Практически все страны ОЭСР гарантируют бесплатную медицинскую помощь всему населения: оплату из государственных или общественных средств, исключая Германию, США, Турцию и Мексику. В Германии 10% населения, получающего высокие доходы, по закону застрахованы в системе ДМС (объем покрытия услуг аналогичен таковому в системе ОМС). В США, Турции и Мексике страхование -обеспечение медицинской помощью за счет государственных средств (ОМС и бюджеты всех уровней) - не обязательно для всех. В результате в этих странах никаких гарантий обеспечения медицинской помощью не имеют соответственно 16, 30 и 50% населения. Наличие незастрахованного населения ведет к позднему обращению за медицинской помощью и в более запущенной стадии заболевания, отказу от медицинских услуг или к катастрофическим расходам, которые делают обратившегося за медицинской помощью банкротом.

В большинстве стран пакет государственных гарантий (страховой пакет или базовый пакет) включает практически все виды медицинских и медико-социальных услуг: услуги амбулаторных врачей, диагностические исследования, стационарное лечение при большинстве заболеваний, неотложную и скорую медицинскую помощь, услуги родовспоможения, медико-социальные услуги и обеспечение ЛС амбулаторных больных. Финансовое обеспечение пакета госгарантий в этих странах в разы выше, чем в РФ, в результате спектр услуг, их качество и доступность

заведомо лучше. Наиболее наглядное отличие от РФ - во всех странах ОЭСР из государственных источников амбулаторным больным практически всех категорий населения покрывают расходы на ЛС. которые составляют в среднем 309 $ППС на душу населения в год. В РФ этот показатель в 6,7 раза меньше — 46 $ППС.

В целом чем больше страна тратит из общественных средств, тем больше гарантий имеет население. Например, в Великобритании в начале 1990-х гг. образовались очереди на прием к врачу первичного звена с ожиданием его более 3 дней, появились длинные листы ожидания высокотехнологичных операций (6 мес и более). Для решения этих проблем в 2 раза увеличено финансирование здравоохранения и принят ряд серьезных управленческих решений. Дополнительные средства пошли на оплату медицинских услуг и ресурсное обеспечение: подготовку и привлечение врачей в первичное звено здравоохранения, строительство и переоснащение больниц и повышение эффективности управления отраслью.

Факторы, влияющие на формирование ПГГ (или содержание пакета гарантий бесплатной медицинской помощи) схематично перечислены на рис. 11.3.

Ни одна страна не может позволить себе обеспечить полный спектр медицинских потребностей населения, так как средства на здравоохранение всегда ограничены. Любое увеличение объема государственного финансирования здравоохранения означает увеличение налоговой нагрузки на население и работодателей. Чтобы сбалансировать гарантированные услуги и имеющиеся финансовые средства, вводят ограничения в пакет госгарантий и нормируют медицинскую помощь. Например, чаще всего из гарантий исключают косметологические услуги, стоматологическую и психотерапевтическую помощь (Германия, Нидерланды).

Эти ограничения могут и не устанавливать заранее, т.е. правительство декларирует: «ПГГ покрывает все и всем», как это, например, происходит в РФ. Однако на практике эта декларация не соблюдается, о чем свидетельствуют платные медицинские услуги, очереди к врачам в поликлиниках и на высокотехнологичные

методы лечения, отсутствие современных рекомендаций диагностики и лечения заболеваний, т.е. ограничение происходит, но спонтанно.

Тенденция в развитых странах — переход на прозрачные методы балансировки ограниченных государственных ресурсов и потребностей населения в медицинской помощи введением ограничений — исключение определенных услуг из гарантий и приоритетов.

Для ограничения вводят перечни гарантированных ЛС (Великобритания, Франция, Германия) и другие подробные перечни услуг или медицинских технологий. Выбор приоритетов, установление ограничений, сдерживание затрат и рациональное распределение средств между группами населения - рационирование (рис. 11.4).

Ограничения могут быть позитивными (включать набор гарантированных услуг и Л С) или негативными (исключать определенные услуги и ЛС из гарантий). Например, в США в штате Орегон по программам государственного страхования составлен перечень примерно из 500 услуг, наиболее важных для лечения пациентов.

В ряде стран при решении вопроса о включении (исключении) дорогостоящих методик в пакет госгарантий устанавливают количественные показатели. Так, в Великобритании и Австралии установлена примерная стоимость дополнительного года качественной жизни человека. Например, если курс лечения дает дополнительный год качественной жизни больному, но стоит больше 60 тыс. долларов США в год, такое лечение не будет оплачено в рамках государственных гарантий. Создают и другие ограничения, в частности финансовые. Например, устанавливают: предельную часть бюджета, который может быть потрачен на государственные гарантии в год (Германия, Франция); предельную цену ЛС; фиксированные тарифы на медицинские услуги (например, предельную стоимость диагностически связанных групп — ДСГ). Создают листы ожидания и устанавливают лимиты времени ожидания плановых оперативных вмешательств по этим листам.

