Мальчики в этом возрасте продолжают расти быстрее девочек. Также они немного опережают девочек в весе приблизительно до 8,5 лет, а вот после этого картина начинает меняться.

Восьмилетний ребенок старается все делать быстро: двигаться, есть, читать, говорить. Ему нравится, когда взрослые обращают на него внимание как на равного себе. Он очень интересуется человеческими отношениями: как и почему люди дружат между собой, за что осуждают друг друга и т. п. Ребенок в этом возрасте продолжает всюду совать свой нос: отчего загорается свет и как работает машина, что внутри телевизора и почему да как именно он работает, — вопросов становится все больше, и на каждый ему нужно получить как можно более точный и исчерпывающий ответ.

Отношения с друзьями для него теперь становятся более важными, чем со взрослыми, хотя в то же время, независимо от того, мальчик это или девочка, восьмилетний ребенок больше тянется к матери, чем к другим членам семьи. Он даже ревнует ее к другим. Эти дети очень ранимы и слишком чувствительны к критике, любят обсуждать действия окружающих его людей, а также и свои собственные, очень хорошо знают о своих недостатках, но не всегда могут с ними справиться. Иногда они плохо ладят с другими детьми, время от времени бывают агрессивны даже с мамой.

Если в этом возрасте ребенок развивается нормально, у него сильнее начинает проявляться чувство долга и стремление к различным достижениям. У него уже хорошо развита коммуникативность. Он ставит перед собой и пытается решать реальные задачи, его фантазия и игры направлены на активное усвоение предметных действий.

Возраст 8-9 лет (особенно у мальчиков) — это период некоторого торможения самостоятельного чтения, поэтому принуждать его читать нельзя ни в коем случае. Пользуйтесь уловками. Давайте ребенку читать книги сначала на ту тематику, которая интересует его больше всего, а потом потихонечку переходите к другим. И еще одно: выбирайте книжки вместе, особенно когда покупаете их в магазине.

В этом возрасте дети часто увлекаются коллекционированием: в ход идет абсолютно все — камешки, марки, наклейки от жвачек... При этом малышам доставляет огромное удовольствие не просто собирать их, но и систематически приводить свои коллекции в порядок.

В восемь лет иногда у детей появляется желание также навести порядок и в своих вещах. Для пущего удобства они могут наклеить ярлычки на ящики письменного стола, аккуратно расставить все книги на полочке... Правда, чаще всего порядок долго не держится, но ведь главное здесь — само стремление к нему. Дайте ребенку немного времени, и тогда привычка к чистоте и аккуратности станет неотъемлемой частью его характера.

У мальчиков этого возраста более развита способность к творческой деятельности. Если к нему в руки попадает какой-нибудь новый предмет (особенно игрушка — в этом возрасте дети еще очень любят играть ими), они придумывают для себя новые игры, используя эти предметы, как бы мы с вами сказали, не по назначению. А вот девочки идут проторенной дорожкой, стараясь приспособить их под хорошо знакомые, давно освоенные игры. Если это игрушечная кастрюлька, то в ней надо только варить еду, и она ну никак не может превратиться, скажем, в бункер для секретного оружия — чаще всего именно так и играют девочки.

Возраст 8-9 лет — время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период желательны интенсивные и разнообразные занятия изобразительной деятельностью. Это так называемая схематическая стадия, где символ, который лишь отдаленно может напоминать предмет, вполне устраивает ребенка. Начиная с 9 лет, у ребенка начнет пробуждаться реалистическое воспроизведение предметов и явлений.

Все четче психологически проявляются отличия между мальчиками и девочками. Мальчики больше отвлекаются во время приготовления уроков, их мысли часто витают далеко от того, чем они должны заниматься, поэтому их приходится заставлять выполнять домашние задания. И именно поэтому они делают уроки дома не полтора часа, как надо бы, а в 3-4 раза больше времени.

Даже если мальчик думает и соображает не хуже, а лучше девочки, заставить его думать именно на уроке тяжелее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в том, что они чаще, чем девочки, нарушают дисциплину на уроке, слишком шумны на перемене. Мальчика тяжелее приучить поддерживать порядок, особенно если раньше этому вы уделяли меньше внимания. Мальчики этого возраста значительно меньше, чем девочки, обращают внимание на свою одежду, кроме тех случаев, когда особенности предлагаемой взрослыми одежды каким-то образом нарушают их представление о том, как должен одеваться мальчик. То, что их одежда порвана или грязная, их интересует намного меньше, чем девочек.

