wume.ru

Красота, здоровье, дети

Мобильная версия | Полная версия











История развития здравоохранения в России

5.00 (2 голоса )

Разное - Общественное здоровье и здравоохранение

После революций 1917 г. начала развиваться государственная медицина: проведены коренные реформы, консолидировано все медико-санитарное дело. В 1918 г. создана государственная система здравоохранения, объединившая все ранее существовавшие формы российской медицины. Охраной здоровья населения страны руководил Народный комиссариат здравоохранения (Наркомздрав), который возглавил Н.А. Семашко — выдающийся врач, ученый, организатор.

Государственная система здравоохранения во многом продолжала и развивала лучшие традиции земской, городской, фабрично-заводской. железнодорожной, военной и страховой медицины. В основу положены принципы земской медицины: бесплатность и общедоступность, профилактика заболеваний, единство науки и практики, участие населения в охране здоровья. Профилактическое направление здравоохранения — основная черта системы охраны и укрепления здоровья населения России. Сразу после окончания Гражданской войны выдвинут лозунг: «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта», - подразумевающий оздоровление условий производства и быта трудящихся.

В середине 1920-х гг. были разработаны основные положения диспансеризации, в дальнейшем созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) - специализированные диспансеры (туберкулезные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные и дневные санатории, профилактории; начато диспансерное обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий. За здоровьем матери и ребенка стали наблюдать в детских и женских медицинских учреждениях, консультативных объединениях.

Становление и развитие отечественного здравоохранения в эти трудные годы задерживал дефицит врачей и другого медицинского персонала. Предстояло принять меры для увеличения числа специалистов и реформировать медицинское образование, привлечь в учебные заведения молодых людей.

Органы здравоохранения уделяли большое внимание подготовке квалифицированных медицинских кадров. Уже к 1922 г. дополнительно к существовавшим 13 медицинским факультетам открыто еще 16 факультетов, которые позже (1930 г.) преобразованы в медицинские институты.

В конце I920-х гг. в стране появились новые учреждения — санитарно-эпидемиологические станции - форпосты борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями, организующие центры оздоровления окружающей среды, массовое развитие которых начато в 1930-х гг.

Несмотря на гонения ученых, значительно расширена материально-техническая база медицинской науки. Среди многочисленных исследовательских институтов и лабораторий особое место занимал Всесоюзный институт экспериментальной медицины - центр теоретических изысканий в области медицины, учрежденный в 1932 г. по инициативе М. Горького. Ученые-медики страны представляли многочисленные научные школы, широкое признание которых не раз демонстрировалось на международных конгрессах, проходивших и в России.

Единство медицинской науки и практики здравоохранения непосредственно связано с его государственным характером. Выдающиеся ученые России: ИЛ Павлов (1846-1936). В.М. Бехтерев (1857-1927). Н.Ф. Гамалея (1859-1949). Д.К. Заболотный (1866-1929). Л.А. Тарасевич (1868-1927). М.Н. Кончаловский (1875-1942). Н.Н. Бурденко (1876-1946). А.Н. Сысин (1879-1956), Е.Н. Павловский (1884-1965) развивали отечественную науку. Несмотря на экономические трудности 1920-х гг.. государство находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений, жизненно важных для страны.

Недостаток ресурсов и финансовых средств не позволял организовать равноценную медицинскую помощь, адекватную потребностям всего населения. В соответствии с политическими задачами распределены приоритеты обеспечения этой помощью. Особое значение имело постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» (1929). предусматривающее преимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих и колхозников.

С начала пятилеток активно планировалось развитие отраслей народного хозяйства, в том числе здравоохранения. На промышленных предприятиях организованы фельдшерские и врачебные здравпункты в дополнение к больницам и амбулаториям, общей сети медицинских учреждений. Получила развитие диспансеризация. Однако в конце 1920-х гг. допущены серьезные теоретические и практические просчеты в проведении диспансерной работы, в значительной мере обусловленные ограниченными возможностями материально-технической базы здравоохранения, дефицитом медицинского персонала, его слабой подготовкой. Более того, без соответствующих ресурсов диспансеризация в Москве и Ленинграде была объявлена всеобщей. При отсутствии необходимых условий она сведена лишь к регистрации заболеваний, в лучшем случае — к медицинским осмотрам работающих граждан.










