В начале XXI в. проблема качества стала одним из приоритетов мирового развития. В последние десятилетия в большинстве стран мира созрело твердое убеждение, что высокое качество продукции. товаров и услуг - реальная материальная основа эффективности экономики, укрепления безопасности, защиты окружающей среды, средство решения социальных задач развития общества и, в конечном счете, — создания достойных условий жизни людей. Такова общемировая тенденция, заслуживающая самого серьезного внимания всех слоев общества, в том числе и медицинских работников.

Повышение качества и доступности медицинской помощи — одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации.

В российском здравоохранении достигнуты определенные результаты в направлениях, связанных с контролем КМП, развитием системы стандартизации, системы гарантий качественной медицинской помощи, все больше внимания уделяется усилению творческого и научного компонентов совершенствования качества, внедряются протоколы ведения больных, принципы доказательной медицины.

Однако, несмотря на многочисленные разработки в области управления качеством в здравоохранении, компонентом которых является контроль КМП, эта проблема остается актуальной для практического здравоохранения и на сегодняшний день.

Удовлетворение потребности граждан Российской Федерации в доступной, качественной и эффективной медицинской помощи — одна из приоритетных целей государственной политики последних лет, важнейшая задача здравоохранения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КМП

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что существуют разнообразные подходы к повышению КМП. Это частично обусловлено различным толкованием понятия «КМП»; существует много определений «качества» и еще больше — понятия «контроля качества» медицинской помощи.

Определенную роль в этом сыграли работы известного американского специалиста A. Donabedian (1976), который отмечал разное понимание КМП разными субъектами ее оказания (пациенты, врачи, администраторы) и предлагал три подхода к его оценке — структурный, процессный и результативный — триада Донабедиана:

•   качество структуры отражает организационно-техническое качество применяющихся ресурсов — материально-технической базы, оснащения, обеспеченности кадрами и т.д.;

•   качество процесса свидетельствует о точности диагностики, выборе адекватного лечения, соблюдения норм и стандартов, принятой тактики лечения;

•   качество результата — степень приближения к максимально возможному результату лечения.

При внимательном рассмотрении этих составляющих нетрудно заметить, что одни действительно относятся к оказанию медицинской помощи, а другие говорят об уровне ее организации. Следовательно, целесообразно выделять внешне похожие, но отличающиеся понятия - КМП и качество организации медицинской помощи (КОМП), которые условно можно объединить в «качество медицинского обслуживания населения».

Если не отождествлять медицинскую помощь с системой здравоохранения в целом, основным предметом деятельности которой она определенно является, то медицинскую помощь буквально следует рассматривать как помощь, которую оказывают медицинские работники пациентам, обратившимся за ней или нуждающимся в ней. Ее осуществляют при взаимодействии пациента с персоналом ЛПУ, а КМП - одна из основных характеристик этого взаимодействия.

Таким образом, КМП основано на двух критериях: адекватности и максимальном выполнении всех требований технологии медицинского процесса, его соответствии определенным технологическим стандартам.

Другие характеристики КМП, предлагаемые разными авторами: доступность. экономичность, преемственность, своевременность, научно-технический уровень и др., отражают КОМП. В то же время эти критерии влияют на субъективную оценку пациентом качества оказанной медицинской помощи, его удовлетворенности или неудовлетворенности ею.

Разделение КМП и качества ее организации предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в статье 37 «Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи» указано, что порядок оказания медицинской помощи включает:

•   этапы оказания медицинской помощи;

•   правила организации работы медицинского учреждения (его структурного подразделения, врача);

•   стандарт оснащения медицинского учреждения, его структурных подразделений;

•   рекомендуемые штатные нормативы медицинского учреждения, его структурных подразделений;

•   иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Стандарт медицинской помощи - усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

•   медицинских услуг;

•   зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной ВОЗ;

•   медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

•   компонентов крови;

•   видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

•   иного, исходя из особенностей заболевания (состояния).

В этом законе также предусмотрена допустимость применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, при наличии медицинских показаний (по жизненным показаниям) и противопоказаний (индивидуальной непереносимости) по решению врачебной комиссии.

