УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических, противоэпидемических, научных. Они направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, предупреждение и лечение заболеваний.
Государственную политику охраны здоровья населения определяет Государственная дума (ГД) РФ, которая принимает законы об охране здоровья, закон о бюджете, включая расходы на здравоохранение, и контролирует его исполнение.
Правительство РФ осуществляет государственную политику охраны здоровья, разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы развития здравоохранения, координирует деятельность органов и организаций в вопросах здравоохранения независимо от формы собственности.
Основа российского здравоохранения — принципы, разработанные Н.А. Семашко в 1918 г., развитые и дополненные в дальнейшем, — бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактика заболеваний, санитарная грамотность населения, государственный характер здравоохранения, единство медицинской науки и практики. Трудно оспаривать соответствие большинства этих принципов требованиям граждан в отдельности и общества в целом в организации и оказании медицинской помощи.
Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:
• соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
• приоритет охраны здоровья детей;
• социальная защищенность граждан при утрате здоровья;
• ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан на охрану здоровья;
• доступность медицинской помощи;
• недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
• приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В Российской Федерации система здравоохранения в соответствии с Конституцией РФ разделена на государственную, муниципальную и частную.
Система здравоохранения РФ - совокупность органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, в том числе частных медицинских и фармацевтических учреждений, функционирующих как единое целое, для организации охраны здоровья граждан и оказания им профилактической, диагностической, лечебной, восстановительной медицинской помощи. Система здравоохранения обладает внутренней структурой, единством внутренних связей элементов и внешней обособленностью. Таким образом, с учетом общности целей, взаимосвязи элементов государственное, муниципальное и частное здравоохранение — единая система здравоохранения РФ. При этом на государственном и муниципальном уровнях они реализуют ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, целевую программу подготовки кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Задачи системы охраны здоровья:
• формирование законодательной базы об охране здоровья граждан;
• охрана и оздоровление окружающей среды;
• обеспечение социально-гигиенических условий на производстве и в быту, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний, охраны труда;
• обеспечение обоснованной системы питания;
• развитие физической культуры;
• гигиеническое воспитание и обучение населения начиная с образовательных учреждений;
• поощрение материнства;
• привлечение граждан к активному участию в оздоровительных мероприятиях;
• научно обоснованное развитие сети медицинских учреждений;
• обеспечение потребностей населения в доступной, качественной, бесплатной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;
• развитие санаторно-курортной базы;
• подготовка и усовершенствование специалистов в области здравоохранения;
• проведение научно-исследовательских работ в медицине;
• внедрение современных технологий в производство и оказание медицинской помощи, в том числе путем развития материально-технической базы учреждений.
Организация оказания медицинской помощи населению должна обеспечивать:
• удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;
• выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
• доступность медицинской помощи;
• качество и эффективность медицинской помощи;
• преемственность в оказании медицинской помощи;
• эффективность использования ресурсов здравоохранения;
• современный уровень оказания помощи.
Основные принципы и задачи организации медицинской помощи населению:
• оказание первой и неотложной помощи пациентам с острыми заболеваниями и при внезапных состояниях, травмах, отравлениях;
• оказание квалифицированной медицинской помощи, включая специализированную и высокоспециализированную, в медицинских учреждениях и на дому;
• обеспечение профилактики заболеваний, травм и инвалидности населения. включая вакцинацию;
• диспансеризация населения для раннего выявления заболеваний, динамическое наблюдение за больными и их лечение:
• пропаганда здорового образа жизни, гигиеническое воспитание и обучение населения;
• обеспечение восстановительного лечения и реабилитации;
• проведение противоэпидемических мероприятий;
• экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности;
• повышение квалификации медицинских работников;
• внедрение современных лечебно-диагностических технологий;
• внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику;
• создание комфортных условий для больных в медицинских учреждениях;
• соблюдение правил и принципов медицинской этики и деонтологии;
• соблюдение правил использования персональной информации о больных и информирование их о предстоящих медицинских вмешательствах.
Система здравоохранения РФ включает:
• органы управления здравоохранением, реализующие программы охраны здоровья, участвующие в развитии медицинской науки, регулирующие и координирующие деятельность медицинских учреждений;
• государственные организации здравоохранения (федеральные и региональные);
• муниципальные организации здравоохранения;
• частные организации здравоохранения.
