НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ,

ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И ЛЕЧЕНИЕ

Памяти Моисея Марковича Модель автор посвящает свой труд

СИМСОН ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА

ВВЕДЕНИЕ

Количество невротических и реактивных состояний у детей и подростков снижается в Советском Союзе из года в год. Это объясняется все улучшающимся материальным благосостоянием населения и повышением его культурного уровня. Недавно проведенные мероприятия: сокращение рабочего времени накануне праздников и выходных дней, увеличение отпуска по беременности, усиление жилищного строительства, охват школами-интернатами наиболее нуждающегося контингента детей — все это безусловно даст в ближайшее время ощутимые результаты. Несмотря на это, психогенно обусловленные патологические состояния у детей продолжают встречаться. Причиной этого являются прежде всего все еще не ликвидированные инфекции и уличный травматизм. Эти вредные факторы истощают нервную систему ребенка, снижают пороги его восприятия, его способность адаптации, короче говоря, — способствуют формированию слабого типа нервной системы. Многие раздражители окружающего мира для такого ребенка являются сверхсильными раздражителями и вызывают психогенную реакцию. Вторая причина патологических состояний у детей кроется в недостатках воспитательной системы в семье и в детских учреждениях. Зачастую недоучитывается, посильны ли те требования, которые предъявляются ребенку для его возраста, состояния его нервной системы в данный момент. Воспитательные воздействия в значительной части основаны на выработке у ребенка способности активного торможения, если же сила раздражительного процесса, как это нередко бывает, чрезмерно велика, создается риск вызвать перенапряжение тормозного процесса или столкновение раздражительного и тормозного процессов — ошибку, т. е. невроз (И. П. Павлов). Из сказанного ясно, что изучение детских психогенных реакций до сих пор не потеряло своей значимости и актуальности.

Очень большое внимание уделяют изучению неврозов и ученые капиталистических стран, особенно США, но сущность этих состояний они трактуют неизменно под углом зрения идеалистических концепций Фрейда.

Деление психогенных реакций на неврозы и реактивные состояния сугубо условно у взрослых, а у детей — в особенности.

В. А. Гиляровский в своем руководстве по психиатрии указывает, что между неврозами и реактивными психозами много общего. Это — зависимость симптоматики от психической травмы, функциональный характер расстройств и их обратимость. И хотя, говорит автор, имеются и существенные отличия, заставляющие разделять психогенные нарушения на неврозы и реактивные психозы, — все же между обеими группами много общего. О. В. Кербиков в лекциях по психиатрии указывает на то, что, имея общую этиологию и в основе своей общие патофизиологические изменения, группа психогенных заболеваний по степени выраженности клинической картины подразделяется на реактивные психозы и неврозы. Это разделение условно, и возможен переход невроза в реактивный психоз.

Еще больше сглаживается различие между реактивными состояниями и неврозами в детском и особенно в раннем детском возрасте. Поэтому вряд ли было бы правильно переносить классификацию психогенных реакций у взрослых на психогении у детей.

Преобладание в детские годы эмоциональности делает истерические реакции в этом возрасте очень распространенными при любой форме психогенного состояния.

В. А. Гиляровский, говоря о взрослых больных, указывает, что истерия — невроз. «Но при нем можно наблюдать не только спазмы в горле, астазию-абазию, мутизм, истерические припадки, но и психотические состояния реактивного характера». Автор говорит о том, что у детей, страдающих неврозами, преобладают простые картины неврастении и истерии. У них не приходится видеть и выраженной картины психастении. По нашим наблюдениям, последние наиболее выражены в школьном возрасте. Неврастенические реакции здесь очень часты, возможно в силу большой хрупкости клеток коры в этом возрасте. Не следует забывать, что на короткий отрезок детской жизни падает значительное количество нередко тяжело протекающих инфекций, а последние представляют безусловно благоприятную почву для возникновения неврастенических проявлений.

