Полномочия различных уровней власти в сфере здравоохранения разграничены Федеральным законодательством, в частности Федеральными законами: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» (от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ) с последующими уточнениями, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"» (от 20 ноября 2010 г. № 313-ФЗ) и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти:

•   проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

•   принятие федеральных законов, регулирующих охрану здоровья человека, контроль их исполнения:

•   защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья, включая нормативно-правовое их регулирование;

•   управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

•   организация системы санитарной охраны территории РФ;

•   организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

•   реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию их медико-санитарных последствий; информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

•   лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья;

•   организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

•   ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности персональных данных в соответствии с законодательством РФ;

•   определение порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

•   организация оказания гражданам ПМСП, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях;

•   организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и(или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи;

•   организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

•   утверждение ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая базовую программу ОМС;

•   организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд РФ;

•   разработка и реализация федеральных целевых программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения;

•   мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при их применении, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

•   установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз;

•   регистрация, испытание и разрешение к применению лекарственных средств, изделий медицинского назначения, сильнодействующих, ядовитых и других веществ, влияющих на здоровье человека;

•   выдача разрешений на применение на территории РФ новых методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, новых медицинских технологий;

•   установление соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтической работы, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);

•   организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, в том числе разработка программ подготовки;

•   координация научных исследований в медицине, формирование и финансирование государственных программ научных исследований;

•   международное сотрудничество в области охраны здоровья, в том числе заключение международных соглашений;

•   утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;

•   утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и(или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;

•   утверждение перечня профессиональных заболеваний.

В соответствии с действующим законодательством Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ:

•   лицензирование медицинской деятельности (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук);

•   лицензирование фармацевтической деятельности (за исключением оптовой торговли лекарственными средствами и аптек, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук);

•   лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (за исключением оптовой торговли лекарственными средствами и аптек, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук);

•   организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипо-физарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и(или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Эти полномочия осуществляются за счет средств федерального бюджета. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ:

•   принятие НПА в сфере охраны здоровья, контроль их исполнения, законодательная инициатива в адрес федеральных органов государственной власти;

•   защита прав человека по вопросам охраны здоровья;

•   разработка и реализация целевых программ в сфере охраны здоровья граждан и охраны окружающей среды;

•   принятие и реализация территориальной ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ) в субъектах РФ, включая программу ОМС;

•   охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

•   формирование органов управления здравоохранением на региональном уровне, включая их наименование, структуру, штатную численность и т.п.;

•   организация оказания населению субъекта РФ ПМСП, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ:

•   ОМС неработающего населения;

•   создание условий для развития медицинской помощи и ее доступности гражданам:

•   организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продукта-

ми лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи;

•   осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер на территории субъекта РФ, формирование здорового образа жизни граждан;

•   предоставление социальной поддержки при оказании медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и обеспечении их лекарственными препаратами;

•   обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих, острых и хронических прогрессирующих, редких (орфанных), приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидизации человека;

•   координация деятельности органов управления и организаций - субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

•   обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включая спасение жизни и защиту здоровья людей, информирование населения о ЧС и предпринимаемых действиях;

•   координация деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров;

•   проведение научно-исследовательских работ в медицине;

•   укрепление материально-технической базы подведомственных медицинских организаций;

•   санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Часть полномочий по оказанию медицинской помощи населению может быть делегирована муниципальным образованиям.

Органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья населения в пределах их компетенции. К ведению органов местного самоуправления (с учетом возможного делегирования региональными органами государственной власти полномочий) относятся:

•   создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с ТПГГ;

•   защита прав граждан в сфере охраны здоровья;

•   санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда донорства крови и (или) ее компонентов;

•   профилактика заболеваний, представляющих опасность для окружающих или имеющих социальный характер, реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни;

•   организация ПМСП в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, препаратами крови и ее компонентов, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

•   реализация целевых программ муниципального образования по развитию системы охраны здоровья человека, включая укрепление материально-технической базы подведомственных медицинских организаций;

•   контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи населению;

•   формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

•   содействие развитию частной системы здравоохранения;

•   внедрение отраслевой системы оплаты труда в подведомственных медицинских организациях;

•   участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.

