Центральная нервная система новорожденного имеет те же внешние формы, что и у взрослого. Вес мозга новорожденного, по Маршану (Marchand), составляет ⅛ веса тела (у взрослого — около ⅟40). В первые годы жизни субстанция мозга ребенка нарастает особенно быстро. Спинной мозг и стволовая часть при рождении, наоборот, вполне готовы к функционированию. Мозг новорожденного отличается в значительной степени от мозга взрослого малодифференцированной структурой. Особенно несовершенны у ребенка полушария большого мозга. Лишь в процессе развития постепенно формируется более ценная специфическая нервная ткань — ганглиозные клетки и нервные волокна. При этом речь идет не об одном только увеличении числа клеток, но и о качественном превращении простых, близко стоящих к эмбриональному типу элементов во вполне организованные. Продолжает развиваться также и глиозная ткань (изменение клеток и волокнистого вещества).

Развитие борозд и извилин к рождению ребенка не заканчивается. Корковые слои еще недостаточно дифференцированы и корковые центры неполностью сформированы. Миелинизация еще не завершена. Процесс ее подчиняется определенным закономерностям. Системы, которые начинают функционировать раньше, в первую очередь получают и миелиновую обкладку. Проводниковые пути к моменту рождения достаточно развиты, за исключением пирамидных путей, миелинизация которых заканчивается к 2—3, а по некоторым данным, — к 5—6 месяцам.

Внутричерепные нервы обкладываются мякотью к 3 месяцам, периферические — к 3 годам жизни; однако рост миелинового влагалища и даже осевого цилиндра продолжается и за пределами этого возраста. Ассоциационные и тангенциальные волокна развиваются еще в течение длительного срока. Позднее всего заканчивается развитие тангенциальных волокон (особенно лобных и нижнетеменных долей — к 20 годам).

При дифференциации высших специфических человеческих полей периоды медленного, постепенного роста чередуются с более резкими подъемами, своего рода «скачками» (Е. П. Кононова); эта клеточная дифференцировка происходит в старшем детском и подростковом возрасте, а в некоторых полях значительно позднее.

Электроэнцефалография здоровых детей дает иную картину, чем у взрослых. Имеются данные, что еще до рождения может быть зарегистрирована ритмическая электрическая активность с прецентральных областей мозга. Медленные a-волны большой амплитуды встречаются на 7—9-й день после рождения в двигательной зоне и на 3—4-м месяце в затылочной. К 13 годам жизни их частота соответствует частоте ритма взрослых людей. Такое соотношение a-ритма в разных областях коры соответствует структурному развитию и созреванию этих зон, а также усложнению поведения ребенка (моторная функция выявляется в движениях и реакциях уже при рождении, в то время как восприятие зрительных впечатлений не получает полного развития до 3-го месяца жизни ребенка). В электроэнцефалограмме ребенка всегда имеются медленные ритмы, часто маскирующие a-ритм.

По химическому составу мозг новорожденного отличается большим содержанием воды и меньшим количеством лецитина. Следует отметить повышенную гидратацию мозга, его склонность к набуханию и отеку при наличии недостаточности сосудистого, ликворного и тканевого барьера.

К 16 месяцам химические особенности мозга ничем не отличаются от таковых взрослого человека. Совершенно ясно, что, поскольку развитие нервно-психической сферы представляет собой звено сложного динамического процесса, протекающего в растущем детском организме, его нельзя рассматривать изолированно. Все органы и системы ребенка недостаточно дифференцированы, однако эта незрелость особенно ярко выражена в наиболее онтогенетически молодых системах головного мозга.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В настоящее время большинство авторов приходит к выводу, что к моменту рождения ребенка все его органы чувств достигают достаточного развития и часть из них способна к полному функционированию.

У однодневных новорожденных (М. М. Модель) состояние рецепторного аппарата представляет разнообразную картину. Наиболее восприимчивым, живо реагирующим отделом чувствительного аппарата является дерморецепторный в сочетании с обонянием и вкусом, а за ним аппарат проприоцептивный.

Н. И. Козин отмечает, что к моменту рождения хорошо развита кожная тактильная рецепция, особенно в области рта, глаз, лба, ладоней и подошв. Полноценная деятельность всего рецепторного аппарата начинается с конца 3-го месяца жизни. Центральная регуляция двигательных и вегетативных проявлений протекает у новорожденного в пределах межуточного мозга. В первые месяцы жизни высшим моторным органом, по-видимому, является pallidum, с функцией которого связаны примитивные бессознательные кинезы этого возраста.

