Легебно-лрофилактигеское отделение. Лечебно-профилактическое (ранее педиатрическое) отделение объединяет участковых врачей-педиатров (работают по территориальному принципу и оказывают амбулаторную медицинскую помощь детям в возрасте 0-17 лет включительно на прикрепленном участке), кабинет здорового ребенка, прививочный и процедурный кабинеты. Отделение обеспечивает работу стационара на дому.

Стандарт оснащения некоторых структурных подразделений (прививочного и процедурного кабинетов) представлен в табл, 5,6-5.7.



Основные задачи лечебно-профилактического отделения включают амбулаторный прием и оказание помощи на дому всем детям по поводу острых и обострения хронических заболеваний. Отделение осуществляет диспансерное наблюдение и контролирует выполнение врачами-специалистами программ медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации детей с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов и отнесенных к группам высокого риска формирования хронической патологии. Кроме того, для обеспечения эффективной охраны здоровья детей всех возрастов отделение взаимодействует с различными медицинскими учреждениями здравоохранения и других ведомств (системы образования и социальной защиты).

В соответствии с приказом Минздрава России от 16 апреля 2012 г. № Зббн (приложение 1 к «Порядку оказания педиатрической помощи») установлен штатный норматив: 12,5 должности участкового врача-педиатра на 10 тыс, детей до 17 лет включительно.

Функции участкового врача-педиатра и его кабинета:

•   динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленных детей;

•   первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста, беременных:

•   профилактические осмотры детей в декретированные сроки, в том числе на 1-м году жизни [приказ Минздравсоцразвития России «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» от 28 апреля 2006 г. № 307: рис. 5.11];

•   проведение иммунопрофилактики;

•   работа по охране репродуктивного здоровья детей;

•   направление детей на консультации к врачам-специалистам и специалистам нсмедиципского профиля;

•   профилактическая, диагностическая и лечебная работа в амбулаторных условиях, в том числе на дому;

•   направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;

•   динамическое наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете, их лечение и оздоровление;

•   профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные учреждения;

•   передача информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;

•   выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (рис. 5.12);


•   организация и обеспечение работы стационара на дому;

•   отбор детей и оформление медицинских документов на санаторно-курортное лечение;

•   проведение профилактики и раннее выявление у детей гепатита В и С, ВИЧ -инфекции;

•   профилактика и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том числе 1-го года жизни;

•   оформление медицинских документов детей, страдающих детскими болезнями, для медико-социальной экспертизы;

•   проведение работы в семье по воспитанию здорового ребенка, защите прав детей, профилактике социального сиротства, беспризорности;

•   врачебное профессиональное консультирование и профессиональная ориентация детей;

•   медицинское обеспечение юношей в период подготовки к военной службе;

•   санитарно-просветительская работа с детьми и родителями (законными представителями) по профилактике детских болезней и формированию здорового образа жизни;

•   санитарно-гигиеническое воспитание и обучение детей и их родителей (законных представителей);

•   выявление детей групп риска туберкулеза туберкулинодиагностикой и туберкулезным рекомбинантным аллергеном;

•   подготовка медицинских документов при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

•   участие в анализе основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей на обслуживаемой территории;

•   ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о работе кабинета в установленном порядке;

•   проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Кабинет для обеспечения своей работы использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он функционирует.

При решении всего объема задач непрерывного медицинского наблюдения за ростом и развитием ребенка участковый педиатр — единственный ответственный врач, обеспечивающий и отвечающий за оказание квалифицированной медицинской помощи детям всех возрастов на прикрепленном участке.

Для обеспечения работы участкового врача-педиатра в условиях кабинета поликлиники и на дому разработан стандарт оснащения кабинета участкового врача-педиатра (табл. 5.8).


Необходимый для комплексного подхода к охране здоровья ребенка и подростка объем информации педиатр получает при наблюдении за ребенком в семье, на основании медицинских, социальных, медико-психологических и психолого-педагогических данных о ребенке, поступивших из различных подразделений педиатрической поликлиники, от врачей других медицинских и немедицинских учреждений, педагогов, психологов, работников службы социальной защиты и занятости, военных комиссариатов, правоохранительных органов и др. Такой значительный объем информации о ребенке необходим педиатру для адекватного решения экспертных вопросов, реализации комплексного подхода к первичной и вторичной профилактике на индивидуальном и семейном уровнях.