Медицинское учреждение — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке. установленном законодательством РФ. Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами. аптеки).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России). Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), РАМН, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения здравоохранения, научно-исследовательские и медицинские институты, фармацевтические организации, аптеки, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинской техники и лекарственных средств.
В государственную систему здравоохранения входят учреждения здравоохранения, создаваемые министерствами и ведомствами, государственными предприятиями, организациями и учреждениями помимо Министерства здравоохранения, ФМБА и РАМН.
Элементы государственной системы здравоохранения:
• органы управления здравоохранением — Минздрав России, ФМБА и органы управления здравоохранением субъектов РФ;
• надзорные органы — Росздравнадзор РФ, Роспотребнадзор РФ;
• государственные организации здравоохранения, подведомственные Минздраву России, ФМБА и РАМН;
• ведомственные организации здравоохранения, подчиненные различным министерствам и ведомствам в соответствии с законодательством РФ - Министерство обороны. Министерство внутренних дел. Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний;
• медицинские организации, подведомственные органам управления здравоохранением субъектов РФ.
Государственные организации здравоохранения:
• государственные ЛПУ;
• государственные научные учреждения;
• государственные образовательные учреждения;
• государственные фармацевтические организации;
• государственные учреждения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы;
• государственные организации специального назначения (центры медицины катастроф, центры государственных резервов и т.п.);
• государственные организации поддержки и обеспечения здравоохранения (автохозяйства, службы материально-технического обеспечения, службы ремонта медицинской техники, организации капитального строительства, организации по производству медицинской техники и лекарственных средств и т.п.).
Министерства и ведомства РФ, кроме Минздрава России, могут иметь в своем подчинении только ЛПУ и фармацевтические учреждения, в исключительных случаях — научные и для подготовки кадров. При этом для них обязательны к исполнению НПА Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов РФ.
В системе здравоохранения особо следует выделить подсистему санитарно-эпидемиологического благополучия с органом управления — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей подчинены органы и учреждения, созданные в соответствии с законодательством, на федеральном уровне. Также свою санитарно-эпидемиологическую службу имеет ряд министерств и ведомств: обороны, внутренних дел, пограничной службы, железнодорожного транспорта, Федерального медико-биологического агентства.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и подчиненные им учреждения, фармацевтические организации и аптеки муниципальной формы собственности.
Элементы муниципальной системы здравоохранения:
• муниципальные органы управления здравоохранением;
• муниципальные ЛПУ;
• муниципальные фармацевтические организации;
• муниципальные организации поддержки и обеспечения здравоохранения.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения — юридические лица, что обеспечивает им определенную свободу в организации их деятельности. Для муниципальных учреждений здравоохранения обязательны к исполнению наряду с государственными (федеральными и субъекта РФ) НПА также и НПА муниципального образования по подчиненности.
Государственные и муниципальные организации здравоохранения обеспечивают выполнение государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными для них органом управле-
ния здравоохранения субъекта РФ государственными и муниципальными заказами (заданиями).
В соответствии с действующим законодательством РФ платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях должны оказываться таким образом, чтобы это способствовало улучшению оказания бесплатной медицинской помощи.
ЧАСТНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и другие организации, оказывающие медицинскую помощь, производящие медицинскую технику и лекарственные средства, имущество которых принадлежит частным собственникам.
Элементы частной системы здравоохранения:
• частные ЛПУ:
• частные фармацевтические учреждения;
• частные образовательные учреждения;
• частные научные учреждения;
• частные организации поддержки и обеспечения деятельности здравоохранения.
Для частных организаций здравоохранения обязательны к исполнению НПА органов государственной власти в сфере здравоохранения (федеральных и территориальных) и органов местного самоуправления.
Основная цель частной системы здравоохранения - оказание медицинской помощи населению. Однако, в отличие от государственной и муниципальной систем, в частных учреждениях ее оказывают за плату. Частные медицинские учреждения могут оказывать помощь и бесплатно при участии в реализации ПГГ или на благотворительной основе.
Частные медицинские организации действуют на некоммерческой и коммерческой основе.
Медицинское учреждение считают некоммерческим, если полученная в результате его деятельности прибыль не распределяется между учредителями, а направляется полностью на развитие организации. Деятельность таких организаций регулируется законом РФ «О некоммерческих организациях».
Если уставная цель деятельности медицинского учреждения - извлечение прибыли, то его считают коммерческим, и оно руководствуется законодательством, распространяющимся на коммерческие организации.