Следствиями недофинансирования российского здравоохранения из государственных источников являются низкая доступность медицинской помощи по ПГГ, невозможность оказания медицинской помощи в соответствии с современными международными стандартами и высокая доля участия населения в оплате медицинской помощи.

Для того чтобы определить, сколько необходимо тратить на общественную систему здравоохранения, чтобы обеспечить улучшение здоровья населения, изучена зависимость между государственным финансированием здравоохранения и показателями здоровья населения. Для этого сначала были установлены целевые значения ОКС и ОПЖ к 2018 г. и построен график зависимости ОПЖ от ОКС (рис. 4.21).

На рис. 4.21 верхняя прямая построена по данным, рассчитанным Росстатом, с использованием баз данных по демографическим показателям по предыдущим периодам (по низкому, среднему и высокому вариантам прогноза). Нижняя прямая составлена на основании динамики фактических показателей ОПЖ и ОКС в РФ с 2000 по 2011 г. Эти прямые пересекаются в точке, где значение ОКС — 11,0. Из анализа данного рисунка следует, что расчетные прогнозы Росстата по ОПЖ и ОКС в целом совпадают с фактической динамикой соотношения ОПЖ и ОКС в РФ; также на основании этого рисунка можно рассчитать значение ОПЖ, соответствующее определенному значению ОКС. Если мы за цель к 2018-2020 гг. возьмем ОКС, равный 11,0 (как в «новых» странах ЕС сегодня), то этому значению будет соответствовать ОПЖ, равная 75,6 лет. А если нам необходимо к этому сроку иметь ОПЖ, равную 74,0 года (как поставлено в Указах Президента РФ к 2018 г. и в Программе развития здравоохранения к 2020 г.), то ОКС должен быть по прогнозам Росстата — 12,2, а исходя из кривой, составленной на основании фактических значений этих показателей, — 11,7. В среднем искомое

значение ОКС для ОПЖ в 74 года составляет 11,9. В настоящей работе за цель к 2018 г. выбран показатель ОКС, равный 11,0, соответствующая ОПЖ - 75,6 года. Затем на разных массивах данных проанализирована зависимость ОПЖ и ОКС от уровня государственного финансирования здравоохранения.

1.  Зависимость между ОКС и государственным финансированием здравоохранения РФ в среднем в сопоставимых ценах в динамике с 1990 по 2011 г. показана на рис. 4.22. На нем видно, что кривая смертности и кривая финансирования разнонаправлены и для достижения ОКС, равного 11,0, финансирование здравоохранения должно увеличиться в ценах 2011 г. в 1,3 раза.

2.  Сравнение государственного финансирования здравоохранения в РФ с «новыми» странами ЕС, имеющими близкий с РФ ВВП на душу населения. Это сравнение проведено на рис. 4.16 и 4.17, где показано, что государственное финансирование здравоохранения в РФ для достижения уровня этих стран должно быть увеличено в абсолютных показателях в 1,7 раза (с 773 до 1290 $ППС на душу населения в год), а в доле ВВП — в 1,6 раза (с 3,7 до 6% ВВП).

3. Зависимость ОПЖ от подушевых государственных расходов на здравоохранение в год на примере развитых стран (рис. 4.23).

4.  Зависимость ОКС от подушевых государственных расходов на здравоохранение в год на примере развитых стран (рис. 4.24).

5. Зависимость ОКС и подушевого финасирования ТПГГ в год в субъектах РФ (рис. 4.25).

Зависимость между ОКС и государственным финансированием здравоохранения РФ в среднем в сопоставимых ценах в динамике с 1990 по 2011 г. представлена на рис. 4.22 (соотношение между ВВП и государственными расходами на здравоохранение в постоянных ценах проанализированы ранее в разделе 2.5, рис. 2.30).

На рис. 4.22 видно, что при увеличении государственного финансирования здравоохранения в постоянных ценах на 18% в 2005-2007 гг. ОКС снизился на 9.3%; при увеличении этих расходов на 5,7% в 2008-2009 гг. ОКС снизился на 2,7%; а при их увеличении в 2010-2011 гг. на 4% падение ОКС составило 5%. Таким образом, для снижения ОКС на 1% потребовался рост финансирования на 1,9% в 2005-2007 гг.. на 2.1% в 2008-2009 гг. и на 0.8% - в 2010-2011 гг., т.е. для снижения ОКС на 1% в среднем требуется рост финансирования на 1,6%. Далее можно рассчитать необходимый объем увеличения государственного финансирования здравоохранения для того, чтобы снизить к 2018 г. ОКС до 11,0 (или на 19% за 7 лет). Это потребует увеличения государственного финансирования как минимум на 30% в ценах 2011 г. На этом же рисунке показан рост ВВП, который по прогнозам Минэкономразвития составит 33% в ценах 2011 г., что практически совпадает с заданным темпом роста расходов на здравоохранение. Из этого следует, что в данном случае отношение государственных расходов на здравоохранение и ВВП в 2018 г. сохранится на уровне 2011 г., т.е. 3,7% ВВП.

