ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В начале XVIII в. (1707) при Московском госпитале по указу Петра I открыта первая госпитальная школа, в которую предписывали «набрать для аптекарской науки 50 человек». Руководителем госпитальной школы назначен голландский врач, придворный врач Петра I Н.Л. Бидлоо. Учащиеся школы изучали анатомию, хирургию, десмургию, внутренние болезни, аптекарское дело, рисование и латынь. В 1733 г. открыты медицинские школы при Петербургском сухопутном госпитале, а затем при Петербургском и Кронштадтском морских госпиталях. Медицинское образование в России в середине XVIII в. реформировал русский военный врач П.З. Кондоиди: в программу включено преподавание физиологии. женских болезней и акушерства, расширено клиническое обучение у постели больного, установлено 7-летнее обучение, введена экзаменационная система.

В 1755 г. открыт Московский университет, медицинский факультет входил в состав трех его факультетов. В соответствии с проектом М.В. Ломоносова, на медицинском факультете введено чтение лекций на русском языке с демонстрацией больных, обучение клинической медицине у постели больного (С.Г. Зыбелин, Е.О. Мухин, К.И. Щепин).

В 1786 г. госпитальные школы отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища с большей самостоятельностью в обучении. В 1798 г. в Москве и Петербурге открыты медико-хирургические академии.

В начале XIX в. в России создают новые медицинские факультеты: в 1802 г. при Дерптском университете, в 1805 г. - при Харьковском, в 1814 г. — при Казанском университете. В 1804 г. принят первый университетский устав, предусматривающий автономию университетов, которую, однако, в полной мере реализовать не удалось.

В 1829 г. при крупных больницах стали создавать школы фельдшеров с 4-летним обучением.

Во второй половине XIX в. при университетах создают клиники, сначала хирургические и терапевтические, затем акушерские, глазные, уха, горла и носа, кожно-венерологические и др. Это способствовало формированию новых научных и практических направлений отечественной медицины, созданию научно-педагогических школ (В.М. Бехтерев, СП. Боткин, Г.А. Захарьин, С.С. Корсаков, А.А. Остроумов, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, В.Ф. Снегирев, Ф.Ф. Эрисман и др.).

Подготовка среднего медицинского персонала во второй половине XIX в. почти целиком перешла в ведение земств. Наряду с земскими фельдшерскими школами существовали военные фельдшерские школы, начали возникать школы Российского общества Красного Креста, школы при различных общинах с подготовкой сестер милосердия и частные фельдшерские школы. В фельдшерские школы постепенно стали принимать женщин.

В послеоктябрьский период XX в., несмотря на трудности, подготовка врачей в высшей школе России продолжена. В 1918-1922 гг. открыты 11 новых медицинских институтов и факультетов. Состоявшийся в 1920 г. I Всероссийский съезд по медицинскому образованию предложил новый учебный план, состоящий из трех ступеней. В преподавание клинических дисциплин стали активно внедрять вопросы диспансерного наблюдения, раннего выявления заболеваний, связи болезни с

условиями труда и быта. Расширены поликлиническое обучение и сельская практика.

В 1930 г. Постановлениями Совнаркома РСФСР и СССР в высших медицинских учебных заведениях созданы три факультета: лечебно-профилактический, факультет охраны материнства и детства и санитарно-профилактический, медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты. В 1930-е гг. в стране организованы 14 факультетов для подготовки детских врачей и 10 санитарно-гигиенических факультетов, уделено большое внимание подготовке стоматологических и фармацевтических кадров.

В годы Великой Отечественной войны часть медицинских институтов эвакуирована, сотни профессоров и преподавателей ушли на фронт, организованы ускоренные выпуски врачей.

В первые послевоенные годы разработаны и утверждены новые учебные планы и программы, учитывающие опыт лечения раненых и больных в годы войны и новые достижения отечественной и зарубежной науки.

В 1960-е гг. проведена очередная реформа медицинского образования с введением одногодичной специализации по основным клиническим дисциплинам (интернатура) и преддипломной специализацией (субординатура). Постепенно росло привлечение студентов к научно-исследовательской работе, что позволило развивать клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру. К концу 1980-х гг. почти половина будущих врачей и провизоров — члены студенческих научных обществ.

