С переходом на рыночные отношения профилактика стоматологических заболеваний и детская стоматология, которые полностью зависели от государственного обеспечения, оказались в сложных условиях. В частности, произошел массовый отток квалифицированных кадров в связи с резким ухудшением материально-технической базы и низкой оплатой труда в государственной системе детской стоматологии. В особо сложном положении оказались школьные стоматологические кабинеты, определенная часть которых закрыта, сдана в аренду или переоборудована. Нерешенными остались вопросы лицензирования школьных стоматологических кабинетов, взаимодействия администрации школ и персонала детских стоматологических поликлиник. Уже в середине 1990-х гг. около 50% школьных кабинетов в стране закрылись, в большинстве случаев по инициативе руководства школ. Причина - новые хозяйственные отношения, направленные на экономическую рентабельность использования школьных помещений и получение дохода от коммерческой деятельности. Однако сохранение профилактического направления

в деятельности медицинских учреждений и организаций неоднократно подчеркнута руководством страны и положениями многих государственных НПА.

Опыт ряда стран Европы за последние 40 лет показывает важность внедрения государственных программ профилактики основных стоматологических заболеваний - кариеса и заболеваний пародонта. Эффективная реализация этих программ возможна только при адекватном ресурсном обеспечении на протяжении не менее 2 десятилетий. Опыт внедрения государственных программ показал возможность увеличения доли детского населения с интактным зубным рядом с 5 до 25%, снижения показателя интенсивности кариеса в группе 12-летних детей с 9-12 зубов, пораженных кариесом и его осложнениями, до 0,5.

Специалистами ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ Минздрава РФ для изучения фактического состояния школьной стоматологической службы в 2007-2009 гг. в 9 регионах России собраны сведения о 7165 школах, в которых обучались 1,6 млн детей, из них около 530 тыс. - ученики начальных классов (33%). На основе материалов исследования сотрудниками института разработана и в течение 5 лет апробирована модель работы школьного стоматологического кабинета с приоритетным профилактическим направлением. По результатам ее реализации предложено в каждом регионе создать Центр профилактики нг базе одной из поликлиник и разработать Всероссийскую программу санитарного просвещения населения для профилактики ОСНОВНЫХ стоматологических заболеваний.

Ориентиры для дальнейшего формирования и реализации профилактики в России - Глобальные цели и измеримые задачи стоматологического здоровья к 2020 г. ВОЗ (приведены в сокращении):

•   уменьшить стоматологическую заболеваемость;

•   разработать и внедрить в практику приемлемую экономически эффективную профилактику стоматологических болезней на основе устранения общих факторов риска;

•   разработать программу стоматологического оздоровления для улучшения общего здоровья:

•   усилить контроль стоматологического здоровья населения в динамике и по конечным результатам;

•   обеспечить социальную ответственность и этическую адекватность стоматологического персонала.

В разработанной сотрудниками ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ концепции «Организация системы профилактики основных стоматологических заболеваний детского населения» (2005) предложены основные направления деятельности стоматологической службы страны на всех уровнях ее управления и критерии эффективности ее реализации.

На популяционном уровне предложен следующий алгоритм оценок в рамках федеральной государственной «Программы профилактики основных стоматологических заболеваний».

•   Ликвидация летальности вследствие осложнений стоматологических заболеваний (остеомиелит, флегмона, сепсис, септицемия, медиастенит).

•   Снижение и постепенное исключение числа случаев осложнений стоматологических заболеваний, требующих госпитализации.

•   Снижение числа случаев осложнений стоматологических заболеваний, требующих обращения за хирургической помощью.

•   Уменьшение доли случаев тяжелых и средних форм в общей структуре деформаций, являющихся следствием (осложнением) стоматологических заболеваний.

•   Снижение общей распространенности аномалий положения зубов и развития челюстей.

•   У детей младшего возраста отмечать постепенные:

♦  увеличение доли санированных лиц;

♦  уменьшение доли временных зубов, вылеченных по поводу осложнений кариеса (пульпитов и перидонтитов);

♦  увеличение доли пломб (П) в структуре показателя КП;

♦  уменьшение рецидивов кариеса и вторичного кариеса;

♦  снижение темпов прироста кариеса;

♦  снижение общего показателя КП;

♦  росг доли детей, у которых по показаниям своевременно проведена герметизация фиссур зубов постоянного прикуса;

♦  рост доли детей с интактным прикусом и уменьшение распространенности кариеса.

