфере охраны здоровья. Эти организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов ОМС, разработке программ государственных гарантий в установленном законодательством РФ порядке.

Медицинская организация имеет право участвовать в оказании медицинской помощи в соответствии с ПГГ, включающей базовую программу ОМС.

Медицинская организация обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ государственных гарантий.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий, обязаны:

•   предоставлять пациентам информацию о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с ПГГ;

•   обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках ПГГ и ТПГГ;

•   обеспечивать профилактические мероприятия для предупреждения факторов риска развития заболеваний и раннего их выявления;

•   проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

В соответствии со статьей 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках Программы государственных гарантий предоставляют:

•   ПМСП, включая доврачебную, врачебную и специализированную;

•   специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную;

•   скорую медицинскую помощь, в том числе скорую специализированную;

•   паллиативную медицинскую помощь в медицинских учреждениях.

При оказании в рамках программы государственных гарантий ПМСП в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях граждан обеспечивают лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в соответствии с Федеральным

законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

ПГГ утверждает на 3 года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительство РФ, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.

В рамках Программы государственных гарантий устанавливают:

•   перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;

•   перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;

•   категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;

•   базовую программу ОМС в соответствии с законодательством РФ об ОМС;

•   средние нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, среднее подушевое финансирование, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;

•   требования к территориальным программам государственных гарантий в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.

В части медицинской помощи, оказание которой осуществляют за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в программе государственных гарантий, устанавливают:

•   перечень видов, форм и условий медицинской помощи;

•   перечень заболеваний, состояний;

•   категории граждан;

•   порядок и условия оказания медицинской помощи, целевые значения критериев доступности медицинской помощи.

ПГГ формируют с учетом порядка оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения РФ по данным медицинской статистики.

Впервые законодательно установлены требования к территориальной программе государственных гарантий.

В соответствии с ПГГ органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные ПГГ, включающие территориальные программы ОМС, установленные в соответствии с законодательством РФ об ОМС.

В рамках территориальной Программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов РФ устанавливают:

•   целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными ПГГ;

•   перечень заболеваний (состояний) и видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда ОМС;

•   порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;

•   порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта РФ;

•   перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и со скидкой 50%;

•   перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий;

•   объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий в соответствии с законодательством РФ об ОМС;

•   объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;

•   перечень мероприятий для профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий.

Территориальные программы государственных гарантий при условии выполнения финансовых нормативов, установленных ПГГ, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, дополнительный объем медицинской помощи, в том числе предусматривающий возможность превышения средних показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

При формировании территориальной программы государственных гарантий учитывают:

•   порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;

•   особенности половозрастного состава населения;

•   уровень и структуру заболеваемости населения субъекта РФ по данным медицинской статистики;

•   климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций;

•   сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, уплату страховых взносов в ОМС на неработающее население в порядке, установленном законодательством РФ об ОМС.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно осуществляет мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий и оценивает их реализацию, и совместно с Федеральным фондом ОМС — территориальных программ ОМС.

Важный аспект нового законодательства об охране здоровья граждан, способствующего росту уровня удовлетворенности граждан здравоохранением, - разграничение бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Так, при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий и территориальных программ государственных гарантий не подлежит оплате за счет личных средств граждан:

•   оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

•   применение по медицинским показаниям лекарственных средств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

•   размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

•   пребывание в стационаре, включая спальные места и питание, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше этого возраста — при наличии медицинских показаний;

•   транспортные услуги при сопровождении медицинским работником больного, находящегося на лечении в стационаре, при необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь;

•   транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупа больного, умершего в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Медицинские организации, участвующие в реализации ПГГ и ТПГГ, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

•   на иных условиях, чем предусмотрено ПГГ, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;

•   при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

•   гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не застрахованным по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

•   при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных законодательством об охране здоровья граждан.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий.

Территориальная программа ОМС может включать перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой при условии выполнения ее требований. При этом территориальная программа должна включать нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на ее единицу в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по ОМС. структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, условия оказания медицинской помощи в этих учреждениях.

Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарной авиации) с 1 января 2013 г. будут осуществлять за счет средств ОМС. Порядок передачи ассигнований бюджетов бюджетной системы РФ в бюджеты фондов ОМС на обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарной авиации) устанавливается федеральным законом, определяющим размер страхового взноса на ОМС неработающего населения.

Финансовое обеспечение ВМП с 1 января 2015 г. будут осуществлять за счет средств ОМС.

Таким образом, для обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатную медицинскую помощь (статья 41 Конституции РФ) и перехода от методов планирования и финансирования медицинской помощи, ориентированных на сеть организаций здравоохранения и их содержание, к программно-целевому управлению отраслью, ориентированному прежде всего на выполнение основных функций медицинских организаций здравоохранения (результаты деятельности):

•   законодательно установлены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, разработке и утверждении Программы государ-

ственных гарантий, разработке, утверждении и реализации территориальных программ государственных гарантий;

•   конкретизированы и законодательно установлены виды, условия и формы оказания медицинской помощи гражданам РФ бесплатно по Программе государственных гарантий, даны их развернутые определения;

•   подушевые финансовые показатели, объем медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий включены в число критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

•   отраслевая финансово-статистическая форма 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» с 2008 г. — форма федерального государственного статистического наблюдения, которая позволяет Правительству РФ, Министерству здравоохранения РФ и органам управления здравоохранением субъектов РФ, Федеральному и территориальным фондам ОМС осуществлять мониторинг и оценивать эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий.