Для рационирования на основе научных подходов (ограничения, распределения) в развитых странах создают Комитеты комплексной оценке медицинских технологий (рис. 11.5).

Планирование объемов медицинской помоши, причем только стационарной, используют на региональном уровне во Франции, Германии, Нидерландах, и только для развития инфраструктуры медицинских учреждений, а не нормирования (как в РФ) объемов медицинской помощи по ПГГ. Объем госпитализаций и обращений к врачу общей практики не нормируют, так как считают, что принять следует всех, кто обратился. Если при этом при получении каких-либо видов медицинской помощи образовались очереди и/или население начинает выражать недовольство низкой доступностью медицинской помощи, исследуют причины, которые к этому привели. Возможные причины: дефицит ресурсов и средств (недостаточное число врачей в первичном звене, недостаточное финансирование ПГГ, недостаточное число коек, низкая территориальная доступность врачей и учреждений) или излишнее потребление медицинской помощи вследствие увеличения требований пациентов и излишних назначений врачей.

После анализа причин неудовлетворительной доступности медицинской помощи принимают решение, сбалансированное с финансовыми средствами. Если недостаточно средств и ресурсов, их добавляют, увеличивают число врачей и т.д.; если неоправданно высоко потребление, вводят ограничения медицинской помощи. Для населения это, например, могут быть соплатежи; для врачей — использование клинических рекомендаций и ограничительных перечней или введение определенного способа оплаты их услуг. Если резерв средств исчерпан — сокращают перечень услуг.

Стандарты медицинской помощи (клинические рекомендации) используют в США, Великобритании, Германии, Нидерландах, Австралии и других странах

в качестве рекомендаций для врачей, чтобы подсказать им наиболее правильный и рациональный (в ряде случаев — наиболее экономически эффективный) способ лечения того или иного заболевания. Рекомендации, с одной стороны, улучшают качество лечения, с другой, ограничивают излишние назначения (см. также главу 7).

В некоторых организациях на основе клинических рекомендаций разрабатывают протоколы, которые обычно носят более обязательный для внутреннего использования характер, они учитывают специфику медицинского учреждения. Но при этом у врача всегда остается возможность отклониться от заданного регламента.

Применение обязательных стандартов медицинской помощи по заболеваниям может привести к упрощенному применению медицинских технологий и замораживанию внедрения современных методов лечения и диагностики в практику (разработка и обновление стандартов — процесс длительный). В результате это может привести к ухудшению качества медицинской помощи. Место стандартов — только экономические расчеты, и никак не улучшение качества лечения. За рубежом для расчета затрат на лечение заболеваний используют менее трудоемкие способы: используют фактически сложившиеся расходы в лучших клиниках страны или экстраполируют стоимость лечения заболеваний других стран.

Использование стандартов по заболеваниям в качестве разграничителя между гарантированными и негарантированными услугами (как предлагают некоторые эксперты в РФ) затруднительно. Это потребует большой административной работы на всех уровнях управления здравоохранением, приведет к коррупции, путанице и излишнему документообороту в медицинском учреждении.

Эти разграничения должны быть четкими и ясными: если больной нуждается в медицинской помощи и застрахован в системе ОМС, ему гарантированы все виды медицинской помощи и все услуги, вошедшие в ПГГ, но с учетом установленных ограничений (перечней услуг и ЛС, предельных тарифов) и технической оснащенности учреждений. Стремиться надо к максимально малому числу ограничений.

Врач, исходя из установленных ограничений и руководствуясь клиническими рекомендациями профессиональных обществ и другими отечественными и зарубежными руководствами, а также собственными знаниями, назначает больному необходимое лечение.

Если установлены фиксированные соплатежи за день пребывания в больнице или за визит к врачу, то пациент их оплачивает. Никаких других доплат при лечении заболевания быть не должно. По ДМС могут оплачиваться услуги, не вошедшие в ПГГ (например, стоматологические, долгосрочный сестринский уход, физиотерапия, психотерапия). Если пациент хочет обойти ограничение (например. лечиться ЛС, не вошедшим в гарантированный перечень), он доплатит с официальным оформлением разницу между ценой препарата из перечня и стоимостью аналогичного выбранного препарата. Если пациент не хочет ожидать установленный для плановой операции срок, он может оплатить лечение за свой счет.

Уроки

Гарантии должны быть всеобщими, а пакет гарантий должен покрывать необходимые и важнейшие потребности населения. Добиться баланса между имеющимися средствами и потребностями помогает введение ограничений в виде перечней и предельных тарифов.

