Профилактика невротических и реактивных состояний прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого типа нервной системы (так как эти состояния обычно имеют место при наличии последнего). Не отрицая того, что скопление вредных моментов в семье ребенка (большое количество психически и соматически больных, страдающих алкоголизмом, нарушениями обмена) может оказывать известное влияние на нервную систему ребенка, следует сказать определенно, что центр тяжести лежит во внешних влияниях (инфекции, травма мозга, неправильное воспитание), роль которых в происхождении детских неврозов очень значительна. Профилактика должна начинаться с предупреждения того вреда, который может быть нанесен ребенку во внутриутробном периоде. Сюда относится профилактика и лечение токсикозов беременности, инфекций, интоксикаций и травм беременной женщины. Большое значение имеет здесь удлинение срока отпуска по беременности, облегчение труда беременных, лечение токсикоза и соблюдение правил гигиены беременности, рекомендуемых консультациями, система психотерапевтических воздействий, снижающих болевой синдром при родах, и т. д., и т. п.

Борьба с детскими инфекциями, которая энергично ведется в Советском Союзе, будет играть существенную роль в предупреждении формирования слабого типа. То же следует сказать и о детской травматизации. Широкий охват внешкольной работой детского населения, своевременная выработка у ребенка учета правил уличного движения, усвоение навыков пользования ими внесут значительный вклад в дело предупреждения травм мозга. Правильная организация долечивания ребенка, перенесшего инфекцию или травму мозга и находящегося в астеническом состоянии, предупредит многочисленные «сшибки», которые получаются в тех случаях, когда ребенок с истощенной нервной системой не может еще удовлетворить требованиям школы и дает срывы в своей успеваемости, часто по неопытности педагогов трактуемые как лень и нерадивость.

Но особенно важна профилактика травматизации, которая нередко создается в семье и в детских коллективах, воспитывающих ребенка. Несмотря на успехи, достигнутые в области повышения культуры быта и искоренения пережитков старого в сознании людей, еще далеко не все обстоит благополучно. Алкоголизм отца, пропивающего свой заработок и не обеспечивающего семью, нередко в пьяном виде проявляющего агрессию по отношению к членам семьи; уход из семьи одного из родителей; ссора родителей между собой; телесные наказания ребенка; встречающиеся еще ошибки в подходе к нему в детских яслях, детском саду и в школе — все это в отдельных случаях может травмировать детей и приводить к невротическому состоянию.

Переходя к основным принципам воспитания ребенка, следует помнить, что мы должны вырастить таких ребят, которые, как говорила Н. К. Крупская, могли бы и радостно жить, и в то же время были бы людьми знающими, вдумчивыми, двигающими вперед науку, умеющими ставить ее на службу построения коммунистического общества, людьми, умеющими коллективно работать, наслаждаться жизнью.

Для достижения этой цели следует избегать тормозить детскую действительность и инициативу.

Об этом необходимо особенно помнить в период первого возрастного криза, когда ребенку исполнится 3—4 года, в момент, когда в нем пробуждается стремление к проявлению своего «я», и в период пубертатного криза, характеризующегося все растущим ощущением самостоятельности, независимости от взрослых. Однако мы отнюдь не утверждаем, что ребенок не должен знать никаких запретов в детстве. Вполне правильно категорически запрещать ему влезать на окно с риском свалиться вниз,

переходить людную улицу большого города без руки взрослого (если это ребенок младшего возраста), подходить к газовой плите и к горящему примусу, играть со спичками, бросать камнем в товарища и т. д. И в запрещении таких вещей нужно проявлять твердость и настойчивость. Но если у ребенка возникает законное желание ознакомиться с окружающей обстановкой и он в целях познания тянется за дорогой статуэткой, флаконом духов, ценным хрусталем, — лучше временно убрать эти вещи из поля его зрения, чем без конца его одергивать.

