В Российской Федерации сложились 3 формы послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров - интернатура, ординатура и аспирантура (докторантура) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Оно предоставляет специалистам возможность повышать уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Обучающиеся в ординатуре и интернатуре медицинских и иных высших учебных заведений — слушатели, правовое положение которых при получении образования соответствует статусу студента высшего учебного заведения.

Врачу, завершившему обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшему итоговую аттестацию, выдают документ о соответствующем образовании. При этом высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документ государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. Форма такого документа утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования — необходимое условие для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении следующего уровня образования.

Интернатура (первичная специализация) - одна из форм послевузовского профессионального образования; цель ее — совершенствование практической (клинической) подготовки врачей (провизоров) и повышение их профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной работе по специальности.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) — обязательная форма профессиональной подготовки для врачей, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, которая служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Одногодичная интернатура впервые открыта в 1967 г. Первые специальности - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, неврология и инфекционные болезни, в настоящее время существует 30 специальностей. Порядок обучения определен приказом Министерства здравоохранения «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» от 20 января 1982 г. № 44.

Отличительные организационные характеристики интернатуры — очное обучение по клиническим специальностям с началом учебного года 1 августа, окончание — 1 июля. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатуры) - не более 1 года.

Образовательная программа обучения включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.И.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.И.ОО);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00);

•   практика (П.И.ОО);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.И.00).

Врачам, окончившим интернатуру, выдают удостоверение, а с 2013 г. — диплом. с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста и сертификат специалиста.

Статус интернатуры из всех трех форм послевузовского образования медицинских (фармацевтических) кадров законодательством в явном виде не определен. С одной стороны, закон «Об образовании» определяет ее как «первичную годичную послевузовскую подготовку». С другой стороны, в статье 25 «Послевузовское профессиональное образование» этого закона к формам послевузовского профессионального образования отнесены только ординатура, аспирантура (адъюнктура) и докторантура, интернатура в этот перечень не входит. В то же время приказ Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. № 148 «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» объединяет интернатуру, ординатуру, аспирантуру, докторантуру понятием «послевузовская подготовка». Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1996 г. интернатура тоже отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.

В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» отсутствует упоминание об интернатуре как одной из форм послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров.

Ординатура — часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого для подготовки или переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

Основная задача обучения врачей в клинической ординатуре - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Обучение в клинической ординатуре происходит с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения — 2 года.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют врачи, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу. Наряду с этим до настоящего времени сохранена «целевая клиническая ординатура», в которую набирают по плану Минздрава России или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

Клинических ординаторов готовят по индивидуальному плану, разработанному ординатором совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры.

Образовательная программа обучения в ординатуре включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.О.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.О.00);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00);

•   практика (П.О.00);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.О.00).

Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, само-

стоятельно определяют сроки проведения практики (П.0.00) и форму контроля и отчетности о ней.

По результатам итоговой государственной аттестации решением аттестационной комиссии врачам, окончившим обучение в клинической ординатуре, выдают сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную работу. Кроме того, выдают удостоверение об окончании ординатуры.

Научно-педагогические и научные кадры готовят в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право заниматься послевузовским профессиональным образованием.

Предоставление возможности специалистам с высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в аспирантуре и докторантуре регламентировано Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

Аспирант — специалист, который имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант - специалист, имеющий ученую степень кандидата наук и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимают граждан Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре происходит в очной или заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений в очной форме — не более 3 лет, в заочной форме — 4 лет.

В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимают граждан Российской Федерации, имеющих ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре — не более 3 лет.

Специалистам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивают ученую степень и выдают соответствующий документ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ РОДЫ

Рождение — счастливый момент, но он может стать тяжелым испытанием, если ребенок родился слишком рано, слишком маленьким или больным. Тогда все идет не так, как ожидалось. Ребенка часто приходится разлучать...

Глисты - симптомы лечение фото глистов Паразиты (гельминты) у человека

Глисты - симптомы лечение фото глистов Паразиты (гельминты) у человека

Глисты (гельминты) Что это такое? Глистные инвазии (гельминтозы) — заболевания, которые вызывают у человека паразитические черви (глисты, гельминты), живущие внутри организма. В настоящее время известно около 300 глистных заболеваний человека. Их...