•   У детей среднего и старшего возраста отмечать постепенные:

♦  увеличение доли санированных лиц;

♦  уменьшение доли зубов, вылеченных по поводу осложнений кариеса (пульпитов и перидонтитов);

О увеличение доли пломб (П) в структуре показателя КП;

♦  уменьшение рецидивов кариеса и вторичного кариеса;

♦  рост доли детей, у которых но показаниям своевременно проведена герметизация фиссур зубов постоянного прикуса:

♦  снижение темпов прироста кариеса;

♦  снижение показателя У за счет сохранения зубов постоянного прикуса;

♦  снижение общего показателя интенсивности кариеса КПУ;

♦  рост доли детей с интактным зубным рядом и уменьшение распространенности кариеса;

♦  снижение распространенности заболеваний пародонта;

♦  ликвидацию тяжелых форм гингивитов;

♦  снижение распространенности деформаций (положения зубов, деформаций прикуса и челюстей);

♦  снижение и постепенную ликвидацию доли детей в возрасте до 18 лет, имеющих вторичную частичную потерю зубов;

♦  увеличение доли школьников (%) с индексом гигиены рта 1-1,2. Перспективы развития стоматологической службы страны в условиях рыночной экономики основаны:

•   на инициации руководства страны в разработке законодательства, адекватного реальным условиям отечественного здравоохранения;

•   ориентации Национального проекта здравоохранения на профилактику. которая уже давно вышла за рамки проблем медицины и стала социально-экономической проблемой общества;

•   понимании обществом существенной роли и связи стоматологических заболеваний с психосоматическими. Стоматологические заболевания, деформации и различная патология зубочелюстной системы - причины снижения социальной и социально-психологической активности и самооценки личности. ограничений в выборе профессии, формировании позитивных межличностных контактов, выборе партнера для создания семьи.

Дальнейшее развитие стоматологической службы и организации помощи населению в новых социально-экономических условиях невозможно без проведения адекватной им реформы управления службой.

Мероприятия, которые должны быть направлены на улучшение экономического управления стоматологической службой:

•   при сохранении существующей системы государственного финансирования стоматологической службы разработать медико-социальное обоснование для обеспечения ее социальной, экономической и медицинской эффектив-

ности; его можно использовать в структуре государственных программ гарантированной медицинской (стоматологической) помощи:

•   восстановить систему нормирования труда для работников стоматологической службы государственных учреждений;

•   расширить права руководителей медицинских учреждений — права принятия самостоятельного решения о закупках стоматологической продукции, реально необходимой для учреждения;

•   сократить путь прохождения средств финансирования стоматологической службы, исключив посредников;

•   в сфере производства продукции стоматологического назначения обеспечить государственную поддержку малого бизнеса.

Для совершенствования общего управления стоматологической службой необходимо:

•   разработать общую модель организации и управления стоматологической службой страны по иерархии — федеральный уровень, региональный, муниципальный - и их преемственность;

•   создать систему подготовки руководителей стоматологических медицинских организаций с первичной специализацией по организации здравоохранения и стоматологической службы;

•   создать федеральную отраслевую АСУ «Стоматологическая служба» и ее региональные подсистемы.

Для оптимизации системы управления службой целесообразно также:

•   создать условия для восстановления системы статистического учета и отчетности на всех уровнях управления службой; низкий уровень статистической отчетности в стоматологии отмечен на заседании Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Федерального Собрания 25 марта 2009 г.;

•   реформировать структуру государственной стоматологической службы с созданием официальных органов управления ею в структуре управления здравоохранением по иерархии; создать единый Центр подготовки руководящих кадров управления стоматологической службой;

•   исключить действия руководителей региональных и муниципальных органов власти (исполнительной и органов управления здравоохранением) для изменения правового статуса самостоятельных стоматологических поликлиник как организационной структуры, признанной мировой практикой (ВОЗ. Международная федерация стоматологов) наиболее совершенной в деятельности специалистов стоматологического профиля;

•   создать официальную структуру управления качеством организации и оказания стоматологической помощи населению:

•   сформировать на государственном уровне управление профессиональными рисками в деятельности врача и стоматологического учреждения (организации);

•   внедрить систему аккредитации стоматологических медицинских организаций. экспертных организаций и экспертов;

•   повысить роль государственного управления в частном секторе стоматологической службы на основе договорной системы:

•   официально включить в структуру лицензионных комиссий специалистов в области стоматологии и организации стоматологической службы, обладающих опытом работы в ЭКСП.

Для совершенствования деятельности службы необходимо:

•   создание «Государственной программы профилактики основных стоматологических заболеваний» на федеральном и региональном уровнях;

•   восстановление и развитие «школьной стоматологии», на что указано в решении Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Федерального Собрания РФ 25 марта 2009 г.;

•   повышение социального престижа врачей-стоматологов, занятых оказанием помощи детям и учащимся;

Внимание государства должно быть уделено организации помощи населению малых городов, поселков и сельской местности. Принцип социальной справедливости. наряду с важностью развития аграрного комплекса страны, диктует необходимость поднятия уровня стоматологической помощи этому контингенту населения до среднестатистического федерального уровня.