Казалось бы, именно стандарты относятся к качеству медицинской помощи, однако их определение как усредненных показателей частоты предоставления, кратности применения и возможных отклонений говорит о большем отношении этих стандартов не к качеству, а к объему медицинской помощи. Об этом свидетельствуют и положения статей 80 и 81 о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Она сформирована с учетом порядка оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи и на территориальном уровне может содержать дополнительные виды, условия оказания медицинской помощи и дополнительный объем медицинской помощи, предусматривающий возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Это находит свое подтверждение и в статье 84 об оплате медицинских услуг, где указано, что платные медицинские услуги можно оказывать в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств в объеме, превышающем объем стандарта медицинской помощи.

При этом в статье 64 указано, что «критерии КМП формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующего порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи». То есть, опять смешаны понятия объема медицинской помощи, ее качества и качества ее организации.

Эти противоречия находят отражение и в статье 94, посвященной сведениям о пациентах, которым оказывают медицинские услуги. В статье предусмотрено как включение информации об объеме оказанной медицинской помощи, оказанной пациенту, так и о примененных стандартах медицинской помощи. Если стандарт — усредненный объем, который может меняться, то разве это не тот самый конкретный объем медицинской помощи?

Важность четкой трактовки этих понятий возрастает и с тем, что готовность медицинских работников к деятельности по определенной специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи — основа аккредитации специалиста или, иначе говоря, допуска к профессиональной деятельности (статья 69).

Это, несомненно, имеет значение и для профессиональных некоммерческих организаций, создаваемым медицинскими и фармацевтическими работниками, которым отводится определенная роль в решении вопросов, связанных с качеством медицинской помощи, в частности в разработке порядка оказания и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, их аттестации. Эти организации также должны разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) оказания медицинской помощи (статья 76).

В этом же законе дано определение КМП — «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата». Можно полностью согласиться с характеристикой - правильность выбора соответствующих методов. Своевременность оказания медицинской помощи скорее относится к ее организации и медицинской активности населения, так как несвоевременное оказание помощи может быть связано с поздним обращением больного, хотя при

этом претензии к медицинским работникам могут отсутствовать, как и дефекты в их работе, отклонения от стандартов и т.д.

Не совсем однозначна и такая характеристика, как степень достижения запланированного результата. Во-первых, этот критерий относится прежде всего к эффективности медицинской помощи, т.е. к характеристике, отражающей обычно соотношение достигнутых результатов и произведенных затрат, и является лишь опосредованной оценкой ее качества, поскольку результат может быть достигнут, несмотря на наличие дефектов оказания медицинской помощи, а во-вторых, результат может быть и неправильно запланирован.

Таким образом, анализ положений нового закона, касающихся КМП, свидетельствует о сохраняющейся актуальности этой проблемы, необходимости уточнения терминологии с четким разграничением понятий объема, КМП и КОМП - важных объектов управления в здравоохранении.

Индикаторы (показатели) качества

Помимо выбора адекватных критериев для оценки, необходима и система количественных показателей - индикаторов качества. Здесь же целесообразно различать индикаторы КМП и ее организации, которые в целом будут отражать качество медицинского обслуживания населения. При этом в соответствии с триадой Донабедиана можно использовать индикаторы структуры, индикаторы медицинских процессов и индикаторы результатов.

Индикаторы структуры — количественные показатели, используемые для характеристики работников и организаций, предоставляющих медицинские услуги. Они оценивают возможности медицинского субъекта (учреждения или медицинского работника) оказывать соответствующую его функциям медицинскую помощь, поэтому индикаторы структуры — как правило, индикаторы КОМП. При этом анализируют ресурсную базу: финансирование, кадры, оснащение, условия пребывания пациентов в стационаре и т.п. Эти индикаторы могут быть использованы на любом уровне системы здравоохранения: отрасли, территории, отдельного ЛПУ.

Индикаторы медицинских процессов применяют для оценки адекватности ведения (лечения) пациентов в определенных клинических ситуациях (профилактика, диагностика, лечение и реабилитация), они в полной мере соответствуют КМП. При оценке процесса анализируют соблюдение медицинских технологий, в частности обязательные диагностические, инструментальные методы исследований и лечебные мероприятия, предусмотренные утвержденными в установленном порядке федеральными и региональными стандартами медицинской помощи, клиническими рекомендациями, планами ведения больных.