Оценку эффективности и качества работы участкового врача-педиатра рекомендовано проводить на основании критериев, утвержденных приказом Мин-здравсоцразвнтия России от 19 апреля 2007 г. № 283 (табл. 5.9).


Традиционно в составе педиатрического отделения существует кабинет здорового ребенка, в котором работает средний медицинский персонал, подготовленный к профилактической работе с детьми. В системе мероприятий, обеспечивающих непрерывное медицинское наблюдение за детьми до достижения совершеннолетия, кабинет здорового ребенка - одна из организационных структур, решающая отдельные вопросы в комплексе профилактических мероприятий детской поликлиники. Основные задачи кабинета - обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка, пропаганда гигиенических знании, в том числе здорового образа жизни, среди детей, подготовка детей к поступлению в образовательные учреждения. Работа кабинета не ограничивается профилактической работой с беременными, детьми раннего и дошкольного возраста - она распространяется на детей школьного, в том числе подросткового, возраста и их семьи. При профилактических медицинских осмотрах непосредственно в поликлинике работающих, неработающих и нигде не обучающихся детей в кабинете здорового ребенка целесообразно проводить ежегодное скрининговое обследование и доврачебный этап профилактического осмотра. Оснащение кабинета здорового ребенка в детской поликлинике представлено в табл. 5.10.

Отделение восстановительной медицины. Отделение восстановительной медицины — структурное подразделение детской поликлиники. Оно оказывает квалифицированную медицинскую помощь детям для восстановления частично или полностью утраченных функций организма, в том числе детям-инвалидам, проводит восстановительное лечение детям после обострения хронических заболеваний, оздоровление часто болеющих детей, детей с функциональными и пограничными состояниями и в период реконвалесценции после острых заболеваний. Кроме того. отделение оказывает методическую помощь врачам поликлиники в организации восстановительного лечения детей на дому и в образовательных учреждениях.

Стандарты оснащения некоторых кабинетов отделения восстановительной медицины представлены в табл. 5.11-5.13 — физиотерапевтического, лечебной физкультуры и кабинет массажа.


Восстановительное лечение основано на разрабатываемых врачами отделения совместно с участковыми педиатрами и врачами-специалистами программах лечения и медицинской реабилитации детей с нарушениями здоровья. Обязательный компонент работы врачей отделения — оценка эффективности применяемых индивидуальных программ и разработка рекомендаций педиатрам (участковым и работающим в образовательных учреждениях), врачам-специалистам, родителям для оздоровления и лечения детей, коррекции нарушений здоровья.

Дневной стационар. В поликлинике организуют дневной стационар, который позволяет повысить интенсивность и эффективность ее работы, увеличить объем и КМП детям. Дневной стационар может быть самостоятельным структурным подразделением или находиться в составе отделения восстановительной медицины. Стандарт оснащения дневного стационара представлен в табл. 5.14.

Дневной стаиионар предназначен для проведения диагностических (в том числе здоровым детям старшего подросткового возраста, на догоспитальном этапе или при решении экспертных вопросов), диагностических и лечебных мероприятий детям групп риска, в том числе длительно и часто болеющим, и детям, нуждаю-

щимся в восстановительном лечении и реабилитации, без круглосуточного пребывания в стационаре.

Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются главным врачом поликлиники (отделения) с учетом заболеваемости детей. Для работы дневного стационара используют структурные подразделения детской поликлиники. Питание больных в дневном стационаре обеспечивают исходя из возможностей поликлиники. Ответственный за формирование потока больных в дневном стационаре — заведующий отделением.

Задачи дневного стационара:

•   обследование здоровых детей (при необходимости его быстрого проведения), детей групп риска и больных (плановое):

•   проведение восстановительного лечения:

•   проведение противорецидивного лечения детям с хроническими заболеваниями, в том числе детям-инвалидам:

•   долечивание детей после выписки из стационара круглосуточного пребывания или стационара на дому.

Больных в дневном сгационаре обеспечивают ЛС в рамках территориальной программы государственных гарантий, на условиях ОМС и ДМС в соответствии с действующим законодательством РФ. Лекарственные средства отпускают из фонда поликлиники (отделения) согласно листу назначения; при наличии льготна лекарственное обеспечение - выписывают бесплатный рецепт.