Принимая во внимание мнение экспертов ВОЗ (1991 г.) о том, что главная ответственность за поддержание здорового состояния зубов и полости рта ложится скорее на каждого гражданина, а не на лечебный персонал, необходимо включить в ПГГ требования профессиональной и личной профилактики стоматологических заболеваний при следующих условиях:

•   ежегодное обращение каждого гражданина в стоматологическое учреждение с профилактической целью;

•   соблюдение правил личной гигиены рта;

•   своевременность обращения в начальных стадиях заболевания;

•   выполнение рекомендаций врача.

Необходимо дальнейшее развитие специализированных и узкоспециализированных разделов стоматологии и диагностических служб на основе их преемственности.

Для совершенствования подготовки кадров необходимо:

•   создать материально-техническую базу институтов на современном уровне:

•   увеличить долю кафедр, возглавляемых докторами наук, до 70%;

•   повысить долю преподавательского состава, имеющего ученую степень, до 75%;

•   упорядочить соотношение преподавателей и учащихся из расчета 1 преподаватель на 6 студентов;

•   осуществлять финансирование обучения студентов с использованием различных источников;

•   постепенно увеличить число стоматологических гигиенистов, подготовки которых уже началась в ряде городов России;

•   формировать у руководителей здравоохранения и стоматологических организаций современных знаний в области управления стоматологической службой.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Право человека на жизнь и здоровье - неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения. Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В...

"ПИГМАЛИОН" И ТАЛАТЕЯ": ВАРИАНТ ЭПОХИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

Е. СЮрлова Онституция Индии декларирует равноправие женщин в политической и экономической жизни. Женщин избирают в парламент, местные органы власти, назначают на высокие посты. И все-таки в основном женщины представляют собой...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ОТ 29 …

Новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» направлен на закрепление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатную медицинскую помощь. Основные положения закона соответствуют Федеральному закону «Об основах обязательного социального...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека позволяет стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации, а по некоторым показателям значительно ее улучшить. Только в 2011...

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Специализированная медицинская помощь занимает особое место в системе здравоохранения Российской Федерации. Это связано с тем, что ее оказывают гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов...

ЖЕНЩИНА И ИСЛАМ

А. А.Суворова Овременный пакистанский поэт, описывая любовный треугольник, в котором кроме него самого участвовали две женщины: одна — сдержанная и недоступная, другая — весьма открсн венная в своих любовных притязаниях,...

РЕБЕНОК САМ ПОДБЕРЕТ ПОДХОДЯЩИЙ РЕЖИМ

Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма: бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования. ...

ЛИШНИЙ ВЕС СОЗДАЕТ РИСК ЗДОРОВЬЮ: ЖЕНЩИНЫ СТРАДАЮТ БОЛЬШЕ

ЛИШНИЙ ВЕС СОЗДАЕТ РИСК ЗДОРОВЬЮ: ЖЕНЩИНЫ СТРАДАЮТ БОЛЬШЕ

Большинству из вас уже известно, какой риск здоровью несет ожирение: высокое кровяное давление, ранние сердечные приступы и диабет, и это лишь самое малое. Но знаете ли вы, что существуют некоторые...

КОГДА КОНТРАЦЕПЦИЯ ПОКАЗАНА С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Хотите Вы иметь ребёнка или нет — решать Вам, также ка и то, нужны ли Вам противозачаточные средства. Однако необходимо прислушаться к мнению врачей, которые считают, что существуют ситуации, когда...

9 причин, почему вы должны пить томатный сок каждый день

9 причин, почему вы должны пить томатный сок каждый день

9 причин, почему вы должны пить томатный сок каждый день Томат обычно используется для салатов или соков. Тем не менее его редко пьют как сок. Это большая ошибка. Этот сок...

ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Неблагоприятная демографическая ситуация в России коснулась и детского населения. Число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно уменьшилось с 44,5 млн (1992) до 25,9 млн (2010). Это произошло...

СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Многообразные и чрезвычайные по силе раздражители военного времени (воздушное нападение, артиллерийский обстрел во фронтовых полосах, гибель близких на глазах у ребенка, сцены фашистских зверств, зрелища пожаров), обусловили массивность проявлений, глубину...

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК При затылочном предлежании в 38 недель обычно головка плода опускается ко входу в малый таз и занимает характерное положение: туловище малыша согнуто, головка прижата к грудной клетке,...

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Доходы бюджета ФОМС — страховые взносы на ОМС; недоимки по взносам, налоговым платежам; пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств;...

TDK

TDK

wume.ru