В 1930-е гг. в стране происходили крупные социально-экономические изменения: коллективизация, форсированная индустриализация. В соответствии с лозунгом Наркомздрава «Лицом к производству» в повестке дня стояло преимущественное медицинское обслуживание индустриальных рабочих крупных про мышленных центров и тружеников села. Рациональную организацию медицинской помощи рассматривали как фактор подъема производительности труда, снижения потерь рабочего времени. Ведущая роль в этих условиях отведена здравпунктам, на которые возлагалось оказание первой медицинской помощи и проведение широких профилактических мероприятий на производстве.

В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников принял новый Устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Число сельских медицинских учреждений и здравпунктов увеличено. В селах организованы колхозные родильные дома. Государственный характер здравоохранения признан наиболее оправданным и целесообразным.

Острая проблема здравоохранения - значительное распространение инфекционных заболеваний. Первостепенную значимость имели укрепление и дальнейшее

развитие санитарно-эпидемиологической службы. В феврале 1927 г. принят декрет ЦИК «О санитарных органах республики». В октябре 1927 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил повсеместно установить текущий и предупредительный санитарный контроль, новые категории и нормативы санитарных учреждений и должностей санитарных врачей.

На крупных промышленных предприятиях организованы «цехи здоровья», при некоторых из них — стационары и здравпункты для оказания медицинской помощи дополнительно к общей сети учреждений здравоохранения.

В июле 1936 г. создан Народный комиссариат здравоохранения как союзно-республиканское учреждение. Первый нарком здравоохранения СССР — активный организатор советской медицины Г.Н. Каминский (1895-1938).

С 1939 г. на промышленных предприятиях создавали медико-санитарные части для лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы. Одновременно увеличено число сельских врачебных участков.

В эти годы была создана служба охраны материнства и детства с сетью детских поликлиник, женских консультаций, число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,8 тыс. в 1940 г. Высокими темпами увеличивалось число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах в 1928 г. насчитывалось 247 тыс. больничных коек, а в 1940 г. - 791 тыс. Для подготовки медицинских кадров только в 1929-1938 гг. открыто 24 медицинских вуза. В 1930 г. медицинские факультеты университетов перешли в ведение Минздрава, срок обучения в них увеличен до 5 лет. Число врачей выросло с 70 тыс. в 1928 г. до 155,8 тыс. в 1940 г.

Заметные успехи достигнуты в борьбе с социальными болезнями. Система выявления, учета и лечения больных способствовала снижению заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями, их раннему выявлению, эффективному лечению и резкому сокращению числа больных с их тяжелыми формами.

Основные показатели здоровья населения изменились. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, значительно уменьшилась распространенность малярии и других инфекционных и паразитарных болезней, снижена общая смертность (до 17,3 на 1000 населения в 1939 г.). выросла средняя продолжительность предстоящей жизни.

Несмотря на большие просчеты и необоснованные репрессии, ценой непомерных усилий и жертв построена государственная система здравоохранения в соответствии с принципами, провозглашенными на заре советской власти.

В годы Великой Отечественной войны задачи здравоохранения существенно изменились. Главными из них стали медицинская помощь раненым, широкие противоэпидемические мероприятия, охрана здоровья детей, медицинское обслуживание тружеников тыла. В стране создана система лечения раненых и больных воинов, организована широкая сеть эвакогоспиталей. На базе этапного лечения с эвакуацией по назначению существовала четкая система оказания специализированной медицинской помощи в профилированных госпиталях.