В дневном стационаре врач-педиатр оформляет историю болезни (форму 003/у). при выписке из него — выписку и карту выбывшего из стационара (форма 066/у). Поступление и выбытие детей фиксируют в дневном стационаре в журнале приема больных (форма 001/у).

Консулътативно-диагностигеское отдспение - структурное подразделение детской поликлиники, тесно взаимодействующее с другими подразделениями, специализированными медицинскими учреждениями, диспансерами.

Отделение проводит профилактическую, оздоровительную, диагностическую. лечебную и реабилитационную работу. Врачи-специалисты осуществляют консультативный прием, диспансерное наблюдение за детьми с нарушениями соматического и репродуктивного здоровья, участвуют в диспансерном наблюдении за детьми в лечебно-профилактическом отделении, плановых периодических и предварительных медицинских осмотрах, в том числе медицинских осмотрах врачебными бригадами в образовательных учреждениях.

Врачи отделения по своей специальности разрабатывают и реализуют программы медицинского наблюдения за детьми с нарушениями здоровья и развития. медицинской реабилитации детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов. Кроме того, врачи отделения в пределах своей компетенции участвуют в экспертизе состояния здоровья детей,

Утвержденные приказами Минздрава России от 16 октября 2001 г. № 371 и от 28 апреля 2006 г. № 320 штатные нормативы детских поликлиник и введение в штат новых специалистов способствуют оптимизации и повышению качества медицинского наблюдения за здоровьем детей, доступности медицинской помощи и реабилитации детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов.

В консультативно-диагностическом отделении предполагают внедрить функционально-диагностические исследования - электрокардиографию, исследование функций внешнего дыхания, электроэнцефалографию, ультразвуковые методы диагностики, рентгенологическое обследование. Более широкое внедрение в практику работы детских поликлиник современных методов диагностики определяется необходимостью повышения доступности для детей рутинных методов диагностики, организации эффективной системы мониторинга здоровья детей.

целесообразностью переноса части объема медицинских услуг на амбулаторно-поликлннический уровень.

Основные задачи службы инструментальной диагностики в детской поликлинике - раннее выявление нарушений здоровья у детей разного возраста и контроль за морфологическим и функциональным состоянием различных органов и систем в процессе динамического наблюдения и лечения. Технологические аспекты. регламентация и штаты служб функциональной и лучевой диагностики определяются соответствующими нормативными документами Минздрава России.

Отделение неотложной медицинской помощи. Отделение медицинской помощи детям на дому - структурное подразделение детской территориальной поликлиники. Оно может быть организовано для обслуживания одной или нескольких территориальных поликлиник. Зона деятельности отделения определяется органом управления здравоохранением по подчиненности с учетом численности и плотности детского населения. Нормативная база организации неотложной медицинской помощи - приказ МЗ РФ «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» (от 7 мая 1998 г. № 151). приказ «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» (от 26 марта 1999 г. N- 100), информационное письмо МЗ РФ от 16 июля 1991 г. №22-01-765.

Режим работы отделения круглосуточной (или за исключением ночного времени) неотложной медицинской помощи детям на дому устанавливают местные органы управления здравоохранением в зависимости от объема работы и потребности, Связь отделения медицинской помощи детям на дому со станцией скорой медицинской помощи тоже определяется местными органами здравоохранения.

Отделение неотложной медицинской помощи детям на дому оказывает необходимую медицинскую помощь детям до 18 лет (по обращаемости), обслуживает активные вызовы, передаваемые врачами детской поликлиники и станцией скорой медицинской помощи, и участвует в обслуживании стационаров на дому

Необходимую медицинскую помощь детям, проживающим постоянно или временно в районе обслуживания, отделение оказывает как на дому, так и амбу-латорно. при непосредственном обращении ребенка в состоянии, которое может нарушить жизненно важные функции организма.

Организацию и контроль работы отделения неотложной медицинской помощи детям на дому обеспечивает заведующий отделением. Врачебный персонал отделения комплектуют из врачей-педиатров, в том числе участковых, имеющих стаж работы не менее 3 лет и специальную подготовку в оказании медицинской помощи при неотложных состояниях. При работе 2 или более врачебных бригад назначают ответственного врача смены. Для бесперебойной работы отделения неотложной медицинской помощи детям на дому число легковых санитарных машин устанавливают из расчета не менее 1 автомашины с круглосуточным режимом работы на 20 тыс. детей.