КАК ПИТАТЬСЯ МАТЕРИ В ПЕРИОД КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ?

Питание кормящей матери должно быть разнообразным и сбалансированным, таким же, как в конце беременности, только увеличьте количество молочных продуктов: 3—4 стакана молока в день, включая кефир или йогурт. Ваши потребности...

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Головная боль у детей — это весьма распространенный, но трудный для оценки симптом. Она чаще наблюдается в пубертатном периоде. Новорожденные и дети грудного и школьного возраста не могут локализовать болевой...

Система Здравого Смысла

Название системы отражает её основополагающий принцип - опору на ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ! Другими словами, каждое предпринятое вами в рамках системы действие должно иметь ясный и понятный вам смысл. А выполняться это...

КАК РЕБЕНОК СОСЕТ ГРУДЬ

КАК РЕБЕНОК СОСЕТ ГРУДЬ

Здоровому доношенному ребенку присущи три основных рефлекса, помогающие ему в процессе питания. Поисковый рефлекс. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если прикоснуться чем-либо вблизи рта ребенка, он повернег голову в...

СЕДЬМОЙ-ВОСЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

СЕДЬМОЙ-ВОСЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

Хорошо развита моторика, речь становится связной, ребенок может передавать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако у малыша еще преобладают игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности...

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

Система здравоохранения РФ построена на основе бюджетно-страховой модели, важное звено которой — ОМС. ОМС - сложный процесс, в котором юридические субъекты взаимодействуют между собой на правовой и экономической основе для...

ИСТОРИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ

Издавна зачатие пытались предотвратить самыми различными способами, причём далеко не всегда удачными, а порой наносящими существенный вред здоровью женщины или мужчины. История противозачаточных средств уходит своими корнями в глубокую древность. ...

ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ

Оседание эритроцитов — свойство клеток свежей крови осаждаться на дне сосуда при стабилизации ее в несвертывающемся состоянии. Осе-дание эритроцитов происходит вследствие их большей относительной плотности по сравнению с таковой плазмы....

СЕКС ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?

СЕКС ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?

Если вы ждете малыша, То Наверняка в полной мере познали все Радости Процесса его зачатия и давно знаете, что Детей находят Не в Капусте. Теперь вас Трое, даже Если Этот...

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

У женского организма особое значение имеют гормоны, вырабатываемые в яичниках, они влияют на обмен веществ, а следовательно, на приобретение веса и его потерю. Прочитав мою книгу, вы выясните, как изменение...

ПИТАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ

ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ БЕРЕМЕННОЙ И БУДУЩЕГО РЕБЁНКА Рациональное (разумное) Питание — одно из основных условий нормального развития плода, благоприятного протекания и исхода беременности и родов. Поэтому питание должно быть...

5 летних проблем с кожей, и как их избежать

5 летних проблем с кожей, и как их избежать

5 летних проблем с кожей, и как их избежать Лето началось, а вместе с ним различные удовольствия, но и для многих сезон стал и проблемы с кожей. Конечно, наиболее распространенные...

ВНУТРЕННЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЛИНЫ

Как подготовить глину для внутреннего применения Для применения внутрь лучше использовать чистую, жирную, гладкую глину без примесей песка и посторонних включений. Лучше используйте глину, взятую одним цельным куском. Брикет разломайте,...

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

МАТКА И ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Матка начинает увеличиваться с самого начала беременности. За девять месяцев ее вес от 50—60 г увеличивается примерно до 1 кг и даже больше, высота изменяется от...

АПНОЭ

АПНОЭ

Апноэ — длительная задержка дыхания. Значительное число новорожденных с асфиксией рождается в состоянии Первичного апноэ. В этом случае кожные покровы ребенка синего цвета, наблюдаются мелкие движения век и губ, иногда...

ГОТОВИМСЯ В РОДДОМ

Заблаговременно, за два месяца, приготовьте все, что необходимо вам для роддома. Это — личное белье и предмегы гигиены, обязательно обменная медицинская карта, а также предметы, необходимые по списку, данному вам...

wume.ru