МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА Инфраструктура
В Российской Федерации в медицине и здравоохранении выстроена многоуровневая инфраструктура научных учреждений. Академия медицинских наук СССР, учрежденная постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1944 г. № 797, преобразована в соответствии с Указом Президента РФ от 4 января 1992 г. № 5 в РАМН как высшую научную медицинскую организацию.
Из устава Российской академии медицинских наук:
• Российская академия медицинских наук — некоммерческая научная организация, созданная в форме государственной академии наук; РАМН руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законодательством РФ и уставом;
• Российская академия медицинских наук — самоуправляемая организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам в области медицинских и биологических наук, а также в смежных с ними областях науки, направленные на сохранение здоровья, улучшение качества и продолжительности жизни человека, принимает участие в координации исследований, выполняемых научными организациями за счет федерального бюджета;
• перечень подведомственных РАМН организаций утверждается Правительством РФ; в ее ведении находятся организации, созданные в разных организационно-правовых формах — учреждение РАМН и федеральное государственное унитарное предприятие; РАМН создает, реорганизует, ликвидирует учреждения РАМН, закрепляет за ними федеральное имущество на праве оперативного управления, утверждает их уставы и назначает руководителей;
• Российская академия медицинских наук построена по научно-отраслевому и территориальному принципам; в ее структуру входят 3 отделения — отделение клинической медицины, медико-биологических наук и профилактической медицины, и 2 региональных отделения - Сибирское и Северо-Западное.
Основная функция Российской академии медицинских наук — развитие и координация новых направлений фундаментальных исследований во всех научных учреждениях медицинского и медико-биологического профиля.
В рамках приоритетных направлений фундаментальных исследований и критических технологий, утвержденных приказом Президента РФ от 21 мая 2006 г. № Пр-843, медицинские научные исследования в 2010-2025 гг. будут выполнять в трех основных областях — медико-биологические науки, клиническая медицина, профилактическая медицина.
Научные организации академии — научные центры, научно-исследовательские институты, научные лаборатории. Главная их цель — проведение фундаментальных и прикладных (в том числе клинических) исследований, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, развитие здравоохранения и медицинской науки, подготовка высококвалифицированных научных и медицинских кадров.
Имущество научной организации - федеральная собственность и закреплено за ней на праве оперативного управления. Научная организация в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, уставом РАМН, уставом Отделения и своим уставом.
Важный системообразующий элемент Российской медицинской науки — высшие учебные медицинские и фармацевтические заведения. Направления научной деятельности и планирование их научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (включая организованные при вузах НИИ и научные центры) на текущем этапе согласовываются и утверждаются Минздравом России в формате государственного задания. Кроме того, контроль выполнения государственного задания и плана научно-исследовательских работ федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (включая выполнение Федеральных целевых программ) выполняется в форме ежеквартальных и годовых отчетов, направляемых в профильное, и отдельных фрагментов — в другие министерства и ведомства РФ.
Роль и специфика вузовской науки — наличие авторитетных научно-педагогических школ, выражающих неразрывную связь прошлых, настоящих и будущих поколений ученых-медиков. Это обеспечивает планомерное воспроизводство научно-педагогических кадров высшей квалификации, привлечение талантливой молодежи к отечественной медицинской науке через студенческие научные общества, систему учитель-ученик.
Финансирование
Российская академия медицинских наук — получатель и главный распорядитель средствами федерального бюджета, в том числе средствами, предназначенными для деятельности организаций, подведомственных академии (включая организации обслуживания и социальной сферы), и осуществления государственных инвестиций для поддержки и развития научной, лечебной, производственной и социальной инфраструктуры РАМН. Организациям, подведомственным академии, открывают счета в кредитных организациях.
Средства федерального бюджета на фундаментальные научные исследования государственных академий наук выделяют Российской академии медицинских наук в соответствии с законодательством РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом объем финансирования фундаментальных исследований устанавливают в соответствии с приходящимся на академию объемом работ по программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
Российская академия медицинских наук как главный распорядитель бюджетными средствами, несет ответственность за их использование в соответствии с законодательством РФ.
