Согласно "Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.». основные проблемы отечественного медицинского образования (в том числе последипломного):

•   несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования потребностям здравоохранения и невысокое качество преподавания;

•   отсутствие системы непрерывного медицинского образования.

В соответствии с этим одна из задач развития здравоохранения - повышение квалификации медицинских работников совершенствованием системы образования и создание системы мотивации их к качественному труду.

Одна из главных проблем последипломного образования - отсутствие утвержденных стандартов обучения в интернатуре, ординатуре и на этапе дополнительного профессионального образования. Наряду с этим необходимо решать вопросы с повышением практической направленности обучения дипломированных специалистов.

Новое требование для получения права на медицинскую деятельность в Российской Федерации с 1 января 2016 г. - наличие свидетельства об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста - определение соответствия готовности специалиста. получившего высшее или среднее медицинское либо фармацевтическое образование, к медицинской деятельности определенного вида и профиля в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и порядками ее оказания, либо к фармацевтической деятельности в установленном порядке. Аккредитацию специалиста проводят по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, дополнительных профессиональных образовательных программ не реже 1 раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Однако механизм аккредитации пока не разработан, не определена и дальнейшая судьба сертификации специалистов.

Для повышения качества подготовки интернов, особенно хирургического профиля. Минздрав России делегировал Ученым советам вузов право принимать решение о продлении сроков обучения в интернатуре с учетом сложностей подготовки специалистов этого профиля. Аналогично может быть продлено обучение в ординатуре до 5 лет.

В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации целесообразно проведение мероприятий в послевузовском и дополнительном профессиональном медицинском (фармацевтическом) образовании:

•   совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения:

•   повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников:

•   совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией субъекта РФ;

•   создание учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные учреждения (медицинский вуз, училище), профильные научно-исследовательские институты и клинические базы:

•   оптимизация правовых и экономических отношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы:

•   развитие информатизации обучение в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях - формирование электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс;

•   разработка образовательных стандартов послевузовского и дополнительного профессионального образовании;

•   ранжирование длительности ординатуры (для врачей терапевтических специальностей - 1-2 года, для врачей хирургических специальностей - 3-5 лет);

•   развитие государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников; государственная поддержка перекрестных стажировок слушателей подразделений последипломного образования вузов в ведущих клиниках мира;

•   совершенствование подготовки управленческих кадров в здравоохранении и специалистов кадровых служб медицинских организаций, основанных на современных принципах управления качеством и стандартизации, многопрофильных профессиональных знания* (юридических, экономических, психологических. социологических и др.) и навыках управления кадрами;

•   подготовка методологической базы непрерывного медицинского образования и запуск «пилотных» проектов;

•   разработка требований и процедур допуска к медицинской деятельности, к конкретным лечебным и диагностическим манипуляциям, методам профилактики, диагностики и лечения в рамках конкретной специальности. порядка, процедур и сроков сертификации медицинских и фармацевтических специалистов;

•   внедрение новых федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию (в том числе интернатура, ординатура и др.);

•   формирование системы профессионального роста. К другим направлениям развития следует отнести:

•   активизацию внедрения в учебный процесс научных достижений и инноваций в области медицины и фармации;

•   разработку единой системы мониторинга качества подготовки врачей;

•   разработку учебников и учебных пособий, предназначенных для подготовки клинических ординаторов по всем специальностям;

•   совершенствование системы управления учебным процессом и его результативностью на послевузовском этапе;

•   совершенствование системы оценки готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности;

•   повышение компьютерной грамотности преподавателей и учащихся;

•   активизацию профориентации, совершенствование ее форм и методов:

•   пропаганду и распространение передового опыта ведущих медицинских вузов России;

•   расширение внедрения дистанционных технологий обучения по теоретическим дисциплинам — общественному здоровью и здравоохранению, медицинской статистике и информатике:

•   внедрение унифицированной для всех вузов документированной процедуры контроля овладения ординаторами навыками и умениями;

•   разработку механизмов закрепления выпускников вузов на селе и в государственных ЛПУ в городах.

Реализация этих перспектив требует формирования специальной программы с государственной поддержкой. Очевидна необходимость разработки новой стратегии развития послевузовского медицинского (фармацевтического) образования, вписывающейся в «Концепцию развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», дополняющей и развивающей ее.

