ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Однако по многим из этих показателей Россия продолжает значительно отставать от развитых стран. В частности. смертность населения от предотвратимых причин в РФ почти в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза в среднем, а ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) на 8 лет ниже.

Цель существенного улучшения здоровья населения РФ путем модернизации здравоохранения поставлена в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.: «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (№ 598) и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№ 606). В этих документах запланировано, что к 2018 г. ОПЖ российских граждан должна возрасти с нынешних 70,3 до 74 лет, а численность населения — с 143 до 145 млн человек.

Однако в здравоохранении РФ по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, которые будут препятствовать достижению вышеуказанных целей. Главные из них:

•   дефицит медицинских кадров (особенно выраженный в первичном звене здравоохранения и в сельской местности) и диспропорции в их структуре, в том числе неоптимальное соотношение врачей и средних медицинских работников (1:2.5);

•   неудовлетворительная квалификация медицинских кадров, что связано с проблемами в базовом медицинском образовании, отсутствием непрерывности последипломного образования и недостаточным внедрением современных образовательных технологий:

•   недостаточность предоставляемых объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий, по сравнению с «новыми» странами ЕС. в том числе недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами (ЛС) в

амбулаторных условиях (в 4.8 раза меньше) и низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи (в 5-7 раз меньше, чем в этих странах);

•   несоответствие системы организации медицинской помощи современным технологиям ее оказания, в том числе неоптимальная структура коечного фонда - избыток и плохое оснащение лечебных коек для интенсивного и неотложного лечения пациентов; недостаток коек реабилитации и длительного ухода;

•   несистемное управление, в том числе отсутствие стратегии развития здравоохранения. ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов по установленным показателям, а также недостаточная и противоречивая нормативно-правовая база по охране здоровья.

Следует отметить, что в целях улучшения ситуации в здравоохранении Минздравом России была разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р). Эта программа содержит важные для развития отрасли положения, среди них: раннее выявление заболеваний и развитие первичной медико-санитарной помощи; ликвидация дефицита медицинских кадров и повышение их квалификации; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, увеличение объемов паллиативной помощи; внедрение инновационных методов лечения. В Программе обоснованный акцент сделан на улучшении здоровья населения в целом, профилактике заболеваний и здоровье детей и подростков. Однако Программа отражает не все направления развития здравоохранения. Например, в нее необходимо включить комплекс мер по инициации и координации межведомственных программ по охране здоровья граждан: обосновать объемы финансирования, необходимые для достижения целевых показателей здоровья; разработать детальные механизмы реализации по каждой из подпрограмм.

Главный риск в реализации Программы - необеспеченность достаточным финансированием за счет государственных (общественных) источников, Так. расходы федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 г. сокращаются в 1,7 раза, бюджеты большинства субъектов РФ дефицитны (по данным Счетной палаты РФ 60% из них имеют высокий государственный долг, с которым не смогут рассчитаться). Дальнейшее увеличение тарифов страховых взносов на ОМС крайне нежелательно из-за усиления налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. особенно для малого и среднего бизнеса. Платные услуги населению РФ также не могут стать источником дополнительных доходов системы здравоохранения, так как уже сегодня доля расходов населения на здравоохранение превышает таковую в странах ОЭСР (33 и 27% от общих расходов соответственно). Более того, сегодня 50% населения РФ проживает на доходы менее 15 тыс. руб. в месяц и в условиях существенного роста расходов на другие первоочередные статьи семейного бюджета: услуги ЖКХ, продукты питания, транспорт, образование детей и т.д.

Все это диктует необходимость разработки и скорейшего утверждения стратегии развития здравоохранения на среднесрочную перспективу (2018-2020 гг.) с обоснованием соответствующего финансирования за счет государственных средств. В этой стратегии должны быть выделены приоритетные направления, определены задачи, охватывающие полный комплекс мер по охране здоровья граждан. разработаны механизмы реализации и показатели для контроля. И самое главное — определены объемы и источники дополнительного финансирования здравоохранения.

