Государственные (общественные) источники финансирования здравоохранения — средства бюджетов всех уровней и средства ОМС. Частные источники — взносы населения и работодателей, вносимые в ДМС, и личные средства населения. Средства системы ДМС не являются личными средствами граждан. Однако за рубежом считают, что предоставление работодателем пакета социальных услуг в форме страхования ДМС — косвенная прибавка к заработной плате работника, т.е. условно его личные доходы. Личные средства граждан подразделяют на официальный соплатеж, на оплату населением ЛС, не гарантированных государством, и на оплату незастрахованным населением медицинских услуг. Официальный соплатеж часто имеет форму обязательного фиксированного платежа застрахованных по ОМС граждан за гарантированные государством медицинские услуги и ЛС в момент их получения.

Во всех странах отсутствует полное государственное финансирование, существуют соплатежи населения и взносы в систему ДМС. В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) доля общественного финансирования здравоохранения в 2010 г. в среднем составила 73% общего объема расходов на здравоохранение (в РФ в 2011 г. — 67%). В странах Северной Европы, Великобритании, Чехии, Франции и Японии доля общественного финансирования здравоохранения в общих расходах на здравоохранение выше — более 80%, что позволяет этим странам обеспечивать всему населению практически полный объем необходимых медицинских услуг высокого качества.

Соплатежи населения введены в странах с преимущественно государственным финансированием здравоохранения как дополнительный источник средств и мера сдерживания излишнего потребления медицинской помощи. Например, в Германии установлена фиксированная сумма за каждый день пребывания в больнице в размере 10 евро; доплата за ЛС — 5-10 евро за рецепт, оплата приема у ВОП - 10 евро.

Добровольное медицинское страхование в этих странах направлено или на страхование услуг, не вошедших в программу обязательных гарантий (Нидерланды, Германия, Канада), или на получение услуг, предусмотренных гарантиями, но вне очереди и в лучших условиях (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия). Во Франции страхуют соплатежи населения: страховка компенсирует соплатежи застрахованного населения при возникновении страхового случая. В ряде стран (США, Германия) ДМС направлено на полное страхование части населения.

Общественные источники преобладают в большинстве стран с развитой рыночной экономикой и составляют в среднем 73% (в РФ 68%) общих расходов на здравоохранение. Доля соплатежей выросла за последние 10 лет, но не превышает 20% общих расходов. На средства ДМС приходится 5% общих средств. Исключение — США, Мексика, Китай, где общественные расходы составляют менее 50%, а остальные расходы покрываются из частных источников, преимущественно ДМС.

Чем выше доля государственного финансирования здравоохранения, тем в большей степени население удовлетворено качеством медицинской помощи. Положительный пример — страны Северной Европы и Великобритания, государственные расходы которых на здравоохранение составляют более 80%, а удовлетворенность населения качеством и доступностью медицинской помощи — 70-80%, одна из самых высоких среди стран ОЭСР.

Яркий отрицательный пример — США и Китай. В США государственные расходы составляют только 46% общего объема средств, а показатель удовлетворенности населения системой здравоохранения и медицинскими услугами на 15-25% ниже, чем в среднем в странах ОЭСР. И это при том, что в абсолютных показателях, т.е. на душу населения, расходы в США в 2,5 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР.

В Китае государственные расходы на здравоохранение низкие (122 $ППС на душу населения в год или 2% ВВП, 2006), и их доля в общем финансировании здравоохранения уменьшилась с 80% в 1980 г. до 51% в 2006 г. (соответственно расходы населения выросли с 20 до 49%). Это существенно увеличило долю граждан, недовольных медицинской помощью, — 60-65%. При этом ожидаемая продолжительность жизни в Китае в 2009 г. на 4,5 года больше, чем в России, и показатель общей смертности меньше, чем в РФ, — 7,1 против 14,4 соответственно. Проблема номер один в Китае - увеличение доступности медицинской помощи за счет государственных средств.

Увеличение размеров личных расходов населения сопровождается сокращением обращений за медицинской помощью (особенно среди малообеспеченных слоев населения) и соответственно приводит к ухудшению здоровья населения. Например, даже в благополучной Новой Зеландии введение соплатежей в размере 30% стоимости визита к ВОП привело к увеличению младенческой смертности. И только после того, как в 1996 г. медицинская помощь детям до 5 лет стала бесплатной, этот показатель за 2 года улучшился на 28%, составив 5,7 на 1000 родившихся живыми.

Большие личные расходы населения часто приводят к катастрофическим расходам домохозяйств на медицинскую помощь (т.е. расходам, доля которых составляет более 30-40% бюджета домохозяйства после вычетов расходов на питание). Это резко снижает качество жизни людей, иногда они просто отказываются от обращения к врачу. Доказано, что если доля личных расходов населения составляет менее 15% общих расходов на здравоохранение, риск возникновения катастрофических расходов значительно ниже. Минимальная доля государственного финансирования здравоохранения должна составлять не менее 80%, а частные расходы (включая личные расходы населения и взносы в систему ДМС) — не более 20%.

Расширение объема финансирования медицинской помощи через ДМС, хотя и более предпочтительна по сравнению с личными платежами граждан из-за солидарной ее формы, правда, для ограниченного числа граждан, но тоже не способствует улучшению здоровья населения и снижает доступность общественной системы здравоохранения. Например, в Великобритании и Новой Зеландии расширение параллельного сектора ДМС на определенные виды стационарных услуг (высокотехнологичная помощь вне очереди) не привело к ожидаемому снижению очередности в государственном секторе здравоохранения, а наоборот, вызвало отток ресурсов из общественной системы здравоохранения. Этот феномен возникает из-за увеличения занятости в частном секторе врачей, работающих в государственных учреждениях, и отбора более «легких» пациентов в систему ДМС, вследствие чего в общественной системе остаются более «тяжелые», а значит, и более затратные больные.

В США наличие системы ДМС как способа финансирования медицинской помощи 73% населения привело к тому, что из-за непомерно высоких затрат на

этот вид страхования, 16% населения оказались вообще незастрахованными -преимущественно представители малого бизнеса. Страхованию через государственные программы США подлежат только 27% населения — малообеспеченные люди, пенсионеры, дети и инвалиды.

Уроки

Чем выше доля государственного (общественного) финансирования здравоохранения, тем выше удовлетворенность населения медицинской помощью и выше доступность медицинской помощи. Снижение доли общественного финансирования здравоохранения приводит к ухудшению показателей здоровья. Оптимальный уровень государственных расходов — не менее 80% всех расходов.

Рекомендации для России

•   Нельзя отказываться от существующей для всех граждан солидарной системы финансирования здравоохранения из государственных источников, отдавая предпочтение ДМС, которое страхует только отдельные категории граждан с высокими доходами или работающих в крупных национальных корпорациях.

•   Увеличивая финансирование здравоохранения, необходимо поддерживать долю общественных источников на уровне не ниже 80%, что способствует улучшению здоровья населения и повышению его удовлетворенности медицинской помощью.

•   Для ликвидации неофициальных платежей и нерегулируемых платных услуг за обслуживание в медицинских учреждениях страны можно предложить введение фиксированных соплатежей пациентов за медицинские услуги с освобождением от них определенных категорий населения и расширение роли ДМС в оплате услуг, не включенных в ПГГ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

wume.ru