Программа ОНЛС (ДЛО) реализуется с 2005 г. в рамках Федеральных законов от 17 июня 1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи» и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (или закона о монетизации льгот).

Суть изменений, внесенных законом № 122-ФЗ, в социальную поддержку граждан такова.

•   Полномочия государственной социальной помощи разделены между федеральным и региональным уровнями власти. Она может быть оказана в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) или пособий и в виде субсидий по оплате определенного набора социальных услуг (НСУ) и необходимых товаров. Федеральный бюджет взял на себя существенную нагрузку в оплате НСУ. К категориям населения, имеющим право на НСУ за счет федерального бюджета, отнесены:

♦  инвалиды войны;

♦  участники Великой Отечественной войны (ВОВ), ветераны боевых действий;

♦  военнослужащие, проходящие службу в воинских частях;

♦  граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

♦  граждане, работавшие в период ВОВ на объектах военного значения: О члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ;

♦  инвалиды, дети-инвалиды.

•   Установлен НСУ для этих категорий граждан — дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (ИМН) и специализированными продуктами лечебного питания, предоставление прав на санаторно-курортное лечение (по направлению врача) и бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте к месту лечения. Программа обеспечения населения ЛС, ИМН и продуктами лечебного питания получила название программы дополнительного лекарственного обеспечения населения.

•   За счет средств субъектов РФ НСУ получали другие категории населения, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Перечень категорий населения, состав НСУ и Перечень ЛС регулировались регионами согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

•   Гражданам, имеющим право на получение НСУ за счет средств федерального бюджета, предоставлено право отказаться от него в пользу ЕДВ.

•   Установлена номинальная сумма оплаты НСУ на одного гражданина за счет средств федерального бюджета, которая подлежала ежегодной индексации. В 2005 г. эта сумма (на оплату ЛС и санаторно-курортного лечения) составляла 400 рублей в месяц, в 2009 г. — 641 рубль.

Принятие этого закона позволило зафиксировать и формализовать обязательства государства в обеспечении социальной помощи гражданам, расширить права отдельных категорий на обеспечение льготами. Например, объем средств на НСУ в части дополнительного лекарственного обеспечения (из всех источников финансирования) по сравнению с 2004 г. в 2005 г. увеличился в 2,5 раза, в 2008 г. - в 6,3 раза. Существенно расширена и номенклатура лекарственных средств; ряд из них гарантирован гражданам.

В 2008 г. программа ДЛО трансформирована в программу ОНЛС и полномочия в обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имею-

щих право на НСУ за счет средств федерального бюджета, переданы субъектам РФ С соответствующими субвенциями (Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 722 «О предоставлении в 2008 г. иных межбюджетных трансфертов. предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»).

В 2008 г. численность граждан, имеющих право на федеральные льготы на НСУ. составила около 9 млн человек, из них 6 млн использовали НСУ на лекарственное обеспечение (выступление министра здравоохранения и социального развития на совещании по вопросам социального обеспечения россиян. 26 февраля 2009 г.).

В 2008 г. из программы ОНЛС выделена подпрограмма «1 нозологии». Согласно ей, лекарствами обеспечивали около 50 тыс. граждан, страдающих заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, среди них: больные гемофилией, муковнсцидозом. гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом. рассеянным склерозом и больные после трансплантации органов и тканей.

При формировании Федерального закона № 122 и в реализации программы ДЛО (ОНЛС) допущены серьезные недостатки.

•   Предусмотренное в законе право выбора граждан ЕДВ или НСУ привело к тому, что часть граждан отказалась от натуральной льготы в пользу ЕДВ. Тем самым эти граждане могли и не потратить полученные средства на ЛС. т.е. на улучшение своего здоровья. Более того, в программе ДЛО остались граждане преимущественно с высоким риском потребления дорогостоящих лекарственных средств, что привело к недостатку средств в этой программе (так как объем средств на нее предусмотрен из расчета стоимости ежемесячной выплаты на одного человека, оставшегося в программе). Недостаток средств на программу был особенно ощутим в середине 2006 г., когда они закончились; это было связано и с отсутствием жесткого регулирования цен на закупаемые ЛС. и с нерациональной выпиской ЛС врачами.