На рис. 4.23 представлено отношение ОПЖ к государственным расходам на здравоохранение в разных странах. Из него видно, что при государственных расходах на душу населения в диапазоне от 0 до 1600 $ППС существует прямо пропорциональная зависимость ОПЖ от этих расходов. Следовательно для достижения ОПЖ в 75,6 года необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение были не менее 1250 $ППС, т.е. в 1,6 раза больше расходов 2011 г.

На рис. 4.23 также видно, что в странах, где потребление алкоголя минимально по сравнению с РФ, значение ОПЖ значительно выше при сравнительно низком уровне подушевого государственного финансирования здравоохранения (в Турции потребление алкоголя в 10-12 раз ниже, в Мексике - в 2.5-3 раза ниже). Следует отметить, что даже небольшое увеличение финансирования здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» позволило достичь заметных позитивных сдвигов как в ожидаемой продолжительности жизни, так и в снижении смертности населения.

Далее на рис. 4.24 представлена зависимость ОКС от подушевых государственных расходов в разных странах. Выявлена та же зависимость: для достижения ОКС, равного 11,0, подушевые государственные расходы должны быть увеличены в 1,55 раза (с 773 до 1200 $ППС).

На рис. 4.25 выявлена аналогичная зависимость между уровнем смертности в 82 субъектах РФ [Чукотский АО исключен, так как в нем аномально высокие доходы связаны с малочисленностью населения (50 тыс. жителей) и уплатой налогов в бюджет Р.А. Абрамовичем] и подушевыми расходами на территориальную программу государственных гарантий (ТПГГ) в 2011 г. На рис. 4.25 площадь круга пропорциональна численности населения субъекта РФ. Следует отметить, что круги в зоне, отмеченной пунктиром, относятся к северо-кавказским республикам, в которых средний возраст населения ниже среднего по России на 7,5-11 лет. Кроме того, что существенно, население этих республик практически не потребляет алкоголь. Поэтому даже при очень низком уровне финансирования здравоохранения там ОКС практически в 2,5 раза ниже, чем в среднем по РФ.

На рис. 4.25 видно, что финансирование менее 7,6 тыс. руб. на душу населения в год настолько мало, что не влияет на ОКС, и только увеличение финансирования с этого уровня начинает приводить к снижению ОКС. Для достижения общего коэффициента смертности, равного 11,0 на 1 тыс. населения, финансирование по ТПГГ должно быть увеличено до 17 тыс. руб., что соответствует 940 $ППС. С учетом других государственных расходов на здравоохранение эта сумма увеличится на 15% и достигнет 1080 $ППС, что в 1,4 раза больше государственного финансирования здравоохранения в 2011 г.

Таким образом, на примере сравнения государственного финансирования здравоохранения РФ и «новых» стран ЕС, имеющих близкий ВВП на душу населения, а также построения зависимостей: ОКС — от динамики государственного

финансирования здравоохранения в РФ в постоянных ценах, ОПЖ и ОКС — от уровня государственного финансирования в разных странах, ОКС — от подушевого финансирования ТПГГ в субъектах РФ, доказано, что для достижения ОПЖ в 75,6 года и ОКС, равного 11,0, к 2018 г. уровень государственного финансирования здравоохранения в РФ должен увеличиться в ценах 2011 г. в 1,3-1,7 раза. В среднем эта величина составляет 1,5 раза, погрешность расчетов составляет ± 13% (табл. 4.4).

Если увеличить государственное финансирование здравоохранения РФ от уровня 2011 г. в 1,5 раза, то оно будет составлять около 6% ВВП (3,7% х 1,5 = 5,6%), как это наблюдается сегодня в «новых» странах ЕС, имеющих с РФ близкий ВВП на душу населения. Это обосновывает положение, что достижение уровня государственного финансирования здравоохранения 6% ВВП является фундаментальным фактором эффективного функционирования и развития здравоохранения любой развитой или развивающейся страны.

Если такое финансирование не обеспечить, то, скорее всего, общий коэффициент смертности останется на уровне 13,5 на 1 тыс. населения или даже несколько увеличится вместо запланированного снижения этого показателя до 11,0 к 2018 г. Если же ОКС снизится с 2011 по 2018 г. до 11,0, то дополнительно удастся сохранить 1,25 тыс. жизней, или около 0,9% населения РФ.

Следует отметить, что в РФ выделения только одного источника (страховых взносов) для увеличения финансирования здравоохранения до 6% ВВП (даже при условии повышения ставки страховых взносов до 5,1% ФОТ, предусмотренного с 2011 г.), будет недостаточно. Это связано с тем, что, во-первых, для достижения доли государственных расходов в 6-7% ВВП за рубежом ставка страховых взносов составляет в среднем 14-15% ФОТ. Во-вторых, дополнительно к страховым взносам здравоохранение в этих странах на 20-25% финансируется из налогов.

