В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами единоначалия и госбюджетом, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные услуги, обязательное страхование; началась приватизация аптечных организаций.

Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную обусловили необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. Существенное влияние на это оказал и резкий рост информированности общества о международном опыте правового регулирования здравоохранения и прав человека. С появлением российского Парламента начался небывалый всплеск законотворчества.

На начальном этапе формирования законодательства о здравоохранении не существовало научно обоснованной и принятой обществом концепции его реформы и опыта законотворческой деятельности не только в области здравоохранения. Законодательное поле было практически пустым, а опыт законотворчества у тех, кто должен был его «засеять», фактически отсутствовал. Исполнительная власть, научные учреждения, занимающиеся теорией государства и права, не готовы были

представить в Парламент необходимые для здравоохранения законопроекты. Поэтому в законотворческую работу включились не столько специалисты-юристы, сколько работники практического здравоохранения.

Законотворчество в те годы проходило на волне мечтаний о демократизации общества, попыток радикально и сразу изменить положение в стране в целом и в здравоохранении в частности. Лишь постепенно с утратой иллюзий и приобретением опыта началась планомерная работа над законами.

Существовавшие в начале 1990-х гг. законодательные механизмы позволяли наряду с законами принимать постановления Верховного Совета РФ — нормативно-правовые акты (НПА). которые не требовали столь кропотливой и долгой подготовки, как закон. Период 1990-1993 гг. насыщен постановлениями Верховного Совета РФ, которые довольно оперативно влияли на решение актуальных проблем здравоохранения.

Сложившаяся практика принятия законов привела к тому, что начиная с 1990 г. в законотворчестве наметилась тенденция разработки основ законодательства в различных областях экономики, которые развивались на региональном уровне с принятием соответствующих законов субъектами РФ. Доминирующей стала концепция совместного ведения, включая здравоохранение. В связи с этим по вопросам совместного ведения приняты федеральные законы.

В 1990-1993 гг. принято 7 законов в области здравоохранения (табл. 3.1).

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от 19 апреля 1991 г. № 1034-1) — первый законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан, принятый Верховным Советом России. В законе реализована идея разделения служб практического здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора. В новой редакции он и в настоящее время играет существенную роль в регулировании санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

В соответствии с Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г. № 1499-1) медицинское страхование установлено для всех граждан РФ. Крайне важно, что закон в период кардинальных социальных и экономических реформ закрепил за системой здравоохранения один из наиболее устойчивых источников финансирования — средства ОМС. Важнейший переломный момент в формировании российского законодательства — закрепление в законе прав граждан на охрану здоровья. Застрахованный гражданин получил право на выбор медицинского учреждения и врача.

Однако ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» со временем перестал соответствовать современным требованиям к организации обязательного государ-

ственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помошь. Необходимость решения этих проблем привела к принятию в 2010 г. нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Впервые в истории России Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г. № 3185-1) определил права людей, страдающих психическими расстройствами, в том числе право на помощь адвоката или законного представителя. Запрещено ограничение прав и свобод больных с психическими заболеваниями только на основании диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении. Специальные разделы закона касаются контроля и прокурорского надзора за оказанием психиатрической помощи. Установлена ответственность, в том числе уголовная, за нарушение указанного закона.

В РФ допущено изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти для трансплантации, порядок которого нашел отражение в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря

1992  г. № 4180-1). Он установил, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Одновременно запрещено принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации. Лица, участвующие в таких коммерческих сделках, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на важность правовых норм, закрепленных в законе, для регулирования трансплантации органов и тканей, в российском законодательстве существует ряд пробелов и неопределенностей по поводу пересадки органов человека. Наиболее сложна, но требует максимально быстрого устранения коллизия двух федеральных законов, ставящая под сомнение легальность существующей практики посмертного донорства органов.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ) поставил под сомнение легальность существующей в настоящее время практики изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия». Изданный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» де-юре вводил «презумпцию несогласия». Возникла коллизия законов, что поставило под сомнение легальность изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия», т.е. посмертного донорства органов, и дальнейшую судьбу развития трансплантологии. Этот вопрос в настоящее время - основной и наиболее трудный в проблеме правового регулирования трансплантологии. Поэтому в феврале 2012 г. началось рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"».

Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 9 июня

1993 г. № 5142-1) определил:

•   основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

•   права и обязанности доноров;

•   порядок деятельности медицинских учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

•   порядок контроля качества крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов.

В настоящее время принята новая редакция этого закона: Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ).

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) - базовый закон в области охраны

здоровья граждан. Принятие Основ дало мощный импульс развитию законодательства в сфере здравоохранения, в том числе и на уровне субъектов РФ. В Основах впервые в законодательной практике проблему здоровья населения рассматривают как проблему общегосударственного значения, а правовые нормы охватывают широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения.

С момента принятия Основ произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организационных основах оказания медицинской помощи; определены концептуальные направления реформирования и модернизации здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

Кроме того, принято большое число законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих права граждан в охране здоровья и оказании медицинской помощи.