Массовые атетозоподобные движения, наблюдаемые у новорожденного, стоят в связи с деятельностью pallidi, равно как и движение обхватывания. В связи с развитием neostriati у ребенка появляются более сложные дифференцированные двигательные функции (процессы сидения, стояния, ходьбы).

По мере вовлечения коры мозга в моторную деятельность стриарные образования и мозжечок регулируют миостатику мышечных групп и некоторые проявления кинетического порядка.

В связи с включением моторной области коры в общую систему моторики в двигательные акты включается и сознательный элемент. Появляется законченность, целесообразность двигательных проявлений, становятся возможными тонкие дифференцированные реакции. Такая же дифференцированность проявляется и в мимике, и в жестикуляции ребенка. В период полового созревания в силу некоторой диссоциации в состоянии корко-подкорковой системы наступает неловкость, угловатость, появляются гримасы.

Во всей динамике развития ребенка огромное и разностороннее участие принимают железы внутренней секреции, находящиеся в тесной связи с нервной системой; на последнюю они, с одной стороны, влияют, а с другой — находятся под ее непосредственным воздействием. В разные моменты развития ребенка различен и удельный вес тех или иных желез. Новорожденный ребенок обладает лишь некоторыми безусловными рефлексами: пищевым, выражающимся в акте сосания, оборонительным, или защитным, в виде мигания, ориентировочным в виде поворачивания глаз и движения головы к источнику света.

Пищевой подкорковый центр как более совершенный к моменту рождения ребенка доминирует над всеми другими проявлениями безусловной деятельности. По закону доминанты такие раздражители, как похлопывание и поглаживание ребенка, прикосновение к его губам, направляются в пищевой центр, раздражают его и повышают акт сосания.

Звук начинает привлекать внимание ребенка на второй неделе, вызывая у него прекращение движений.

На 3—5-й неделе ребенок начинает фиксировать взгляд на блестящем предмете. В середине первого месяца жизни (В. М. Бехтерев) появляются первые натуральные пищевые рефлексы. Когда ребенка берут на руки, у него возникают искательные движения головки. Раздражитель здесь комплексный, слагающийся из тактильных, проприоцептивных и лабиринтных раздражений.

В конце 3—4-го месяца образуется пищевой рефлекс на вид самой матери и ее грудь.

Условные рефлексы на слуховые раздражители образуются в конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни.

По данным Н. И. Касаткина, их можно выработать и через несколько дней после рождения, но для этого понадобятся сотни сочетаний.

Выработанные в конце первого месяца условные рефлексы устанавливаются не сразу, они непрочны. Дифференцировка образуется позднее — на 2—3-м месяце. Таким образом, мы видим, что тормозной процесс развивается у ребенка позднее и более слаб, чем раздражительный.

В то время как у детей дошкольного возраста образованные условные связи хрупки, нестойки, изменчивы, имеют большой скрытый период, у старших детей услов-

ная реакция устойчива и латентный период короток. У ребенка младшего возраста обычно наступает генерализация раздражительного процесса: появляются лишние движения в паузах между дачей раздражителей. Концентрация раздражительного процесса мала, и он сильно истощаем. Ребенок очень быстро начинает испытывать чувство утомления. Генерализацию раздражительного процесса легко можно наблюдать и в быту: к тарелке во время еды ребенка тянется не только его рука с ложкой, но и другая рука; в движение приходят и ножки; над столом склоняется весь корпус ребенка, заметно усиливается дыхание (Н. И. Козин). Известно, например, каким обилием движений-сопровождается рассказ дошкольника. Здесь и богатая мимика лица, и безостановочные движения корпуса рук и ног, и выразительная жестикуляция и т. д. У школьника нет, как правило, лишних движений. Его условная реакция не генерализована, она, наоборот, специализирована. Диффузное обобщение заменяется элективным.

Тормозные навыки у дошкольника образуются труднее и медленнее и отличаются непрочностью. У более старших детей пассивное торможение делается все слабее, зато активное торможение усиливается, растет способность его к концентрации.