Во время войны доказана эффективность системы помощи раненым и больным. начиная от батальонных медицинских пунктов, находящихся в непосредственной близости от переднего края, и до эвакогоспиталей тыла. Созданная Н.И. Пироговым доктрина военно-полевой медицины получила подтверждение и развитие во время Великой отечественной войны. Она основана не только на оказании медицинской помощи на фронте, но и на эвакуации по назначению в специализированные госпитали. Эта доктрина принесла невиданные плоды. В тяжелейших условиях войны, когда была оккупирована значительная часть территории СССР и немецкие войска дошли до Москвы и Сталинграда, а затем началось победное контрнаступление советских войск, удалось сохранить жизнь и вернуть в строй более 72% раненых и более 90% больных воинов. Даже в первые годы войны удалось сохранить материальную базу здравоохранения и к 1943 г.

увеличить больничную сеть на 15%. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и в тылу, и на фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний,

Нарком здравоохранения Г.А. Митерев (1900-1977) назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по противоэпидемической работе. Это позволило сосредоточить в руках единого органа все меры борьбы за предотвращение эпидемий, санитарное благополучие. Во всех республиках, городах и районах организованы чрезвычайные противоэпидемические комиссии.

Перед органами здравоохранения тыла, помимо задач оказания медицинской помощи воинам, направляемым в госпитали, встала проблема медицинского обеспечения гражданского населения, и прежде всего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах развернуты медико-санитарные части, опыт организации которых накоплен до войны; расширена сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев (профилакториев). Особое внимание обращено на помощь детям, многие из которых потеряли родителей, эвакуированы в тыл. Для них созданы молочные кухни, «пищевые станции»: увеличено число домов ребенка, яслей. Возникли так называемые ясли на дому. Эти и другие меры спасли жизнь готен тысяч дртрй. В июпе 1944 г. издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"».

Медицинская наука внесла весомый вклад в победу над врагом. В годы войны найдены эффективные способы лечения вяло заживающих ран (В.П. Филатов. 1875-1956; А.А. Богомолец, 1881-1946); разработаны отечественные антибиотики для борьбы с сепсисом (З.В. Ермольева. 1898-1974). внедрена новая методика лечения травм структур нервной системы. Для расширения научных медицинских исследований во время войны в 1944 г. создана Академия медицинских наук СССР — штаб и центр медицинской науки, объединяющий крупнейшие исследовательские институты страны. Первый президент Академии медицинских наук — выдающийся советский хирург, академик Н.Н. Бурденко (1876-1946).

Война потребовала мобилизации сил ученых-медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно обоснованной организации медицинской помощи. Советские ученые успешно выполняли эту задачу: разработаны эффективные методы лечения ран. травм, восстановления трудоспособности. Предложены новые лекарственные средства — сульфаниламиды. отечественный пенициллин и другие антибиотики. Созданы методы переливания крови и кровезамещающих жидкостей, борьбы с шоком и раневыми осложнениями. Многосторонний опыт советских медиков во время войны обобщен и описан в 35-томном труде, опубликованном в соответствии с Постановлением Правительства (март 1946 г.).

Война нанесла громадный ущерб народному хозяйству страны и населению. Полностью или частично разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Уничтожено и разграблено 40 тыс. больниц, поликлиник, санэпидстанций и других медицинских учреждений. СССР потерял в Великой Отечественной войне 27 млн человек,

Послевоенные годы и восстановление народного хозяйства ознаменованы внедрением ряда новых форм медицинского обслуживания и достижениями в медицинской науке.

В 1946 г. Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР реорганизованы в министерства здравоохранения. Важное и целесообразное организационное мероприятие — объединение амбулаторно-поликлинических учреждений (1947-1949), которое способствовало укреплению материально-технической

базы, улучшению деятельности больниц и повышению преемственности медицинской помощи. Однако в ходе объединения ЛПУ в ряде регионов допущены и организационные просчеты.

В послевоенные годы быстро развивалась сеть санитарно-эпидемиологических станций, усилена работа по охране источников водоснабжения, воздушного бассейна и почвы, введено согласование проектов промышленного и гражданского строительства с органами здравоохранения.