Индикаторы результатов медицинской помощи должны быть количественно определены и могут быть указаны в порядке и стандартах медицинской помощи. планах ведения больных. Индикаторы результата оценивают степень выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей на каждом этапе оказания медицинской помощи, поэтому их можно использовать как для оценки КОМП, так опосредованно по исходу оказания медицинской помощи и для оценки КМП.

Из многих возможных индикаторов КОМП и КМП руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций выбирают наиболее значимые, позволяющие мониторировать решение конкретных задач. Полученную информацию используют для выявления проблем, их причин, организации мероприятий для устранения недостатков и для оценки эффективности принятых управленческих решений.

Целесообразно установить пороговые (целевые) значения индикаторов, основой которых служат клинические рекомендации, систематические обзоры, результаты лучших практик, мнения экспертов.

Задача обеспечения надлежащего качества оказываемой населению медицинской помощи требует реализации комплекса мероприятий для улучшения материально-технической базы медицинских учреждений, повышения квалифи-

кации медицинского персонала, внедрения новых методов диагностики и лечения и создания соответствующей нормативно-правовой базы — системы взаимоувязанных нормативно-правовых актов (от закона до нормативно-технических документов, обязательных для исполнения всеми медицинскими организациями независимо от формы собственности и регламентирующих правовые основы оказания медицинской помощи и управления ее качеством).

Изучение международной практики показывает, что, например, в Германии и Австрии в системе ОМС на федеральном уровне приняты законы, обязываюшие каждую медицинскую организацию внедрять систему управления КМП. По этим законам необходимо использовать критерии КМП при заключении контрактов между СМО и медицинскими организациями. Во Франции приняты аналогичные законы, регламентирующие обязательность прохождения каждой медицинской организацией аккредитации; наличия в каждой из них систем управления КМП и публикации врачебными комиссиями медицинских организаций отчета о КМП по единой форме. В Великобритании в 1999 г. принят закон, по которому медицинские организации конкурируют между собой на основании оценки КМП. и установлена единая система государственного контроля КМП. Этим же законом определено создание специальной Комиссии для повышения качества и Национального института повышения КМП (NICE). На национальном уровне в ряде стран (Великобритания, Ирландия, Бельгия, Испания, Италия, Нидерланды) приняты законы, которые четко обозначают фундаментальные права пациентов на получение информации о КМП, о вариантах лечения заболевания, о правилах самоухода при заболевании и о правилах приема лекарственных средств, назначенных врачом, и право на конфиденциальность.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Нормативно-правовая база контроля КМП в России на разных этапах ее формирования имеет особенности, связанные с внутриполитическими и экономическими приоритетами государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». принятый в 1991 г., закрепил право граждан на получение медицинских услуг соответствующего объема и качества в рамках программ ОМС и ДМС и обязанность СМО контролировать объем, сроки и КМП в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.

Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями. продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При заключении между пациентом и медицинской организацией гражданско-правового договора возмездного оказания медицинских услуг закон рассматривает пациента как потребителя медицинских услуг, а медицинскую организацию и ее работников как исполнителей, и определяет порядок рассмотрения претензий пациента к качеству оказанной услуги, в том числе судебный.

Значительное событие в правовом регулировании КМП — принятие в 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». в которых, в частности, определен порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и другие положения.

В 1996 г. вступил в действие совместный приказ Федерального фонда ОМС и Минздрава России от 26 октября 1996 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля КМП в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В течение 10 лет он был единственным нормативным актом, который определял порядок контроля КМП в ЛПУ. Некоторые положения приказа:

• Положение о системе ведомственного контроля КМП в учреждениях здравоохранения РФ;

•   Положение о системе вневедомственного контроля КМП в Российской Федерации;

•   Положение о внештатном медицинском эксперте.

Этот приказ сыграл важную роль: установил принципы взаимодействия участников ОМС в контроле качества оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи, в частности организации экспертной деятельности, заложил основу системы стандартизации в здравоохранении. Он предложил методический инструмент для оценки КМП — стандарты объема лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий и сроков лечения различных заболеваний.

В 1997 г. постановлением Правительства РФ одобрена Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, которая наряду со структурной перестройкой здравоохранения предполагала введение в 1998 г. стандартизации медицинских услуг.