В связи с этим нецелесообразно выделять в детском возрасте общепринятые для взрослых формы неврозов: истерию, психастению, неврастению. Возраст накладывает очень большой отпечаток на психогенные реакции ребенка. Большая простота детской психики является причиной преобладания в клинической картине у детей раннего возраста какого-либо одного симптома. Очень легко возникают симптомы в соматической сфере, имеющие, однако, невротический характер. Последний не всегда отчетливо выступает, и нередко до того момента, пока не будут выявлены психогенные корни патологического состояния, причину болезни ищут в соматическом поражении какого-либо органа. Между тем соматическая слабость той или иной системы в этих случаях не объясняет симптома, а лишь определяет место проявления невротического состояния.

Ввиду того что ряд таких симптомов встречается часто в качестве ведущих и как бы покрывающих весь фон клинической картины, в литературе укрепилось определение их как «моносимптомов», что противоречит представлению о целостном восприятии личности ребенка, ибо ясно, что один симптом не может существовать изолированно, без взаимосвязи с личностью в целом. Поэтому мы пользуемся этим термином в сугубо условном смысле. И острые, и длительно действующие психические травмы вносят много изменений в поведение ребенка. Мы решили описать эти формы поведения в отдельной главе для того, чтобы иметь возможность подвергнуть их наиболее полному анализу. На фоне измененного поведения обычно и можно видеть развитие тех симптомов и синдромов, которые описаны во второй главе.

Раздел невротических состояний мы не противопоставляем реактивным состояниям, неврозы представляют частный случай психогений. В главе о реактивных состояниях мы стремились подчеркнуть особенности на различных возрастных этапах структуры шоковых реакций и затяжных, стоящих в связи с длительно травмирующей ситуацией.

Здесь мы имеем по существу многие из тех невротических синдромов и форм поведения, которые описаны в соответствующих главах. Однако эти психопатологические картины даны уже как структурное целое с теми вариациями, которые обусловлены возрастными особенностями детей.

В отдельной главе нами выделены те патогенные факторы (внутриутробная травма и интоксикации, остро и хронически протекающие инфекции, внеутробные травмы), которые способствуют формированию слабого типа нервной системы. Такие дети в силу снижения порогов восприятия особенно легко заболевают неврозом; с другой стороны, предъявляемые к ним школой требования и невозможность удовлетворить их вследствие истощае-мости и снижения трудоспособности ведут к сшибке в понимании И. П. Павлова.

Особое внимание уделено как общим принципам терапии и профилактики невротических и реактивных состояний в целом, так и лечению, а также профилактике тех или иных отдельных вариантов клинической картины, в которых проявляется заболевание.

Перед детской психиатрией в настоящее время стоят огромные задачи. Профилактика невропсихических заболеваний должна занять большое место в ряду профилактических мероприятий других заболеваний населения Советского Союза. Не следует забывать, что момент возникновения невропсихической заболеваемости теряется в далеком детстве. Начинать эту работу надо на самой заре жизни личности.

Помочь правильно оценить невротические нарушения у детей и найти необходимые пути их лечения и профилактики — и является целью настоящей книги.




1 ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТРУКТУРУ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2 ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
3 ДЕТСКИЕ СТРАХИ
4 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
5 ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОТИЧЕСКИМИ И РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
6 ЛЕЧЕНИЕ НОЧНОГО НЕДЕРЖАНИЯ МОЧИ
7 НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ
8 НАРУШЕНИЕ СНА
9 НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ
10 НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО АППАРАТА
11 Неврозы у детей.Их предупреждение и лечение (Симсон Т.П.)
12 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ
13 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
14 ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
15 РАССТРОЙСТВО ФУНКЦИИ РЕЧИ
16 РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ
17 СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ
18 СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО  ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
19 СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
20 ТИКИ
21 УСТРАНЕНИЕ СИМПТОМОВ «НЕРВНОГО КАШЛЯ» И НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСУДИСТО-ВЕГЕТАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
22 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ











 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Территория России превышает 17 млн км2. Сельские территории - 23,4% всей территории — обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое...

ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ СУПРУГА

В. А. Ефименко Добродетельная — значит, чувствительная Образ добродетельной супруги формировался в Индии на протяжении многих веков. В существенных чертах он мало чем отличается от представлений других народов об идеальной...

Внекишечные паразиты

Человек может, заразиться примерно 250 видами гельминтов. При этом., вопреки распространённому мнению, большинство гельминтов не живут исключительно в кишечнике - они могут успешно размножаться и благоустраиваться в печени, лёгких, мочеполовой...

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВИТАМИНА (РЕТИНОЛ). Дефицит витамина А является третьим по распространенности в мире после дефицита железа и йода. Наиболее хорошо изучена роль витамина А в формировании зрительной функции. Витамин А (ретинол) участвует...

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В соответствии с Конституцией РФ (пункт 2 статьи 41) и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 29) выделяют три системы здравоохранения: государственную, муниципальную и частную. К...

СЕТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

СЕТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Для анализа и сравнения числа коек в РФ и за рубежом необходимо использовать общую методологию исчисления - OECD Health Data 2012. По этой методологии считают: 1) «все больничные койки», или...

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РО…

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) образована в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и...

БОЛЬ В ГОРЛЕ

БОЛЬ В ГОРЛЕ

Причины возникновения боли в горле разнообразны. Чаще всего боль в горле беспокоит при фарингите. Фарингит — острое или хроническое воспаление слизистой оболочки глотки. Это заболевание редко бывает изолированным, обычно сочетается...

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК При затылочном предлежании в 38 недель обычно головка плода опускается ко входу в малый таз и занимает характерное положение: туловище малыша согнуто, головка прижата к грудной клетке,...

Дом ребенка

Дом ребенка

Безнадзорность и социальное сиротство продолжают оставаться наиболее тревожными характеристиками современного общества. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Причины социального сиротства: • ...

ЕСТЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА (Рецепты, упоминаемые в «Кратком лечебнике»)

Рецепт № 1. Послабляющее Анис (семена) 10 г Ревень (корневище)    10 г Алтей дикий (корни) 25 г Сенна (листья)            25 г Крушина (кора) 25...

ДИАРЕЯ

ДИАРЕЯ

Диарея (понос) — однократное или повторное опорожнение кишечника с изменением характера стула от кашицеобразного до водянистого. Течение диареи может быть хроническим или острым, что обусловлено основной причиной и реакцией со...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система законодательства государства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурный элемент системы законодательства — НПА. НПА — официальный документ, принятый (изданный)...

ЛЕЙКОЦИТУРИЯ

Это один из основных симптомов мочевой инфекции, а при латентном ее течении — единственный. Признаком лейкоцитурии считается наличие в анализе мочи более 6—8 лейкоцитов в поле зрения. В случае щелочной...

ИМПЛАНТАЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ (НОРПЛАНТ)

ИМПЛАНТАЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ (НОРПЛАНТ)

Норплант — вживляемые под кожу имплантаты (капсулы небольших размеров длиной 35 мм и диаметром 2,5 мм, выделяющие активное гормональное вещество). Норплант считают классическим препаратом этой группы. Однократного введения Нор-планта достаточно...

ГЕМАТУРИЯ

ГЕМАТУРИЯ

Гематурия — появление эритроцитов в моче. Гематурический синдром диагностируется при наличии более 3 эритроцитов в поле зрения в утренней порции мочи, более 1000 в 1 мл мочи — по Нечипоренко...

НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ

Нарушение функции мочеиспускания представляет чрезвычайно частое явление, с которым близкие ребенку лица обращаются к врачу. Несмотря на огромное количество посвященных этому симптому работ, вопрос до сих пор окончательно не разрешен....

wume.ru