В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют на обучение соответствующим приказом. Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдают справку. свидетельствующую о сроке его пребывания на учебе.

Повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов здравоохранения осуществляют с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и в индивидуальной форме обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются факультетом в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора в пределах объемов образовательных программ, установленных Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам, учитывающим имеющийся по всем разделам специальности уровень знаний, умений, практических навыков и результаты вступительных испытаний. Вступительные испытания обязательны. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание, процедуру и форму вступительных испытаний.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводят по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок повышения квалификации в любой форме обучения составляет 100-500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 5-10 лет, обучение проводят по образовательным программам профессиональной переподготовки. Нормативный срок профессиональной переподготовки в любой форме обучения составляет свыше 500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональную подготовку организуют в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями,

Государственные образовательные учреждения повышения квалификации и прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, документы государственного образца:

•   удостоверение о повышении квалификации — специалистам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в тематических и проблемных семинарах по программе в объеме 72-100 ч;

•   свидетельство о повышении квалификации — специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 ч;

•   диплом о профессиональной переподготовке - специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 500 ч;

•   диплом о присвоении квалификации — специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 1000 ч (в редакции Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 213).

Бланки документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов печатают централизованно по заказу Государственного комитета РФ по высшему образованию в Гознаке. Их составляют так, чтобы вносимые в них записи могли выполняться каллиграфическим почерком, черной тушью. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляют в кадровые службы по месту их основной работы.

В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Минздрава России, существует форма итогового контроля знаний — квалификационный экзамен, который предложено сохранить до введения иных форм. Наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца выдают сертификат специалиста в качестве документа, подтверждающего право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.

Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать занимать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки обучением по дополнительным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Наряду с этим медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Повышение квалификации работники проводят в течение всей трудовой деятельности. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется необходимостью не реже 1 раза в 5 лет.

Цель повышения квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В пределах каждого уровня профессионального образования основная задача — непрерывное повышение квалификации специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения, государственных научных учреждений и организаций проводят не реже 1 раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях и в ведущих российских и иностранных научных организациях.

Виды обучения при повышении квалификации:

•   краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводят по месту основной работы специалиста: заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

•   тематические и проблемные семинары (72-100 ч) по научно-техническим. технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации или учреждения;

•   длительное (более 100 ч) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета. экзамена, защитой реферата или итоговой работы.

Профессиональную переподготовку осуществляют для расширения квалификации специалистов, их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведению новой профессиональной деятельности с учетом международных требований и стандартов. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

В результате профессиональной переподготовки специалисту присваивают дополнительную квалификацию на базе полученной специальности.

Профессиональная переподготовка специалистов - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования. Ее осуществляют образовательные учреждения повышения квалификации и подразделения образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности основана на установленных квалификационных требона-

ниях к конкретным профессиям или должностям. Для получения дополнительной квалификации ее проводят по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности — более 500 ч аудиторных занятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1000 ч трудоемкости.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.). Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности.

Если врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, его назначают на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период в установленном порядке профессиональной переподготовки для получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата соответствующей специальности.

В соответствии с требованиями законодательства медицинские и фармацевтические работники имеют право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ. при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и при их увольнении в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организации.

Стажировку проводят для формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов.

Стажировку специалистов проводят как в Российской Федерации, так и за рубежом в ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение. исходя из ее целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер й предусматривает:

•   самостоятельную теоретическую подготовку;

•   приобретение профессиональных и организаторских навыков;

•   изучение организации и технологии работ:

•   непосредственное участие в планировании работы организации;

•   работу с технической, нормативной и другой документацией:

• выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера):

•   участие в совещаниях, деловых встречах и др.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К БЕРЕМЕННОСТИ?

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К БЕРЕМЕННОСТИ?

Жизнь сегодня полна и экономических, и социальных перемен, поэтому строить какие-либо планы достаточно сложно. Но это не означает, что нужно отказываться от осознанного планирования и тщательной подготовки к беременности. В...

