Следствиями недофинансирования российского здравоохранения из государственных источников являются низкая доступность медицинской помощи по ПГГ, невозможность оказания медицинской помощи в соответствии с современными международными стандартами и высокая доля участия населения в оплате медицинской помощи.

Для того чтобы определить, сколько необходимо тратить на общественную систему здравоохранения, чтобы обеспечить улучшение здоровья населения, изучена зависимость между государственным финансированием здравоохранения и показателями здоровья населения. Для этого сначала были установлены целевые значения ОКС и ОПЖ к 2018 г. и построен график зависимости ОПЖ от ОКС (рис. 4.21).

На рис. 4.21 верхняя прямая построена по данным, рассчитанным Росстатом, с использованием баз данных по демографическим показателям по предыдущим периодам (по низкому, среднему и высокому вариантам прогноза). Нижняя прямая составлена на основании динамики фактических показателей ОПЖ и ОКС в РФ с 2000 по 2011 г. Эти прямые пересекаются в точке, где значение ОКС — 11,0. Из анализа данного рисунка следует, что расчетные прогнозы Росстата по ОПЖ и ОКС в целом совпадают с фактической динамикой соотношения ОПЖ и ОКС в РФ; также на основании этого рисунка можно рассчитать значение ОПЖ, соответствующее определенному значению ОКС. Если мы за цель к 2018-2020 гг. возьмем ОКС, равный 11,0 (как в «новых» странах ЕС сегодня), то этому значению будет соответствовать ОПЖ, равная 75,6 лет. А если нам необходимо к этому сроку иметь ОПЖ, равную 74,0 года (как поставлено в Указах Президента РФ к 2018 г. и в Программе развития здравоохранения к 2020 г.), то ОКС должен быть по прогнозам Росстата — 12,2, а исходя из кривой, составленной на основании фактических значений этих показателей, — 11,7. В среднем искомое

значение ОКС для ОПЖ в 74 года составляет 11,9. В настоящей работе за цель к 2018 г. выбран показатель ОКС, равный 11,0, соответствующая ОПЖ - 75,6 года. Затем на разных массивах данных проанализирована зависимость ОПЖ и ОКС от уровня государственного финансирования здравоохранения.

1.  Зависимость между ОКС и государственным финансированием здравоохранения РФ в среднем в сопоставимых ценах в динамике с 1990 по 2011 г. показана на рис. 4.22. На нем видно, что кривая смертности и кривая финансирования разнонаправлены и для достижения ОКС, равного 11,0, финансирование здравоохранения должно увеличиться в ценах 2011 г. в 1,3 раза.

2.  Сравнение государственного финансирования здравоохранения в РФ с «новыми» странами ЕС, имеющими близкий с РФ ВВП на душу населения. Это сравнение проведено на рис. 4.16 и 4.17, где показано, что государственное финансирование здравоохранения в РФ для достижения уровня этих стран должно быть увеличено в абсолютных показателях в 1,7 раза (с 773 до 1290 $ППС на душу населения в год), а в доле ВВП — в 1,6 раза (с 3,7 до 6% ВВП).

3. Зависимость ОПЖ от подушевых государственных расходов на здравоохранение в год на примере развитых стран (рис. 4.23).

4.  Зависимость ОКС от подушевых государственных расходов на здравоохранение в год на примере развитых стран (рис. 4.24).

5. Зависимость ОКС и подушевого финасирования ТПГГ в год в субъектах РФ (рис. 4.25).

Зависимость между ОКС и государственным финансированием здравоохранения РФ в среднем в сопоставимых ценах в динамике с 1990 по 2011 г. представлена на рис. 4.22 (соотношение между ВВП и государственными расходами на здравоохранение в постоянных ценах проанализированы ранее в разделе 2.5, рис. 2.30).

На рис. 4.22 видно, что при увеличении государственного финансирования здравоохранения в постоянных ценах на 18% в 2005-2007 гг. ОКС снизился на 9.3%; при увеличении этих расходов на 5,7% в 2008-2009 гг. ОКС снизился на 2,7%; а при их увеличении в 2010-2011 гг. на 4% падение ОКС составило 5%. Таким образом, для снижения ОКС на 1% потребовался рост финансирования на 1,9% в 2005-2007 гг.. на 2.1% в 2008-2009 гг. и на 0.8% - в 2010-2011 гг., т.е. для снижения ОКС на 1% в среднем требуется рост финансирования на 1,6%. Далее можно рассчитать необходимый объем увеличения государственного финансирования здравоохранения для того, чтобы снизить к 2018 г. ОКС до 11,0 (или на 19% за 7 лет). Это потребует увеличения государственного финансирования как минимум на 30% в ценах 2011 г. На этом же рисунке показан рост ВВП, который по прогнозам Минэкономразвития составит 33% в ценах 2011 г., что практически совпадает с заданным темпом роста расходов на здравоохранение. Из этого следует, что в данном случае отношение государственных расходов на здравоохранение и ВВП в 2018 г. сохранится на уровне 2011 г., т.е. 3,7% ВВП.