Данные лаборатории А. Г. Иванова-Смоленского говорят за то, что условные связи в первой сигнальной системе легче вырабатываются в младшем возрасте, в то время как у старших детей легче удается выработать условные связи во второй сигнальной системе. У подростков, в возрасте полового развития, наблюдается некоторая трудность образования условных связей. Это объясняется отрицательной индукцией с доминирующего полового центра, обладающего в этот период повышенной возбудимостью. В связи с этой отрицательной индукцией может тормозиться образование положительных условных связей (А. Г. Иванов-Смоленский).

Становление детской речи происходит согласно законам образования условных связей (И. И. Красногорский). Речедвигательный анализатор присущ только человеку; он обобщает всю деятельность головного мозга. Ребенок овладевает речью путем подражания; речевые реакции при помощи рефлекторного повторения упрочиваются. Это так называемая физиологическая эхолалия.

Начавшись со второй половины первого года жизни (Н. И. Красногорский), речевое озвучивание приобретает в последующие годы все больший размах и продолжается в течение всей жизни личности.

К 6 месяцам происходит дифференцировка первых речевых шумов (глоточные, гортанные, небные, язычные, губные и т. д.) в фонемы. Во второй половине первого года возникает слияние фонем в слоги, а в конце первого года — соединение слогов в простейшие одиночные слова. При образовании слова повторением упрочивается первый, последний или наиболее сильный ударный слог, затем второй по силе и, наконец, слабый (молоко — мо— моко —моколо и молоко).

Н. И. Красногорский указывает, что благодаря огромной синтезирующей, объединяющей силе головного мозга уже в начале 2-го года дети, не сформировав еще слова, начинают синтезировать ударные слоги слышимых слов (тё Зи — тетя Зина и т. д.).

На 2-м году жизни ребенка его словарный запас достигает уже 200—400 слов; устанавливается грамматический строй. На 2-м и 3-м годах из коротких речевых цепей образуются сложные, объединяющиеся в последовательные комплексы цепи. Тем самым создается материальная основа детского мышления.

В дальнейшем происходит непрерывное обогащение словарного состава и совершенствование грамматического строя. Уровень процессов отвлечения и обобщения делается все выше, усиливается творческая деятельность ребенка. Нередко возникают детские фантазии.

Переходя к вопросу развития взаимодействия сигнальных систем в детском возрасте, следует отметить, что при исследовании по двигательной методике с речевым подкреплением словесный отчет детей трех-четырехлетнего возраста носит еще малодифференцированный характер (В. С. Кочергина). У детей 7—8 лет ответы бывают более полными, но и у них в словесном отчете можно отметить много неточностей. При замене непосредственных раздражителей обозначающими их словами перевод во вторую сигнальную систему легче происходит у детей 7—8 лет, чем у детей 3—4 лет. В дальнейшем устанавливается нормальное взаимодействие сигнальных систем.

Речевая система объединяет и направляет деятельность первой сигнальной системы. Однако первая сигнальная система постоянно коррегирует деятельность речевой системы, если работа последней становится оторванной от окружающей действительности (Н. И. Красногорский).

В динамике развития личности речь становится важным фактором в генезе произвольного акта. Соответствующий механизм описывается Н. И. Красногорским. Уже в середине или к концу первого года дифференцированные реакции начинают связываться с речедвигательным анализатором. Для реализации произвольных движений кинестетические клетки двигательного анализатора должны точно воспринимать и дифференцировать проприоцептивную сигнализацию от скелетно-мышечной, голосовой и дыхательной аппаратуры тела. Значение ре-чедвигательного анализатора в «произвольном» акте очень велико. Внешние и внутренние раздражители, которые вызывают «произвольный» акт, направляются в кинестетические клетки двигательного анализатора; с другой стороны, они направляются одновременно и в двигательно-речевой анализатор, вызывая звуковую или внутреннюю речевую реакцию. А соединения слов уже с раннего детства сопряжены с многочисленными двигательными условными рефлексами. Поэтому речевые цепи могут вызвать ряд условнодвигательных реакций, которые и составляют «произвольный» акт. Таким образом, речевому компоненту в преобладающем числе случаев принадлежит роль пускового и определяющего раздражителя в «произвольном» акте.

Большой интерес представляет становление у ребенка представления о своем теле и выделение его из окружающей реальности. Осознание ребенком своего тела и представление об окружающем его реальном мире тесно связаны между собой. У новорожденного доминируют интеро- и проприоцептивные стимуляции, влекущие за собой ряд общесоматических реакций (тоническое напряжение, крик).

