В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. N- 323) установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом РФ (статья 69).

Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников в РФ, также обусловлена следующими причинами.

•   Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи.

•   Неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи.

•   Увеличение объемов медицинской информации и скорости ее обновления.

•   Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.

•   Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью н разработка Федерального закона «Об образовании в Pel)» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В этом законе в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа), предусмотрены следующие нормы.

•   Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 82). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.

•   Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения в порядке, установленном образовательной Программой и/или договором об образовании, в том числе поэтапно

(статья 82). Сетевой принцип реализации образовательных Программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и/или виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.). которые могут предоставляться не только образовательными организациями.

•   В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (статья 13). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям) может учитываться в зачетных единицах (кредитах).

•   В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16), причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

•   Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации Программ и видов учебной деятельности (статья 96).

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Предложения по развитию НМО и механизмы их реализации

1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта:

•   сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВ и ГИДУВ как составной части программ повышения квалификации;

•   учет как вида учебной деятельности - наставничества опытных специалистов над молодыми врачами; стажировок специалистов в медицинских учреждениях вышестоящего уровня (например, врачей поликлиник — в стационарах) и консультирования более опытными специалистами работников учреждений другого уровня (например, врачей ЦРЬ - специалистами ОКБ); участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями и соответствующих установленным требованиям.

2.  Гармонизация требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах и использование их передового опыта. Этот принцип достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS). Американская медицинская ассоциация (АМА). Федерация медицинских советов Штатов (FSMB) и др., а также путем проведения ежегодных международных конференций; стажировок профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом, продолжения выпуска журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» (издание АСМОК) с публикацией статей па заданную тему.

3.  Партнерство государства, профессиональных медицинских организации и их ассоциаций в управлении последипломным медицинским образо-

ванием. Реализация этого принципа достигается путем создания Федерального совета и рабочей группы при Минздраве РФ. в состав которых войдут представители профессиональных организаций. В функции этих организаций будет входить разработка и утверждение нормативных документов по реализации НМО. Среди них: типовые программы повышения квалификации (с учетом положений настоящей Концепции); требования к реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: критерии оценки трудоемкости учебной нагрузки, выраженной в зачетных единицах (кредитах): проект приказа Минздрава РФ «О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров с применением дистанционных образовательных технологий» и др.

4.  Комплексное обучение работников не только профессиональным, но и управленческим, экономическим, коммуникативным знаниям и умениям. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников с пациентами. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.

5.  Обязательный персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки должна проводиться в форме кредитов или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов. Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ («образовательной среды»), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.

6.  Использование инновационных образовательных технологий - электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных и современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации но специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестаций. модули но наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, а также не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Большая часть этой работы профессиональными медицинскими организациями уже проделана. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму предоставления информации.

7. Обязательный контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации.

8.  Независимость НМО от производителей медицинской и фармацевтической продукции (отсутствие моно-рекламы). Этот принцип реализуется путем создания Кодекса этики участия спонсоров в НМО и учета положений этого кодекса при составлении требований к программам и образовательным мероприятиям НМО.

9. Высокая мотивация медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации. Для реализации этого принципа предлагается учитывать результаты обучения по программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.

10.  Бесплатность большинства видов учебной деятельности (мероприятий) для медицинских и фармацевтических работников. Этот принцип реализуется путем включения отдельной статьи расходов на обучение работников в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и бюджет ОМС, а также путем привлечения средств спонсоров с учетом соблюдения Кодекса этики участия медицинских и фармацевтических производителей в НМО.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Клинические и лабораторные признаки надпочечниковой недостаточности возникают при уменьшении или прекращении секреции гормонов корой надпочечников. Функция коры надпочечников имеет жизненно важное значение, поскольку синтезируемые ею гормоны обладают очень широким спектром...

МОЯ ИСТОРИЯ

В третьем классе я стала похожа на маленький воздушный шар. Моя полнота была мне ненавистна. Все меня дразнили. Мне было стыдно за то, что я не могла забираться на деревья...

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОПЫТА АУДИТОРОВ ДРУГИХ СТРАН ПРИ ПОДГОТОВКЕ КО…

При проведении Счетной палатой РФ аудита эффективности в здравоохранении особое значение уделяют удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, включая обеспечение эффективными и безопасными лекарственными средствами. Оценка эффективности использования государственных...

ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ СОЭ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ СОЭ

СОЭ — широко используемый в клинической практике, очень чувствительный, но неспецифический показатель. В диагностике заболеваний наряду с определением СОЭ почти всегда требуются дальнейшие клиническое, лабораторное, инструментальное исследования в зависимости от...

Минералы, без которых мы не можем: Иногда добавки необходимы для хорошего здоровья

Минералы, без которых мы не можем: Иногда добавки необходимы для хорошего здоровья

Такие заболевания, как остеопороз, ослабленная иммунная система, повышенный или слабый пульс, дерматит может быть вызван отсутствием необходимых минералов. Источник минералов в природе земля в которой протекает вода, растения и животные,...

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

Еще до рождения ребенка вы должны тщательно продумать, какие принадлежности понадобятся вашему малышу. Желательно также выбрать имя для него. Посоветуйтесь с будущим папой и, если еще сомневаетесь, остановитесь на нескольких...

Лучшие летние напитки для похудения

Лучшие летние напитки для похудения

Лучшие летние напитки для похудения Если вы хотите похудеть на несколько фунтов до лета, это поможет, если вы знаете, что напитки могут помочь в потере веса. Освежающие соки и коктейли, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 32) определен новый для российского здравоохранения вид медицинской помощи — паллиативная...

РАБЫНИ И ЦАРИЦЫ: ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ИНДИЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Е. Ю.Ванина Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редкими исключениями, о которых пойдет речь ниже, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на...

ГИПОВОЛЕМИЧЕСКИЙ ШОК

Это острое нарушение гемодинамики, характеризующееся критическими расстройствами тканевой перфузии и тяжелыми метаболическими нарушениями. В основе патогенеза гиповолемического шока — последовательное углубление патологических изменений. Различают следующие фазы развития гиповолемического шока: I...

Искусственное вызывание родов

Искусственное вызывание родов

По ряду медицинских показаний врачи могут посчитать необходимым искусственное вызывание родов, например: если беременность продолжается дольше 41 недели; в случае резус-иммунизации; если вес ребенка очень большой и может увеличиться еще;...

RT

RT

13 способов ускорить ваш метаболизм

13 способов ускорить ваш метаболизм

Вы чувствуете, что ваш метаболизм замедляется? Для того, чтобы тело более эффективно сжигало калории, необходимы не только  упражнение, но и хороший метаболизм. И это достаточно просто сделать, лиш несколько небольших...

ПРОГЕСТЕРОН: ГОРМОН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА БЕРЕМЕННОСТЬ И ОТЛОЖЕНИЕ ЖИРА

Цорис, пятидесятилетняя дама-адвокат, обратилась за консультацией, обеспокоенная тем, что за последние полтора-два года она поправилась более чем на пятьдесят фунтов (20 кг). Она не могла понять, что происходит, ведь она...

wume.ru