НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ,

ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И ЛЕЧЕНИЕ

Памяти Моисея Марковича Модель автор посвящает свой труд

СИМСОН ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА

ВВЕДЕНИЕ

Количество невротических и реактивных состояний у детей и подростков снижается в Советском Союзе из года в год. Это объясняется все улучшающимся материальным благосостоянием населения и повышением его культурного уровня. Недавно проведенные мероприятия: сокращение рабочего времени накануне праздников и выходных дней, увеличение отпуска по беременности, усиление жилищного строительства, охват школами-интернатами наиболее нуждающегося контингента детей — все это безусловно даст в ближайшее время ощутимые результаты. Несмотря на это, психогенно обусловленные патологические состояния у детей продолжают встречаться. Причиной этого являются прежде всего все еще не ликвидированные инфекции и уличный травматизм. Эти вредные факторы истощают нервную систему ребенка, снижают пороги его восприятия, его способность адаптации, короче говоря, — способствуют формированию слабого типа нервной системы. Многие раздражители окружающего мира для такого ребенка являются сверхсильными раздражителями и вызывают психогенную реакцию. Вторая причина патологических состояний у детей кроется в недостатках воспитательной системы в семье и в детских учреждениях. Зачастую недоучитывается, посильны ли те требования, которые предъявляются ребенку для его возраста, состояния его нервной системы в данный момент. Воспитательные воздействия в значительной части основаны на выработке у ребенка способности активного торможения, если же сила раздражительного процесса, как это нередко бывает, чрезмерно велика, создается риск вызвать перенапряжение тормозного процесса или столкновение раздражительного и тормозного процессов — ошибку, т. е. невроз (И. П. Павлов). Из сказанного ясно, что изучение детских психогенных реакций до сих пор не потеряло своей значимости и актуальности.

Очень большое внимание уделяют изучению неврозов и ученые капиталистических стран, особенно США, но сущность этих состояний они трактуют неизменно под углом зрения идеалистических концепций Фрейда.

Деление психогенных реакций на неврозы и реактивные состояния сугубо условно у взрослых, а у детей — в особенности.

В. А. Гиляровский в своем руководстве по психиатрии указывает, что между неврозами и реактивными психозами много общего. Это — зависимость симптоматики от психической травмы, функциональный характер расстройств и их обратимость. И хотя, говорит автор, имеются и существенные отличия, заставляющие разделять психогенные нарушения на неврозы и реактивные психозы, — все же между обеими группами много общего. О. В. Кербиков в лекциях по психиатрии указывает на то, что, имея общую этиологию и в основе своей общие патофизиологические изменения, группа психогенных заболеваний по степени выраженности клинической картины подразделяется на реактивные психозы и неврозы. Это разделение условно, и возможен переход невроза в реактивный психоз.

Еще больше сглаживается различие между реактивными состояниями и неврозами в детском и особенно в раннем детском возрасте. Поэтому вряд ли было бы правильно переносить классификацию психогенных реакций у взрослых на психогении у детей.

Преобладание в детские годы эмоциональности делает истерические реакции в этом возрасте очень распространенными при любой форме психогенного состояния.

В. А. Гиляровский, говоря о взрослых больных, указывает, что истерия — невроз. «Но при нем можно наблюдать не только спазмы в горле, астазию-абазию, мутизм, истерические припадки, но и психотические состояния реактивного характера». Автор говорит о том, что у детей, страдающих неврозами, преобладают простые картины неврастении и истерии. У них не приходится видеть и выраженной картины психастении. По нашим наблюдениям, последние наиболее выражены в школьном возрасте. Неврастенические реакции здесь очень часты, возможно в силу большой хрупкости клеток коры в этом возрасте. Не следует забывать, что на короткий отрезок детской жизни падает значительное количество нередко тяжело протекающих инфекций, а последние представляют безусловно благоприятную почву для возникновения неврастенических проявлений.

В связи с этим нецелесообразно выделять в детском возрасте общепринятые для взрослых формы неврозов: истерию, психастению, неврастению. Возраст накладывает очень большой отпечаток на психогенные реакции ребенка. Большая простота детской психики является причиной преобладания в клинической картине у детей раннего возраста какого-либо одного симптома. Очень легко возникают симптомы в соматической сфере, имеющие, однако, невротический характер. Последний не всегда отчетливо выступает, и нередко до того момента, пока не будут выявлены психогенные корни патологического состояния, причину болезни ищут в соматическом поражении какого-либо органа. Между тем соматическая слабость той или иной системы в этих случаях не объясняет симптома, а лишь определяет место проявления невротического состояния.

Ввиду того что ряд таких симптомов встречается часто в качестве ведущих и как бы покрывающих весь фон клинической картины, в литературе укрепилось определение их как «моносимптомов», что противоречит представлению о целостном восприятии личности ребенка, ибо ясно, что один симптом не может существовать изолированно, без взаимосвязи с личностью в целом. Поэтому мы пользуемся этим термином в сугубо условном смысле. И острые, и длительно действующие психические травмы вносят много изменений в поведение ребенка. Мы решили описать эти формы поведения в отдельной главе для того, чтобы иметь возможность подвергнуть их наиболее полному анализу. На фоне измененного поведения обычно и можно видеть развитие тех симптомов и синдромов, которые описаны во второй главе.

Раздел невротических состояний мы не противопоставляем реактивным состояниям, неврозы представляют частный случай психогений. В главе о реактивных состояниях мы стремились подчеркнуть особенности на различных возрастных этапах структуры шоковых реакций и затяжных, стоящих в связи с длительно травмирующей ситуацией.