Исследование внешнего мира лимитировано тем, что доступно ребенку, ибо мышечная гипертония как бы блокирует новорожденного от внешнего мира. В этом периоде Валлон (Wallon) говорит об espace buccal или об espa-се respiratoire — ротовое и дыхательное пространство. Интерес у ребенка направлен на рот, сосание. В дальнейшем ребенок тянет в рот большой палец руки, затем

следует хватание предметов. Ему обычно предшествует игра своей ручкой (зрительный интерес к ней).

К 4-му месяцу между зрительным и проприоцептив-ным раздражениями возникает тесная связь. До 5-го месяца интерес к телу ограничен у ребенка собственными верхними конечностями; с 5-го месяца взгляд его переносится на ноги, и в этот период, по Гийлену (Guillanne) и И. А. Сикорскому, ребенок стремится поднять ногу и положить ее в рот. По Пиаже (Piaget), ребенок в 9 месяцев дифференцирует ручки от захватываемых ими объектов. И вот с этого момента ребенок начинает воспринимать пространство, в котором находится захватываемый объект. Прейер (Ргеуег), считает, что боль играет роль момента, способствующего отличению «я» от реальности. Вначале боль не локализуется ребенком на своем теле. Удар от столкновения тела ребенка с каким-либо предметом устанавливает четкие отграничения «я», чувствующего боль, от объекта, ее причиняющего. На 6-м месяце у ребенка возникает связь между образом в зеркале и реальным образом. Но только к году он понимает, что образ в зеркале есть отражение его самого.

Наиболее убедительно и всесторонне говорит о процессе отделения себя от окружающего И. М. Сеченов1. Он анализирует, «каким образом ребенок выучивается отличать зрительные, слуховые и осязательные ощущения, получаемые им от собственного тела, от зрительных, слуховых и осязательных ощущений, получаемых им от внешнего мира и преимущественно от других людей».

Ребенок видит много раз в день свою руку и руку матери. Чтобы увидеть свою руку, ребенок ставит ее благодаря «заученному рефлексу» на определенное расстояние от глаз. При этом зрительное ощущение своей руки ассоциируется у ребенка с ощущением ее движения. Чтобы рассмотреть руку матери, он должен произвести какое-то другое движение, например подойти ближе. С умножением различных ассоциаций, с усилением их отличительных свойств два сходных предмета отделяются друг от друга в сознании ребенка. И. М. Сеченов приводит еще такой пример. Если ребенок видит в своей руке игрушку, он ее одновременно и осязает. Таким образом, в ощущении участвует и мышечное чувство. В руке матери он игрушку только видит. «История снова повторяется, — говорит И М. Сеченов, — тысячи и тысячи раз». «Оба акта отделились друг от друга, и в сознании является уже собственная рука с примесью самоощущения».

Когда ребенок говорит, он слышит свой голос, причем последний обязательно сопровождается мышечным ощущением в голосовых мышцах, — голос же других лиц такими ощущениями не сопровождается. Кроме того, тихий звук извне сотрясает барабанную перепонку; слабые собственные голосовые звуки ребенка в значительной степени проводятся к слуховому нерву путем сотрясения костей черепа. Таким образом, он отличает свой голос от чужого благодаря «анализу мышечно-слуховой ассоциации». «Прибавьте, — продолжает И. М. Сеченов, — к сказанному тьму мышечных ощущений, которая должна наполнять сознание ребенка и всегда с субъективным характером, и вы поймете, что психический акт отделения собственной особы от всего окружающего должен развиваться в человеке рано».

К разряду явлений самосознания относятся и многообразные интероцептивные ощущения, «темные» ощущения по И. М. Сеченову.

Пиаже полагает, что представление о теле формируется у ребенка к 2 годам, но осознание соотношения его частей возникает значительно позднее.

Собственное имя ребенка в его словаре появляется позднее, чем имена окружающих его лиц. Затем он начинает говорить о себе в третьем лице, а в дальнейшем появляется уже называние самого себя в первом лице.