В-третьих, в РФ доля заработной платы в структуре ВВП ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, и составляет, по данным Росстата (2011 г.), около 36% (против 55-70%) (данные по России приведены без учета скрытых доходов).

При обсуждении вопроса о формировании доходных источников финансирования здравоохранения РФ нужно говорить не только об увеличении тарифов страховых взносов, но и о дополнительных источниках: о централизованных налогах, о введении прогрессивной шкалы страховых взносов и налогов и об увеличении акцизов на алкоголь и табак.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать Генетика "обвинила" для появления многочисленных проблем со здоровьем, и в самом деле склонность по наследству. Если ваши родители ...

Консультативно-диагностический центр для детей

Консультативно-диагностический центр для детей

Правила устанавливают порядок работы КДЦ для детей в медицинских организациях. оказывающих медицинскую помощь, за исключением организации КДЦ для детей с проявлениями туберкулезной инфекции. КДЦ дли детей медицинского учреждении создают дли...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

В 2000-2003 гг. Государственной думой приняты и вступили в действие 11 федеральных законов (табл. 3.4). Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О лекарственных средствах"» (от 2 января...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Право человека на жизнь и здоровье - неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения. Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

В 2004-2006 гг. усилия органов законодательной и исполнительной власти направлены не только на формирование специального отраслевого законодательства об охране здоровья населения, а преимущественно на законодательное разделение полномочий уровней власти, формирование...

ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Совершенствование медицинских технологий в последние десятилетия XX в. привело к тому, что большая часть пациентов, в прежние времена обреченных на смерть, сегодня получает необходимую медицинскую помощь, однако некоторые из них...

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО КОРМЛЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

Кормить «по требованию» — значит, давать малышу есть, когда он голоден, а не по режиму. Голод — это новое ощущение для ребенка: в утробе матери его «подкармливали» постоянно. Теперь же...

НЕКОТОРЫЕ ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

▲ Причины задержки роста. ▲ Диагностика низкорослости. ▲ Диагностика, клинические проявления и неотложная помощь при острой надпочечниковой недостаточности. ▲ Влияние хронической недостаточности надпочечников на развитие ребенка. ЗАДЕРЖКА РОСТА Процесс...

4 вещи, которые вы должны знать о сыре

4 вещи, которые вы должны знать о сыре

4 вещи, которые вы должны знать о сыре Задумывались ли вы, любит ли наш организм сыр столько, сколько я его люблю? Конечно, вы слышали, что сыр не здорово, но это...

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

Система здравоохранения РФ построена на основе бюджетно-страховой модели, важное звено которой — ОМС. ОМС - сложный процесс, в котором юридические субъекты взаимодействуют между собой на правовой и экономической основе для...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996-1999 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996-1999 гг

В период деятельности Государственной думы второго созыва приняты 9 федеральных законов в сфере охраны здоровья граждан (табл. 3.3). Федеральный закон «О выплате пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной...

ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

АВ. Солодов Меется устойчивое мнение о том, что в странах Востока участь женщины незавидна, тяжела, она полностью подчинена прихотям мужчины, и ее удел — семья, кухня и женская половина дома ...

ЛЕЙКОЦИТУРИЯ

Это один из основных симптомов мочевой инфекции, а при латентном ее течении — единственный. Признаком лейкоцитурии считается наличие в анализе мочи более 6—8 лейкоцитов в поле зрения. В случае щелочной...

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ

Хотя патологические влечения представляют собой явление, выходящее за пределы так называемых моносимптомов, мы рассматриваем их в конце главы, излагающей последние, ибо между «привычками», навязчивостью и патологическими влечениями есть некоторая хотя...

ГОРМОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УРОВЕНЬ САХАРА, И КАК ОНИ УВЕЛИЧИВАЮТ ВЕС

ГОРМОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УРОВЕНЬ САХАРА, И КАК ОНИ УВЕЛИЧИВАЮТ ВЕС

У многих ли из вас было сильное желание что-нибудь съесть во время менструального цикла? Держу пари, что многие из вас кивнут в знак согласия. Было ли у вас когда-нибудь сильное...

Здоровые закуски и прохладительные напитки идеально подходит для жарких летних дней

Здоровые закуски и прохладительные напитки идеально подходит для жарких летних дней

Здоровые закуски и прохладительные напитки идеально подходит для жарких летних дней Чемпионат мира по футболу начался, а вместе с ним идеально  закуски и пиво. Если вы не хотите, чтобы в...

БРАЧНЫЙ СОЮЗ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

Ашок Келкар Доктор Ашок Келкар - известный индийский ученый-гуманитарий. Его эссе содержит психологический портрет индийского брака: любовь как внезапно нахлынувшее (и потом исчезнувшее) чувство неизвестно сред-нестатистическому индийцу. “Любовь по-индийски”, или...

wume.ru