При разработке стратегии, кроме решения внутренних проблем отрасли, необходимо будет учесть и внешние демографические, социально-экономические и технологические вызовы. Среди них демографические - высокая смертность от неинфекционных заболеваний, сокращение численности граждан трудоспособного возраста на 1 млн ежегодно, увеличение доли пожилого населения до 26% и

сокращение числа женщин детородного возраста на 22%. С учетом этих вызовов в стратегии развития здравоохранения акцент должен быть сделан на сохранении и укреплении здоровья граждан трудоспособного возраста, женщин детородного возраста и детей, увеличении объемов медико-социальной помощи гражданам старшей возрастной группы и детям.

Следует учесть также серьезные экономические вызовы - увеличение разрыва в размере доходов различных групп населения и необходимость продления возраста выхода на пенсию как минимум на 5 лет (что может быть реализовано только при условии продления ОПЖ мужчин на 5 лет, в этом случае до 65 лет будут доживать уже почти 60% мужчин); и социальные вызовы — нарастание бедности в результате воздействия возможного мирового экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов и др. Социально-экономические вызовы подтверждают необходимость увеличения объемов бесплатной медицинской помощи для населения за счет государственных средств.

Главным технологическим вызовом здравоохранению станет бурное развитие информационных электронных технологий. Это должно быть использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе данных в здравоохранении. организации медицинской помощи пациентам.

Для достижения целевых показателей здоровья населения и исходя из необходимости скорейшего решения проблем, сложившихся в системе здравоохранения, а также с учетом задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 г. и Программе «Развитие здравоохранения до 2020 г.», редакционная коллегия Национального руководства предлагает следующие цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу.










ЦЕЛИ К 2018-2020 гг.

1.  Повысить долю населения, удовлетворенного качеством и доступностью медицинской помощи - в 2 раза (с 34 до 70%).

2. Добиться улучшения в состоянии здоровья населения:

•   увеличить ОПЖ на 5,3 года (с 70.3 до 75,6 лет);

•   снизить на 19% общий коэффициент смертности - с 13,5 до 11,0 случя на 1 тыс. населения:

•   снизить на 33% смертность мужчин трудоспособного возраста - с 10.0 до 6.7 случая на 1 тыс. мужчин;

• уменьшить долю граждан трудоспособного возраста среди общего числа впервые признанных инвалидами с 47 до 35%.

3.  Сформировать здоровый образ жизни у граждан РФ, а именно:

•   снизить долю ежедневно курящего взрослого населения с 40 до 25%;

•   снизить на 33% потребление алкоголя — с 15 до 10 л в год в пересчете на чистый спирт на душу населения старше 15 лет;

•   увеличить долю населения, регулярно занимающегося физической культурой. с 20 до 30%:

•   стабилизировать число лиц. страдающих наркоманией, на уровне 2 млн человек.

4. Содействовать увеличению рождаемости и улучшению здоровья детей, в том числе:

•   увеличить на 20% число детей, рожденных одной женщиной (суммарный коэффициент рождаемости или коэффициент фертильности), — с 1,5 до 1,75;

•   снизить на 22% младенческую смертность - с 8,8 до 6.4 случая у детей в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми;

•   снизить долю детей, рожденных больными или заболевших в период ново-рожденности. — с 40 до 30% к общему числу живорожденных:

•   снизить на 25% детскую смертность (от момента рождения до 5 лет) - с 10.2 до 7.6 случая на 1 тыс. родившихся живыми;

•   снизить на 30% число абортов (с 73,7 до 57 случаев на 100 родов);

•   снизить на 6% материнскую смертность - с 16,5 до 15,5 случая на 100 тыс. родившихся живыми.