В 1950-е гг. выросла роль Академии медицинских наук как высшего научного медицинского учреждения страны, ее научно-исследовательских институтов. Эти годы ознаменованы рядом важных открытий, внесших значительный вклад в совершенствование здравоохранения. Разработаны и распространены хирургические методы лечения пороков сердца, завершена работа по ликвидации малярии как массового заболевания. Предложены новые методы консервирования крови, оригинальные кровезаменители, вакцины и сыворотки для профилактики и лечения ряда инфекционных болезней. Разработаны методы использования в медицинской практике радиоактивных изотопов, изучен патогенез лучевой болезни, заложены основы космической медицины.

Большое внимание уделялось созданию крупных больниц на 600 коек и более. организации специализированной медицинской помощи. Однако недостаток финансирования ограничивал строительство лечебных учреждений. В центре внимания оставались амбулаторно-поликлиническая служба, сельское здравоохранение, которое стало более приближенным к здравоохранению в городах.

Экономический рост страны и научно-технический прогресс в середине 1960-х гг. — основа значительного улучшения здоровья населения — определили новые задачи здравоохранения и создали благоприятные условия для укрепления его материально-технической базы. Произошли взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы интеграции и дифференциации медицинских знаний. В практическом здравоохранении это сказалось на дифференциации терапевтической службы и выделении в самостоятельные специальности кардиологии, ревматологии. пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии.

В 1960-е гг. была существенно реорганизована медицинская помощь населению: повсеместно созданы центральные районные больницы со специализированными отделениями (терапевтические, хирургические, педиатрические и др.). Специализация медицинской помощи коснулась и амбулаторно-поликлинических учреждений. Однако попытки расширения и специализации амбулаторной помощи часто сопровождались необоснованным разрушением структуры первичной медицинской помощи |фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). колхозных роддомов). Для приближения медицинской помощи к сельским жительницам созданы смотровые кабинеты в поликлиниках, районных и городских больницах, выездные женские консультации.

В медицинскую практику внедрены новые эффективные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пневмонии и токсических диспепсий.

1970-е гг. — важный этап в развитии и совершенствовании терапевтической помощи. Вступили в строй сотни новых, отвечающих современным требованиям амбулаторно-поликлинических учреждений на 500 и более посещений в смену, начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров.

Высококвалифицированную помощь сельскому населению стали оказывать в основном центральные районные больницы, многие из которых обеспечивали поликлиническую (консультативную) помощь не только сельскому населению района обслуживания, но и городскому населению.

R 1970-е гг. было начато строитепьство крупных научных лечебно-диагностических центров: онкологического, кардиологического, акушерско-гинекологи-

ческого, аллергологичеекого, гастроэнтерологического, пульмонологического, центра хронического гемодиализа. Служба здравоохранения проводила важную профилактическую работу. Все большие контингенты здоровых людей охватывались диспансерным наблюдением для выявления предболезненных состояний и своевременного лечения ранних стадий злокачественных опухолей и других заболеваний. На базе крупных многопрофильных больниц созданы диагностические центры с хорошим лечебно-диагностическим оснащением и квалифицированными специалистами.

В этих условиях были важны оптимизация структуры сети больниц и поликлиник, рациональное использование коечного фонда, его научно обоснованная профилизация с учетом реальных потребностей, обеспечение преемственности лечения больного в поликлинике и стационаре путем увеличения объема диагностических и лечебных функций поликлиник, улучшения работы ЛПУ.

Прогресс здравоохранения в эти годы непосредственно связан со специализацией. отражающей закономерности развития медицины. Однако дальнейшее развитие этого сложного процесса требовало соответствующих организационных форм и значительных материальных затрат, не всегда возможных в условиях финансирования здравоохранения по остаточному принципу.

Большое внимание в это время уделялось материально-техническому оснащению учреждений здравоохранения, обеспечению их современной диагностической аппаратурой. Однако строительство типовых лечебных учреждений, особенно в сельской местности, финансировалось недостаточно.