•   Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет солидарных (общественных) средств необходимо было организовать для всех, а не только для отдельных категорий населения: например, предусмотреть дополнительные взносы в систему ОМС на программу лекарственного страхования, при этом установить доплату населением расходов на лекарственные средства в момент их приобретения, а льготные категории освободить от нее, т.е. установить полностью бесплатное приобретение ЛС. Так организовано лекарственное обеспечение в странах с развитой рыночной экономикой. Только при обеспечении всех категорий населения (особенно граждан в трудоспособном возрасте и детей) необходимыми ЛС в амбулаторных условиях можно достичь цели по программе ДЛО - снижения заболеваемости и числа госпитализаций.

•   Категории населения, получающие льготы за счет средств региональных бюджетов, оказались в зависимости от бюджетной обеспеченное™ субъектов РФ. и возникло неравенство жителей разных субъектов по доступности государственной социальной помощи. Например, по данным Счетной палаты (2005), в отдельных регионах отмечены существенные различия (до 5 раз) в объеме денежных выплат труженикам тыла и размеров сохраненных им натуральных льгот: оплата лекарственных средств, транспорта, жилищно-коммунальных услуг.

•   Недостаточно были продуманы механизмы реализации программы. Перечень ЛС, по которому субсидировали их гражданам, сформирован без должного обсуждения и прозрачности процедуры отбора лекарственных средств. Это привело к тому, что в него попадали ЛС с недоказанной эффективностью и второстепенные ЛС. В соответствии с классификацией ВОЗ ЛС подразделяют

на жизненно важные и второстепенные. Жизненно важные препараты -лекарственные средства, необходимые для спасения жизни (например, тром-болитики в кардиологических учреждениях), постоянно требующиеся для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикоиды) и те. после прекращения приема которых развивается синдром отмены. Второстепенные препараты -лекарственные средства для лечения нетяжелых заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие лекарства с симптоматическими показаниями. Затраты на эти ЛС в денежном выражении составили 23% общих расходов на программу в 2006 г.. т.е. 23% средств на программу потрачены неэффективно.

•   Не были разработаны показатели эффективности программы и механизмы снижения издержек на всех этапах ее реализации. Например, предельные торговые надбавки к заявленной цене производителей ЛС (приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 г. № 660-Пр/04) варьировали от 20 до 103% и методически не обоснованы. Предельные отпускные цены на ЛС установлены только в 2006 г. (приказ Росздравнадзора от 2 октября 2006 г. № 2240-Пр/06) и не основаны на анализе минимальных цен в РФ и за рубежом. Это привело к тому, что у поставщиков Л С возник стимул к поставке наиболее дорогостоящих препаратов, и в целом обусловило неэффективное расходование средств по программе ДЛО.

•   Не был сформирован прогноз потребности в лекарственных средствах в регионах, что привело к пересортице и недостатку ЛС в одних регионах и к излишкам в других. Такая ситуация сохраняется: в 2009 г. в ряде субъектов РФ (Ингушетии. Санкт-Петербурге. Рязани) средняя стоимость рецепта по программе ОНЛС соответственно остается в 5, 2.4 и в 2 раза выше, чем средняя цена рецепта по РФ (566 рублей).

•   Не был разработан информационный стандарт рациональной выписки лекарственных средств врачом, что привело к излишним и необоснованным назначениям. Например, в 2006 г. по факту выписки в программе ДЛО среди 15 наиболее затратных Л С оказалось 4 препарата из группы второстепенных лекарственных средств, на которые ушло около 6% бюджета ДЛО, или 3.5 млрд рублей. Доля препаратов отечественных производителей в денежном выражении в программе ДЛО составила только около 10% общих расходов, а дженериковых - 5%. Вместе с тем использование отечественных и дженериковых препаратов - мощный инструмент сдерживания расходов на ЛС по государственным программам.

•   Не предусмотрены механизмы снижения дополнительной нагрузки на врачи, связанной с ведением дел по ДЛО, что привело к недовольству врачей и снижению качества обслуживания пациентов. Компьютеризация рабочих мест врачей и обеспечение МИС для выписки ЛС не смогли полностью решить эту проблему, так как не все рабочие места врачей оснащены компьютерами и МИС не всегда удобны в эксплуатации.

•   Распределение общественных средств на обеспечение населения ЛС нельзя назвать справедливым. Программа «7 нозологии», обеспечивающая около 50 тыс. человек необходимыми ЛС за 43 млрд рублей, безусловно, важна. При этом остаются вопросы: почему выбраны именно эти заболевания и почему государством не субсидируются ЛС для работающего населения. например мужчин, страдающих гипертонической болезнью? Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста от БСК - фактор, существенно снижающий ВВП страны и доходы в бюджет, из которого и формируют общественные средства на здравоохранение, в том числе на программу ОНЛС.