Когда ребенок на вопрос «что делает Петя?» отвечает совершенно правильно, т. е. соответственно действительности: «Петя сидит, играет, бегает», — анализ собственной особы ушел уже у него на степень отделения себя от своих действий» (И. М. Сеченов). «Затем, а может быть и одновременно с этим, ребенок начинает отделять в сознании от прочего те ощущения, которые составляют позыв на действия, — ребенок говорит: "Петя хочет есть, хочет гулять" и пр.». В первых мыслях (Петя сидит, ходит), по словам И. М. Сеченова, выражается «безразлично состояние своего тела, как цельное самоощущение», здесь же «сознана раздельность уже двух самоощущений»: пищевого голода и его удовлетворения и ходьбы. «Петя

является тем общим источником, внутри которого родятся ощущения и из которого выходят действия».

По мнению Цаццо (Zazzo), идентификация себя со своим изображением в зеркале устанавливается одновременно с называнием себя в третьем лице.

Валлон показывает, что развитие осознания своего тела идет в связи с дифференциацией его от тела других людей. До 3-го месяца восприятие «другого», видимо, отсутствует, так как интероцептивные и проприоцептивные ощущения всецело занимают в этом периоде все сознание ребенка. Реакция на «другого» на этом этапе развития есть, по-видимому, простое выражение неудовольствия. Если отсутствие другого лица не вызывает у ребенка неудовольствия, он попросту не воспринимает это лицо. Человеческий голос у ребенка в этом возрасте вызывает реакцию, ибо он является как бы сигналом к появлению у ребенка желания сосать. Взгляд ребенка обычно фиксируется на частях тела, попадающих в поле его зрения, а не на индивидуумах как таковых. Между тем в 6 месяцев ребенок с чувством явного удовольствия способен смотреть на другого. Его жестикуляция и выражение лица говорят о положительной направленности на него ребенка. В дальнейшем же у ребенка образуются выраженные реакции симпатии к другому лицу.

Ввиду того что у ребенка раннего возраста хорошо развиты филогенетически более старые психические механизмы, а контроль коры недостаточен, его эмоциональная жизнь крайне лабильна. С одной стороны, она тесно связана с соматическим статусом ребенка, с другой — находится под сильным влиянием внешних факторов.

Недостаточное тормозящее влияние коры обусловливает большую легкость выявления эмоций маленького ребенка в двигательных и вегетативных выражениях. С чрезвычайной быстротой эмоциональные реакции осуществляются в виде так называемых коротких замыканий без всякой психической переработки.

И. М. Сеченов пишет в своей работе «Элементы мысли»: «У детей в первые годы их существования огромное количество чувственных впечатлений характеризуется каким-то стремительным характером или "импульсивностью", как будто у них нервные снаряды заражаются сильнее, чем у взрослого, и накопленная энергия легче переливается через край в двигательную сферу».

Преобладание эмоций над интеллектом может наблюдаться еще длительное время в психике ребенка. В пубертатном периоде лабильность аффективной сферы резко усиливается, что стоит в связи с вегетативной диссоциацией и эндокринным сдвигом и с временным нарушением уже установившихся соотношений между корой и подкоркой. Развитие ребенка нельзя представить себе как непрерывную равномерно возрастающую кривую подъема. В динамике его роста и развития имеются отдельные узловые пункты, — скачки, или, как их принято называть, кризы (критические периоды). В эти периоды развитие ребенка, в первую очередь его центральной нервной системы, протекает более бурно и интенсивно, и ребенок после криза оказывается на более высокой ступени развития. Точное определение возраста, на который падает криз, трудно, ибо он может варьировать. Чаще всего это 2—4 года, 7—8 и 12—15 лет. Однако в связи с особенностями организма и различными условиями среды этот период может наступить раньше или позднее указанных сроков.

В возрасте первого криза, т. е. 2—3 лет, ребенок научается хорошо ходить, бегать, говорить. Это открывает перед ним возможность более активного овладевания окружающей реальностью, ибо пути его познания мира уже многообразны. Если прежде он в значительной мере был сосредоточен на себе (игра со своим телом, ручками, ножками), то сейчас у него пробуждается стремление к самостоятельности. Ребенок все хочет делать сам: и одеваться, и есть, в то время как раньше он позволял себя одевать и кормить. Ребенок теперь говорит о себе уже не в третьем лице, а «я», и реплики «я сам» раздаются неизменно, когда мать покушается на его самостоятельность.

