Это не просто оценка конечного результата, а создание специальной технологии, обеспечивающей достижение запланированных результатов. Отклонение от технологических условий (или то, что называют дефектами оказания медицинской помощи) зависит не только от исполнителей, но и от системы, в которой они работают.

Каждая страна использует свою методологию управления качеством в здравоохранении.

Во многих странах проводят мероприятия, направленные на повышение КМП, на разных уровнях:

•    системы здравоохранения (системный макроуровень);

•   медицинских организаций и служб (организационный мезоуровень);

•   оказание помощи отдельному пациенту (клинический микроуровень). Мероприятия на уровне системы здравоохранения:

•   формирование законодательства и нормативно-правового регулирования;

•   регистрация лекарств, медицинской техники и медицинских изделий — важный элемент обеспечения безопасности пациентов, а значит и качества;

•   оценка медицинских технологий;

•   непрерывное медицинское образование.

Мероприятия на уровне медицинского учреждения и оказания помощи отдельному пациенту тесно переплетаются, и часто их трудно отнести к одному уровню. К ним относятся лицензирование, аккредитация и сертификация, которые могут относиться как к организации, так и к медицинским работникам, внедрение методов непрерывного повышения качества (всеобщего управления качеством), разработка и контроль выполнения клинических руководств, оценка качества по целевым индикаторам, опросы пациентов, внедрение информационных систем. обеспечивающих поддержку принятия клинических решений. При этом многие из этих мероприятий могут затрагивать и территориальный уровень, являясь важным звеном в общих программах управления качеством, относящихся к системе здравоохранения в целом.

В большинстве развитых стран мира программы управления КМП носят национальный характер. Например, в Бельгии в 1995 г. Министерством здравоохранения утверждена Национальная концепция КМП. В Чехии в 2000 г. принят закон об обязательном анализе показателей качества, внедрении клинических рекомендаций в практику и обязательной аккредитации медицинского учреждения. В Германии в 1998 г. приняты национальные рекомендации управления качеством медицинской помощи. В Норвегии в 1996 г. принята национальная стратегия управления качеством медицинской помощи, которая обязует все медицинские учреждения внедрять системы управления КМП и вводит обязательную отчетность о ней.

Современные системы управления КМП в развитых странах предусматривают национальную политику в этом направлении:

•   ясное и четкое изложение целей, приоритетов и мероприятий, понятных всем участникам системы - пациентам, страховщикам, поставщикам медицинских услуг;

•   комплексный и системный характер планируемых мероприятий, согласование с другими регулирующими мерами;

•   принятие соответствующих законов и нормативных актов, обеспечивающих реализацию запланированных мероприятий;

•   определение ответственных за повышение КМП и их функции;

•   создание специальных агентств и структур, необходимых для реализации политики;

•   реализация мероприятий управления качеством медицинской помощи на всех уровнях системы — медицинские работники, медицинские организации, органы управления здравоохранением.

Общие принципы организации управления КМП в развитых странах:

•   взаимодействие структур управления, медицинских организаций и субъектов системы медицинского страхования, медицинских ассоциаций, общественных организаций и пациентов;

•   единая методика экспертизы КМП, показателей (индикаторов) КМП и методов оценки этих показателей;

•   разработка и внедрение систем мониторинга в здравоохранении для сбора информации с последующим анализом и принятием управленческих решений, совершенствования долгосрочного планирования;

•   развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитацию в здравоохранении;

•   разработка и внедрение системы мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников в зависимости от объема проделанной работы, качества и результатов оказанной медицинской помощи.

В Бельгии, Великобритании, Финляндии и Нидерландах для реализации политики управления КМП созданы специальные отделы в министерствах или советы. Во многих странах (Словакия, Шотландия, Швеция, Швейцария, Германия, Испания) для оценки медицинских технологий организованы комитеты. Специальные институты и комитеты, финансируемые государством, созданы для разработки и внедрения клинических рекомендаций, основанных на доказательной медицине (Великобритания, Франция, Германия). В управлении КМП активное участие принимают и профессиональные медицинские общественные организации, которые формируют общественные объединения для разработки клинических рекомендаций и повышения квалификации врачей (Германия, Италия, Португалия, Испания).

Существуют международные организации в области КМП — Европейский совет и Комитет защиты прав потребителей при Европейской комиссии. Европейский совет в 1995 г. выпустил несколько рекомендаций для министров здравоохранения и резолюцию по качеству медицинской помощи. Комитетом защиты прав потребителей Европейской комиссии в 1998 г. опубликованы общие принципы деятельности для стран членов ЕС, в 2000 г. — стратегия КМП для стран ЕС.

Среди механизмов обеспечения КМП в медицинских организациях наиболее часто используют оценку соответствия медицинской организации стандартам ISO, проводимую специально аккредитованными организациями, и аккредитацию медицинских организаций. В Германии, Литве. Португалии, Швейцарии. Нидерландах аккредитация носит добровольный характер, в Италии, Шотландии и Франции — обязательный и проводится государственными агентствами. Например, во Франции обязательной аккредитацией занимается специально созданный институт. Во Франции для повышения КМП учреждена государственная программа безопасности пациентов в больницах.

Важнейшая роль в реализации программ управления качеством принадлежит медицинским работникам по принципам:

•   высокая квалификация медицинских кадров достигается качеством базового медицинского образования и непрерывным медицинским образованием, системой регистрации ошибок и дефектов в работе медицинского персонала;

•   медицинский персонал должен иметь время и возможность принимать участие в программах повышения КМП, и ему необходима доступность всей информации о КМП в медицинском учреждении;

•   стандарты, клинические рекомендации и другая современная медицинская информация должны быть доступны медицинским работникам на рабочих местах (медицинские библиотеки, системы поддержки принятия клинических решений);

•   программы повышения квалификации специалистов должны соответствовать современным представлениям о КМП;

•   в бюджетах всех уровней необходимо предусматривать достаточные средства на управление КМП - сбор, анализ и распространение информации, повышение квалификации медицинского персонала и научные исследования.

wume.ru