Сейчас уже не имеет смысла часто взвешивать ребенка и измерять его рост, но делать это дважды в год просто необходимо. Если и масса тела, и рост увеличиваются пропорционально, — физически ваш малыш развивается без отклонений. Если же он поправляется быстрее, чем подрастает, — он полнее, чем это допустимо в его возрасте.

Сила и работоспособность тоже значительно повысились, но это не значит, что ребенка уже можно нагружать различными обязанностями, например, работой по дому, уходу за младшими... Скелет у ребенка еще очень слаб, кости гибкие, поэтому физические нагрузки, не соответствующие его возрасту, могут послужить началом для дальнейших нарушений осанки, искривления позвоночника, развития плоскостопия.

В 4 года у малыша максимально развивается острота зрения — можно начинать обучение чтению. Заканчивается формирование способности различать все оттенки вкуса, степень концентрации того или иного вещества в пище (пересоленное, соленое, очень сладкое или слабокислое).

В этом возрасте у детей хорошо развит жевательный аппарат, но пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы еще не достигли зрелости, поэтому очень чувствительны к несоответствиям количества, качества и состава пищи, нарушениям режима питания. А это часто приводит не только к различным заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта, но и к нарушениям обмена веществ в организме, что приводит к ожирению.

Характерная особенность четырехлетних детей — эмоциональная нестабильность, неустойчивость, повышенная возбудимость. В этом возрасте малышу бывает еще трудно сосредоточиться. В его памяти остаются лишь яркие события — те, что произвели на него очень сильное впечатление. Поэтому часто, даже умея различать цвета и их оттенки, ребенок может нарисовать собаку красной, а дерево — фиолетовым. В 4 года малыш проявляет особый интерес к словам, их произношению, поэтому с ним легко разучивать скороговорки и считалки.

Читая детям книжки, не забывайте обращать их внимание на описание природы, а также мотивацию поступков героев. Самое благоприятное время для чтения — после завтрака, за 1,5-2 часа до обеда, во второй половине дня — с 16 до 18 часов. Именно в это время повышены умственная активность и способность к восприятию и обработке полученной информации, малыши с удовольствием слушают взрослых, отлично понимают и воспринимают содержание прочитанного. Рассказы лучше всего читать 3-4 раза в неделю, по одному в день. Сказку лучше рассказывать после дневного сна.

Повнимательнее прислушивайтесь к тому, что говорит ваш малыш. Его речь в этом возрасте все больше обогащается новыми словами. К 5-ти годам он уже начнет употреблять довольно длинные, сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Речь у него станет еще богаче и ярче, если вы постоянно будете с ним разговаривать, а самое главное — внимательно слушать, причем с удовольствием.

Он уже может обобщать, запоминать и с точностью воспроизводить полученную информацию. Чем лучше он умеет мыслить, тем более разнообразной становится его речь, и наоборот. Если он с интересом фантазирует (но не живет в своем особом мире фантазий и иллюзий), не огорчайте его, говоря, что такого не бывает.

Четырехлетнему малышу может нравиться произносить вульгарные и грубые слова, он обожает при этом наблюдать за реакцией родителей. Но может существовать и такая проблема: ребенок не всегда правильно употребляет и истолковывает такие пространственные связи между предлогами (над — под, за — перед, в — на, верх — низ, на — в и др.). Что же делать?

Для начала часто используйте их в течение дня, демонстрируя связи между ними на практике. При этом не забывайте спрашивать, показывая картинки, где лежит яблоко, где стоит домик, где сидит птичка, кошечка?

Малыш играет в комнате, или вы, например, вместе с ним убираете игрушки — попросите его поставить (или достать) машинку на полку (из-под стульчика). Если он все сделал пра-

Вильно, — дело пошло на лад. Не забывайте время от времени проверять, верно ли ребенок употребляет изученное понятие. Помогая накрывать к обеду стол, спросите, он ставит тарелки на него или под него? Когда он берет стакан и наливает туда молоко, то — в стакан (вовнутрь) или на него? Здесь очень важен элемент игры.

Возьмите на заметку, что понимать и сопоставлять такие пространственные понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно употреблять их в речи малыш окончательно научится только в пятилетнем возрасте.

Если в детском саду стараются строго придерживаться режима, то дома, особенно в субботу и воскресенье, мы часто ломаем его сами: позволяем подольше и побольше смотреть телевизор, попозже лечь спать, утром попозже встать.

Очень важно, чтобы режим дня дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как ведет себя ваш ребенок в детском саду, какие требования предъявляет к нему воспитатель.