Задачи отделения неотложной медицинской помощи детям на дому:

•   оказание необходимой медицинской помощи детям на дому по обращаемости;

•   выдача больничных листов по уходу за больным ребенком в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О порядке выдачи больничных листков и справок»:

•   бесплатное обеспечение ребенка ЛС на первые часы лечения и рецептами на необходимые ЛС. бесплатные или платные, в соответствии с действующими приказами Минздрава РФ;

•   выполнение на дому активных вызовов к больным детям, находящимся на лечении по типу «стационар на дому», и вызовов в вечерние и ночные часы, передаваемых заведующими педиатрическими отделениями детских поли-

клиник, станцией скорой медицинской помощи, больницами, родильными домами;

•   вызов педиатрической или специализированной бригады скорой медицинской помощи при ухудшении состояния ребенка и необходимости проведения интенсивного лечения и реанимационных мероприятий с последующей госпитализацией;

•   организация госпитализации детей (санитарным транспортом или бригадой скорой медицинской помощи), по жизненным показаниям и при отсутствии возможности вызова скорой медицинской помощи - непосредственная госпитализация;

•   своевременное оповещение Госсанэпиднадзора о выявлении инфекционного заболевания;

•   ведение учетно-отчетной документации.

Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных упреждениях - организует и осуществляет медицинскую помощь детям непосредственно в образовательных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специального образования. начального и среднего профессионального образования. Аналогичные отделения ранее занимались медицинским обеспечением детей только в учреждениях дошкольного и общего среднего образования - «дошкольно-школьныео отделения. Таким образом, спектр задач, стоящих перед отделением, значительно расширен и изменен.

В отделении работают врачи-педиатры, средний медицинский персонал в тесном взаимодействии с подразделениями поликлиники, другими амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям. центрами Роспотребнадзора, учреждениями образования, социальной защиты.

Задачи отделения вытекают из выявленных в последние годы особенностей состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и влияющих на него факторов, необходимости и целесообразности организации непрерывного наблюдения за ростом и развитием детей.

Задачи отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях:

•   методическое обеспечение образовательного процесса, создания здоровой среды образовательного учреждения: контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм содержания здания и территории, процесса образования и воспитания;

•   обеспечение вакцинопрофилактики инфекционных болезней среди учащихся до 17 лет включительно;

•   организация и контроль качества питания, физического воспитания, трудового обучения учащихся и воспитанников; проведение ежегодных скрининговых исследований с анализом результатов, организация и участие в периодических профилактических медицинских осмотрах учащихся и воспитанников (в соответствии с действующими приказами МЗ РФ и Минздравсоцразвития РФ № 186/272, МЗ РФ № 60. № 151. № 154, № 241);

•   анализ медицинской и социальной информации об учащихся (воспитанниках): формирование групп детей повышенного медико-социального, медико-психологического и биологического риска нарушений здоровья и развития;

•   анализ состояния здоровья учащихся и воспитанников прикрепленных образовательных учреждений, определение приоритетов при разработке профилактических. коррекционных программ, реализуемых в образовательных учреждениях; содействие внедрению конкретных медико-психологических и медико-социальных технологий сохранения и укрепления здоровья детей, позволяющих улучшить адаптацию ребенка к меняющимся условиям обучения и воспитания:

•   организация коррекции нарушений здоровья, снижающих возможность социальной адаптации и интеграции детей, в том числе подростков, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе;

•   организация медицинской профориентации и врачебного профессионального консультирования детей, обеспечение при решении этих вопросов взаимодействия с психолого-педагогической службой образовательного учреждения, педиатрическим отделением поликлиники, учреждениями профессионального образования, учреждениями труда и социальной защиты;

•   методическая работа по формированию у детей устойчивых стереотипов здорового образа жизни, координация этой работы с педагогами и психологами образовательных учреждений;

•   методическое и кадровое обеспечение летней оздоровительной работы, оценка ее эффективности;

•   кадровое обеспечение работы медицинских кабинетов образовательных учреждений, оценка их эффективности и качества работы.

Задачи отделения в полном объеме реализуются медицинскими кабинетами образовательных учреждений, т.е. врачами-педиатрами и средним медицинским персоналом, непосредственно в них работающими.