Общая тенденция для стран с развитой рыночной экономикой в достижении баланса между имеющимися финансовыми ресурсами и заявленными гарантиями для населения - переход с общих принципов при реализации гарантий («все, что

необходимо») на более прозрачные методы определения гарантий: выбор приоритетов, установление перечня конкретных услуг и ЛС, количественное определение стоимости года качественной жизни при решении вопроса о включении в ПГГ нового дорогостоящего вида лечения, установление предельных тарифов на ЛС и на лечение заболевания в стационаре.

Определение ограничений должно происходить на основе комплексной медико-экономической оценки медицинских технологий.

Рекомендации для России

Для полноценного обеспечения всего населения гарантированными медицинскими услугами необходимо сделать акцент не на замене их оплаты за счет средств населения взамен государственных источников (как предлагают некоторые эксперты), а, напротив, на увеличении объема финансирования из государственных источников.

Гарантии по ряду направлений необходимо расширить (обеспечение ЛС амбулаторных больных).

Необходима оптимизация наполнения пакета госгарантий установлением общепринятых в мире ограничений и нормативов, понятных пациентам: по видам медицинской помощи, перечням гарантированных ЛС, референтным ценам на медицинские услуги и лекарства, максимальным срокам ожидания плановых госпитализаций. Для этого необходимо создать постоянно действующую комиссию при Минздраве России и определить принципы ее работы, включив в нее специалистов по различным медицинским специальностям (не менее 2/3 общего состава).


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрическое отделение создают как структурное подразделение медицинского стационара. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем медицинского стационара, в составе которого оно существует. На должность заведующего отделением назначают специалиста,...

Тенденции развития здравоохранения в развитых странах

Тенденции развития здравоохранения в развитых странах

ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Все страны по способу финансирования здравоохранения из общественных источников можно условно разделить на две модели. В первой — бюджетной модели — средства формируются из налогов,...

НЕВЕСТКИ И ДЕВЕРИ

Т. И.Оранская Тановясь женой, женщина вступает в новую, сложную систему отношений не только с мужем, но и с его родственниками, и эти отношения оказывают весьма сильное влияние на ее жизнь....

ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА: СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА И ЗЕМЛЯ

В книге собраны сведения о глине и ее лечебном применении. Однако глина, т.е., собственно, земля является лишь одним из четырех элементов, необходимых для жизни. По — этому вначале мы дадим...

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Самая неприятная часть посещения врача завершена. Осторожно спуститесь с кресла, спокойно одевайтесь и думайте, все ли вы сказали врачу. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться навязчивой или непонятливой. После осмотра...

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 2006 г. под патронажем Президента РФ начали реализовывать приоритетные национальные проекты: «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье». Наиболее масштабный и значимый проект — ПНП «Здоровье», который включает...

ПРИСУТСТВИЕ ОТЦА ПРИ РОДАХ

Присутствие при рождении ребенка — очень волнующий момент, и многие мужчины считают своим долгом помогать своей жене и ребенку в этом процессе. Другие считают, что Ихм не место в родильном...

Стандартизация и управление качеством медицинской помощи

В начале XXI в. проблема качества стала одним из приоритетов мирового развития. В последние десятилетия в большинстве стран мира созрело твердое убеждение, что высокое качество продукции. товаров и услуг -...

ДИАРЕЯ

ДИАРЕЯ

Диарея (понос) — однократное или повторное опорожнение кишечника с изменением характера стула от кашицеобразного до водянистого. Течение диареи может быть хроническим или острым, что обусловлено основной причиной и реакцией со...

ЭСТРОГЕНЫ И ВАШ ВЕС

Вам когда-нибудь говорили, что эстрогены вызывают увеличение веса? Вам говорили, что если вы принимаете эстрогены, то обязательно растолстеете? Многие из нас это слышали. Но правда ли это? Почему же молодые...

Третий год жизни ребёнка

Третий год жизни ребёнка

В двухлетнем возрасте у ребенка постепенно укрепляется нервная система, возрастает работоспособность, поэтому его режим должен плавно меняться. Теперь малышу уже не хочется кушать сразу же после пробуждения, и накормить...

Искусственное вызывание родов

Искусственное вызывание родов

По ряду медицинских показаний врачи могут посчитать необходимым искусственное вызывание родов, например: если беременность продолжается дольше 41 недели; в случае резус-иммунизации; если вес ребенка очень большой и может увеличиться еще;...

ПРОФИЛАКТИКА КАК ОСНОВА СНИЖЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТНОСТИ ОТ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ …

Эпидемии подобны серьезным предупреждающим знакам, по которым истинный государственный деятель способен понять, что эволюция нации нарушена до такой степени. что ее дальнейшее игнорирование. даже при безрассудной (беспечной) политике, непозволительно. Рудольф...

ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В аудите эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным...

wume.ru