Характерным для мальчиков является и недостаток ответственности. Они мало переживают или же не переживают вообще из-за оценок в школе, забывают, что им задано на дом или не придают этому значения, из-за чего родителям часто приходится самим узнавать домашние задания за своих сыновей. У них менее развиты усидчивость, настойчивость, терпеливость, старательность, аккуратность. У мальчиков этого возраста чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады настроения — от излишней самоуверенности до абсолютной потери уверенности в себе.

Словарный запас у мальчиков значительно богаче, чем у девочек, особенно за счет понятий более отдаленных предметов и обобщенных явлений. В лексиконе мальчиков преобладают слова, передающие действие, тогда как девочки более склонны к предметно-оценочным словам. В свободное время мальчики склонны заниматься спортом, подвижными играми, тогда как девочки — читать, музицировать и тому подобное.

В 8-9 лет ребенок уже может заниматься акробатикой, спортивной гимнастикой, горнолыжным спортом.

Восьмилетний ребенок уже начинает сомневаться в правильности действий и слов взрослых. Причины несогласий — противоречия в утверждениях: «Я это прочитал в книжке, а мне говорят — там написано неправильно», «В одной книжке пишут одно, в другой — совершенно противоположное», «В классе учительница говорит так, а мама утверждает обратное». Или же несоответствие этих утверждений опыту самого ребенка: «Почему все абсолютно уверены, что это именно так и не иначе, а мои сомнения никто не слушает», «Не согласен, когда в книжках пишут неправильно — такого в жизни не бывает и быть не может», «Почему я должен думать как все?»

Его очень удивляет необходимость доказывать окружающим (и себе) очевидные вещи. Например, если его спросить действительно ли он существует, то ребенок ответит, ссылаясь на собственный опыт, что он есть не потому, что ему так сказали взрослые, а потому, что он двигается, думает, прыгает, разговаривает, ходит, учится, выполняет различные другие действия, может потрогать и увидеть себя в зеркале, услышать собственный голос.

У восьмилетки начинает зарождаться критическое отношение к взрослым, к полученным от них знаниям. Появляется собственное мнение, которое отличается от мнения взрослых. Растет доверие к своему собственному жизненному опыту — настает время «очистить» этот опыт путем сомнения.

Дети этого возраста весьма импульсивны и несдержанны, еще не могут и не умеют самостоятельно преодолевать даже незначительные, на наш взгляд, трудности, с которыми сталкиваются во время обучения в школе. Поэтому в данном возрасте воспитание личности ребенка заключается в том, чтобы систематически учить детей самостоятельности более высокого уровня. Но делать это надо как бы исподволь, просто подталкивая ребенка к нужным действиям. При этом учитывайте то обстоятельство, что объем поставленного перед ним задания не должен быть очень большим, иначе ребенок просто откажется его выполнять вообще.

Теперь ребенку нужны собственные оценки его личного «Я». После того, как в восемь лет ребенок совершил Поступок, попробуйте не спешить давать ему свою собственную оценку. Пусть ребенок научится это делать самостоятельно.

Он еще не знает, как это делается? Ваша задача состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому осуществлять процесс поиска способов для объективной (!) самооценки, понимания мотивов собственного поведения. В сложных для него ситуациях — подсказывать, но в целом — обучать его этому. В диалоге с родителями обнажается смысл действий, как и становится понятной сущность внутреннего «Я» для ребенка.

Проанализируйте один из поступков ребенка сами, вслух, как бы между прочим размышляя о создавшейся ситуации. Поставьте себя на место ребенка, порассуждайте за него (почему я так сделал?), а потом — за других участников произошедшего. Приведите точки зрения «Я» ребенка и тех других «Я» — детей и взрослых. Дайте своему малышу возможность хотя бы таким образом услышать взрослый мир, увидеть разнообразие оценок взрослых и их точек зрения. Покажите ему множественность «зеркал», в каждом из которых по-своему отражается его Поступок. И выделите, подчеркните его «Я», его точку зрения.

Такие уроки не забываются. Поверьте, в следующий раз ребенок уже сам будет участвовать в таком диалоге с вами, он сам начнет думать, сопоставлять, анализировать. А еще через раз—другой сможет провести этот анализ самостоятельно. Так вы воспитаете у него привычку к внутреннему диалогу, сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях.