5. Увеличить доступность медицинской помощи, в том числе:

•   сократить время ожидания приема врача в поликлинике до 20 мин, консультаций врачами-специалистами поликлиники (.в случае неострого заболевания) - до 3 дней;

•   сократить время прибытия бригад скорой медицинской помощи в городских условиях до менее 20 мин;

•   сократить время ожидания плановых операций до 1 мес. высокотехнологичных медицинских вмешательств — до 2 мес.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1.  Увеличение объемов государственного финансирования здравоохранения в 1,5 раза (с 2 до 3 трлн руб. в ценах 2011 г.) или до 6% ВВП, как это сегодня происходит во всех развитых странах. Без увеличения финансирования здравоохранения решение других проблем будет невозможно. Для этого потребуется определить дополнительные источники финансирования здравоохранения, в том числе рассмотреть вопрос о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, как это принято в странах ЕС. США. Японии и др.

2.  Обеспечение оптимальной численности и структуры медицинских кадров. Для этого наряду с повышением оплаты труда медицинского персонала, предусмотренного в указе Президента РФ (врачей - в 2 раза по отношению к средней оплате труда в экономике региона, среднего медицинского персонала - на уровне средней оплаты труда в экономике) необходимо предусмотреть дополнительные меры. Среди них: оптимизировать номенклатуру медицинских спеииальностей; разработать «профессиональные» стандарты; обосновать нормативы обеспеченности медицинскими кадрами в разрезе специальностей с учетом изменившихся потребностей населения в медицинской помощи и современных технологий ее оказания, а также разработать показатели оценки качества и результатов труда медицинских работников для заключения «эффективного» контракта.

3.  Повышение квалификации медицинских кадров. Для реализации этого направления необходимо будет существенно поднять качество базового медицинского образования, для чего повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава минимум в 2,5-3 раза; внедрить современные технологии повышения квалификации врачей, в том числе развивать систему непрерывного медицинского образования (НМО). Важнейшими направлениями в развитии НМО должны стать: увеличение часов повышения квалификации медицинских работников с 144 до 250 ч за 5 лет с распределением не менее 50 ч в год; контроль знаний по мере обучения; учет образовательной активности в кредитах или зачетных единицах; расширение спектра образовательных мероприятий (конференции, стажировки, научная деятельность и др.) и их обязательная аккредитация (оценка на соответствие установленным требованиям); комплексность обучения (экономика здравоохранения, управление КМП и др.); внедрение инновационных образовательных технологий (электронных, дистанционных, обучение на симуляторах и тренажерах), а также более активное участие в этом процессе профессиональных некоммерческих объединений медицинских работников.

4.  Увеличение объемов и качества бесплатного лекарственного обеспечения (ЛО) населения в амбулаторных условиях за счет госу-

дарственных (общественных) источников. Эти объемы поэтапно должны быть увеличены как минимум в 5 раз - до уровня 1% ВВП, т.е. до уровня «новых» стран ЕС сегодня (или с 132 млрд руб. до 600 млрд руб. в год в ценах 2012 г.). Для реализации государственных программ лекарственного обеспечения населения необходимо сформировать единые подходы — единая законодательная база, единый перечень лекарственных препаратов (ЛП). объединение всех существующих сегодня государственных программ ЛО в одну, единая информационная система в медицинской организациях. Необходимо также на федеральном уровне организовать жесткую систему контроля над реализацией ЛО в субъектах РФ. Учитывая опыт реализации программы ДЛО. необходимо соблюдать страховой принцип, т.е. невозможность монетизации стоимости ЛП для пациентов. Для нивелирования рисков со стороны населения и медицинских работников (непонимание преобразований в сфере ЛО, нерациональная выписка и потребление ЛП) необходимо проводить непрерывную информационно-образовательная работу. Целесообразно также установить референтные цены на ЛП и рассмотреть возможность незначительных содоплат со стороны населения. Для отработки механизмов программ ЛО необходимо срочно провести пилотные проекты в субъектах РФ.