Один из основных аспектов работы медицинских кабинетов — текущий контроль состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях. Система контроля основана на ежегодных скрининговых обследованиях детей и плановых профилактических медицинских осмотрах. Скрининговое обследование проводят средние медицинские работники (рис. 5.13).

Его результаты оценивают врачи-педиатры, работающие в образовательном учреждении. Скрининговое обследование направлено на раннее выявление нарушений соматического, психического, репродуктивного здоровья, физического развития. Базовую или расширенную скрининг-программу реализуют в соответствии с приказом МЗ РФ «Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений"» (от 3 июля 2000 г. № 241).

В базовую скрининг-программу включены инструментальные, тестовые, лабораторные исследования, объективный осмотр и обследование (АД, ЧСС, состояние опорно-двигательного аппарата, антропометрические данные, показатели физической подготовленности и др.), необходимые для отнесения ребенка в группу риска нарушений здоровья. По результатам скрининга формируют группы детей повышенного риска (медицинского, биологического, социального, психологического), разрабатывают программы наблюдения за здоровьем детей, их оздоровления. При вновь выявленных явных нарушениях здоровья и развития ребенка осматривает врач и определяет необходимый объем дополнительного врачебного, лабораторного и инструментального обследования, который зависит от возраста, предполагаемого диагноза и определен приказом МЗ РФ «Об утверждении временных отраслевых стандартов медицинской помощи детям» (от 7 мая 1998 г. № 151).

Медицинская и экономическая эффективность скрининговых обследований доказана многими исследованиями и практической работой отделений. Программа скрининга и доврачебного осмотра в течение второй половины 1990-х гг. претерпели изменения, что нашло отражение в нормативных актах МЗ РФ.

Врачи и средние медицинские работники, непосредственно работающие в образовательных учреждениях, организуют и проводят на базе образовательных учреждений плановые профилактические медицинские осмотры, периодичность и объем которых (в зависимости от возраста и пола ребенка) определены приказами МЗ РФ. Технологическая схема проведения профилактических медицинских осмотров приведена на рис. 5.14.

На основании результатов осмотра при наличии показаний детей направляют на дополнительное лабораторное, инструментальное обследование, консультации врачей-специалистов для уточнения диагноза и выбора тактики дальнейшего медицинского наблюдения.

По результатам профилактического медицинского осмотра педиатр, отвечающий за его проведение, анализирует собранные показатели, характеризующие уровень соматического, психического, репродуктивного здоровья, состояние физического и нервно-психического развития, физической подготовленности. состояние психологической адаптации. В дальнейшем на основании анализа всей полученной информации выносят заключения и рекомендации, отражающие состояние здоровья ребенка, уровень социальной и психологической адаптации.

Формируют индивидуальные и групповые программы профилактики, медицинского наблюдения, оздоровления, коррекции нарушений здоровья и развития для реализации в условиях образовательных учреждений, выполняют их и оценивают эффективность.

Медицинские работники образовательных учреждений получают от педагогов, психологов значимую психолого-педагогическую и социальную информацию об обучающихся (воспитывающихся) детях. Весь объем информации, необходимой для обеспечения эффективного медицинского наблюдения, анализируют и пере дают участковым педиатрам.

Кроме того, медицинские работники осуществляют непосредственный текущий контроль условий обучения и воспитания детей в образовательном учреждении. Эти задачи решают во взаимодействии с Центрами Роспотребнадзора.

Снижение нагрузки на врачей и средний медицинский персонал, работающих в образовательных учреждениях (приказ МЗ РФ № 371), будет способствовать успешной реализации задач профилактической, оздоровительной и лечебной работы, стоящих перед медицинским персоналом.

Отделение медико-социальной помощи. Отделение медико-социальной помощи впервые введено в структуру педиатрического амбулаторно-поликлиннческого учреждения. Организация отделения необходима и актуальна в связи с тем, что здоровье детей, включая подростков, в значительной степени зависит от социальных и психологических факторов (в том числе «микроклимата» в семье), образа жизни и стереотипов поведения. При этом за последние годы среди детей отмечен значительный рост частоты социальной и психологической дезадаптации, увеличение числа детей с крайними формами ее проявления (уход в бродяжничество. детская и подростковая проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм). Это не может не сказываться на состоянии здоровья детского населения.