Здесь мы имеем по существу многие из тех невротических синдромов и форм поведения, которые описаны в соответствующих главах. Однако эти психопатологические картины даны уже как структурное целое с теми вариациями, которые обусловлены возрастными особенностями детей.

В отдельной главе нами выделены те патогенные факторы (внутриутробная травма и интоксикации, остро и хронически протекающие инфекции, внеутробные травмы), которые способствуют формированию слабого типа нервной системы. Такие дети в силу снижения порогов восприятия особенно легко заболевают неврозом; с другой стороны, предъявляемые к ним школой требования и невозможность удовлетворить их вследствие истощае-мости и снижения трудоспособности ведут к сшибке в понимании И. П. Павлова.

Особое внимание уделено как общим принципам терапии и профилактики невротических и реактивных состояний в целом, так и лечению, а также профилактике тех или иных отдельных вариантов клинической картины, в которых проявляется заболевание.

Перед детской психиатрией в настоящее время стоят огромные задачи. Профилактика невропсихических заболеваний должна занять большое место в ряду профилактических мероприятий других заболеваний населения Советского Союза. Не следует забывать, что момент возникновения невропсихической заболеваемости теряется в далеком детстве. Начинать эту работу надо на самой заре жизни личности.

Помочь правильно оценить невротические нарушения у детей и найти необходимые пути их лечения и профилактики — и является целью настоящей книги.




1 ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТРУКТУРУ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2 ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
3 ДЕТСКИЕ СТРАХИ
4 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
5 ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОТИЧЕСКИМИ И РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
6 ЛЕЧЕНИЕ НОЧНОГО НЕДЕРЖАНИЯ МОЧИ
7 НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ
8 НАРУШЕНИЕ СНА
9 НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ
10 НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО АППАРАТА
11 Неврозы у детей.Их предупреждение и лечение (Симсон Т.П.)
12 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ
13 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
14 ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
15 РАССТРОЙСТВО ФУНКЦИИ РЕЧИ
16 РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ
17 СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ
18 СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО  ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
19 СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
20 ТИКИ
21 УСТРАНЕНИЕ СИМПТОМОВ «НЕРВНОГО КАШЛЯ» И НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСУДИСТО-ВЕГЕТАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
22 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ











 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Очищение капилляров и микроциркуляторного русла

Прежде чем мы приступим к этому, очень важному разделу, мне хочется сказать несколько слов о микроциркуляции. Важность этой части кровеносного русла - микроциркуляторной или, как частенько можно слышать, «капиллярной» части...

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА Социальное страхование традиционно рассматривают как одну из основных форм социального обеспечения трудящихся — часть государственной системы социальной защиты населения с определенной спецификой. Основанная на принципе...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

БОЛИ В СЕРДЦЕ

Боли в области сердца могут быть симптомами многих заболеваний детского возраста, как обусловленных патологией сердца, так и экстракардиальных. Несмотря на значительное число внесердечных причин, этот симптом нередко расценивается родителями ребенка...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека позволяет стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации, а по некоторым показателям значительно ее улучшить. Только в 2011...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Территория России превышает 17 млн км2. Сельские территории - 23,4% всей территории — обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ТРАВМИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК

В середине 40-х годов в Западной Европе был проведен весьма показательный, но достаточно мрачный эксперимент. Воспитательницами в детский дом были назначены женщины, никогда не имевшие и не любившие детей. Возникла...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Оплата труда - главный источник и основа денежных доходов работников. Она должна отражать стоимость произведенных товаров и затраченный на их производство труд и выполнять функции: •   обеспечения воспроизводства рабочей силы,...

Дополнительное профессиональное образование

В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют...

Вы чувствуете, как будто "крушение поезда"? А от этого есть средство

Вы чувствуете, как будто "крушение поезда"? А от этого есть средство

Вы чувствуете, как будто "крушение поезда"? А от этого есть средство Все из нас иногда чувствуют невероятную усталость, как будто  "крушение поезда". Тогда мы замедляемся, онемение, лень, нервничаем. Это явление...

Эпизиотомия

Это небольшой разрез промежности, который делают во избежание разрыва мышц промежности матери при различных родовых осложнениях. Эпизиотомию делают в случае слишком напряженной или слишком натянутой промежности, если голова ребенка значительно...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

В 2000-2003 гг. Государственной думой приняты и вступили в действие 11 федеральных законов (табл. 3.4). Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О лекарственных средствах"» (от 2 января...

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

В настоящее время в России не сложилась единая тарифная политика, т.е. не существует ни единых способов оплаты поставщикам медицинских услуг, ни единой системы тарифов на медицинские услуги и ЛС. Например,...

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВИТАМИНА (РЕТИНОЛ). Дефицит витамина А является третьим по распространенности в мире после дефицита железа и йода. Наиболее хорошо изучена роль витамина А в формировании зрительной функции. Витамин А (ретинол) участвует...

РЕБЕНОК САМ ПОДБЕРЕТ ПОДХОДЯЩИЙ РЕЖИМ

Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма: бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования. ...

ПРОБЛЕМЫ С ГРУДЬЮ

ЛАКТОСТАЗ ИЛИ ГРУДНИЦА Ткань молочной железы разделена на 10—20 секций или сегментов, подобно лимону. Из каждого сегмента выходит по протоку. Бывает, что из одного сегмента в груди молоко не вытекает,...

wume.ru