В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. N- 323) установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом РФ (статья 69).

Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников в РФ, также обусловлена следующими причинами.

•   Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи.

•   Неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи.

•   Увеличение объемов медицинской информации и скорости ее обновления.

•   Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.

•   Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью н разработка Федерального закона «Об образовании в Pel)» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В этом законе в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа), предусмотрены следующие нормы.

•   Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 82). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.

•   Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения в порядке, установленном образовательной Программой и/или договором об образовании, в том числе поэтапно

(статья 82). Сетевой принцип реализации образовательных Программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и/или виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.). которые могут предоставляться не только образовательными организациями.

•   В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (статья 13). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям) может учитываться в зачетных единицах (кредитах).

•   В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16), причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

•   Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации Программ и видов учебной деятельности (статья 96).

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Предложения по развитию НМО и механизмы их реализации

1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта:

•   сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВ и ГИДУВ как составной части программ повышения квалификации;

•   учет как вида учебной деятельности - наставничества опытных специалистов над молодыми врачами; стажировок специалистов в медицинских учреждениях вышестоящего уровня (например, врачей поликлиник — в стационарах) и консультирования более опытными специалистами работников учреждений другого уровня (например, врачей ЦРЬ - специалистами ОКБ); участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями и соответствующих установленным требованиям.

2.  Гармонизация требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах и использование их передового опыта. Этот принцип достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS). Американская медицинская ассоциация (АМА). Федерация медицинских советов Штатов (FSMB) и др., а также путем проведения ежегодных международных конференций; стажировок профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом, продолжения выпуска журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» (издание АСМОК) с публикацией статей па заданную тему.

3.  Партнерство государства, профессиональных медицинских организации и их ассоциаций в управлении последипломным медицинским образо-

ванием. Реализация этого принципа достигается путем создания Федерального совета и рабочей группы при Минздраве РФ. в состав которых войдут представители профессиональных организаций. В функции этих организаций будет входить разработка и утверждение нормативных документов по реализации НМО. Среди них: типовые программы повышения квалификации (с учетом положений настоящей Концепции); требования к реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: критерии оценки трудоемкости учебной нагрузки, выраженной в зачетных единицах (кредитах): проект приказа Минздрава РФ «О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров с применением дистанционных образовательных технологий» и др.

4.  Комплексное обучение работников не только профессиональным, но и управленческим, экономическим, коммуникативным знаниям и умениям. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников с пациентами. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.

5.  Обязательный персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки должна проводиться в форме кредитов или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов. Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ («образовательной среды»), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.

6.  Использование инновационных образовательных технологий - электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных и современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации но специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестаций. модули но наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, а также не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Большая часть этой работы профессиональными медицинскими организациями уже проделана. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму предоставления информации.

7. Обязательный контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации.

8.  Независимость НМО от производителей медицинской и фармацевтической продукции (отсутствие моно-рекламы). Этот принцип реализуется путем создания Кодекса этики участия спонсоров в НМО и учета положений этого кодекса при составлении требований к программам и образовательным мероприятиям НМО.

9. Высокая мотивация медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации. Для реализации этого принципа предлагается учитывать результаты обучения по программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.

10.  Бесплатность большинства видов учебной деятельности (мероприятий) для медицинских и фармацевтических работников. Этот принцип реализуется путем включения отдельной статьи расходов на обучение работников в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и бюджет ОМС, а также путем привлечения средств спонсоров с учетом соблюдения Кодекса этики участия медицинских и фармацевтических производителей в НМО.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок осматривается в его привычной позе, стоя на расстоянии 1 м от врача. Осмотр проводится в трех положениях: спереди, сбоку и сзади. При осмотре спереди определяются: —  положение головы —...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И ВАША БЕРЕМЕННОСТЬ

Когда женщина обнаруживает двух - трехдневную задержку месячных, сердце нового человека уже начинает биться и перекачивать кровь по крохотному тельцу. Часто женщина узнает, что она беременна после того, как у...

ЛЕЧЕНИЕ НОЧНОГО НЕДЕРЖАНИЯ МОЧИ

Исходя из положения, что при ночном энурезе выпадает реакция мозговой коры на раздражение, идущее с мочевого пузыря, В. И. Ласков пытался применять к детям особый аппарат с двумя электродами, преследующий...

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК В этом месяце продолжают формироваться все системы и органы будущего малыша. Он «плавает» внутри плодного пузыря, заполненного прозрачной амниотической жидкостью (околоплодными водами), и даже может оттолкнуться, прикасаясь...

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО КОРМЛЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

Кормить «по требованию» — значит, давать малышу есть, когда он голоден, а не по режиму. Голод — это новое ощущение для ребенка: в утробе матери его «подкармливали» постоянно. Теперь же...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

В 2004-2006 гг. усилия органов законодательной и исполнительной власти направлены не только на формирование специального отраслевого законодательства об охране здоровья населения, а преимущественно на законодательное разделение полномочий уровней власти, формирование...

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ

Динамика детской инвалидности в стране характеризуется разнонаправленными тенденциями, при этом можно выделить 3 периода. Первый период — медленный рост распространенности детской инвалидности с 16,6 случая на 10 тыс. детского населения...

МИР ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Новорожденный в состоянии все воспринимаемое своими органами зрения связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который...

Признаки, указывающие, что у вас есть дефицит железа

Признаки, указывающие, что у вас есть дефицит железа

Около девяти процентов женщин страдают от дефицита железа, но эксперты говорят, что число выше среди физически активных женщин. Пожалуйста, обратите внимание на следующие предупреждающие знаки, что вам не хватает железа. ...

ПРИЗНАКИ НАЧАЛА РОДОВ

Лишь некоторые женщины предпочитают ложиться в роддом за несколько дней до предполагаемого срока родов. Большинство беременных собираются приехать туда с началом родовой деятельности, поэтому разберемся, что же считать началом родов. ...

БЕРЕМЕННАЯ И ЕЕ ВНЕШНОСТЬ

В Период беременности У женщин часто возникает чувство Усталости, Связанное С Гормональными изменениями. Но в Середине беременности ваше Самочувствие И внешний Вид, возможно, улучшатся: Порозовеют щеки, волосы Заблестят. Но Это...

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Задачи, стоящие в области охраны здоровья и демографии, потребовали новых подходов к развитию отрасли, что выразилось в проведении в настоящее время целого ряда широкомасштабных реформ, затронувших все основные сферы здравоохранения....

СЕКС ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?

СЕКС ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?

Если вы ждете малыша, То Наверняка в полной мере познали все Радости Процесса его зачатия и давно знаете, что Детей находят Не в Капусте. Теперь вас Трое, даже Если Этот...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Информация (лат. informatio - разъяснение) — общее понятие, обозначающее сведения, совокупность каких-либо данных и знаний. Процесс передачи информации предполагает наличие минимум трех составляющих; источника информации. ее потребителя и средств передачи....

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Какой бывает контрацепция

Теперь, представляя, что такое женская и мужская половая система, Вам будет легче понять основные методы, применяемые для предотвращения беременности.  Барьерные методы наиболее распространены в России. Название говорит само за себя...

wume.ru