А вообще, режим четырехлетнего малыша не очень отличается от режима трехлетнего: максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5-6 часов, сон — 12-12,5 часов (2 часа — на дневной сон), кормить малыша нужно 4 раза в день с интервалом 3,5-4 часа.

Создавая ребенку условия для хорошего сна, помните, что свежий воздух является лучшим снотворным и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Засыпать он может, лежа на правом боку или на спине, животе, однако не заставляйте детей принимать в кровати определенную позу, иначе они будут думать лишь о том, чтобы лежать, как вы приказали, а не о том, чтобы расслабиться и заснуть.

Кроме того, пусть и сама кроватка будет привлекательной и удобной. Вокруг нее можно расположить любимые мягкие игрушки — так появится «мини-дом», где ребенку будет приятно засыпать и пробуждаться.

Ребенок ест 4 раза в день: в 8-9 часов — завтрак, в 12-13 - обед, в 16-16.30 - полдник, в 19-20 - ужин. В среднем малышу необходимы в сутки такие продукты (с учетом на приготовление блюд): молоко — 500-600 мл, творог — 50 г, сыр — 10 г, сливочное масло — 25-30 г, растительное масло — 10 г, мясо — 100-120 г, рыба — 35-40 г, яйцо —1 шт. (в два дня), сахар — 50-60 г, крупа и макаронные изделия — 50-60 г, картофель — 150 г, овощи — 250 г, фрукты и ягоды — 250 г, хлеб — 150 г. Общий объем пищи в среднем не должен превышать 1700-1750 г.

Такие продукты, как молоко, мясо, масло, сахар, хлеб, * Овощи, фрукты должны входить в пищевой рацион ребенка ежедневно, а рыба, яйца, сыр, творог — от 1 до 2 раз в неделю. Например, рыбу можно дать 1 раз в неделю, яйцо — через день, сыр и творог — 2-3 раза в неделю. Вместе с тем, очень важно, чтобы в течение недели малыш получил все необходимое.

Не повторяйте одни и те же блюда в течение суток, например два мучных или два крупяных

Блюда. Важно также сочетать блюда, что не только вносит разнообразие в меню, но и повышает усвоение пищевых веществ. Если ребенок ел в обед, скажем, крупяной суп, то гарнир ко второму сделайте овощным (лучше комбинированным). Мясные блюда лучше давать с овощными, крупяные — с молоком или творогом.

Салаты предлагайте перед едой, так как овощи стимулируют выработку пищеварительных соков и улучшают аппетит, — и на завтрак, и на обед, и на ужин (хотя бы понемногу), свежие фрукты — на полдник, но не в промежутках между едой, особенно сладкие.

Если кроха ходит в детский сад, то, забирая его домой, не забудьте посмотреть меню и постарайтесь дать малышу дома те блюда и продукты, которые он недополучил днем. Не закармливайте его в выходные дни сладостями и деликатесами — очень часто потом работники детсадов жалуются на плохой аппетит воспитанников.

В четыре года навыки и умения становятся более совершенными. Ребенок уже умеет аккуратно есть, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, умеет пользоваться вилкой, салфеткой. Выходя из-за стола после еды, говорит «спасибо». Умеет умываться, правильно чистить зубы, полоскать рот. Правда, иногда случается, что малыш не любит, когда ему моют голову или причесывают волосы. С нетерпением ждет, пока ему состригут ногти на руках или ногах. Да и зубы может почистить наспех. Но все это только в том случае, если его не приучили к усидчивости, терпению, аккуратности, не объясняли, зачем это надо делать и как именно.

Он уже может самостоятельно одеться, раздеться, аккуратно складывать одежду, поддерживать чистоту и порядок в своей комнате — все это ему уже по силам. Ребенок с удовольствием выполняет поручения взрослых: поливает комнатные растения, кормит рыбок в аквариуме, помогает маме и бабушке.

Учите малыша владеть своими чувствами и желаниями, уметь ждать, когда мама освободится и сделает то, что он просит. Он уже должен твердо знать, что у него есть пусть и маленькие, но по-своему ответственные обязанности в семье, что он может помочь близким, если они его об этом попросят. Главное, чтобы он видел результат своего труда и понимал, что многое уже может сделать и сам.