Важный этап в развитии здравоохранения - принятие основ законодательства о здравоохранении (1969), в которых сформулированы права и обязанности государственных органов, общественных организаций и граждан в охране здоровья населения.

Охрана материнства и детства — одно из приоритетных направлений в здравоохранении страны. В основу оказания лечебно-профилактической помощи детям положена этапность: поликлиника-стационар-санаторий. Быстро развивалась специализированная медицинская помощь: детская хирургия, ортопедия. травматология, оториноларингология, офтальмология, неврология. В крупных городах открыты специализированные родильные дома для лечения беременных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, резус-конфликтом, профилактики и ведения преждевременных родов. Широкое распространение получили специализированные отделения для беременных с инфекционными заболеваниями.

Развитие здравоохранения в стране столкнулось с трудностями, связанными с недостаточным финансированием. По обеспеченности врачебными кадрами в 1980 г. страна занимала 1-е место в мире, но имелась диспропорция между врачебным и средним медицинским персоналом. Довести это соотношение до запланированной величины 1:4 так и не удалось. Сеть медицинских училищ расширялась медленно, мало сил приложено к улучшению системы усовершенствования средних медицинских работников.

В начале 1980-х гг. перед Министерством здравоохранения была поставлена грандиозная задача: охватить диспансерным наблюдением все население страны. Однако со временем стало ясно, что силы и средства для перехода к всеобщей диспансеризации отсутствуют, а ее эффективность недостаточно обоснована. От решения этой задачи в полном объеме пришлось отказаться.

Необходимость реформ здравоохранения стала очевидной еще в 1970-е гг.: отмечено ухудшение здоровья населения. Однако серьезная реформа началась лишь во 2-й половине 1980-х гг. с внедрением нового хозяйственного механизма. В связи с нарастающим противоречием между масштабами задач, стоящих перед здравоохранением страны, и уровнем его финансирования в отрасли проведен ряд экономических экспериментов бригадной формы организации и оплаты труда

медицинского персонала, интенсификации использования коечного фонда крупных стационаров. Права руководителей органов и учреждений здравоохранения расширены, использовано экономическое стимулирование в работе учреждений. К сожалению, эта реформа не была завершена, хотя и сыграла определенную роль в выработке подходов к укреплению здравоохранения.

В начале 1980-х гг. были разработаны и реализованы государственные целевые комплексные научно-трхничрские программы по борьбе г сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, лейкозами, основными заболеваниями матери и ребенка; разработаны и внедрены в клиническую практику методы реконструктивной и восстановительной хирургии, трансплантации органов; созданы аппараты, выполняющие функции отдельных органов, медицинские приборы и новые лекарственные средства.

Общий кризис социально-экономической системы страны в связи с так называемой перестройкой особенно сильно ударил по здравоохранению. Застой в этой области все более углублялся. Жизнь настойчиво требовала изменения системы финансирования, широкого использования экономических методов управления здравоохранением, более широкого привлечения государственных и частных структур.

На фоне преувеличения успехов здравоохранения отмечалось справедливое недовольство населения качеством и культурой медицинской помощи; обозначился кризис доверия к медицине, к врачу. Предстоял большой и трудный поиск новых путей развития здравоохранения. Назрели важные причины совершенствования системы охраны здоровья: стимулирование качества работы медицинского персонала, оценка его деятельности по конечному результату, укрепление первичного звена здравоохранения.

Выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС в июле 1988 г.. министр здравоохранения СССР Е.И, Чазов с болью говорил: «Хочу сослаться на прошлое. потому что никогда нельзя повторять его ошибки. Мы гордились системой охраны здоровья народа, но молчали о том, что по уровню детской смертности находимся на 50-м месте в мире после Маврикия и Барбадоса. Мы гордились, что у нас больше. чем в любой другой стране мира, врачей, больниц, но молчали, что но средней продолжительности предстоящей жизни занимаем 35-е место в мире».