В 1998 г. издан совместный приказ Минздрава России и Федерального фонда ОМС № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении», который установил среди объектов стандартизации в отрасли технологию выполнения и качество медицинских услуг.

Первый стандарт, определяющий требования к оказанию медицинских услуг, -Отраслевой стандарт 91500.09.0001-1999 «Протоколы ведения больных. Общие положения», утвержденный приказом Минздрава России от 3 августа 1999 г. № 303. Задачи стандарта:

•   нормативное обеспечение разработки, внедрения и оценки «Протоколов ведения больных» с различными заболеваниями;

•   установление единых требований к порядку профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с различными заболеваниями;

•   унификация расчетов стоимости медицинской помощи, разработка базовых программ ОМС и тарифов на медицинские услуги;

•   контроль объема, доступности и КМП, оказываемой пациенту в медицинском учреждении в рамках государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

С 2000 г. Минздравом России принят ряд приказов о развитии стандартизации в здравоохранении, основополагающие из них:

•   «О мерах реализации программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении» от 24 января 2000 г. № 23/3;

•   «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» от 22 января 2001 г. № 12;

•   «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении» от 31 января 2001 г. № 18;

•   «О введении в действие отраслевого стандарта «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения» от 4 июня 2001 г. № 181.

Основа деятельности медицинских учреждений в сфере стандартизации -Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со статьей 17 закона учреждения здравоохранения могут разрабатывать стандарты для оптимизации лечебно-диагностического процесса.

На итоговой коллегии Минздрава России 2003 г. принята первая отраслевая программа «Управление качеством в здравоохранении» на 2003-2007 гг. Один из ожидаемых конечных результатов реализации этой программы - формирование на всех уровнях оказания медицинской помощи действенной системы контроля КМП. в том числе в рамках развития системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» реорганизована административная реформа федеральных органов исполнительной власти и образована Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), к полномочиям которой отнесен контроль за соблюдением стандартов КМП. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2006 г. № 905 утвержден Административный регламент Росздравнадзора для исполнения государственной функции осуществления контроля соблюдения стандартов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 г. полномочия Российской Федерации в контроле соответствия КМП установленным федеральным стандартам в здравоохранении (за исключением контроля качества ВМП и медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) переданы органам государственной власти субъекта РФ.

Порядок лицензирования деятельности по контролю КМП регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

В 2007 г. внесены изменения в нормативно-правовую базу о контроле КМП, в частности в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», предусматривающий выведение системы оказания медицинской помощи из сферы действия этого закона.

14 марта 2007 г. вышел приказ Минздравсоцразвития России № 170 «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Врачебная комиссия (в редакции закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») «создается в медицинской организации для совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, назначения лекарственных препаратов, обеспечения лечения для учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации».

В 2008 г. Федеральным фондом ОМС утверждены Методические рекомендации организации и проведения контроля объема и КМП при ОМС (приказ ФОМС от 26 мая 2008 г. № 111), в которых изложены содержание и возможные механизмы реализации ответственности медицинских учреждений за объем и качество предоставляемых медицинских услуг в соответствии с законодательством РФ и условиями договора о предоставлении лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.

В 2008 г. издан приказ Минздравсоцразвития от 11 августа 2008 г. № 410-н «Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития разработки порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».

Система контроля КМП нашла достаточно полное нормативное отражение в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2011г.

Приказом Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» предусмотрена возможность СМО организовывать и проводить экспертизу КМП, оказанной застрахо-

ванным гражданам медицинским учреждением, состоящим со СМО в договорных отношениях.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовую основу для решения вопросов контроля и управления качеством медицинской помощи. Содержащиеся в нем положения должны найти свое отражение в правоприменительной практике и в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Введение на уровне закона понятия «экспертиза КМП» и положение, согласно которому «граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством РФ» (статья 58) — позитивный момент.

Установление порядка организации и проведения медицинской экспертизы и, в частности, порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий относится, согласно статье 14, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в здравоохранении — Минздравсоцразвития РФ. Это позволяет надеяться на определенную унификацию этого вопроса.