Наказание и вседозволенность — не лучшие методы воспитания. Не делайте за малыша то, что он уже в состоянии выполнить сам. Прежде всего, старайтесь отныне не убирать за него игрушки, если хоть несколько раз ему удавалось это сделать самому. При этом не забывайте, что ваше отношение к ребенку и то, как вы себя с ним ведете, гораздо важнее, чем если вы что-то делаете за него.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Самая неприятная часть посещения врача завершена. Осторожно спуститесь с кресла, спокойно одевайтесь и думайте, все ли вы сказали врачу. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться навязчивой или непонятливой. После осмотра...

ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЧАИ

АМПУТАЦИЯ Если один из пальцев или конечность оказались отрезаны, уложите ребенка и рекомендуйте ему лежать неподвижно. Положите на рану чистую материю или кусок стерильной марли, не пытаясь очистить рану. Успокойте...

КАК НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ?

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще в глубокой древности. Практически во всех странах мира оно использовалось как профилактическое средство против простуды, сопутствующее спортивным упражнениям. Закаливание не лечит,...

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ Система здравоохранения РФ финансируется из государственных (общественных) и негосударственных (частных) источников. Общественные (public) средства здравоохранения, т.е. средства, формируемые из централизованных налогов и средств ОМС, равнозначны термину «государственные средства»,...

История развития здравоохранения в России

После революций 1917 г. начала развиваться государственная медицина: проведены коренные реформы, консолидировано все медико-санитарное дело. В 1918 г. создана государственная система здравоохранения, объединившая все ранее существовавшие формы российской медицины. Охраной...

ИНДИЙСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛИТЕРАТУРЕ ДХАРМАШАСТР

AM. Самозванцев Основой жизненного благополучия индуиста традиционно признается брак и семья. Не случайно древние сборники домашних обрядов, Грихья-сутры, Начинают свое изложение с описания свадьбы: свадебная церемония означала вступление ученика, завершившего...

Приключения алкоголя в человеческом организме

Как алкоголь попадает в организм - это понятно: всасывается из желудочно-кишечного тракта. Количество кишечного и желудочного содержимого, его состав (например, жиры замедляют всасывание алкоголя, а газированная минералка его ускоряет) и...

НАРУШЕНИЯ ПОХОДКИ

Походка—это совокупность особенностей позы и движений при ходьбе. Нарушение походки, т. е. нарушение двигательного акта во времени и пространстве, возникает при поражениях опорно-двигательного аппарата и(или) нервной системы. Этиология. Основную роль...

ЭСТРОГЕНЫ И ВАШ ВЕС

Вам когда-нибудь говорили, что эстрогены вызывают увеличение веса? Вам говорили, что если вы принимаете эстрогены, то обязательно растолстеете? Многие из нас это слышали. Но правда ли это? Почему же молодые...

БРАЧНЫЙ СОЮЗ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

Ашок Келкар Доктор Ашок Келкар - известный индийский ученый-гуманитарий. Его эссе содержит психологический портрет индийского брака: любовь как внезапно нахлынувшее (и потом исчезнувшее) чувство неизвестно сред-нестатистическому индийцу. “Любовь по-индийски”, или...

ПРОБЛЕМЫ С ГРУДЬЮ

ЛАКТОСТАЗ ИЛИ ГРУДНИЦА Ткань молочной железы разделена на 10—20 секций или сегментов, подобно лимону. Из каждого сегмента выходит по протоку. Бывает, что из одного сегмента в груди молоко не вытекает,...

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК За этот месяц ребенок подрастет еще на 5 см, а его масса удвоится. К концу месяца средняя длина плода составит 36 см, а масса — 800 г....

ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЕ НАРУШЕНИЯ

▲ Особенности водно-солевого обмена у детей. ▲ Роль электролитов в поддержании гомеостаза. ▲ Причины дегидратации у детей раннего возраста. ▲ Виды и степени дегидратации. ▲ Этапы развития гиповолемического шока. ВОДНО-СОЛЕВОЙ...

5 летних проблем с кожей, и как их избежать

5 летних проблем с кожей, и как их избежать

5 летних проблем с кожей, и как их избежать Лето началось, а вместе с ним различные удовольствия, но и для многих сезон стал и проблемы с кожей. Конечно, наиболее распространенные...

Аскариды у взрослых и детей симптомы, лечение, фото

Аскариды у взрослых и детей симптомы, лечение, фото

Аскариды (лат. Ascarididae) — семейство крупных паразитических круглых червей, длина самки паразита может достигать 40 см, а самца не больше 25 см. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают аскаридоз. Излюбленным...

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

Работа с информационными системами вообще и медицинскими информационными системами в частности регламентирована действующим законодательством - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите...

wume.ru