В этот период уже назрела необходимость в реформе здравоохранения. Разработанная в 1990-1991 гг. программа реформирования базировалась на существующей системе, но принципиально менялся подход: вместо экстенсивных, количественных оценок предложены интенсивные, качественные показатели. Одновременно заложены основы перехода к обязательному медицинскому страхованию (ОМС), более гибким системам государственного регулирования взаимоотношений самостоятельно действующих органов, учреждений здравоохранения и множества вновь возникших организаций и других субъектов здравоохранения.

Политические изменения, смена экономической политики страны, распад СССР привели к серьезным трудностям в системе здравоохранения в 1990-е гг. Органы здравоохранения сделали все возможное для обеспечения бесперебойной работы медицинских учреждений. Работники здравоохранения предприняли серьезные попытки приведения системы в соответствие со сложившейся ситуацией и продолжили упорные поиски путей дальнейшего развития.

Начавшаяся перестройка, реформы, задуманные для преодоления негативных антидемократических явлений, мешающих интенсивному экономическому и социальному развитию во имя свободы и благополучия народа, не привели к ожидаемым результатам. Единое, мощное, индустриальное государство, в котором существовала «историческая общность — советский народ», распалось. Образованный союз государств из бывших республик (СНГ) не был в состоянии заменить великую державу. Несмотря на демократические преобразования.

попытки перехода на новые экономические (рыночные) отношения, за краткий исторический период усилились негативные тенденции социально-экономических явлений: сокращение общественного производства, занятости населения, вплоть до роста безработицы, ухудшение питания, жилищных и других социально-бытовых условий для большинства населения. В здравоохранении, как и в других секторах социальной политики, усилился остаточный принцип финансирования. замедлилось развитие его служб, медицинская наука и образование диведены до грани финансового кризиса. Упал уровень здоровья населения России: смертность в 1990-е гг. существенно превысила рождаемость, отмечена депопуляция, возросла инфекционная заболеваемость, средняя продолжительность предстоящей жизни оставалась низкой.

Наиболее характерная черта здравоохранения в России после распада СССР — его реформы в направлении реорганизации монопольной государственной системы и создания бюджетно-страховой медицины. На самом деле реформа выходит за рамки этой структуры; с трудом, медленно, но создается общественная система. В ней участвуют все основные структуры общества — государственные, муниципальные. страховые, частные организации. Следовательно, медицина становится не только (исключительно) платной или бесплатной для всех, хотя введены легитимно платные услуги. Уходит в прошлое привычная полностью бесплатная медицинская помощь. Даже в капиталистических странах, прежде всего странах со страховой медициной, осуществлен принцип социальной справедливости: «Богатый платит за бедного, здоровый за больного». Следовательно, большинство населения имеет возможность по закону получать полностью или частично бесплатную медицинскую помощь, которую обеспечивают органы медицинского страхования. Введение медицинского страхования в стране неизбежно в условиях экономической нестабильности, резкого дефицита средств для обеспечения здравоохранения. Средства государственного бюджета на здравоохранение сократились.

В таких трудны* экономических условиях, в свете рассредоточения большей части средств по медицинским учреждениям разных ведомств, вновь пришлось обратиться к ОМС. В 1991 г. принят первый закон о медицинском страховании. причем, в противоположность предшествующему опыту России и других стран, в одной организации представлены и обязательное, и добровольное медицинское страхование (ДМС) - частное, коммерческое.

В начале 1990-х гг. в силу происходящих в стране политических процессов в отрасли произошел крутой поворот от централизованной системы укрепления к децентрализованной, с появлением автономно действующих региональных систем здравоохранения.

В развитии здравоохранения 1990-х гг. заметны два периода: до и после принятия закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Начальный период (1990-1993) хаотичен, что связано с разрушением старой административно-командной системы. Основополагающие принципы реформы в этот период - децентрализация управления, демонополизация государственного сектора здравоохранения, многоканальность финансирования и внедрение рыночных механизмов в сфере медицинских товаров и услуг. Реформа проходила бессистемно, без должной научной и правовой поддержки, поэтому в период демонтажа старой и формирования новой системы управления народно-хозяйственным комплексом страны здравоохранение оказалось в глубоком кризисе. Значительно уменьшен объем профилактической работы, сокращены программы научно-медицинских исследований. Опережающими темпами развивался частный сектор здравоохранения, отмечен лавинообразный рост платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Недовольство населения качеством и доступностью медико-санитарной помощи нарастало. Ученые и медицинские

работники испытывали разочарование от результатов социально-экономической реформы.