В то же время в этом законе (статья 64) привычно упомянуто, что экспертизу КМП проводят для выявления нарушений при оказании медицинской помощи. Это существенно снижает роль экспертизы как важного механизма оценки качества для выявления нарушений и наиболее эффективных технологий, способствующих улучшению оказания медицинской помощи, последующего их внедрения и тиражирования.

В этот закон включен контроль качества и безопасности медицинской деятельности (статья 85), который осуществляется: соблюдением требований к медицинской деятельности, установленных законодательством РФ; определением показателей качества деятельности медицинских учреждений; соблюдением объема, сроков и условий оказания медицинской помощи. Контроль КМП фондами ОМС и СМО в соответствии с законодательством РФ об ОМС отражен в статье 87. Отмечены три формы контроля: государственный, ведомственный и внутренний.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности (статья 88) органами государственного контроля включает лицензирование медицинской деятельности, проведение проверок:

•   соблюдения органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

•   соблюдения медицинскими организациями порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

•   организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответствующими органами и организациями.

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности (статья 89) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении подведомственных им органов и организаций.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (статья 90) осуществляется органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В законе не отмечено, в чем заключаются функции этих вариантов контроля, что потребует разработки дополнительных подзаконных актов.

Контроль (оценка) качества - процесс измерения медицинской деятельности и получения информации для разработки управленческих действий дальнейшего повышения КМП.

Выделяют 4 направления контроля КМП в зависимости от времени его проведения, контролирующего органа, вида экспертизы (экспертиза структуры и пр.) и глубины.

•   По времени проведения контроля качества:

♦  текущий контроль;

♦  этапный контроль.

•   По контролирующему органу:

♦  внутренний контроль — контроль заведующим отделением, главным врачом:

♦  внешний контроль — контроль со стороны страховой организации, территориального фонда ОМС, общества потребителей.

•   По направлению:

♦  экспертиза структуры;

♦  экспертиза технологии;

♦  экспертиза результативности.

•   По глубине:

♦  скрининг-контроль;

♦  комплексная развернутая экспертиза. Способы проведения контроля:

•   изучение медицинской документации - истории болезни, амбулаторные карты, специальные журналы, отчетная документация по ОМС, статистические отчеты;

•   обход отделения — медицинский и административный.

Во многих странах эффективно действует система предупредительного контроля - дополнительный механизм обеспечения надлежащего КМП. В России предупредительный контроль проводит лицензионно-аккредитационная комиссия перед лицензированием и аккредитацией медицинского учреждения или физического лица. Цель предупредительного контроля - оценка возможностей медицинского учреждения или физического лица оказывать заявленные виды медицинской помощи и соответствия их деятельности установленным стандартам.

Лицензирование — выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на выполнение определенных видов деятельности и услуг по программам ОМС и ДМС. Оно определяет возможности учреждения для оказания лечебно-профилактической помощи и дает право на медицинскую деятельность в объеме, который соответствует уровню подготовки медицинских кадров и оснащению. В лицензирование входит и оценка соответствия требованиям противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических показателей (СЭС определяет санитарные и эпидемические показатели), состояния приборов.

В отличие от лицензирования, при аккредитации выявляют соответствие или несоответствие деятельности учреждения и медицинского персонала установленным стандартам оказания лечебно-профилактической помощи и медицинских услуг. Цели аккредитации - защита интересов потребителя и обеспечение необходимого объема, КМП и услуг в системе ОМС. Лицензированию и аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от формы собственности.

Законодательство трактует аккредитацию специалиста как процедуру определения соответствия готовности медицинского работника, получившего высшее или среднее медицинское либо фармацевтическое образование, к деятельности по определенной специальности в соответствии с установленным порядком оказания

медицинской помощи и стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности.

На практике применяют различные методы оценки КМП: по соответствию структуры определенным требованиям, по исходам ее оказания, по стандартам, по данным экспертной оценки, по результатам социологических опросов и пр.

Достаточно часто для оценки КМП используют удовлетворенность потребителей — очень важный критерий, но скорее КОМП как всей системы оказания медицинской помощи, так и конкретного медицинского учреждения, его персонала.

Изучение удовлетворенности можно проводить по поступающим претензиям. Однако более информативно активное изучение мнения потребителей при проведении социологических опросов. Несмотря на определенный субъективизм оценок, они отражают существующие проблемы - основу для последующего тщательного анализа ситуации и принятия соответствующих решений.