Российская академия медицинских наук осуществляет в установленном порядке централизованные закупки научных приборов и оборудования, в том числе за рубежом, за счет средств федерального бюджета.
В пределах полученных средств РАМН самостоятельно определяет численность работников, оплату труда в академии и подведомственных ей организациях и основные направления расходования средств в соответствии с законодательством РФ и уставом.
Организации, подведомственные академии, для решения задач, предусмотренных уставом РАМН и собственными уставами, вправе в соответствии с законодательством РФ осуществлять приносящую доход деятельность, перечень видов которой определяется президиумом РАМН и отражается в уставах этих организаций.
Источники финансового обеспечения деятельности академии и подведомственных ей организаций согласно уставу РАМН:
• средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам и на инвестиции для поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры;
• средства, получаемые от общественных и частных фондов, в том числе международных;
• средства, получаемые от выполнения договоров, соглашений, контрактов с юридическими и физическими лицами в РФ и других государствах;
• средства, получаемые от использования имущества и имущественных прав;
• добровольные пожертвования со стороны различных организаций (в том числе зарубежных) и отдельных лиц;
• иные средства, поступающие в академию и организации, подведомственные академии, от осуществляемых ими видов деятельности, предусмотренных уставом и уставами этих организаций.
Государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых вузами, происходит по двум основным направлениям: в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности организации, исходя из численности научных работников, и в рамках Федеральных целевых программ и других бюджетных фондов (малых предприятий в научно-технической сфере). По последнему направлению бюджетных ассигнований приоритет отдают (на конкурсной основе) инновационным научным разработкам, направленным на решение приоритетных задач научно-технического развития страны, в частности по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения. В этом направлении наиболее эффективны ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», а также разработанная Минздравом России «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года».
Кроме того, НИР и НИОКР, включая вузовскую науку, финансируются внебюджетными российскими источниками: внебюджетные фонды (РФТР и иные фонды финансирования НИОКР), венчурные фонды, посевные и стартовые фонды, средства крупных компаний (АО с контрольным пакетом акций государства, госкорпорации и др.), частные средства российских инвесторов и собственные средства вузов и заемные средства (кредиты, займы).
Существуют и внебюджетные иностранные источники финансирования НИР и НИОКР - средства различных фондов, компаний и частные средства иностранных инвесторов.
Проблемы
Основные факторы, сдерживающие развитие медицинской науки:
• недостаточное бюджетное финансирование;
• малая востребованность результатов научных разработок;
• слабая материально-техническая база большинства кафедр высших медицинских учебных заведений страны и ряда НИИ;
• недостаточное развитие системы адресной поддержки и поощрения наиболее приоритетных и перспективных исследований;
• недостаточное информационное обеспечение научных исследований, отсутствие средств для подписки на доступ к полнотекстовым зарубежным и международным научным журналам и базам данных, приобретения научных монографий, изданных ведущими международными издательствами, и даже доступа к глобальной информационной сети Интернет некоторых научно-исследовательских коллективов;
• слабая координация научных исследований в рамках страны из-за отсутствия финансирования этой работы и разрыв многолетних связей с научно-исследовательскими учреждениями стран ближнего зарубежья.
Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только совершенно новыми способами диагностики и лечения различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.
В России в условиях перехода на современную модель экономического роста сохранен пока невысокий для мировой державы уровень инновационной активности в медицине и здравоохранении.
Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно и запаздывает или отложено на неопределенный срок.
Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.
Создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано прежде всего с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищенностью отечественных разработок. Эта ситуация в дальнейшем может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности российского здравоохранения.
Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстает от передовых стран по объему финансирования и показателям, определяющим уровень медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% общих затрат на фундаментальные исследования.
Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решены в достаточной мере. Многие направления современной медицины требуют серьезной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отече-
ственных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе из-за отсутствия эффективных механизмов их допуска на рынок.
Цели и задачи инновационного развития
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ставит задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния.