5. Обеспечение доступности первичного звена здравоохранения с сохранением и развитием системы организации медицинской помощи, существовавшей в Советском Союзе, а именно: профилактической направленности, территориального принципа прикрепления населения, координации и интеграции медицинской помощи пациентам врачом первичного звена (в том числе системы направлений на другие уровни оказания медицинской помощи), сохранения поликлиник и раздельного оказания медицинской помощи взрослым и детям. Совместно с заинтересованными ведомствами и работодателями необходимо восстановить и развивать с учетом современных условий школьную и производственную медицину. Особый акцент должен быть сделан на доступности этого вида помощи в сельских условиях, что может быть обеспечено в том числе путем использования мобильных диагностических комплексов, внедрения технологий дистанционного наблюдения за пациентами и телемедицины.

6. Реорганизация медицинской помощи в стационарных условиях -выделение трех ее уровней (для оказания специализированной, специализированной высокотехнологичной и инновационной медицинской помощи); реструктуризация коечного фонда - разделение коечного фонда на койки для неотложного и интенсивного лечения и на койки реабилитации и долечивания. Потребуется также развитие сети учреждений и услуг для оказания паллиативной помощи и длительного ухода за пациентами (в том числе увеличение числа медико-социальных коек для граждан старшей возрастной группы и инвалидов). Для этого необходимо разработать нормативы оснащенности коечным фондом различного профиля для каждого уровня оказания медицинской помощи, стандарты оказания медицинской помощи для всех вышеуказанных видов медицинской помощи и стандарты оснащения соответствующих подразделений, а также обучить медицинский персонал.

7.   Развитие системы управления качеством медицинской помощи. Для этого необходимо разработать национальную политику по управлению КМП. создать в органах управления здравоохранением всех уровней специальные отделы по управлению качеством медицинской помощи, внедрить систему обязательной аккредитации медицинских организаций (на базе стандартов ИСО и международной системы аккредитации медицинских

организаций), а также единые методы оценки качества медицинской помощи путем разработки показателей качества и безопасности медицинской помощи (целевые значения этих показателей необходимо установить для каждого уровня управления здравоохранением в соответствии с лучшими показателями в субъектах РФ и за рубежом). Особый акцент необходимо сделать на достижении высоких этических принципов во взаимоотношениях врачей с пациентами и на контроле над их соблюдением

8.  Повышение эффективности управления, в том числе совершенствование законодательной и нормативной базы здравоохранения. Для этого потребуется разработка стратегии развития здравоохранения, увеличение ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов и эффективность расходования ресурсов, а также непрерывное повышение квалификации управленческого персонала. Необходимо также внедрять такие элементы рыночных отношений, как конкуренция врачей и медицинских организаций по критерию качества медицинской помощи. составление рейтингов медицинских учреждений, оплата за результат. Для этого потребуется разработка системы показателей оценки труда медицинского персонала и деятельности медицинских организаций. В целях внедрения инновационных подходов в оказании медицинской помощи необходимо активно содействовать развитию медицинской науки, для чего существенно увеличить объемы ее финансирования, проводить отбор НИР на конкурсной основе с учетом приоритетов практического здравоохранения, повысить инновационность и качество научных разработок, приема и экспертизы научных работ. Важным направлением должно стать совершенствование отраслевой статистической отчетности и приведение ее к международным стандартам.

9.  Создание условий для ведения гражданами РФ здорового образа жизни (в решении этой задачи Минздрав России выступает как инициатор и координатор программ). Первоочередные программы, которые должны быть разработаны под патронажем Минздраза России: контроль реализации Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»: разработка программ по борьбе с распространенностью алкоголизма и наркомании, в том числе меры по реабилитации пациентов. страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Также необходимо разработать программы, направленные на улучшение условий труда на производствах. качества питания и условий проживания населения, а также обеспечить повышение его приверженности к ведению здорового образа жизни.

Увеличение государственного финансирования здравоохранения и успешная реализация вышеуказанных приоритетных направлений позволят к 2018 г. увеличить ОПЖ российских граждан до 75-76 лет. Более того, повышение доступности бесплатной медицинской помощи для большинства населения в условиях серьезного расслоения населения страны по уровню доходов сыграет важную роль в достижении социальной и политической стабильности в стране.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
wume.ru