Не следует забывать ценное указание Н. И. Красногорского: «...и врач, и школа, и семья должны стремиться усиливать и упражнять кортикальный контроль ребенка с самого раннего детства. С другой стороны, они должны тщательно охранять слабую, развивающуюся нервную систему ребенка от сильных конфликтов раздражений с тормозным процессом. В каждом случае ограничения какой-либо сильной нарождающейся реакции окружающие должны тщательно взвесить индивидуальную тормозную силу ребенка и интенсивность рефлекса, который они желают затормозить»1.

С самых малых лет необходимо воспитывать в детях стремление к самостоятельности и посильному труду. Как часто приходится и сейчас встречать в семьях детей, которых в возрасте 3—4 лет кормят с ложечки, а в 7 лет застилают им постель, не разрешают вымыть за собой посуду и т. д. Сообразуясь с возможностями ребенка, следует приучать его уже в преддошкольном возрасте самостоятельно одеваться, есть, мыться. В дошкольном возрасте ребенок должен приучаться к труду: выстирать куклам платье, вымыть за собой чашку, влажной тряпкой вытереть пыль, принести к столу часть посуды. В школьные годы полезно поручать детям выстирать некрупное белье, подмести обвернутой во влажную тряпку щеткой пол в комнате, сходить в магазин, приготовить несложный обед. Необходимо дать им простейшие навыки по починке и шитью белья. В дачной обстановке ребенок должен работать в огороде, сажать овощи, поливать цветы и т. д. Школьники могут готовить землю для посадки, помогать пилить дрова и пр. Введенный в школе труд на школьных участках, в мастерских оказал прекрасное влияние на детей. Целесообразна работа, проводимая всей семьей на коллективных огородах и во фруктовых садах, широко организуемых в окрестностях больших городов.

К. Ушинский писал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Большую роль в воспитании бодрости и жизнерадостности играет физическая культура и спорт, которые далеко не вошли еще в полной мере в повседневный быт ребенка и подростка, хотя в нашей стране открыты неограниченные возможности в этой области. Следует указать на то, что громадное значение имеет коллективный характер этих мероприятий.

Воспитание воли, постепенность и систематичность тренировки усилий, эстетическое удовольствие, которое несут в себе занятия физкультурой и спортом, выдвигают эти виды деятельности на одно из первых мест среди других мер воспитательного воздействия.

Как предупредить развитие патологических форм поведения у ребенка, типичных для невротических состояний, а если они уже возникли, каковы пути воздействия на них?

Предупреждение появления у детей заторможенности должно идти, с одной стороны, по линии укрепления нервной системы ребенка, перенесшего инфекцию, интоксикацию, травму, с другой стороны, по линии устранения из окружающей ребенка обстановки травмирующих его психику впечатлений. Ребенок, перенесший тяжелую болезнь или травму мозга, может быть допущен к занятиям в школе лишь тогда, когда у него прекратятся головные боли и исчезнет чувство слабости. Первое время он должен пользоваться дополнительным выходным днем в школе; его не должен вызывать и аттестовывать педагог до тех пор, пока он не наверстает пропущенного. Если пропуск по болезни был очень велик, самочувствие ребенка плохое, он не в состоянии наверстать пропущенное без большого, вредного для себя напряжения, — целесообразно договориться со школой об оставлении его на второй год, причем всячески следует подчеркнуть, что это не «второгодничество» в обычном смысле слова, а поступление осенью в тот же класс, ибо фактически ребенку пришлось в нем учиться очень недолго. Взрослые в семье при любых обстоятельствах должны сохранять неизменно корректный тон в отношении друг друга в присутствии ребенка, помнить, что уход из семьи одного из родителей есть безусловно драма для ребенка, что вхождение в дом мачехи или отчима происходит не всегда гладко. Если же разрыв неизбежен, недопустимо вооружать ребенка против ушедшего; ребенок должен чувствовать, что он сохранил любовь и близость покинувшего семью родителя.

Из лечебных мероприятий заторможенным детям очень полезны небольшие дозы брома с кофеином, назначенные врачом. Бром концентрирует разлитое торможение в коре головного мозга, а кофеин повышает ее сниженную возбудимость. Дети делаются более подвижными и активными, внимание их концентрируется, усвоение учебного материала значительно улучшается. Особенно способствует уменьшению заторможенности ритмика, физкультура и труд.