Согласно Концепции для улучшения здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв системы здравоохранения, инновационные разработки в профилактике, диагностике и лечении заболеваний (включая восстановительное лечение), необходимы эффективная подготовка и переподготовка медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основная цель государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. — формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объем, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Отдельная задача — активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития.
Для достижения запланированных показателей предусмотрено в 2008-2020 гг. увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте с 3,6 до 5,2-5,5%. Доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых государств.
Инновационное развитие здравоохранения - оптимальный путь укрепления здоровья и повышения качества жизни россиян, борьбы с преждевременной смертностью населения и решения демографических проблем.
Этот сценарий развития здравоохранения возможен только на основе:
• достижений фундаментальной науки;
• создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств;
• планирования научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения;
• целенаправленной подготовки специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.
Это требует концентрации финансовых средств и кадровых ресурсов медицинской науки на решении приоритетных задач отечественного здравоохранения, модернизации и переоборудования учреждений здравоохранения и пересмотр программы подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Развитие медицинской науки как основы обеспечения улучшения здоровья населения и демографических показателей — национальная стратегическая цель.
Основные задачи перехода на инновационный путь развития здравоохранения на общероссийском уровне:
• формирование государственного задания медицинской науке на разработку стандартов и порядков оказания медицинской помощи населению, создание условий для развития фундаментальных и прикладных биомедицинских научных исследований;
• концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов на приоритетных и инновационных направлениях развития медицинской науки;
• формирование государственного задания на разработку новых медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных, обоснование объема их реализации, алгоритмов внедрения и контроля за применением;
• формирование целевых межведомственных научно-исследовательских программ, направленных на создание «прорывных» медицинских технологий;
• разработка научных программ фундаментальных исследований, направленных на расширение и углубление новых знаний о природе и человеке, этиологии, пато- и морфогенезе основных наиболее распространенных заболеваний человека, выполняемых на основе межведомственного взаимодействия научных коллективов;
• укрепление отраслевого научного потенциала:
• развитие системы планирования и прогнозирования биомедицинских научных исследований;
• планирование научных исследований в соответствии с перечнем приоритетных направлений, характеризующихся научной новизной, высокой практической значимостью и конкурентоспособностью, и критических технологий, которые могут стать для российского здравоохранения и медицинской науки «прорывными» и нуждаются в рисковом финансировании;
• создание системы внедрения результатов научно-технической деятельности в практику здравоохранения с использованием различным форм ГЧП, поддержка малого и среднего бизнеса в медицинской науке.
Важная составляющая развития научно-инновационной деятельности на уровне медицинских и фармацевтических вузов — формирование инновационной инфраструктуры организаций, развитие коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Эффективны такие формы и структуры в научно-инновационной деятельности вузов, как управления инновационных технологий, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, технопарки, центры научно-технической информации, технопарковые зоны (кластер), центры инновационного консалтинга. инновационно-технологические центры, центры патентования и защиты интеллектуальной собственности, инжиниринговые центры, центры сертификации. научно-образовательные центры. В ряде регионов в здравоохранении развивается кластерный подход к разработке медицинских и фармацевтических технологий, в которых вузы становятся ядром кластера, вокруг которого формируются инновационные пояса и сосредотачиваются другие элементы кластера. При рассмотрении содержания выполняемых НИР и НИОКР отмечено существенное влияние мировых достижений последних лет в ряде наукоемких областей - молекулярной биологии и современной биотехнологии, молекулярной генетике, компьютерных и информационных технологий. Это способствует переосмыслению концепций и подходов к ряду проблем теоретической и клинической медицины, появлению новых дисциплин на стыке фундаментальных наук — генодиагностики и генотерапии, нейровизуализации, онко- и нейроиммунологии, нейротрансплантации, фармакогенетики и др.
В ближайшей перспективе следует ожидать интенсивного исследования молекулярных, субмолекулярных, психофармакологических и генетических механизмов функций органов и систем человека в условиях нормы и различной патологии, что приведет к новым методам диагностики, профилактики и лечения заболеваний.