Появляется бесконечное количество вопросов: это что? это зачем? почему? (стадия вопросов). Окружающий мир открывается перед ребенком во всей его многогранности. Психика должна охватить и переработать огромный поток новых впечатлений. Весь организм ребенка перестраивается по-новому. Окружающие ребенка взрослые не всегда правильно учитывают перемены в психике ребенка, его новые потребности и на пути его пробуждающейся активности ставят постоянные тормоза, окружая ребенка тесным кольцом режимных требований. В результате — возникновение упрямства, негативизма, протеста во всех его формах. Немецкие авторы назвали эту фазу «периодом упрямства» (Trotzperiode).

Мерфи и Ньюкомб (Murphy и Newcomb) называли его вершиной негативизма. Исследование высшей нервной деятельности в этом периоде показывает, что дифферен-цировки вырабатываются у ребенка с трудом. Активное торможение недостаточно.

В этом возрасте благодаря известной дифференцировке в эмоциональной сфере ребенок уже может испытывать чувства привязанности к близким людям (матери, отцу, воспитательнице). Соматические изменения, происходящие в данном периоде, характеризуются значительным подъемом роста (первая вытяжка по Братцу) и потерей ребенком того облика, который свойствен более раннему возрасту (детская округлость и мягкость форм). Эти изменения связаны, по-видимому, с началом более активного функционирования в общем эндокринном кругу гипофиза. В условиях правильного подхода окружающих взрослых ребенок переживает этот период легко и выходит из первого активного соприкосновения с реальностью обогащенным, получив индивидуальное лицо и приобретя основной остов своего характера.

Второй узловой момент в развитии ребенка — это возраст 7—8 лет. Этот криз протекает менее бурно, чем первый. Соматической основой его является прекращающаяся деятельность тимуса, в связи с чем снимается задерживающее влияние на функционирование половых желез.

Значительно дифференцируются также моторные акты ребенка. В связи с развитием двигательного анализатора в коре мозга появляется четкость движений, делаются возможными мелкие и точные движения.

В этом же возрасте значительно уменьшается детская непосредственность. Ребенку становятся доступны взаимоотношения окружающих, чувство такта, дистанции. Он способен уже в значительной мере к активному торможению. В этой фазе развития к нему предъявляются новые требования: в 7 лет ребенок поступает в школу. Организованные занятия, систематическое обучение чтению и письму, необходимость соблюдать школьную дисциплину, выработать определенные нормы поведения, выступать перед товарищами, отвечая уроки, — все это становится для него необходимым и обязательным.

В условиях правильно организованной среды второй криз проходит легко и малозаметно.

Третий узловой пункт в развитии ребенка имеет очень большое значение: это возраст полового развития. Этот период имеет разную протяженность — с 12 до 18 лет, но особенно резко проявляются особенности этого этапа развития в 14 — 16 лет.

В соматическом статусе подростков бросается в глаза выраженный эндокринный сдвиг. Нарастают признаки полового развития. У девочек и мальчиков появляются вторичные половые признаки; у девочек наступают менструации, у мальчиков ломается голос и т. д. (соматические изменения в этом возрасте особенно хорошо описаны А. М. Гельфант).

Нередко отмечается диссоциация корко-подкорковых соотношений: меняется моторика, возникает угловатость движений, порывистость, отсутствие пластичности в моторных актах, гримасы, недостаточное владение тембром и силой голоса и т. д. Нередко имеет место вазо-вегета-тивная дистония.

В этом возрасте можно видеть некоторые перемены в психике ребенка. Холл (Hall) отмечал, что эти перемены соответствуют биологическим изменениям подростка. Подросток ощущает происходящую в нем метаморфозу. Появляются первые признаки влечения к лицам противоположного пола. Перестройка, происходящая в организме, нередко обусловливает повышенную возбудимость, ранимость, чувствительность. В суждениях обращает на себя внимание негибкость, парадоксальность.

Г. Стенли (G. Stanley), Холл, отмечая эмоциональную неустойчивость подростков, подчеркивают, что в то же время эмоциональность их в эти годы становится богаче. Луэлла-Кола (Luella-Cola) указывает, что организм подростка находится в состоянии неполного равновесия вследствие неравномерного развития органов и их функций. Поэтому подросток легко впадает в состояние эмоциональной неустойчивости. У подростка возникают новые интересы, новые увлечения, создаются новые ценности. Мысль невольно сосредоточивается на себе — отсюда известная эгоцентричность и эгоистичность в этом возрасте. Усиление эгоцентризма, повышенные влечения нередко ведут, как мы увидим ниже, к конфликтам в семье и обостряют взаимоотношения ребенка с родителями, которые часто недоучитывают того, что подросток уже не требует прежней опеки, и продолжают смотреть на него, как на ребенка.