Большинство недостатков в организации программы ДЛО (ОНЛС) сохранились по сей лень.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

РУКОВОДСТВО СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РУКОВОДСТВО СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Системой здравоохранения РФ руководит федеральный орган исполнительной власти — Минздрав РФ. В субъектах РФ системой здравоохранения управляют органы исполнительной власти субъекта РФ — министерства, департаменты, комитеты, главные управления здравоохранения. Органы...

ВОДА ДЛЯ ВАШЕГО МАЛЫША

ВОДА ДЛЯ ВАШЕГО МАЛЫША

НИ для кого не секрет, что единственный продукт, который начинает поступать в организм ребенка с первых же дней после его рождения, наряду с материнским молоком, — Это вода. Вода для...

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

МАТКА И ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Матка начинает увеличиваться с самого начала беременности. За девять месяцев ее вес от 50—60 г увеличивается примерно до 1 кг и даже больше, высота изменяется от...

Девять таинственных месяцев

Девять таинственных месяцев

БЫть беременной счастье, и это чувство поможет вам пережить физические недомогания и волнения первых месяцев. Беременность - Блестящее подтверждение вашей плодовитости, переход к новому этапу в любви и интимной жизни,...

Как сохранить ваши ноги здоровыми и красивыми в течение лета

Как сохранить ваши ноги здоровыми и красивыми в течение лета

Как сохранить ваши ноги здоровыми и красивыми в течение лета Каждый любит одеть летом сандалии, но  должны привести в порядок ноги. Как сохранить красивые ноги, и не получить от любимых...

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать Генетика "обвинила" для появления многочисленных проблем со здоровьем, и в самом деле склонность по наследству. Если ваши родители ...

Цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу (…

ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто...

РВОТА

РВОТА

Рвота — это сложный рефлекторный акт, координируемый рвотным центром, расположенным в продолговатом мозге. Она начинается глубоким вдохом с одновременным опущением диафрагмы и надгортанника, изолирующего дыхательные пути от попадания рвотных масс....

ГЕПАТО - И СПЛЕНОМЕГАЛИЯ

ГЕПАТО - И СПЛЕНОМЕГАЛИЯ

Гепатомегалия (стойкое увеличение печени) является наиболее частым симптомом болезней печени. Уменьшение печени при этом наблюдается значительно реже. В норме нижний край печени не выходит из-под края реберной дуги, и только...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ БУДУЩЕЙ МАМЫ « ЙОГА ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ АКВАПОДГОТОВКА КАк узнать, какие нагрузки допустимы для Вас? Если до беременности вы активно занимались каким-либо видом спорта или физической культурой, можете продолжать...

НОРМЫ ПРИБАВКИ В ВЕСЕ

НОРМЫ ПРИБАВКИ В ВЕСЕ

Во время беременности вы, естественно, поправитесь. На сколько вы должны поправляться во время беременности, покажет табл. 1.5.

ДВЕ ЖЕНЫ И ОДИН МУЖ

Каким я был в те времена Дом мой был из бедных. А совсем рядом, напротив, стоял очень богатый дом В этом большом богатом доме жили ленивый Габу, его сестра Байди...

Последипломное медицинское образование

Система образования в Российской Федерации — совокупность трех взаимодействующих компонентов: •   преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; •   сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от...

КАК РЕБЕНОК СОСЕТ ГРУДЬ

КАК РЕБЕНОК СОСЕТ ГРУДЬ

Здоровому доношенному ребенку присущи три основных рефлекса, помогающие ему в процессе питания. Поисковый рефлекс. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если прикоснуться чем-либо вблизи рта ребенка, он повернег голову в...

Очищение дыхательных путей и околоносовых пазух

Так как мы уже выяснили, что очищение лёгких - это отдельная серьёзная задача, которая не решается без использования разного рода дыхательных гимнастик или специальных дыхательных упражнений и только «слегка задевается»...

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

По определению Всемирной Организации Здравохранения, планирование семьи включает предохранение от нежелательной беременности, свободный выбор количества и времени рождения детей в зависимости от возраста и здоровья родителей. В 2000 году была...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

РИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД Все знают, что забеременеть можно только в определённый период менструального цикла. Поэтому идея ритмического метода проста, а потому очень привлекательна — избегать половых контактов в период, когда вероятность...

wume.ru