ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В начале XVIII в. (1707) при Московском госпитале по указу Петра I открыта первая госпитальная школа, в которую предписывали «набрать для аптекарской науки 50 человек». Руководителем госпитальной школы назначен голландский врач, придворный врач Петра I Н.Л. Бидлоо. Учащиеся школы изучали анатомию, хирургию, десмургию, внутренние болезни, аптекарское дело, рисование и латынь. В 1733 г. открыты медицинские школы при Петербургском сухопутном госпитале, а затем при Петербургском и Кронштадтском морских госпиталях. Медицинское образование в России в середине XVIII в. реформировал русский военный врач П.З. Кондоиди: в программу включено преподавание физиологии. женских болезней и акушерства, расширено клиническое обучение у постели больного, установлено 7-летнее обучение, введена экзаменационная система.

В 1755 г. открыт Московский университет, медицинский факультет входил в состав трех его факультетов. В соответствии с проектом М.В. Ломоносова, на медицинском факультете введено чтение лекций на русском языке с демонстрацией больных, обучение клинической медицине у постели больного (С.Г. Зыбелин, Е.О. Мухин, К.И. Щепин).

В 1786 г. госпитальные школы отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища с большей самостоятельностью в обучении. В 1798 г. в Москве и Петербурге открыты медико-хирургические академии.

В начале XIX в. в России создают новые медицинские факультеты: в 1802 г. при Дерптском университете, в 1805 г. - при Харьковском, в 1814 г. — при Казанском университете. В 1804 г. принят первый университетский устав, предусматривающий автономию университетов, которую, однако, в полной мере реализовать не удалось.

В 1829 г. при крупных больницах стали создавать школы фельдшеров с 4-летним обучением.

Во второй половине XIX в. при университетах создают клиники, сначала хирургические и терапевтические, затем акушерские, глазные, уха, горла и носа, кожно-венерологические и др. Это способствовало формированию новых научных и практических направлений отечественной медицины, созданию научно-педагогических школ (В.М. Бехтерев, СП. Боткин, Г.А. Захарьин, С.С. Корсаков, А.А. Остроумов, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, В.Ф. Снегирев, Ф.Ф. Эрисман и др.).

Подготовка среднего медицинского персонала во второй половине XIX в. почти целиком перешла в ведение земств. Наряду с земскими фельдшерскими школами существовали военные фельдшерские школы, начали возникать школы Российского общества Красного Креста, школы при различных общинах с подготовкой сестер милосердия и частные фельдшерские школы. В фельдшерские школы постепенно стали принимать женщин.

В послеоктябрьский период XX в., несмотря на трудности, подготовка врачей в высшей школе России продолжена. В 1918-1922 гг. открыты 11 новых медицинских институтов и факультетов. Состоявшийся в 1920 г. I Всероссийский съезд по медицинскому образованию предложил новый учебный план, состоящий из трех ступеней. В преподавание клинических дисциплин стали активно внедрять вопросы диспансерного наблюдения, раннего выявления заболеваний, связи болезни с

условиями труда и быта. Расширены поликлиническое обучение и сельская практика.

В 1930 г. Постановлениями Совнаркома РСФСР и СССР в высших медицинских учебных заведениях созданы три факультета: лечебно-профилактический, факультет охраны материнства и детства и санитарно-профилактический, медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты. В 1930-е гг. в стране организованы 14 факультетов для подготовки детских врачей и 10 санитарно-гигиенических факультетов, уделено большое внимание подготовке стоматологических и фармацевтических кадров.

В годы Великой Отечественной войны часть медицинских институтов эвакуирована, сотни профессоров и преподавателей ушли на фронт, организованы ускоренные выпуски врачей.

В первые послевоенные годы разработаны и утверждены новые учебные планы и программы, учитывающие опыт лечения раненых и больных в годы войны и новые достижения отечественной и зарубежной науки.

В 1960-е гг. проведена очередная реформа медицинского образования с введением одногодичной специализации по основным клиническим дисциплинам (интернатура) и преддипломной специализацией (субординатура). Постепенно росло привлечение студентов к научно-исследовательской работе, что позволило развивать клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру. К концу 1980-х гг. почти половина будущих врачей и провизоров — члены студенческих научных обществ.

Последние десятилетия развития высшего медицинского образования России в значительной степени связаны с общемировыми тенденциями образовательного процесса, расширением возможностей глобальной информатизации, ускорением внедрения в клиническую практику последних достижений медицинской фундаментальной науки, укреплением междисциплинарных связей, признанием лидирующей роли преподавателя медицинского вуза.

ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 52 вуза Министерства здравоохранения РФ, в том числе 44 медицинских. 3 фармацевтических, 5 учреждений дополнительного профессионального образования и 22 факультета и института государственных университетов Министерства образования и науки РФ. Общее число обучающихся на додипломном этапе - более 136 тыс. студентов, последипломную подготовку ежегодно получают 180-200 тыс. врачей и провизоров.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
wume.ru