Вспомните, как учат детей играть в шахматы: «Если я пойду сюда, то противник пойдет туда, тогда я отвечу так...» И так далее. Вначале один лишь взрослый размышляет так вслух. Затем к нему присоединяется и ребенок. Проходит немного времени, и ребенок сам начинает мысленно обдумывать каждый ход. Еще чуть-чуть и он делает это не после, не во время, а перед своим ходом. Тогда ребенок начинает уже и понемногу обыгрывать взрослого...

Анализ Поступка скоро приводит к тому, что ребенок обучается «раскладывать по полочкам» его смысл и последствия заранее. Это и есть переход от импульсивных действий к осознанному поведению, переход к самовоспитанию. Ведь в конечном счете, ребенок должен усвоить не столько нашу оценку его Поступка как такового, сколько его смысл. Иначе малыш будет судить о себе и о других только по одним лишь поступкам, а это не всегда правильно. Ведь надо учитывать и мотивы поступка, и ситуацию, в которой он был совершен, а значит, понять еще и его смысл.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

РАБЫНИ И ЦАРИЦЫ: ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ИНДИЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Е. Ю.Ванина Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редкими исключениями, о которых пойдет речь ниже, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на...

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

МАТКА И ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Матка начинает увеличиваться с самого начала беременности. За девять месяцев ее вес от 50—60 г увеличивается примерно до 1 кг и даже больше, высота изменяется от...

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителе…

В 2012 г. санитарно-эпидемиологической службе России исполнилось 90 лет. С момента образования деятельность Службы направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что было достаточно сложно, учитывая тяжелые военные и хозяйственно-экономические условия...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 32) определен новый для российского здравоохранения вид медицинской помощи — паллиативная...

ТЕСТОСТЕРОН И ДГЭА: ГОРМОНЫ-АНДРОГЕНЫ

ТЕСТОСТЕРОН И ДГЭА: ГОРМОНЫ-АНДРОГЕНЫ

Клодин, здоровая женщина, которой едва за шестьдесят, почувствовала значительный упадок сил, выносливости и энергии, когда некоторое время назад она каталась на лыжах. Несмотря на выматывающие лыжные походы, она располнела в...

Очищение жировой ткани

«Растормошить» жировую клетчатку достаточно сложно. Самый простой и доступный способ - голодание. Голодание абсолютное - но ни в коем случае не «сухое». Вообще как закон для большинства чисток можно принять...

РОДЫ И БОЛЬ

Роды — это физиологический процесс, который зачастую сопровождается болью, напряжением и страхом перед возможными осложнениями. Опыт показывает, что у хорошо подготовленных женщин страх и напряжение во время родов отступают, они...

Состояние и деятельность системы здравоохранения РФ

 УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических,...

ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

АВ. Солодов Меется устойчивое мнение о том, что в странах Востока участь женщины незавидна, тяжела, она полностью подчинена прихотям мужчины, и ее удел — семья, кухня и женская половина дома ...

ОБЗОР ИНФЕКЦИОННЫХ, ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НАРУШЕНИЙ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ…

АЛЛЕРГИЯ И АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Аллергия — измененная чувствительность организма к воздействию факторов окружающей среды (чужеродные для организма вещества, пищевые продукты, лекарственные средства и др.), называемых аллергенами. Непосредственной причиной аллергических болезней...

Законодательное обеспечение сферы охраны здоровья. Медицинское право

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДО НАЧАЛА XX в. Правовое регулирование взаимоотношений в обществе во все времена не могло не коснуться медицинской деятельности. Первыми элементами правового...

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

Желудочно-кишечное кровотечение наблюдается в детском возрасте достаточно часто. Оно проявляется постгеморрагической ане- Мией, развитие которой зависит от скорости кровотечения. Интенсивное кровотечение сопровождается бледностью кожных покровов, холодным потом, головокружением, тахикардией,...

РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЬЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И НАСЕЛЕНИЕМ

Для разделения этой ответственности в странах с развитой рыночной экономикой используют: •   софинансирование населением и работодателями медицинской помощи — раздельные взносы на ОМС работодателей и работников, соплатежи пациентов в момент...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Информация (лат. informatio - разъяснение) — общее понятие, обозначающее сведения, совокупность каких-либо данных и знаний. Процесс передачи информации предполагает наличие минимум трех составляющих; источника информации. ее потребителя и средств передачи....

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

ЗВУТ занимает особое место в статистике заболеваемости из-за большой социально-экономической значимости. По оценкам специалистов, только в 2008 г. экономический ущерб от временной утраты трудоспособности составил около 98 млрд рублей. На...

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

wume.ru