Государственные расходы на здравоохранение в России составили в 2011 г. более 2 трлн руб. Почти 80% этих средств (1596,9 млрд руб.) расходуется на Программу госгарантий (ПГГ), в том числе на ее базовую часть, финансируемую только за счет средств ОМС. В среднем доля расходов на ПГГ в период с 2007 по 2011 г. составила 85%. Оставшиеся средства идут на финансирование науки, медицинского образования, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, федеральные целевые программы, расходы на увеличение стоимости основных фондов (строительство и капитальный ремонт), а также на административные расходы.

В РФ расходы государства на здравоохранение в доле ВВП (т.е. относительные расходы) в 2011 г. составили 3,7% (в 2010 г. - 3,7%, в 2009 г. - 3,8%, в 2008 г. - 3,4%, в 2007 г. - 3,7%), что в 1,9 раза ниже, чем в странах ОЭСР - 6,9% ВВП (рис. 4.16).

В абсолютных показателях $ППС на душу населения в год (в долларах, оцененных по паритету покупательной способности; в 2011 г. 1 $ППС равен 18,1 руб.) государственные расходы на здравоохранение в РФ в 3 раза меньше, чем в среднем в странах ОЭСР (773 и 2364 $ППС соответственно), рис. 4.17.

В 1960-1970 гг. государственные расходы на здравоохранение в Советском Союзе (РФ) были примерно на уровне США и развитых стран Европы и составляли около 155 $ППС (Москаленко В.Ф.. 2008). В последующие годы эти страны значительно увеличили свои расходы на здравоохранение, что связано с внедрением дорогостоящих медицинских технологий и стремлением наиболее полно удовлетворить потребности населения в бесплатной медицинской помощи.

Если же сравнить государственные расходы на здравоохранение в РФ только с «новыми» странами ЕС, которые имеют с РФ близкий ВВП на душу населения -23 тыс. $ППС в год (Чехия - 26 тыс. $ППС, Венгрия - 21,7 тыс. $ППС, Польша -21,3 тыс. $ППС, Словакия — 24,4 тыс. $ППС) и общее население которых составляет 64,1 млн человек или 45% населения РФ, то разница в абсолютных показателях составит 1,7 раза (773 и 1290 $ППС на душу населения в год соответственно). В доле ВВП это разница составит 1,6 раза (3,7 и 6% ВВП соответственно — см. рис. 4.16). Эти страны после распада Советского Союза увеличили государственное финансирование здравоохранения с 3% ВВП до 6%, чтобы сохранить абсолютную величину расходов на здравоохранение, так как объем ВВП в этих странах (как и в РФ в 1990-х годах) уменьшился практически вдвое. В дальнейшем эта доля (6% ВВП) сохранилась, и по мере роста ВВП расходы на здравоохранение в этих странах пропорционально увеличивались, что позволило избежать резкого ухудшения показателей здоровья населения и снизить общий коэффициент смертности до 10,0-11,0, а ожидаемую продолжительность жизни увеличить до уровня 75,6 года, что близко к цели, поставленной в РФ к 2018 г., — 74 года.

Такие низкие расходы на общественную систему здравоохранения в РФ в целом и на ПГГ в частности связаны с неэффективным государственным планированием этих расходов в соответствии с потребностями населения в медицинской помощи. Так, расходы на ПГГ устанавливаются ежегодно Постановлением Правительства РФ в виде норматива в расчете на 1 чел. в год; в 2011 г. он составил 422 $ППС. или 7,6 тыс. руб. Следует отметить, что впервые этот норматив был сформирован в 1999 г. в кризисных условиях финансирования здравоохранения и затем, вплоть до 2007 г., только индексировался в некотором соответствии с изменением индекса потребительских цен (инфляцией). В 2009 г. норматив финансирования ПГГ был увеличен (с 4 503 до 7 633,4 руб.), а в 2010 и 2011 гг. остался на прежнем уровне. Но даже при таких существенно меньших по сравнению с развитыми странами нормативах государственных расходов на оказание бесплатной медицинской помощи в РФ дефицит фактических расходов на ТПГГ от этих нормативов имел место в 90% субъектов РФ и составил в 2011 г. 238 млрд руб., в 2010 г. — 337,3 млрд руб., в 2009 г. - 384,6 млрд руб. И эта проблема недофинансирования ПГГ наблюдается в большинстве субъектов РФ ежегодно, начиная с 1999 г., что свидетельствует как о постоянной нехватке средств в субъектах РФ, так и о неэффективности существующего механизма выравнивания ПГГ из ФОМС и федерального бюджета.