На рис. 4.23 представлено отношение ОПЖ к государственным расходам на здравоохранение в разных странах. Из него видно, что при государственных расходах на душу населения в диапазоне от 0 до 1600 $ППС существует прямо пропорциональная зависимость ОПЖ от этих расходов. Следовательно для достижения ОПЖ в 75,6 года необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение были не менее 1250 $ППС, т.е. в 1,6 раза больше расходов 2011 г.

На рис. 4.23 также видно, что в странах, где потребление алкоголя минимально по сравнению с РФ, значение ОПЖ значительно выше при сравнительно низком уровне подушевого государственного финансирования здравоохранения (в Турции потребление алкоголя в 10-12 раз ниже, в Мексике - в 2.5-3 раза ниже). Следует отметить, что даже небольшое увеличение финансирования здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» позволило достичь заметных позитивных сдвигов как в ожидаемой продолжительности жизни, так и в снижении смертности населения.

Далее на рис. 4.24 представлена зависимость ОКС от подушевых государственных расходов в разных странах. Выявлена та же зависимость: для достижения ОКС, равного 11,0, подушевые государственные расходы должны быть увеличены в 1,55 раза (с 773 до 1200 $ППС).

На рис. 4.25 выявлена аналогичная зависимость между уровнем смертности в 82 субъектах РФ [Чукотский АО исключен, так как в нем аномально высокие доходы связаны с малочисленностью населения (50 тыс. жителей) и уплатой налогов в бюджет Р.А. Абрамовичем] и подушевыми расходами на территориальную программу государственных гарантий (ТПГГ) в 2011 г. На рис. 4.25 площадь круга пропорциональна численности населения субъекта РФ. Следует отметить, что круги в зоне, отмеченной пунктиром, относятся к северо-кавказским республикам, в которых средний возраст населения ниже среднего по России на 7,5-11 лет. Кроме того, что существенно, население этих республик практически не потребляет алкоголь. Поэтому даже при очень низком уровне финансирования здравоохранения там ОКС практически в 2,5 раза ниже, чем в среднем по РФ.

На рис. 4.25 видно, что финансирование менее 7,6 тыс. руб. на душу населения в год настолько мало, что не влияет на ОКС, и только увеличение финансирования с этого уровня начинает приводить к снижению ОКС. Для достижения общего коэффициента смертности, равного 11,0 на 1 тыс. населения, финансирование по ТПГГ должно быть увеличено до 17 тыс. руб., что соответствует 940 $ППС. С учетом других государственных расходов на здравоохранение эта сумма увеличится на 15% и достигнет 1080 $ППС, что в 1,4 раза больше государственного финансирования здравоохранения в 2011 г.

Таким образом, на примере сравнения государственного финансирования здравоохранения РФ и «новых» стран ЕС, имеющих близкий ВВП на душу населения, а также построения зависимостей: ОКС — от динамики государственного

финансирования здравоохранения в РФ в постоянных ценах, ОПЖ и ОКС — от уровня государственного финансирования в разных странах, ОКС — от подушевого финансирования ТПГГ в субъектах РФ, доказано, что для достижения ОПЖ в 75,6 года и ОКС, равного 11,0, к 2018 г. уровень государственного финансирования здравоохранения в РФ должен увеличиться в ценах 2011 г. в 1,3-1,7 раза. В среднем эта величина составляет 1,5 раза, погрешность расчетов составляет ± 13% (табл. 4.4).

Если увеличить государственное финансирование здравоохранения РФ от уровня 2011 г. в 1,5 раза, то оно будет составлять около 6% ВВП (3,7% х 1,5 = 5,6%), как это наблюдается сегодня в «новых» странах ЕС, имеющих с РФ близкий ВВП на душу населения. Это обосновывает положение, что достижение уровня государственного финансирования здравоохранения 6% ВВП является фундаментальным фактором эффективного функционирования и развития здравоохранения любой развитой или развивающейся страны.

Если такое финансирование не обеспечить, то, скорее всего, общий коэффициент смертности останется на уровне 13,5 на 1 тыс. населения или даже несколько увеличится вместо запланированного снижения этого показателя до 11,0 к 2018 г. Если же ОКС снизится с 2011 по 2018 г. до 11,0, то дополнительно удастся сохранить 1,25 тыс. жизней, или около 0,9% населения РФ.

Следует отметить, что в РФ выделения только одного источника (страховых взносов) для увеличения финансирования здравоохранения до 6% ВВП (даже при условии повышения ставки страховых взносов до 5,1% ФОТ, предусмотренного с 2011 г.), будет недостаточно. Это связано с тем, что, во-первых, для достижения доли государственных расходов в 6-7% ВВП за рубежом ставка страховых взносов составляет в среднем 14-15% ФОТ. Во-вторых, дополнительно к страховым взносам здравоохранение в этих странах на 20-25% финансируется из налогов.