Работу отделения строят на основе связи и преемственности с подразделениями детской поликлиники, другими ЛПУ, межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, социальной защиты населения, службой опеки и попечительства, службой занятости; с правоохранительными органами, а также местной администрацией, общественными организациями.

В штат отделения, наряду с врачами-педиатрами и средними медицинскими работниками, целесообразно ввести клинического психолога (психолога с медицинской подготовкой), социального работника, юрисконсульта.

Цель отделения медико-социальной помощи - профилактика социально и психологически детерминированных нарушений здоровья и развития, повышение уровня социальной адаптации и интеграции детей и подростков.

Механизмы реализации — разработка и проведение комплексной медико-социальной, психологической и правовой поддержки детей и подростков, эффективных технологий формирования у детей устойчивых стереотипов здорового образа жизни - действенное средство первичной профилактики нарушений соматического. репродуктивного, психического здоровья и физического развития.

Актуальность решения медико-социальных проблем детей в поликлинике подтверждается данными научных исследований о связи социальных, психологических и педагогических аспектов жизни детей в современных условиях с формированием здоровья на всех этапах развития.

Основные задачи отделения медико-социальной помощи:

•   медико-социальный патронаж семей, выявление детей, имеющих факторы индивидуального и семейного медико-социального риска нарушений здоровья и нуждающихся в медико-психологической и социальной помощи. правовой поддержке;

•   медико-психологическая помощь детям с пограничными состояниями и психосоматической патологией,

•   индивидуальная социально-правовая помощь несовершеннолетним, в том числе защита детей от жестокого обращения и насилия в семье, помощь семьям в защите прав и законных интересов в системе здравоохранения, образования, труда и социальной защиты; содействие социальной адаптации детей, особенно при устройстве в специализированные образовательные учреждения, трудоустройстве;

•   медико-психологическая помощь, социальная и правовая поддержка детей -инвалидов и их семей, проведение мероприятий для максимальной социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов, снижение социальной недостаточности:

•   методическая помощь врачам детской поликлиники, родителям, педагогам, психологам образовательных учреждений в организации медико-социальной профилактики нарушений здоровья у детей всех возрастных групп, предотвращения инвалидности.

Кроме того, отделение медико-социальной помощи совместно с отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях и работниками образовательных учреждений участвуют в решении ряда комплексных проблем:

•   гигиеническое воспитание и формирование (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов поведения, безопасного для здоровья и жизни, в том числе предупреждение раннего начала половой жизни, профилактика заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, подростковой проституции, сексуального насилия и эксплуатации;

•   выявление, медико-социально-психологическая коррекция и профилактика девиантных и асоциальных форм поведения детей (алкоголизм, наркомания. токсикомания, курение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность);

•   реализация медико-психологических образовательных программ подготовки детей подросткового возраста к созданию семьи, рождению детей:

•   реализация оздоровительных программ в период отдыха, организация отдыха детей из малообеспеченных, неполных семей, детей безработных родителей, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Полноценная работа отделения возможна только при достаточно полном объеме медицинской и социальной информации о детях на обслуживаемой территории.

Поступление информации обеспечивается врачом и мелицинской сестрой участковой службы, социальным работником отделения (при проведении патронажа семей), другими работниками отделения, ведущими амбулаторный прием (педиатр, психолог, юрист, социальный работник), медицинским персоналом отделений организации медицинской помощи в образовательных учреждениях, медицинским персоналом других амбулаторно-поликлинических учреждений (консультации, диспансеры, центры планирования семьи и др.), учреждениями внутренних дел, других силовых ведомств, структурами труда, занятости, социальной защиты.

Имеющаяся в распоряжении специалистов отделения медицинская и социальная информация о наблюдаемых детях - основа для разработки (совместно с участковыми педиатрами) комплексных программ профилактики нарушений здоровья детей, обусловленных социальными и психологическими проблемами, программ социальной адаптации детей, особенно подростков, относящихся к группам высокого медико-социального риска нарушений здоровья. Программы реализуют на индивидуальном и групповом уровнях совместно с участковой службой и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных

учреждениях. Отделение оценивает их медицинскую, социальную и экономическую эффективность,


 

 



 

 

 

Читайте также:

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

wume.ru