При этом отмечен ряд правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий, требующих новых подходов и принципов к их регулированию и решению на законодательном уровне. В 2011 г. принята новая редакция закона — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В связи с роспуском Верховного Совета РФ в 1993 г. и формированием Государственной думы РФ в 1994-1995 гг. законотворчество в сфере охраны здоровья граждан продолжил Комитет Государственной думы (ГД) по охране здоровья.

В 1994-1995 гг. приняты 4 закона в области здравоохранения (табл. 3.2).

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли — особо охраняемые природные объекты и территории. Природные лечебные ресурсы объявлены государственной собственностью, которая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Установлен порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде РФ (в части предоставления работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства дополнительных оплачиваемых выходных дней)» (от 15 февраля 1995 г. № 14-ФЗ) устранил разночтения между законодательством о труде и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». Согласно статье 29 (Права инвалидов) Основ. установлена норма, по которой для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет одному из родителей или лиц, их заменяющих. предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ) гарантированы информирование населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпиднадзор за ее распространением на территории РФ, бесплатное предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

Установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, предусмотрен порядок медицинского освидетельствования, которое проводят в основном добровольно, за исключением предусмотренных законом случаев. Обязательному медицинскому освидетельствованию в РФ подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

Одна таблетка аспирина в день может значительно снизить риск развития рака

Одна таблетка аспирина в день может значительно снизить риск развития рака

Одна таблетка аспирина в день может резко снизить шансы  от наиболее распространенных видов рака, по данным исследования Университетской больницы "Королева Мэри" в Лондоне. Как сказал профессор Джек Кузик, Исследователи подсчитали,...

ВТОРОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ВТОРОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК Второй месяц беременности имеет существенное значение для развития организма вашего будущего малыша. Именно сейчас закладываются все органы и системы. Уже на 5-й неделе развития начинает формироваться сердечнососудистая...

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕ…

С 2011 г. выпускники медицинских вузов могут получить специальность «Пластическая хирургия» только после окончания ординатуры или профессиональной переподготовки в объеме более 500 ч но специальности «Пластическая хирургия» при наличии сертификата...

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Специализированная медицинская помощь занимает особое место в системе здравоохранения Российской Федерации. Это связано с тем, что ее оказывают гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЖЕНЩИНАМ, КОРМЯЩИМ ГРУДЬЮ

Ваше решение вскармливать ребенка грудью поможет вам избежать многих проблем. Вместе с тем, возможны трудности, но с ними можно справиться. Примерно на третий день, когда моло-зивное молоко сменяется зрелым, у...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

На заседании президиума Государственного совета РФ 16 января 2012 г. в г. Саранске рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». В результате был определен комплекс...

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА Социальное страхование традиционно рассматривают как одну из основных форм социального обеспечения трудящихся — часть государственной системы социальной защиты населения с определенной спецификой. Основанная на принципе...

ИНЪЕКЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ

Метод также довольно прост — введение препарата уколом в толщу мышечной ткани обеспечивает постепенное всасывание с оказанием контрацептивного эффекта. Препараты. На территории России зарегистрирован только один препарат — Депо-Провера (суспензия,...

МЕДИЦИНСКАЯ ОШИБКА

В медицинской и юридической литературе существует более 60 определений медицинской ошибки, в то время как в законодательных актах многих стран это понятие отсутствует. В интегрированном виде медицинская ошибка — причинение...

РЕФЛЕКСЫ Новорожденного

У новорожденного ребенка имеются рефлексы. Часть из них жизненно важные, например, дыхательный рефлекс. Он сохраняется на всю жизнь. Другие рефлексы — архаические. Они сыграли свою роль во внутриутробном периоде жизни,...

ГИПОГЛИКЕМИЯ

ГИПОГЛИКЕМИЯ

Гипогликемия — это состояние, при котором отмечается снижение концентрации глюкозы в крови. В момент рождения показатели гликемии у новорожденного и матери одинаковы, поскольку отмечается свободная трансплацентарная диффузия глюкозы. Вначале, в...

НАРУШЕНИЕ СНА

Нарушение сна — очень частое проявление невротического состояния у детей. Согласно учению И. П. Павлова, сон имеет «спасительное» охранительное значение для мозга. Благодаря ему утомленная нервная система восстанавливается, так как...

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Даже если вы считаете себя абсолютно здоровой, убедитесь в этом еще раз, пройдя медицинское обследование. Посетите терапевта, гинеколога, стоматолога и желательно — генетика. Если вы или кто-то из вашей...

ШЕСТЬ СОСТОЯНИИ НОВОРОЖДЕННОГО

У взрослого человека сои состоит из нескольких циклов, делящихся на два больших периода: медленный или спокойный сон и парадоксальный сон, названный так потому, что это состояние не похоже на сон...

Защита персональных медицинских данных в информационных системах

По ГОСТ Р 50922-2006 система защиты информации - совокупность органов и (или) исполнителей, применяемой техники защиты информации, объектов защиты информации, организованная и функционирующая по правилам и нор- мам, установленным соответствующими...

wume.ru