Для предупреждения развития нерешительности в поведении ребенка необходимо отказаться от травмирования его постоянными одергиваниями и запретами. Наоборот, нужно пробуждать в нем активность, прививать ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, убирать за собой постель) и всячески стимулировать его деятельность.

Если приходится иметь дело с ребенком, у которого в силу неправильного подхода развилась нерешительность и неуверенность в своих силах, который теряется во всякой новой, необычной для него ситуации, «присматривает уже за всякой своей мыслью» (И. П. Павлов), — необходимо день за днем развивать в нем самостоятельность, подбадривать его, внушать ему веру в свои силы. В этих случаях ребенку следует давать ряд заданий все возрастающей трудности.

Первые из них должны быть заведомо доступны ребенку. Удачное выполнение каждый раз подчеркивается взрослыми. Ребенок на наглядных примерах убеждается в своих возможностях. Например, педагог вызывает к доске такого ребенка (избегающего обычно вызовов) тогда, когда он убежден, что материал известен и ответ вполне доступен ребенку. Удачное объяснение, данное последним, вызывает похвалу. Вызовы учащаются, вопросы постепенно усложняются. В дальнейшем ребенку предлагают выступления и на школьных собраниях. Возникающие на первых порах трудности ребенок преодолевает с помощью педагога. Каждый новый успех все больше окрыляет ребенка.

Очень помогают в борьбе с заторможенностью ребенка и его нерешительностью физические упражнения и трудовые процессы все возрастающей трудности.

На известном этапе работы с таким ребенком удается убедиться в том, что чувство ответственности за выполнение доверенного поручения помогает ему преодолеть психическую задержку.

Медленно, шаг за шагом, путем значительных усилий удается пробудить в ребенке веру в свои силы, воспитать настойчивость, смелость, упорство в достижении поставленной цели.

Развитие замкнутости у детей, обладавших прежде общительным характером, обычно бывает связано с психической травматизацией. Дети уходят в себя, перестают общаться с товарищами и иногда даже мало интересуются окружающим.

В этих случаях приходится уже говорить о лечебно-педагогических мероприятиях. Предупреждение же развития замкнутости применимо, во-первых, к тем случаям, когда родители, опасаясь детских инфекций, оберегают единственного ребенка от детского коллектива и где малыш, будучи лишен детских радостей в игре, уходит в мир фантазии. Во-вторых, оно применимо к тем случаям, где тяжелые истощающие моменты, например туберкулезная инфекция (особенно костный туберкулез), приковывают ребенка к постели и надолго лишают его детского общества. В первом случае необходимо терпеливо разъяснить родителям всю нежелательность последствий такой изоляции, а во втором провести соответствующую индивидуальную работу с детьми. Особенно удачно замкнутость преодолевается в коллективном труде. Вначале приобретаются навыки делового общения во время совместных трудовых процессов, а в дальнейшем создается возможность непосредственного контакта и вне общения в процессе работы.

Д. И. Писарев писал, что труд составляет самую крепкую и надежную связь между человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

Учитывая столь свойственную замкнутым детям плохую моторику, следует рекомендовать ритмические и физкультурные упражнения.

Замкнутые, моторно неловкие дети часто в коллективе не пользуются авторитетом. Помочь завоевать авторитет можно, привлекая ребенка к участию в стенгазете, к выступлению с докладом серьезного содержания (эти дети нередко очень склонны к отвлеченному мышлению).

Расторможенное поведение возникает либо с самого начала реактивного состояния, либо составляет его вторую фазу (после периода торможения). Очень часто эта форма поведения отмечается там, где в прошлом имеются указания на родовую травму, ушиб головы, осложненные инфекции и где ребенок жалуется на головные боли и головокружение. В этих случаях врач назначает (в виду возможности повышения внутричерепного давления) внутривенно глюкозу с уротропином или внутримышечно сернокислую магнезию. В раннем детстве следует направлять расторможенную активность ребенка по разумному пути (игра, физическая культура, труд).