Второй период реформ здравоохранения в 1990-х гг. связан с появлением закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (1993), который изменил условия обеспечения финансовыми и материальными ресурсами, медицинскую помощь, положение, статус здравоохранения и отношение к нему со стороны власти и населения.

В условиях формирования конкурентной среды в здравоохранении существенно снизилась господствующая роль производителя медицинских услуг и выросла власть потребителя. Централизованное планирование сменилось попытками государственного регулирования здравоохранения и обеспечения КМП.

Дальнейшим шагом в формировании идеологической и нормативно-правовой базы для реформ здравоохранения стала «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», которая была одобрена Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387. Цель концепции — сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Позже Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 1202-р была утверждена «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.». которая развивала основные положения, представленные в Концепции 1997 г.

В перечисленных основополагающих документах приоритеты в охране здоровья основаны на научном анализе здоровья населения и деятельности системы здравоохранения. Этому во многом способствовала работа Национального НИИ общественного здоровья РАМН при подготовке Государственного доклада о состоянии здоровья населения РФ. Начиная с 1992 г. он ежегодно публикуется Министерством здравоохранения РФ (Минздрав России) совместно с Российской академией медицинских наук (РАМН).

На основе «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.* были разработаны федеральные целевые программы: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера». «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». «Скорая медицинская помощь», «Планирование семьи». «Безопасное материнство». «Дети России» и др. Подобные целевые программы разработаны в ряде субъектов Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской, Свердловской, Самарской. Липецкой областях. Чувашской Республике. Ставропольском крае.

Принятие решений о разработке целевых медико-социальных программ на федеральном и региональном уровнях — своевременный и крайне необходимый шаг. Их реализация обеспечила в непростых условиях социально-экономических преобразований и децентрализации управления отраслью стабилизацию, а по отдельным направлениям - и улучшение здоровья населения, повышение эффективности системы здравоохранения, рост качества и доступности медицинской помощи населению. Это важное решение, нацеленное на обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемыми на это ресурсами. Однако сохраняющийся дефицит ее финансирования из бюджетов всех уровней и фондов ОМС не позволил в полной мере реализовать это решение.

Некоторое улучшение ситуации в здравоохранении начиная с 2005 г. связано с началом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Впервые за многие годы отрасль получила значительные тсударственные вложении. В результате было улучшено оснащение учреждений первичной медико-санитарной

помощи (ПМСП) диагностическим оборудованием, санитарным транспортом; начато поэтапное повышение оплаты труда работников здравоохранения первичного звена; увеличен охват населения вакцинацией; расширена программа диспансеризации работающего населения.

Однако ожидавшихся радикальных положительных перемен в здравоохранении в результате принимаемых мер не произошло. В управлении здравоохранением не удалось обеспечить рациональное разграничение полномочий и координацию действий структур власти разного уровня. Необоснованно была снижена роль федеральных органов управления здравоохранением, по-прежнему отсутствует четкая, научно обоснованная стратегия развития отрасли. Система здравоохранения субъектов РФ существует на основе эмпирически складывающихся региональных моделей развития. Это имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные — учтены региональные особенности здоровья населения и сети учреждений здравоохранения; отрицательные — нарушена функциональная организационная целостность системы здравоохранения РФ. Это привело к проблемам в получении бесплатной медицинской помощи жителями других субъектов РФ.

В начале XXI в. в центре внимания государственных структур и широкой общественности остаются ключевые проблемы: снижение смертности, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний, травм, отравлений и других последствий действия внешних причин. На государственном и региональном уровнях в это время были приняты меры для преодоления неблагоприятных тенденций в здоровье населения.

