В Российской Федерации сложились 3 формы послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров - интернатура, ординатура и аспирантура (докторантура) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Оно предоставляет специалистам возможность повышать уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Обучающиеся в ординатуре и интернатуре медицинских и иных высших учебных заведений — слушатели, правовое положение которых при получении образования соответствует статусу студента высшего учебного заведения.

Врачу, завершившему обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшему итоговую аттестацию, выдают документ о соответствующем образовании. При этом высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документ государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. Форма такого документа утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования — необходимое условие для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении следующего уровня образования.

Интернатура (первичная специализация) - одна из форм послевузовского профессионального образования; цель ее — совершенствование практической (клинической) подготовки врачей (провизоров) и повышение их профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной работе по специальности.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) — обязательная форма профессиональной подготовки для врачей, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, которая служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Одногодичная интернатура впервые открыта в 1967 г. Первые специальности - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, неврология и инфекционные болезни, в настоящее время существует 30 специальностей. Порядок обучения определен приказом Министерства здравоохранения «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» от 20 января 1982 г. № 44.

Отличительные организационные характеристики интернатуры — очное обучение по клиническим специальностям с началом учебного года 1 августа, окончание — 1 июля. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатуры) - не более 1 года.

Образовательная программа обучения включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.И.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.И.ОО);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00);

•   практика (П.И.ОО);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.И.00).

Врачам, окончившим интернатуру, выдают удостоверение, а с 2013 г. — диплом. с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста и сертификат специалиста.

Статус интернатуры из всех трех форм послевузовского образования медицинских (фармацевтических) кадров законодательством в явном виде не определен. С одной стороны, закон «Об образовании» определяет ее как «первичную годичную послевузовскую подготовку». С другой стороны, в статье 25 «Послевузовское профессиональное образование» этого закона к формам послевузовского профессионального образования отнесены только ординатура, аспирантура (адъюнктура) и докторантура, интернатура в этот перечень не входит. В то же время приказ Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. № 148 «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» объединяет интернатуру, ординатуру, аспирантуру, докторантуру понятием «послевузовская подготовка». Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1996 г. интернатура тоже отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.

В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» отсутствует упоминание об интернатуре как одной из форм послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров.

Ординатура — часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого для подготовки или переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

Основная задача обучения врачей в клинической ординатуре - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Обучение в клинической ординатуре происходит с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения — 2 года.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют врачи, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу. Наряду с этим до настоящего времени сохранена «целевая клиническая ординатура», в которую набирают по плану Минздрава России или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

Клинических ординаторов готовят по индивидуальному плану, разработанному ординатором совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры.

Образовательная программа обучения в ординатуре включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.О.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.О.00);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00);

•   практика (П.О.00);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.О.00).

Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, само-

стоятельно определяют сроки проведения практики (П.0.00) и форму контроля и отчетности о ней.

По результатам итоговой государственной аттестации решением аттестационной комиссии врачам, окончившим обучение в клинической ординатуре, выдают сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную работу. Кроме того, выдают удостоверение об окончании ординатуры.

Научно-педагогические и научные кадры готовят в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право заниматься послевузовским профессиональным образованием.

Предоставление возможности специалистам с высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в аспирантуре и докторантуре регламентировано Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

Аспирант — специалист, который имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант - специалист, имеющий ученую степень кандидата наук и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимают граждан Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре происходит в очной или заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений в очной форме — не более 3 лет, в заочной форме — 4 лет.

В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимают граждан Российской Федерации, имеющих ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре — не более 3 лет.

Специалистам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивают ученую степень и выдают соответствующий документ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

У детей раннего возраста при различных заболеваниях нервной системы ведущим синдромом часто является задержка психомоторного развития. Ранняя диагностика этого состояния и, следовательно, своевременное назначение лечения — основа профилактики последующих тяжелых...

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

По определению Всемирной Организации Здравохранения, планирование семьи включает предохранение от нежелательной беременности, свободный выбор количества и времени рождения детей в зависимости от возраста и здоровья родителей. В 2000 году была...

НЕКОТОРЫЕ ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

▲ Причины задержки роста. ▲ Диагностика низкорослости. ▲ Диагностика, клинические проявления и неотложная помощь при острой надпочечниковой недостаточности. ▲ Влияние хронической недостаточности надпочечников на развитие ребенка. ЗАДЕРЖКА РОСТА Процесс...

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

Частные расходы на медицинскую помощь в РФ в 2011 г. составили 930,3 млрд руб. или 32% общих расходов на здравоохранение, в развитых странах ОЭСР — 28%. Эти расходы складываются из...

Ешьте эти продукты ежедневно и вы будете иметь идеальную кожу

Ешьте эти продукты ежедневно и вы будете иметь идеальную кожу

Вы устали от использования различных дорогостоящих и часто неэффективных кремов? Попробуйте диетическую еду для идеальной кожи. Красный перец Красный перец можно есть сырым и приготовленным. Один перец содержит больше,...

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

Работа с информационными системами вообще и медицинскими информационными системами в частности регламентирована действующим законодательством - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите...

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ВИТАМИНЫ Витамины — это органические вещества, поступающие в организм человека с пищей и обеспечивающие нормальный, обмен веществ и его физиологическое функционирование. Большинство витаминов в. организме не синтезируется. Некоторые синтезируются,...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Организация медицинской помощи детям определяется вступившим в действие ] января 2012 г. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Законом...

Очищение печени

Большинство людей до конца не понимают значимости печени для нашего организма. А значение это трудно переоценить. Печень обеспечивает обезвреживание большинства ядов, шлаков и чуждых организму веществ, пытающихся «прорваться» в кровяное...

ИСТОРИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ

Издавна зачатие пытались предотвратить самыми различными способами, причём далеко не всегда удачными, а порой наносящими существенный вред здоровью женщины или мужчины. История противозачаточных средств уходит своими корнями в глубокую древность. ...

НАРУШЕНИЕ СНА

Нарушение сна — очень частое проявление невротического состояния у детей. Согласно учению И. П. Павлова, сон имеет «спасительное» охранительное значение для мозга. Благодаря ему утомленная нервная система восстанавливается, так как...

Девять таинственных месяцев

Девять таинственных месяцев

БЫть беременной счастье, и это чувство поможет вам пережить физические недомогания и волнения первых месяцев. Беременность - Блестящее подтверждение вашей плодовитости, переход к новому этапу в любви и интимной жизни,...

УПРАВЛЕНИЕ КМП

Это не просто оценка конечного результата, а создание специальной технологии, обеспечивающей достижение запланированных результатов. Отклонение от технологических условий (или то, что называют дефектами оказания медицинской помощи) зависит не только от...

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПОСЛЕРОДОВУЮ ДЕПРЕССИЮ?

Сразу после рождения ребенка женщина испытывает огромный эмоциональный подъем. Боль и страдание во время родов остаются далеко позади. У женщины эйфория, восторженное состояние, огромная радость от появления ребенка на свет....

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

Желудочно-кишечное кровотечение наблюдается в детском возрасте достаточно часто. Оно проявляется постгеморрагической ане- Мией, развитие которой зависит от скорости кровотечения. Интенсивное кровотечение сопровождается бледностью кожных покровов, холодным потом, головокружением, тахикардией,...

ВНУТРЕННЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЛИНЫ

Как подготовить глину для внутреннего применения Для применения внутрь лучше использовать чистую, жирную, гладкую глину без примесей песка и посторонних включений. Лучше используйте глину, взятую одним цельным куском. Брикет разломайте,...

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном здравоохранении оказывают различные медицинские организации. Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует единая номенклатура государственных...

wume.ru