Таким образом, как в относительных показателях (доля ВВП), так и в абсолютных (подушевые расходы в $ППС) государственное финансирование здравоохранения в России ниже, чем в развитых странах. Это означает, что в вопросе обеспечения государственных гарантий медицинской помощи страны с развитой рыночной экономикой более социально ориентированы, чем РФ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

РУКОВОДСТВО СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РУКОВОДСТВО СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Системой здравоохранения РФ руководит федеральный орган исполнительной власти — Минздрав РФ. В субъектах РФ системой здравоохранения управляют органы исполнительной власти субъекта РФ — министерства, департаменты, комитеты, главные управления здравоохранения. Органы...

НЕКОМБИНИРОВАННЫЕ ТАБЛЕТКИ (МИНИ ПИЛИ)

Мини-пили содержат только гестагены, что позволяет исключить возможные побочные эффекты эстрогенов. В настоящее время мини-пили включают в себя лишь микродозы гестагенов (30-500 мкг). Свойства, взаимодействие с другими лекарственными средствами, показания...

Канон и практика

А.Я. Сыркин ЕДИНСТВО «САКРАЛЬНОГО» И «МИРСКОГО» В ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОБРАЗЕ ЖЕНЫ Тематика настоящего сборника ограничивает пределами Индии одну из самых животрепещущих сторон человеческих отношений. И, видимо, лишь естественно, что...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Право человека на жизнь и здоровье - неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения. Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В...

Похмелье и другие отравления организма

Основная тема этой части книги по большому счету далека от представлений о здоровье - потому как похмелье трудно представить себе проблемой человека, ведущего здоровый Образ жизни. Но... Во-первых, с кем...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

На заседании президиума Государственного совета РФ 16 января 2012 г. в г. Саранске рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». В результате был определен комплекс...

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИ…

Для повышения доступности населению специализированной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения за счет средств федерального бюджета Минздрава РФ установлен определенный порядок направления граждан в эти учреждения (приказ от 16...

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Специализированная медицинская помощь занимает особое место в системе здравоохранения Российской Федерации. Это связано с тем, что ее оказывают гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов...

Система Здравого Смысла

Название системы отражает её основополагающий принцип - опору на ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ! Другими словами, каждое предпринятое вами в рамках системы действие должно иметь ясный и понятный вам смысл. А выполняться это...

СИНДРОМ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ

Основными признаками синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД) являются так называемые «малые неврологические знаки». У детей первого года жизни отмечаются легкие нарушения мышечного тонуса, чаще по типу дистонии, нерезко выраженные и...

Очищение дыхательных путей и околоносовых пазух

Так как мы уже выяснили, что очищение лёгких - это отдельная серьёзная задача, которая не решается без использования разного рода дыхательных гимнастик или специальных дыхательных упражнений и только «слегка задевается»...

TDK

TDK

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Заболеваемость - важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения. Ее учет ведут практически все медицинские учреждения. Анализ заболеваемости необходим для управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления...

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

Система здравоохранения РФ построена на основе бюджетно-страховой модели, важное звено которой — ОМС. ОМС - сложный процесс, в котором юридические субъекты взаимодействуют между собой на правовой и экономической основе для...

Порядок деятельности отдельных структурных подразделений детской поликлиники

Порядок деятельности отдельных структурных подразделений детской поликлиники

Легебно-лрофилактигеское отделение. Лечебно-профилактическое (ранее педиатрическое) отделение объединяет участковых врачей-педиатров (работают по территориальному принципу и оказывают амбулаторную медицинскую помощь детям в возрасте 0-17 лет включительно на прикрепленном участке), кабинет здорового ребенка,...

История развития здравоохранения в России

После революций 1917 г. начала развиваться государственная медицина: проведены коренные реформы, консолидировано все медико-санитарное дело. В 1918 г. создана государственная система здравоохранения, объединившая все ранее существовавшие формы российской медицины. Охраной...

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

Книга Перемен — И-цзин

Книга Перемен… Из хаоса и тьмы бездонной и безбрежной рожден был наш мир. Знание древних китайских мудрецов гласит — все происходящее в поднебесном мире, результат взаимодействия двух ...

wume.ru