Другой важный подход к решению задач совершенствования системы послевузовского образования в медицинских вузах - совершенствование российского законодательства в этой области. В недалеком будущем повышение качества подготовки специалистов на послевузовском этапе медицинского и фармацевтического образования повысит качество и доступность медицинской помощи населению страны.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

СЕТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

СЕТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Для анализа и сравнения числа коек в РФ и за рубежом необходимо использовать общую методологию исчисления - OECD Health Data 2012. По этой методологии считают: 1) «все больничные койки», или...

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Цель паллиативной помощи пациенту в поздней стадии активного прогрессирующего заболевания и с небольшой предполагаемой продолжительностью жизни -максимальное повышение качества жизни, не предусматривающее ускорения или отдаления смертельного исхода (рис. 5.7). Активную...

Признаки, указывающие, что у вас есть дефицит железа

Признаки, указывающие, что у вас есть дефицит железа

Около девяти процентов женщин страдают от дефицита железа, но эксперты говорят, что число выше среди физически активных женщин. Пожалуйста, обратите внимание на следующие предупреждающие знаки, что вам не хватает железа. ...

Причины похмелья

Казалось бы, чего же проще: причина похмелья - неумеренное питье спиртного! Но на деле все далеко не так очевидно. Если отмести в сторону те заболевания, которые вызываются или обостряются употреблением...

КАК СБАЛАНСИРОВАТЬ БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ

КАК СБАЛАНСИРОВАТЬ БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ

Я была и стройной, и полной. В свое время я перепробовала почти все существующие диеты. Я знаю, как трудно бороться с избыточным весом. Я пытаюсь решить эту проблему, так же...

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ Государственный аудит - система независимого внешнего публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными), один из современных институтов...

ВАШ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ «ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА СИЛЫ ГОРМОНОВ» ДОКТОРА ВЛИЕТ

И так, вы предполагаете, что ваши гормоны функционируют не очень хорошо. У вас есть какие-либо симптомы недостаточной работы щитовидной железы, но эти симптомы также могут появиться из-за низкого содержания эстрадиола...

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас Толпа на пути на работу может сделать вас расстроенной, даже прежде чем покинуть дом. И многие другие повседневные вещи влияют на ваше настроение...

СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Многообразные и чрезвычайные по силе раздражители военного времени (воздушное нападение, артиллерийский обстрел во фронтовых полосах, гибель близких на глазах у ребенка, сцены фашистских зверств, зрелища пожаров), обусловили массивность проявлений, глубину...

Стандартизация и управление качеством медицинской помощи

В начале XXI в. проблема качества стала одним из приоритетов мирового развития. В последние десятилетия в большинстве стран мира созрело твердое убеждение, что высокое качество продукции. товаров и услуг -...

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Даже если вы считаете себя абсолютно здоровой, убедитесь в этом еще раз, пройдя медицинское обследование. Посетите терапевта, гинеколога, стоматолога и желательно — генетика. Если вы или кто-то из вашей...

СИНДРОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

Двигательные нарушения у детей раннего возраста в основном определяются состоянием мышечного тонуса и рефлекторной активностью. Синдром мышечной гипотонии: Часто обнаруживается у грудных детей, характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Оплата труда - главный источник и основа денежных доходов работников. Она должна отражать стоимость произведенных товаров и затраченный на их производство труд и выполнять функции: •   обеспечения воспроизводства рабочей силы,...

ЭНКОПРЕЗ

Энкопрез — нарушение функции прямой кишки и сфинктера заднепроходного отверстия, проявляющееся непроизвольной дефекацией. Герметизация анального канала обеспечивается тоническим сокращением сфинктера заднепроходного отверстия, функцию сфинктера регулируют центры иннервации, расположенные в головном...

В РОДДОМЕ

Во время родов прислушивайтесь к своему организму, постарайтесь абстрагироваться от всего лишнего, малозначительного. Постарайтесь договориться с врачами, чтобы вам не ускоряли роды медицинскими методами без серьезных показаний. Если во время...

КОГДА КОНТРАЦЕПЦИЯ ПОКАЗАНА С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Хотите Вы иметь ребёнка или нет — решать Вам, также ка и то, нужны ли Вам противозачаточные средства. Однако необходимо прислушаться к мнению врачей, которые считают, что существуют ситуации, когда...

Искусственное вызывание родов

Искусственное вызывание родов

По ряду медицинских показаний врачи могут посчитать необходимым искусственное вызывание родов, например: если беременность продолжается дольше 41 недели; в случае резус-иммунизации; если вес ребенка очень большой и может увеличиться еще;...

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ С…

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Для невротических и реактивных состояний детей раннего возраста очень типичны отдельные патологические симптомы и синдромы, формирующиеся в той или иной системе организма (пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и т. д.). Мы...

wume.ru