В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют на обучение соответствующим приказом. Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдают справку. свидетельствующую о сроке его пребывания на учебе.

Повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов здравоохранения осуществляют с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и в индивидуальной форме обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются факультетом в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора в пределах объемов образовательных программ, установленных Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам, учитывающим имеющийся по всем разделам специальности уровень знаний, умений, практических навыков и результаты вступительных испытаний. Вступительные испытания обязательны. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание, процедуру и форму вступительных испытаний.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводят по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок повышения квалификации в любой форме обучения составляет 100-500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 5-10 лет, обучение проводят по образовательным программам профессиональной переподготовки. Нормативный срок профессиональной переподготовки в любой форме обучения составляет свыше 500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональную подготовку организуют в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями,

Государственные образовательные учреждения повышения квалификации и прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, документы государственного образца:

•   удостоверение о повышении квалификации — специалистам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в тематических и проблемных семинарах по программе в объеме 72-100 ч;

•   свидетельство о повышении квалификации — специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 ч;

•   диплом о профессиональной переподготовке - специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 500 ч;

•   диплом о присвоении квалификации — специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 1000 ч (в редакции Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 213).

Бланки документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов печатают централизованно по заказу Государственного комитета РФ по высшему образованию в Гознаке. Их составляют так, чтобы вносимые в них записи могли выполняться каллиграфическим почерком, черной тушью. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляют в кадровые службы по месту их основной работы.

В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Минздрава России, существует форма итогового контроля знаний — квалификационный экзамен, который предложено сохранить до введения иных форм. Наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца выдают сертификат специалиста в качестве документа, подтверждающего право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.

Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать занимать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки обучением по дополнительным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Наряду с этим медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Повышение квалификации работники проводят в течение всей трудовой деятельности. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется необходимостью не реже 1 раза в 5 лет.

Цель повышения квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В пределах каждого уровня профессионального образования основная задача — непрерывное повышение квалификации специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения, государственных научных учреждений и организаций проводят не реже 1 раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях и в ведущих российских и иностранных научных организациях.

Виды обучения при повышении квалификации:

•   краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводят по месту основной работы специалиста: заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

•   тематические и проблемные семинары (72-100 ч) по научно-техническим. технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации или учреждения;

•   длительное (более 100 ч) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета. экзамена, защитой реферата или итоговой работы.

Профессиональную переподготовку осуществляют для расширения квалификации специалистов, их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведению новой профессиональной деятельности с учетом международных требований и стандартов. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

В результате профессиональной переподготовки специалисту присваивают дополнительную квалификацию на базе полученной специальности.

Профессиональная переподготовка специалистов - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования. Ее осуществляют образовательные учреждения повышения квалификации и подразделения образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности основана на установленных квалификационных требона-

ниях к конкретным профессиям или должностям. Для получения дополнительной квалификации ее проводят по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности — более 500 ч аудиторных занятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1000 ч трудоемкости.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.). Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности.

Если врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, его назначают на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период в установленном порядке профессиональной переподготовки для получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата соответствующей специальности.

В соответствии с требованиями законодательства медицинские и фармацевтические работники имеют право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ. при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и при их увольнении в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организации.

Стажировку проводят для формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов.

Стажировку специалистов проводят как в Российской Федерации, так и за рубежом в ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение. исходя из ее целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер й предусматривает:

•   самостоятельную теоретическую подготовку;

•   приобретение профессиональных и организаторских навыков;

•   изучение организации и технологии работ:

•   непосредственное участие в планировании работы организации;

•   работу с технической, нормативной и другой документацией:

• выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера):

•   участие в совещаниях, деловых встречах и др.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ВАШ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ «ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА СИЛЫ ГОРМОНОВ» ДОКТОРА ВЛИЕТ

И так, вы предполагаете, что ваши гормоны функционируют не очень хорошо. У вас есть какие-либо симптомы недостаточной работы щитовидной железы, но эти симптомы также могут появиться из-за низкого содержания эстрадиола...

Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России

Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России

Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России в разрезе субъектов РФ и в сравнении с развитыми странами Основная задача органов исполнительной власти субъектов РФ — формирование эффективных региональных синем...

СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ

СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ

Несколько особняком стоит наблюдающееся в подростковом возрасте своеобразное состояние анорексии, обусловленное стремлением похудеть, доводящим иногда подростка до состояния крайнего истощения. Развивается это состояние обычно у девочек-подростков, обладавших прежде сниженным аппетитом,...

10-11-й ГОД ЖИЗНИ ребенка

10-11-й ГОД ЖИЗНИ ребенка

В 10 лет молочные зубы полностью заменяются постоянными, поэтому риск образования кариозных зубов резко возрастает. Если уже имеется один такой зуб, то к 16-17 годам их уже будет 5,...

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Задачи законодательства об охране здоровья граждан: •   определение полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по охране здоровья граждан; •   правовое регулирование охраны здоровья граждан, деятельности предприятий. учреждений и...

РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Рождаемость — естественное возобновление населения, характеризующееся зарегистрированным числом деторождении в конкретной популяции за определенный период времени. Для анализа основных тенденций рождаемости и выработки комплекса мер по ее регулированию используют статистические...

МЕДИЦИНСКАЯ ОШИБКА

В медицинской и юридической литературе существует более 60 определений медицинской ошибки, в то время как в законодательных актах многих стран это понятие отсутствует. В интегрированном виде медицинская ошибка — причинение...

ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Отечественная стоматология за 130 лет прошла сложный путь развития. За этот период в России осуществлена огромная по масштабам организационная работа, которая позволила поднять полукустарное зубоврачевание до уровня современной медицинской специальности. ...

Лучший день в неделю для физических упражнений является

Лучший день в неделю для физических упражнений является

Лучший день в неделю для физических упражнений является... Люди чаще всего  все начинают в понедельник - диету, искоренения старых привычек,  введением новых привычек. По данным опросов, Большинство людей начинают практиковать...

ВРОЖДЕННЫЕ И НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СИНДРОМЫ

▲  Категории клинической генетики. ▲  Моногенные, хромосомные и мультифакториальные заболевания. ▲  Методы диагностики наследственных (генетических) болезней. ▲  Основные врожденные и наследственные синдромы. ▲  Наиболее часто встречающиеся ферментопатии. Известно, что 1—3%...

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Полномочия различных уровней власти в сфере здравоохранения разграничены Федеральным законодательством, в частности Федеральными законами: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных...

ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Неблагоприятная демографическая ситуация в России коснулась и детского населения. Число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно уменьшилось с 44,5 млн (1992) до 25,9 млн (2010). Это произошло...

Аскариды у взрослых и детей симптомы, лечение, фото

Аскариды у взрослых и детей симптомы, лечение, фото

Аскариды (лат. Ascarididae) — семейство крупных паразитических круглых червей, длина самки паразита может достигать 40 см, а самца не больше 25 см. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают аскаридоз. Излюбленным...

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

У женского организма особое значение имеют гормоны, вырабатываемые в яичниках, они влияют на обмен веществ, а следовательно, на приобретение веса и его потерю. Прочитав мою книгу, вы выясните, как изменение...

A2

A2

БОЛЬ В ЯИЧКАХ

БОЛЬ В ЯИЧКАХ

Боли в яичках У детей наблюдаются нечасто, однако на это следует обращать внимание, так как возможны серьезные последствия. Имеются различия причин болей в возрастном аспекте: так, у детей первых месяцев...

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕ…

С 2011 г. выпускники медицинских вузов могут получить специальность «Пластическая хирургия» только после окончания ординатуры или профессиональной переподготовки в объеме более 500 ч но специальности «Пластическая хирургия» при наличии сертификата...

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Электронное здравоохранение В 2005 г. Всемирной организацией здравоохранения принята Концепция e-Health - электронное здравоохранение, информационная поддержка всех задач здравоохранения на основе личностно-центрированного подхода, предполагающего полный электронный документооборот, в том числе...

wume.ru