Малышам дают движущиеся игрушки — каталки, колясочки, велосипед, грузовики, предлагают им вбивать деревянными молоточками деревянные гвозди в специальные отверстия в деревянной доске, либо колышки в слегка разрыхленную землю. Школьники носят воду для поливки цветов в небольших лейках, копают грядки в подготовленной для этого рыхлой земле, участвуют в домашнем хозяйстве, занимаются физкультурой, трудовой деятельностью, участвуют в подвижных играх. Рекомендуются ритмические упражнения, проводимые под музыку педагогом-ритмистом.

В школе к этим детям нужно подходить крайне осторожно, проявляя большое терпение. Наказания только озлобляют детей и заставляют их уходить в себя.

В школьных занятиях, в которых ребенок обычно отстает, он нуждается в систематической помощи. Досуг расторможенного ребенка должен быть заполнен интересной для него работой. Частично активность ребенка,

как мы уже говорили, переключается на подвижные игры и физкультурные упражнения. Такого ребенка рекомендуется поместить на некоторое время в лесную школу для нервных детей (таковые сейчас открыты в нескольких районах Москвы), где установлен особый режим, приближающийся к санаторному, с длительным пребыванием на воздухе, сном среди дня на воздухе, с широким использованием физкультуры, спорта и труда.

Дети, перенесшие психическую травму, нуждаются в систематической психотерапии.

Ввиду того что у расторможенных детей очень слабы процессы активного торможения, их следует тренировать изо дня в день, давая им определенные, все возрастающие по трудности задания, предъявляя определенные, четкие, но посильные требования. Однако не следует забывать, что тормозной процесс слаб и необходимо остерегаться его перенапряжения. Предлагая в целях тренировки задания и поручения, постепенно, раз за разом усложняющиеся, необходимо учитывать возможную исто-щаемость и своевременно предоставлять ребенку отдых.

В целях предупреждения детского негативизма родители не должны, как уже говорилось выше, препятствовать проявлению самостоятельности ребенка 2—4 лет, когда он уже дифференцирует себя от окружающего, на каждом шагу говорит: «я сам» («сам буду есть, умываться, одеваться») и при навязывании ему помощи раздражается и бурно протестует. Ребенку следует позволить самостоятельно съесть хотя бы часть пищи, помогая ему, когда он устанет, надеть на себя хотя бы отдельные части туалета, оказывая ему помощь по мере надобности.

Если по ходу дела возникает необходимость запретить что-нибудь категорически, запрещение нужно убедительно мотивировать. Вместо постоянного «нельзя», где это возможно, лучше отвлечь внимание ребенка.

Если же реакции протеста прочно вошли в поведение ребенка, необходимо прибегнуть к замене большинства требований предложениями, обычно не вызывающими упрямства. Приводим пример. Дети должны в детском саду собрать перед обедом игрушки. Среди них ребенок Миша, проявляющий большое упрямство. Если обратиться к нему с прямым указанием: «Миша, собери свои игрушки, идем обедать», он может не выполнить его.

Если же обратиться ко всей группе: «Дети, а ну-ка, кто из вас поскорее уберет игрушки, принесли обед», то упрямый, но обычно вместе с тем и самый активный и инициативный ребенок нередко первый -выполняет предлагаемое.

Родители и воспитатели должны свои предложения делать всегда в ровном, спокойном тоне без ноток раздражения, нетерпения и гнева.

П. Лафарг ( P. Lafargue) пишет в своих воспоминаниях о К. Марксе: «Он никогда ничего им (дочерям. — Т. С.) не приказывал; если же хотел чего-нибудь от них, он их просил, как об одолжении или уговаривал отказаться от того, что ему было нежелательно. И тем не менее редкому отцу удавалось добиться большего послушания».