Было бы непростительной ошибкой усматривать в критических периодах развития причину невротических состояний ребенка и подростка. Эти возрастные кризы представляют лишь момент, когда условия благоприятствуют возникновению конфликтов между ребенком или подростком и взрослыми, не всегда правильно оценивающими их реакции.

Наряду с этим следует признать, что возрастные особенности безусловно накладывают на клиническую картину невротических состояний свой отпечаток.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) - базовый нормативный акт о здравоохранении РФ - разработан для совершенствования законодательства в...

ПРЕДВЕСТНИКИ РОДОВ

Обычно за несколько дней до родов у женщины появляются новые ощущения. У многих беременных женщин возникает чувство беспокойства, тяга к «гнезду», они начинают убирать, чистить, мыть, проверяют «приданое» ребенка. В...

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕННЫХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, пораженных при чрезвычайных ситуациях, - система мероприятий, направленных на эффективное использование органов управления, сил и средств здравоохранения...

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Задачи законодательства об охране здоровья граждан: •   определение полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по охране здоровья граждан; •   правовое регулирование охраны здоровья граждан, деятельности предприятий. учреждений и...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами...

БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ДОМАШНЯЯ ЭКОЛОГИЯ В вашей квартире или доме всегда должны быть чистота и свежий воздух. Плотное закрывание окон и дверей, возможно, уменьшит расходы на отопление, но, скорее всего, увеличит риск загрязнения...

Система Здравого Смысла

Название системы отражает её основополагающий принцип - опору на ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ! Другими словами, каждое предпринятое вами в рамках системы действие должно иметь ясный и понятный вам смысл. А выполняться это...

ПРИСУТСТВИЕ ОТЦА ПРИ РОДАХ

Присутствие при рождении ребенка — очень волнующий момент, и многие мужчины считают своим долгом помогать своей жене и ребенку в этом процессе. Другие считают, что Ихм не место в родильном...

Грызть ногти может быть опасным для здоровья

Грызть ногти может быть опасным для здоровья

Кроме того, что ногти выглядят уродливо, плохая привычка может быть опасна для здоровья, так как под ногтями "цветение" бактерий, наиболее опасными являются  Энтеробактерии (лат. Enterobacteriaceae), которые включают в себя сальмонеллу...

НОРМЫ ПРИБАВКИ В ВЕСЕ

НОРМЫ ПРИБАВКИ В ВЕСЕ

Во время беременности вы, естественно, поправитесь. На сколько вы должны поправляться во время беременности, покажет табл. 1.5.

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Базовое медицинское образование

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В...

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Задачи, стоящие в области охраны здоровья и демографии, потребовали новых подходов к развитию отрасли, что выразилось в проведении в настоящее время целого ряда широкомасштабных реформ, затронувших все основные сферы здравоохранения....

Очищение печени

Большинство людей до конца не понимают значимости печени для нашего организма. А значение это трудно переоценить. Печень обеспечивает обезвреживание большинства ядов, шлаков и чуждых организму веществ, пытающихся «прорваться» в кровяное...

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ

Хотя патологические влечения представляют собой явление, выходящее за пределы так называемых моносимптомов, мы рассматриваем их в конце главы, излагающей последние, ибо между «привычками», навязчивостью и патологическими влечениями есть некоторая хотя...

НАРУШЕНИЯ ПОХОДКИ

Походка—это совокупность особенностей позы и движений при ходьбе. Нарушение походки, т. е. нарушение двигательного акта во времени и пространстве, возникает при поражениях опорно-двигательного аппарата и(или) нервной системы. Этиология. Основную роль...

КАК ВЫГЛЯДИТ НОВОРОЖДЕННЫЙ

Пропорции тела новорожденного существенно отличаются от пропорций взрослого человека. Голова новорожденного кажется очень большой и тяжелой для его крохотного тельца. К моменту рождения она составляет четвертую часть туловища, к 2-м...

Консультативно-диагностический центр для детей

Консультативно-диагностический центр для детей

Правила устанавливают порядок работы КДЦ для детей в медицинских организациях. оказывающих медицинскую помощь, за исключением организации КДЦ для детей с проявлениями туберкулезной инфекции. КДЦ дли детей медицинского учреждении создают дли...

wume.ru