Перерезание пуповины

Сегодня даже в клиниках не спешат с перерезанием пуповины, так как известно, что пульсирующая пуповина переносит достаточно обогащенной кислородом крови в детский организм, даже если ребенок затягивает время своего первого...

КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Число работников, занятых в здравоохранении, в 2011 г. составляло 3.58 млн человек. Число врачей всех специальностей в 2011 г. составило 716 тыс., или 5 врачей...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Один из основных путей повышения КМП - минимизация ошибок стандартизацией процессов оказания медицинской помощи. Анализ зарубежного опыта свидетельствует об эффективности использования стандартов медицинских услуг как нормативного обеспечения гарантий качества и...

РАЗВИТИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р, целью государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния...

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ВИТАМИНЫ Витамины — это органические вещества, поступающие в организм человека с пищей и обеспечивающие нормальный, обмен веществ и его физиологическое функционирование. Большинство витаминов в. организме не синтезируется. Некоторые синтезируются,...

ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ СУПРУГА

В. А. Ефименко Добродетельная — значит, чувствительная Образ добродетельной супруги формировался в Индии на протяжении многих веков. В существенных чертах он мало чем отличается от представлений других народов об идеальной...

ПАТНИ: ВЕРНАЯ ЖЕНА И БОГИНЯ

АМ. Аубянский Богиня? Иль изысканный павлин? Иль девушка С красивыми серьгами? В неведении смутилось мое сердце. "Тируккурал" Это миниатюрное стихотворение из классического памятника индийской литературы на тамильском языке относится к...

СКОРАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ СКОРАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Общие положения Цель государственной политики в области здравоохранения — улучшение состояния здоровья населения через обеспечение доступности качественной медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг. Одно...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

СИСТЕМА ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Оплата медицинских услуг - один из основных механизмов возмещения затрат в здравоохранении и соблюдения закона воспроизводства. Существуют различные способы оплаты медицинской помощи, каждый из которых имеет...

Цистит у женщин симптомы, препараты, лечение в домашних условиях. Хронический цистит

Цистит  у женщин симптомы, препараты,  лечение в домашних условиях. Хронический цистит

Цисти́т (от греч. κύστις — пузырь) — воспаление мочевого пузыря. В урологической практике термин «цистит» часто используют для обозначения симптоматической мочевой инфекции, с воспалениями слизистой оболочки ...

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК. РАЗВИТИЕ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

▲ Периоды детского возраста. ▲ Принципы врачебного наблюдения за детьми. ▲ Оценка поведения и состояния здоровых детей. ▲ Основные нормативы и рекомендации по воспитанию здорового ребенка. ▲ Нормы поведения детей от рождения до...

Арбузная диета: Быстро убирает килограммы и очищает тело

Арбузная диета: Быстро убирает килограммы и очищает тело

Арбузная диета: Быстро убирает килограммы и очищает тело Арбуз является отличным способом, чтобы обновить себя, и потерять лишний вес. Это вкусный овощ помогает в потере веса и благотворное влияние на...

СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПО ФУНКЦИЯМ

СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПО ФУНКЦИЯМ

Распределение всех (государственных и частных) ресурсов здравоохранения по функциям здравоохранения в сравнении со странами ОЭСР представлено на рис. 4.19. По данным В.И. Стародубова и В.О. Флека (2007), доля расходов на...

ИНВАЛИДНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНВАЛИДНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инвалидность в РФ с 1990 по 2010 г. не уменьшилась (рис. 2.18), как и доля людей трудоспособного возраста среди всех больных, впервые признанных инвалидами, и составляла не менее 49,4%. Всего...

ФОРМИРОВАНИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

В конце 1990-х гг. были приняты федеральные законы, которые в определенной мере решали неотложные проблемы здравоохранения. В числе базовых законов действуют: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об...

wume.ru