Упрямым детям более старшего возраста предложения рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы: «Не можешь ли ты выполнить то-то?». «Будь добр, сделай то-то». Позднее, когда преодолены навыки протеста, требование можно предъявить уже в прямой форме. Если в данный момент протест ребенка очень бурен, лучше не настаивать на выполнении адресованной к нему просьбы, очаг раздражения в коре головного мозга в этом случае слишком силен и инертен, а всякое напоминание будет лишь усиливать протест. Родители должны раз и навсегда осознать необходимость отказаться от телесного наказания ребенка. Оно никогда не приводит к цели, но всегда озлобляет детей. Поркой нельзя, как думают некоторые родители, «перебороть» упрямство. Вместо любви и уважения к родителям у ребенка образуется отчужденность и страх. Не следует забывать, что телесные наказания влекут за собой не только боль: они являются источником оскорбления, след от которого может остаться на всю жизнь.

Безусловно необходимо доводить до сознания подрастающего упрямого ребенка обязательность выполнения ряда требований коллектива. Тогда это перестанет испы-тываться им как насилие и не будет больше возбуждать протеста.

Переходим к вопросу о предупреждении и лечении отдельных симптомов невротических состояний в младшем возрасте, выступающих на передний план в клинической картине.

Предупреждение и лечение анорексии и нервной рвоты

В первую очередь необходимо кормить ребенка в сроки, указанные в детской консультации. В промежутки между едой ребенок не должен получать ни печенья, ни конфет, ни фруктов. Ребенок должен есть не отдельно, а вместе с другими членами семьи — взрослыми и детьми, так как пример их «хорошего аппетита» действует на него положительно. При кормлении детей раннего возраста в случае если они еще неспособны жевать пищу, необходимо ее размельчить. Рекомендуется разнообразить меню, давая детям и более грубую пищу (черный хлеб, соленый огурец, квашеную капусту, селедку, допуская как приправу небольшие количества горчицы и перца). Если «расстройство аппетита» распространяется на все виды пищи, кроме одного, «избранного», следует, не лишая ребенка «любимого блюда», умело комбинировать последнее с другими видами пищи. От принудительного кормления ребенка «с ложечки» («впихивая» пищу в рот) и от кормления с применением сильных мер психического воздействия следует категорически отказаться, ибо эти воздействия тормозят и без того сниженную в своей возбудимости кору, а тем самым и пищевой центр, либо ведут к столкновению тормозного и раздражительного процессов (сшибка). Совершенно недопустимо кормить ребенка с уговорами, отвлечением внимания игрушками, музыкой, радио, телевизором и т. д. Связанные с отказом от еды и с кормлением «с забавой» приятные впечатления ребенка могут стать стимулом для дальнейшего отказа от пищи. Следует настойчиво рекомендовать поместить отказывающегося от еды ребенка в детский коллектив (ясли, детский сад). Обычно оздоровление наступает буквально в тот же день. Ребенка сажают за стол среди малышей с хорошим аппетитом. За столом воспитательница хвалит вкусную еду. Ребенок вначале демонстративно отстраняет поданную ему тарелку с едой, что намеренно игнорируется воспитательницей, оживленно беседующей с другими детьми на тему о том, что такие-то дети хорошо едят, вырастут здоровыми и сильными, будут крепкими физкультурниками, бойцами, танкистами, летчиками (что так привлекает малышей). Отставивший свою тарелку ребенок, как правило, придвигает ее к себе и начинает есть без всяких уговоров со стороны

воспитательницы. Если достигнуть такого эффекта при первом кормлении не удается, то второй раз указанный прием обычно дает положительный результат. Дома родителям труднее достигнуть успеха, но все же последний возможен, если они возьмут себя в руки, не будут создавать напряженной обстановки и переборят чувство тревоги за ребенка. Обычно ребенка сажают за стол вместе со специально приглашенным в часы еды другим ребенком, не страдающим анорексией. Мать, придерживаясь указанного выше приема, спокойно говорит ребенку, отставляющему тарелку, что он, видно, сыт и съест свою порцию в другой раз, сама же ест с демонстративно хорошим аппетитом. Обычно, пропустив один-два приема пищи, ребенок начинает есть. В промежутках между приемами пищи, разумеется, не следует давать ребенку ни печенья, ни конфет, ни фруктов. Голод в этих случаях является лучшим врачом (О. Б. Фельцман).