Такое разделение полномочий предполагает и соответствующее распределение бюджетных обязательств органов власти всех уровней. Так, ПМСП финансируется с 2012 г. за счет субсидий региональных бюджетов бюджетам муниципальных образований (в случае делегирования полномочий), а специализированная медицинская помощь отнесена исключительно к расходным обязательствам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В то же время разграничение полномочий органов государственной и муниципальной власти создало целый ряд проблем при оказании медицинской помощи населению.

Единая технология по оказанию медицинской помощи оказалась распределенной по системам здравоохранения, видам помощи, видам медицинских организаций. Поскольку за каждый уровень оказания помощи отвечает определенный орган государственной или муниципальной власти, преемственность лечения больного нередко нарушена.

Разделение видов помощи по уровням привело к затруднению кооперации медицинских учреждений разной подчиненности. Оно вынуждает организаторов здравоохранения сохранять лишние мощности учреждений здравоохранения для обеспечения возможностей оказания даже тех видов помощи, которые могли бы оказывать в других учреждениях. Таким образом, эффективность использования ограниченных ресурсов снижается.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕННЫХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, пораженных при чрезвычайных ситуациях, - система мероприятий, направленных на эффективное использование органов управления, сил и средств здравоохранения...

РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Рождаемость — естественное возобновление населения, характеризующееся зарегистрированным числом деторождении в конкретной популяции за определенный период времени. Для анализа основных тенденций рождаемости и выработки комплекса мер по ее регулированию используют статистические...

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

КАК ПИТАТЬСЯ МАТЕРИ В ПЕРИОД КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ?

Питание кормящей матери должно быть разнообразным и сбалансированным, таким же, как в конце беременности, только увеличьте количество молочных продуктов: 3—4 стакана молока в день, включая кефир или йогурт. Ваши потребности...

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

МАТКА И ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Матка начинает увеличиваться с самого начала беременности. За девять месяцев ее вес от 50—60 г увеличивается примерно до 1 кг и даже больше, высота изменяется от...

ДИНАМИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ С 2004 ПО 2012 Г

ДИНАМИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ С 2004 ПО 2012 Г

Следует отметить, что существенные изменения в ЛО населения в амбулаторных условиях произошли в 2005 г., когда началась реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). На рис. 5.10 представлена динамика государственных закупок...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

РИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД Все знают, что забеременеть можно только в определённый период менструального цикла. Поэтому идея ритмического метода проста, а потому очень привлекательна — избегать половых контактов в период, когда вероятность...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО…

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ

Для получения более полной картины состояния здоровья населения важны показатели, характеризующие социальную обусловленность общественного здоровья. Они аккумулируют в себе группу социальных, культурных, психологических и информационных факторов, которые объективно влияют на...

ЗАЩИТА ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ПО ОМС ГРАЖДАН

Чрезвычайно важно в системе ОМС знание прав граждан в системе медицинского страхования. Застрахованный гражданин имеет право: •   на бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации...

ПРИЗНАКИ НАЧАЛА РОДОВ

Лишь некоторые женщины предпочитают ложиться в роддом за несколько дней до предполагаемого срока родов. Большинство беременных собираются приехать туда с началом родовой деятельности, поэтому разберемся, что же считать началом родов. ...

Лечение глистов и паразитов у человека. Таблетки и лекарства от глистов

Лечение глистов и паразитов у человека. Таблетки и лекарства от глистов

Таблетки и лекарства от глистов. Глисты у человека: симптомы и современные советы лечения. Глисты (гельминты) это группа червей паразитов, ведущих паразитическую деятельность в человеческом организме. Инфицирование...

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном здравоохранении оказывают различные медицинские организации. Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует единая номенклатура государственных...

wume.ru