В настоящее время в России не сложилась единая тарифная политика, т.е. не существует ни единых способов оплаты поставщикам медицинских услуг, ни единой системы тарифов на медицинские услуги и ЛС. Например, в 88% субъектов РФ применяется оплата амбулаторной медицинской помощи по посещениям, в остальных - за отдельные услуги, за законченный случай, по смете расходов и др. (Колосницина М.Г., Шейман И.М. и др., 2009). Следует иметь в виду, что оплата амбулаторной помощи по посещениям стимулирует наращивание зарегистриро-

ванных объемов медицинской помощи и не способствует мотивации медицинских работников к улучшению здоровья прикрепленного населения.

При оплате стационарной медицинской помощи используется более 5 способов: например, за законченный случай госпитализации, по количеству койко-дней. по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, по смете расходов и др. Оплата по койко-дням (или по законченному случаю в привязке к койко-дням), применяемая в ряде субъектов РФ, приводит к наращиванию их числа, приходящегося на одного больного в МО. Следует подчеркнуть, что наращивание необоснованных объемов стационарной медицинской помощи в МО происходит также вследствие заниженных тарифов, а не только из-за необоснованных направлений на стационарное лечение (руководители учреждений таким образом пытаются получить дополнительные доходы для ЛПУ).

В последние 10 лет в развитых странах применяется единый способ оплаты стационарной медицинской помощи - по диагностически связанным группам (ДСГ). Этот способ основан на установлении фиксированной цены на группу близких заболеваний (диагнозов) с примерно одинаковым объемом потребления ресурсов. Медицинская организация, зная, сколько средств она получит за лечение той или иной группы диагнозов, старается снизить издержки на лечение этих заболеваний и сократить число дней пребывания больных в стационаре. При этом страховая компания и государственные органы управления следят за качеством оказанной в МО медицинской помощи.

Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются тарифным соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, ТФОМС, представителями СМО, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»).

Тарифы на медицинские услуги в РФ устанавливаются исходя из всех имеющихся средств на ГОТ и запланированных объемов медицинской помощи, а не из необходимости выполнения медицинской помощи, соответствующей современным международным стандартам. Как показал пилотный проект Минздравсоцразвития России, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в 2008 г. стоимость законченных случаев лечения заболеваний, рассчитанная по федеральным стандартам, в 4-10 раз (в зависимости от заболевания) превышает фактически сложившиеся расходы в субъектах РФ (рассчитанные по региональным медико-экономическим стандартам). Например, для лечения пневмонии требуется 46 тыс. руб., а расходуется 9 тыс. руб., для лечения термических и химических ожогов эти величины составляют соответственно 200 и 12 тыс. руб., для лечения острого инфаркта миокарда — 61 и 12 тыс. руб. соответственно.

Даже при наличии стандартов по ряду заболеваний отсутствие единых подходов к формированию нормативов финансовых затрат (например, референтных цен на ЛС и расходные материалы, стоимость оборудования, заработную плату медицинских работников и др.) приводит к тому, что стоимость лечения одних и тех же заболеваний существенно разнится в различных субъектах РФ (при прочих равных условиях - бюджетной обеспеченности субъекта, половозрастной структуре пациентов и др.). Например, по данным указанного пилотного проекта, стоимость лечения пневмонии в Пермском крае составляет 9,9 тыс. руб., в Республике Чувашия — 15 тыс. руб., в Республике Татарстан — 28 тыс. руб. Следует отметить, что Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» справедливо предусмотрено регулирование цен на ЛС из списка ЖНВЛП, что способствует некоторому выравниванию тарифов и сдерживанию затрат на оказание медицинской помощи в различных регионах.

Более того, существующие различия в оплате медицинских учреждений в зависимости от уровня их бюджетной принадлежности (федеральной, региональной и муниципальной) приводят к тому, что муниципальные учреждения оплачиваются по более низким тарифам, соответственно им сложнее выполнять современные стандарты лечения. Например, сельские ЦРБ (даже с учетом 25% надбавки к ФОТ за работу в сельских условиях) получают на лечение инфаркта миокарда и пневмонии меньше средств, чем региональные учреждения (при прочих равных условиях). Так, в Самарской области стоимость лечения неосложненной пневмонии в центральной районной больнице в среднем на 15-20% ниже, чем в областной.

Цены на платные медицинские услуги, оказываемые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, также отданы на откуп руководителям МО. В результате в однотипных учреждениях стоимость одних и тех же услуг может существенно различаться, различия могут быть обусловлены также тем, что тарифы на платные услуги включают не только пять статей затрат, но и другие статьи, обеспечивающие деятельность учреждения. Ситуация с нерегулируемыми ценами на платные медицинские услуги усугубляется тем, что единый перечень услуг, гарантированных по ПГГ, за которые государственные и муниципальные учреждения не имеют право взимать деньги с пациентов, отсутствует.

Таким образом, в России для оказания медицинской помощи по современным стандартам (как это сегодня происходит в развитых странах) потребуется увеличение финансирования здравоохранения, установление единых предельных тарифов (с учетом районных коэффициентов) на медицинские услуги и ЛС, а также установленных перечней услуг и ЛС по ПГГ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

wume.ru