За рубежом во многих случаях психогенные причины анорексии у детей раннего возраста вскрываются в совместной с психотерапевтом игре ребенка. После того как конфликт ребенка, приводивший к анорексии, становился очевидным, удавалось с большим успехом коррегиро-вать ошибки воспитания и улучшить аппетит ребенка.

Предупреждение «нервных» рвот сводится в основном к тому, чтобы никогда не кормить ребенка чрезмерно и принудительно. В момент недомогания, когда у ребенка нет аппетита и его пищевой центр заторможен, легко может возникнуть рвота в случае попытки заставить ребенка принять пищу (эта реакция подвергнется в дальнейшем фиксации). Следует остерегаться причинить неприятное ощущение ребенку и чрезмерно горячей пищей.

Ни в коем случае, нельзя создавать «шумиху» вокруг процесса питания нервного ребенка, страдающего описанным симптомом. Надо помнить, что дети эгоцентричны и любят фиксировать на себе внимание близких. Мы считаем очень полезным следующий прием. Матери ребенка, страдающего «нервной» рвотой, указывают подход к нему и успокаивают ее, говоря, что рвота пройдет обязательно, но не так скоро (О. Б. Фельцман). Подростку, страдающему нервной рвотой, объясняют, что в период роста нередко встречаются явления нервности, в том числе и рвота, что они всегда преходящи, но исчезают не сразу и что, невзирая на рвоту, надо есть регулярно, ибо

часть пищи всегда усваивается. Тем самым с состояния ребенка снимается печать особенности и напряженное ожидание немедленного прекращения симптома. Последний в таких случаях сравнительно быстро исчезает. Попытки накормить ребенка насильно, тревожная атмосфера, в которой протекает кормление, усиливают симптом рвоты и подкрепляют отрицательное отношение ребенка к пище.

М. Нейруд рекомендует в целях лечения создавать ситуацию, в которой у ребенка появилось бы влечение к пищи. Если он отказывается от каждого кормления, ему дают вначале только жидкость, затем ограниченные в количестве рационы из предпочитаемых им блюд. Его никогда не упрекают за то, что он плохо ест, но и не хвалят за то, что он хорошо ест. При таком подходе нередко удается достигнуть быстрого улучшения аппетита.

В невропсихиатрической клинике для детей раннего возраста нам пришлось наблюдать ребенка 4 лет, поступившего с указанием, что он питается последнее время преимущественно жареной картошкой, а от другой пищи «его рвет». Мальчик при поступлении сказал воспитательнице: «А я буду рвать». Встретив в ответ полное равнодушие к этому заявлению, он первый же завтрак провел без рвоты. Симптом, с которым поступил ребенок, в клинике не проявился ни разу.

Следует отметить, что симптом анорексии и рвоты при психической травме возникает обычно у детей, у которых имеется особая ранимость желудочно-кишечного тракта (перенесенная в ранние годы диспепсия, дизентерия, особенно хроническая, колиты и т. д.)

Лечение в подростковом возрасте анорексии, в основе которой лежит цель похудеть, представляет чрезвычайно большие трудности. Ввиду того что стремление сбавить вес имеет значение почти сверхценного образования, метод убеждения помогает недостаточно. В процессе кормления приходится исходить из любимых подростком блюд, предлагая ему еду небольшими порциями, но часто. Наряду с этим рекомендуется сон как метод охранительного торможения (электросон, условнореф-лекторный), снижающий возбуждение инертного очага. В затягивающихся случаях целесообразно применить гипнотерапию. Исходя из того, что стремление быть в центре внимания и привлечь участие близких здесь не-

редко играет существенную роль, рекомендуется удовлетворить эту потребность подростка, но используя какие-либо положительные качества его личности, а не болезнь.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

wume.ru