Все большее внимание уделяют повышению роли самооценки, т.е. контролю качества предоставляемых населению услуг на уровне лечащего врача, заведующего отделением.

Обязательное условие и основной метод оценки и контроля КМП в Российской Федерации - экспертиза (или экспертная оценка) - оценка адекватности выбора и соблюдения медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.

Экспертная оценка имеет ряд преимуществ перед формальным использованием стандартов или каких-либо статистических показателей, поскольку она дает возможность учитывать состояние пациента, различные факторы, влияющие на принятие решений и на результаты оказания медицинской помощи. Позитивные отличия экспертных методов оценки КМП от других методических приемов -возможность выявления дефектов в работе отдельных врачей, медицинских подразделений, типичных ошибок организации лечебно-диагностического процесса. При этом важную роль придают возможности применения результатов экспертизы КМП для определенного, целенаправленного и обоснованного планирования медико-организационных мероприятий для повышения КМП и улучшения работы медицинского учреждения.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Состояние и деятельность системы здравоохранения РФ

 УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических,...

ЗАЩИТА ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ПО ОМС ГРАЖДАН

Чрезвычайно важно в системе ОМС знание прав граждан в системе медицинского страхования. Застрахованный гражданин имеет право: •   на бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации...

ДЕВЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

ДЕВЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

Мальчики в этом возрасте продолжают расти быстрее девочек. Также они немного опережают девочек в весе приблизительно до 8,5 лет, а вот после этого картина начинает меняться. Восьмилетний ребенок старается...

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном здравоохранении оказывают различные медицинские организации. Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует единая номенклатура государственных...

ПРАВДА И НЕПРАВДА О ГОРМОНАХ

Гормоны. Их окружает множество мифов. Эти мифы проникают в средства массовой информации. «Уровень эстрогена понижается при приеме премарипа. Эстроген вызывает рак, но он предотвращает заболевание сердца. Нет, не предотвращает. Эстроген...

НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Клинические и лабораторные признаки надпочечниковой недостаточности возникают при уменьшении или прекращении секреции гормонов корой надпочечников. Функция коры надпочечников имеет жизненно важное значение, поскольку синтезируемые ею гормоны обладают очень широким спектром...

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Заболеваемость - важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения. Ее учет ведут практически все медицинские учреждения. Анализ заболеваемости необходим для управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления...

Цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу (…

ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто...

БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ДОМАШНЯЯ ЭКОЛОГИЯ В вашей квартире или доме всегда должны быть чистота и свежий воздух. Плотное закрывание окон и дверей, возможно, уменьшит расходы на отопление, но, скорее всего, увеличит риск загрязнения...

Грызть ногти может быть опасным для здоровья

Грызть ногти может быть опасным для здоровья

Кроме того, что ногти выглядят уродливо, плохая привычка может быть опасна для здоровья, так как под ногтями "цветение" бактерий, наиболее опасными являются  Энтеробактерии (лат. Enterobacteriaceae), которые включают в себя сальмонеллу...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

РИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД Все знают, что забеременеть можно только в определённый период менструального цикла. Поэтому идея ритмического метода проста, а потому очень привлекательна — избегать половых контактов в период, когда вероятность...

SOS дисбактериоз

Педиатры до сих пор не пришли к единому мнению о том, что такое дисбактериоз: болезнь или симптом заболевания, причина недуга или его следствие. Так или иначе, родители часто задаются вопросами...

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ

ПРОГРАММЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ Лекарственное обеспечение (ЛО) населения РФ в амбулаторных условиях (лекарственные средства, выписанные по рецепту врача) за счет общественных (государственных) средств составляет в РФ около 132,1...

Дополнительное профессиональное образование

В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют...

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Специализированная медицинская помощь занимает особое место в системе здравоохранения Российской Федерации. Это связано с тем, что ее оказывают гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов...

ЛЕЙКОЦИТУРИЯ

Это один из основных симптомов мочевой инфекции, а при латентном ее течении — единственный. Признаком лейкоцитурии считается наличие в анализе мочи более 6—8 лейкоцитов в поле зрения. В случае щелочной...

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

wume.ru