Последние десятилетия развития высшего медицинского образования России в значительной степени связаны с общемировыми тенденциями образовательного процесса, расширением возможностей глобальной информатизации, ускорением внедрения в клиническую практику последних достижений медицинской фундаментальной науки, укреплением междисциплинарных связей, признанием лидирующей роли преподавателя медицинского вуза.

ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 52 вуза Министерства здравоохранения РФ, в том числе 44 медицинских. 3 фармацевтических, 5 учреждений дополнительного профессионального образования и 22 факультета и института государственных университетов Министерства образования и науки РФ. Общее число обучающихся на додипломном этапе - более 136 тыс. студентов, последипломную подготовку ежегодно получают 180-200 тыс. врачей и провизоров.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Лучший день в неделю для физических упражнений является

Лучший день в неделю для физических упражнений является

Лучший день в неделю для физических упражнений является... Люди чаще всего  все начинают в понедельник - диету, искоренения старых привычек,  введением новых привычек. По данным опросов, Большинство людей начинают практиковать...

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Наследственные заболевания подразделяются на три основные группы: ▲ моногенные, наследуемые в полном соответствии с законами Менделя (аутосомно-доминантныеи аутосомно-рецессивные): ▲ хромосомные; ▲ полигенные (мультифакториальные). Аутосомно-доминантный тип наследования. Заболевание проявляется...

Арбузная диета: Быстро убирает килограммы и очищает тело

Арбузная диета: Быстро убирает килограммы и очищает тело

Арбузная диета: Быстро убирает килограммы и очищает тело Арбуз является отличным способом, чтобы обновить себя, и потерять лишний вес. Это вкусный овощ помогает в потере веса и благотворное влияние на...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО…

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ

Для получения более полной картины состояния здоровья населения важны показатели, характеризующие социальную обусловленность общественного здоровья. Они аккумулируют в себе группу социальных, культурных, психологических и информационных факторов, которые объективно влияют на...

ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ГЛИНЫ

У глины целебных свойств немало. Среди прочих установили следующие. Способность поглощать болезни Вот что написал доктор медицины Хайнс Баттенберг из Франкфурта на Майне в книге «О лечении болезней посредством земли»...

Защита персональных медицинских данных в информационных системах

По ГОСТ Р 50922-2006 система защиты информации - совокупность органов и (или) исполнителей, применяемой техники защиты информации, объектов защиты информации, организованная и функционирующая по правилам и нор- мам, установленным соответствующими...

КУПАНИЕ МАЛЫША

КУПАНИЕ МАЛЫША

Вода для ребенка — Тайна. Но она мо-мЭжет стать незаменимым учебным пособием, игровым материалом и уникальным средством от скуки. Используя интерес малыша к воде, можно придумывать игры, которые не только...

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЛЕЧЕНИИ

Медицинский отбор и направление пациентов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256, ЛПУ: амбулаторно-поликлинические (по месту жительства) или медико-санитарная...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Травмирующие факторы большой силы или большой длительности могут вызвать невротические и реактивные состояния и у ребенка с сильным типом высшей нервной деятельности. Однако чаше заболевают дети слабого типа. Это дети,...

Последипломное медицинское образование

Система образования в Российской Федерации — совокупность трех взаимодействующих компонентов: •   преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; •   сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от...

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Одним из проявлений невротического состояния у детей являются страхи. Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового,...

Очищение почек и жидкостей тела

Вариант 1. Подвиг китайца Нет никакой ошибки в том, что все объединилось в одну главу - очистка почек и жидкостей тела. Просто в обоих случаях нам необходимо задействовать один и...

ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

В природе насчитывают более 1,5 тыс. различных инфекционных болезней. Ежегодно в Российской Федерации регистрируют более 5,3 млн случаев инфекционных и паразитарных заболеваний. Первичная заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями во многом...

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Специализированная медицинская помощь занимает особое место в системе здравоохранения Российской Федерации. Это связано с тем, что ее оказывают гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов...

Очищение капилляров и микроциркуляторного русла

Прежде чем мы приступим к этому, очень важному разделу, мне хочется сказать несколько слов о микроциркуляции. Важность этой части кровеносного русла - микроциркуляторной или, как частенько можно слышать, «капиллярной» части...

wume.ru