Смертность снизилась по всем основным классам причин смерти. Однако по сравнению с рядом развитых стран она остается значительно выше, особенно от болезней системы кровообращения (БСК). дорожно-транспортных происшествий (ДТП), злоупотребления алкоголем.

В последующие годы во многих регионах России выросли основные показатели экономического и социального развития при сохранении высоких межрегиональных различий в доходах на душу населения, уровне безработицы, бюджетной обеспеченности - дополнительный фактор, усугубляющий региональное неравенство в здоровье населения. Позитивная тенденция изменения состояния здоровья -значительное снижение показателя младенческой смертности (до 7,3 на 1000 родившихся живыми). Удалось обеспечить управляемость эпидемиологической ситуации с туберкулезом, что выразилось в некотором снижении смертности от этого заболевания и стабилизации первичной заболеваемости. Значительно снизилась первичная заболеваемость населения РФ сифилисом и гонореей.

Дополнительная иммунизация населения привела к снижению инфекционной заболеваемости, в том числе дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, брюшным тифом, трихинеллезом, клещевым вирусным энцефалитом.

В 2000-е гг. наметилось улучшение показателей рождаемости и смертности населения. Общий коэффициент смертности (ОКС) за период 2003-2011 гг. снизился с 16,4 до 13.5 на 1000 человек в год, а рождаемость повысилась с 10.2 до 12,6 на 1000 человек в год. В 2011 г. было отмечено увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) - до 70,3 лет. оставаясь, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ряде развитых стран. Положительная тенденция наметилась и в изменении демографической ситуации в целом и деятельности службы родовспоможения: снизились материнская смертность и число абортов.

Реформа системы здравоохранения, реализация территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ), безусловно, сыграли положительную роль в оптимизации структуры сети ЛПУ. Продолжено сокращение сети учреждений. особенно оказывающих помощь сельскому населению РФ. За последние 5 лет (до 2011 г.) число участковых больниц сокращено на 2381. ФАП - на 3344. Зачастую

сокращение сети учреждений здравоохранения в сельской местности связано с продолжающейся реорганизацией маломощных участковых больниц и сельских амбулаторий, которые стали структурными подразделениями центральных больниц. Вследствие проводимой реконструкции сети ЛПУ наблюдают позитивные тенденции сокращения объемов стационарной медицинской помощи, рост медицинской помощи, предоставляемой населению в дневных стационарах, и объема амбулаторно-поликлинической помощи.

Однако, несмотря на некоторые позитивные изменения состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения РФ, остается много нерешенных проблем. Они касаются сохраняющегося несоответствия между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами. Возрастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения из-за отсутствия эффективных действующих механизмов государственного регулирования. Крайне медленно происходит адаптация медицинских работников к рыночным механизмам мотивации труда, остается нерешенной проблема их социальной и профессиональной защиты.

По-прежнему большое влияние на здоровье населения оказывают поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, курения. отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения. У большинства нет мотивированного ценностного отношения к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу.

Эффективность использования дополнительных средств, выделяемых государством на развитие здравоохранения, остается низкой на фоне сохраняющегося дефицита финансирования здравоохранения в целом и Программы государственных гарантий (ПГГ) в частности.

Перед государством и медицинской общественностью стоит выбор пути развития здравоохранения РФ. Первый — дальнейшее сокращение обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и, как следствие. — увеличение доли частного сектора в медицине. Второй - усиление роли государства вуправлении и финансировании здравоохранения и. таким образом. обеспечение ь полном объеме конституционных прав граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. От этого выбора во многом зависит судьба Российской Федерации как социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Здравоохранение России XX век / Под ред, Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского. О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001.- 320 с.

Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008. - 393 с.

Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для медицинских вузов. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 544 с.

Щепин О.П.. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для последипломного образования врачей. - М.: ГЭСТАР-Медиа. 2011. - 521 с.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить











Мобильная версия | Полная версия