В дальнейшем предстоит большая работа по обоснованию дифференцированных нормативов объема медицинской помощи по ее видам с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения, климато-географических условий региона и транспортной доступности организаций здравоохранения.

Необходимо конкретизировать порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам РФ в вопросах:

•   выбора гражданином страховой медицинской организации, медицинского учреждения, врача, формирования контингента граждан, закрепленных за участковыми врачами, врачами общей практики (ВОП), семейными врачами;

•   направления граждан на получение специализированной гарантированной медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях стационаров, включая высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь;

•   ведение листов ожидания плановой гарантированной специализированной медицинской помощи, критерия включения в листы ожидания и исключения из них, требования к предоставлению информации пациентам о листах ожидания;

•   установление предельных сроков ожидания плановой медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях стационара, а также ВМП;

•   разработка и внедрение порядка и стандартов оказания медицинской помощи, содержащих основные требования к медицинским организациям, оказывающим гарантированную медицинскую помощь, включая требования к квалификации специалистов, техническому оснащению различных типов медицинских организаций (табель оснащения);

•   определение требований к условиям пребывания больных в стационаре (включая условия размещения и обеспечения питанием).

Предстоит широко использовать эффективные способы оплаты медицинской помощи, финансового обеспечения медицинских организаций, из которых предпочтительны группы болезней (для стационаров) и подушевой принцип финансирования (для амбулаторно-поликлинических учреждений).

Перспективно информационное обеспечение здравоохранения, позволяющего разрабатывать единые регистры работников здравоохранения, медицинских услуг, лиц, застрахованных по ОМС. Электронная запись пациентов на прием к врачу, электронный документооборот, электронный паспорт медицинской организации и паспорт здравоохранения субъекта РФ позволят точно планировать и эффективно использовать имеющиеся в отрасли государственные ресурсы.

Стоимость Программы государственных гарантий может быть уточнена с учетом медико-экономических стандартов (МЭС) медицинской помощи и включать правила их разработки и критерии качества медицинских услуг, определение оптимального тарифа на медицинскую помощь за счет средств ОМС.

В субъекте РФ основой формирования территориальной программы государственных гарантий должна стать реальная потребность населения в медицинской помощи.

Таким образом, реализация территориальной программы государственных гарантий неразрывно связана с оптимизацией структуры медицинской помощи и реструктуризацией сети медицинских организаций в субъекте РФ для обеспечения установленного объема медицинской помощи, ее доступности при должном уровне качества услуг (медицинский эффект), реальном улучшении здоровья населения (социальный эффект) в условиях эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и других ресурсов здравоохранения (экономическая эффективность).


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ПРОБЛЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Физиологическая потеря массы тела. В первые дни жизни большинство новорожденных немного теряют в весе. Это объясняется тем, что у родившегося ребенка объем желудка маленький, и за первое кормление он может...

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Современный период деятельности стоматологической службы предъявляет новые требования к качеству помощи. В частности, повысились требования пациентов, так как часто они оплачивают помощь из личных средств. Наряду с этим возросла правовая...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА

Ребенку 2 лет нужно подарить зубную щетку и обучить его чистить зубы. Для лучшего удаления остатков пищи и зубного налета зубы надо чистить по 2 мин 2 раза в день:...

Гормоны любви

Гормоны любви

Во-первых, она начинается с того, что нас привлекает симпатичный представитель противоположного пола, и в мозгу происходит сложная химическая реакция, результатом которой является гормон фенилэтиламин — гормон увлечения,...

TDK

TDK

Дополнительное профессиональное образование

В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют...

РОДЫ И БОЛЬ

Роды — это физиологический процесс, который зачастую сопровождается болью, напряжением и страхом перед возможными осложнениями. Опыт показывает, что у хорошо подготовленных женщин страх и напряжение во время родов отступают, они...

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К этому времени большинство детей разворачиваются головкой вниз. Если головка уже установилась в правильном положении, она начинает опускаться ко входу в малый таз: плод готовится к рождению....

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

Система здравоохранения РФ построена на основе бюджетно-страховой модели, важное звено которой — ОМС. ОМС - сложный процесс, в котором юридические субъекты взаимодействуют между собой на правовой и экономической основе для...

КОГДА И ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ НАБИРАЮТ ВЕС

Самопроверка: для вас ли эта книга? 1. Есть ли у вас сейчас или был ранее ПМС? 2. Испытываете ли вы (или раньше испытывали) в предменструальный период постоянный голод? 3. После 18 лет вы...

ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

Синдром Марфана — наследственная болезнь, обусловленная аномалией развития соединительной ткани и характеризующаяся сочетанием Поражения опорно-двигателъного аппарата, подвывиха или вывиха хрусталика и сердечно-сосудистых расстройств. Наследуется по аутосомно-доминантному типу. Развитие синдрома обусловлено...

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК За этот месяц ребенок подрастет еще на 5 см, а его масса удвоится. К концу месяца средняя длина плода составит 36 см, а масса — 800 г....

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕ…

С 2011 г. выпускники медицинских вузов могут получить специальность «Пластическая хирургия» только после окончания ординатуры или профессиональной переподготовки в объеме более 500 ч но специальности «Пластическая хирургия» при наличии сертификата...

АПНОЭ

АПНОЭ

Апноэ — длительная задержка дыхания. Значительное число новорожденных с асфиксией рождается в состоянии Первичного апноэ. В этом случае кожные покровы ребенка синего цвета, наблюдаются мелкие движения век и губ, иногда...

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите быть сон лучшей ночи? Существует решение Проблема со сном, как известно, люди всех возрастов, от подростков до пожилых людей. Многие люди борются с не высыпанием, плохой сон. Хорошая гигиена...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами...

wume.ru