В-третьих, в РФ доля заработной платы в структуре ВВП ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, и составляет, по данным Росстата (2011 г.), около 36% (против 55-70%) (данные по России приведены без учета скрытых доходов).

При обсуждении вопроса о формировании доходных источников финансирования здравоохранения РФ нужно говорить не только об увеличении тарифов страховых взносов, но и о дополнительных источниках: о централизованных налогах, о введении прогрессивной шкалы страховых взносов и налогов и об увеличении акцизов на алкоголь и табак.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Борьба с похмельем

Народные советы Народная мудрость дает нам огромный объем советов и изречений по борьбе с похмельем и его предупреждению. Оно и понятно - тема в нашем фольклоре весьма злободневная. Все советы...

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Государственные расходы на здравоохранение в России составили в 2011 г. более 2 трлн руб. Почти 80% этих средств (1596,9 млрд руб.) расходуется на Программу госгарантий (ПГГ), в том числе на...

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Наследственные заболевания подразделяются на три основные группы: ▲ моногенные, наследуемые в полном соответствии с законами Менделя (аутосомно-доминантныеи аутосомно-рецессивные): ▲ хромосомные; ▲ полигенные (мультифакториальные). Аутосомно-доминантный тип наследования. Заболевание проявляется...

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения по основным причинам: •   механическое движение (миграция); •   естественное движение. Механическое движение населения, миграция (от лат. migro — перехожу, переселяюсь) - территориальные...

Последипломное медицинское образование

Система образования в Российской Федерации — совокупность трех взаимодействующих компонентов: •   преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; •   сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от...

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителе…

В 2012 г. санитарно-эпидемиологической службе России исполнилось 90 лет. С момента образования деятельность Службы направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что было достаточно сложно, учитывая тяжелые военные и хозяйственно-экономические условия...

ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ

ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ

Социально-экономические реформы в стране в конце XX в. девальвировали общепринятые человеческие ценности — доброту, нравственность, милосердие. Это не могло не вызвать в обществе рост агрессии, ненависти, озлобленности, что стало причиной...

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИ…

Для повышения доступности населению специализированной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения за счет средств федерального бюджета Минздрава РФ установлен определенный порядок направления граждан в эти учреждения (приказ от 16...

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Особенности медицинского рынка, его повышенная человекоемкость и принципиально неполная контролируемость, интимность главного процесса (взаимоотношения «врач-больной») делают организацию медицинской помощи одним из главных факторов в триаде «капитал-труд-организация». Теория управления оказанием медицинских...

Лучший день в неделю для физических упражнений является

Лучший день в неделю для физических упражнений является

Лучший день в неделю для физических упражнений является... Люди чаще всего  все начинают в понедельник - диету, искоренения старых привычек,  введением новых привычек. По данным опросов, Большинство людей начинают практиковать...

Очищение дыхательных путей и околоносовых пазух

Так как мы уже выяснили, что очищение лёгких - это отдельная серьёзная задача, которая не решается без использования разного рода дыхательных гимнастик или специальных дыхательных упражнений и только «слегка задевается»...

13 способов ускорить ваш метаболизм

13 способов ускорить ваш метаболизм

Вы чувствуете, что ваш метаболизм замедляется? Для того, чтобы тело более эффективно сжигало калории, необходимы не только  упражнение, но и хороший метаболизм. И это достаточно просто сделать, лиш несколько небольших...

ЗАЩИТА ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ПО ОМС ГРАЖДАН

Чрезвычайно важно в системе ОМС знание прав граждан в системе медицинского страхования. Застрахованный гражданин имеет право: •   на бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации...

ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОТИЧЕСКИМИ И РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Психические травмы и травмирующие ситуации, вызывая ряд приведенных нами в предшествующей главе симптомов и синдромов (в отдельности или во взаимном их сочетании), обусловливают одновременно и изменение поведения ребенка в целом....

ИСТОРИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ

Издавна зачатие пытались предотвратить самыми различными способами, причём далеко не всегда удачными, а порой наносящими существенный вред здоровью женщины или мужчины. История противозачаточных средств уходит своими корнями в глубокую древность. ...

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

Ребенку раннего возраста, восприятию которого в силу незрелости его центральной нервной системы еще в значительной мере недоступно ознакомление с окружающим миром, свойственно играть своими ручками, ножками, тянуть в рот пальчики,...

Ешьте эти продукты ежедневно и вы будете иметь идеальную кожу

Ешьте эти продукты ежедневно и вы будете иметь идеальную кожу

Вы устали от использования различных дорогостоящих и часто неэффективных кремов? Попробуйте диетическую еду для идеальной кожи. Красный перец Красный перец можно есть сырым и приготовленным. Один перец содержит больше,...

wume.ru