Переход здравоохранения на инновационный путь развития - основополагающее положение Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г. -включает комплекс требований к организации медицинской науки.

•   Мероприятия развития фундаментальных и прикладных биомедицинских научных исследований включают разработку целевых научных программ для формирования государственного задания и их реализацию профильными научными организациями и учреждениями. Оценка результативности исследовательской деятельности основана на показателях выполнения государственного задания.

•   Инновационное развитие здравоохранения сформулировано в мероприятиях для разработки и формирования общероссийского плана внедрения результатов научной деятельности в медицинскую практику. Серьезный недостаток современных медицинских исследований - низкая степень их внедрения в практическое здравоохранение и отсутствие учета потребности в новых технологиях в регионах. Реализация первостепенных мероприятий концепции требует механизма мониторинга научных исследований и анализа их внедрения в практическом здравоохранении.

•   Расширение материально-технической базы медицинских вузов и развитие сети исследовательских лабораторий для достижения взаимосвязи научной и образовательной деятельности предусматривает достижение синергического эффекта совмещения медицинской науки и медицинского образования. При этом основное средство финансового обеспечения научных исследовании конкурсное финансирование через гранты, в том числе и для аспирантов и молодых преподавателей.

•   Целенаправленная подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений, возможна через подготовку отраслевого научного потенциала. Подготовка профессиональных кадров - первостепенное условие построения образовательной политики медицинских вузов, ориентированной на подготовку и переподготовку специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения.

Высшая медицинская школа может внести вклад в выполнение намеченных мероприятий, выполняя задачи кадрового обеспечения учебного процесса и сохраняя преемственность поколений в образовании и науке:

•   сохранение преподавательского корпуса как базового интеллектуального потенциала:

•   подготовка молодых преподавателей, способных к инновационной деятельности.

Критерии научно-профессиональных достижений преподавателей вуза при их аттестации:

•   разработка приоритетных научно-исследовательских программ и участие в научных конкурсах:

•   публикационная активность и изобретательская деятельность;

•   организация и участие в научных мероприятиях:

•   «узнаваемость» ученых вуза в профессиональном научном сообществе:

•   научное руководство аспирантами и соискателями ученой степени;

•   качество диссертационных исследований и своевременность их защиты;

•   наличие ученой степени.

Подготовка преподавателя для высшей медицинской школы отличается интегрированный характером, прояваяющимся во взаимосвязи педагогической, лечебной и исследовательской деятельности. Однако исследовательская подготовленность дипломированных специалистов-врачей неодинакова. Для выполнения исследования по медицинским специальностям необходим значительный опыт лечебной работы, позволяющий накопить клинический материал и провести поисковые клинические испытания. Исследовательские знания и умения, приобретенные в период обучения в вузе, частично утрачиваются. На этапе послевузовской научной подготовки преподавателям и врачам-соискателям требуется как «восстановление» знаний, навыков и умений для проведения исследования, так и углубление их и освоение нового.

По результатам опроса дипломированных специалистов, работающих над кандидатской диссертацией, установлены негативные факторы, затрудняющие исследовательскую деятельность, Респонденты отмечают трудности трех уровней: методические, информационные, коммуникационные. Трудности методического уровня — недостаточные знания структуры диссертации, проведения экспериментов и клинических испытаний, способов и приемов сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа. Трудности информационного уровня включают «барьеры» в поиске научной литературы, проблемы в усвоении опубликованных научных данных и умении подготовить собственный научный текст. Коммуникационный уровень трудностей исследовательской работы - отсутствие навыков публичного выступления и участия в научных дискуссиях.

В рассматриваемой проблеме выявлены противоречия на двух уровнях. Социально-педагогический уровень отражает противоречия:

•   между необходимостью высшей медицинской школы соответствовать запросам современного здравоохранения и отсутствием технологии обучения научно-педагогического резерва, способного к созданию инновационных научных разработок и их внедрению в практику:

•   между осознанием молодых преподавателей и аспирантов необходимости повышения качества выполнения медицинского исследования и их методологической неподготовленностью к самостоятельному усвоению знаний.

Научно-педагогический уровень отражает противоречия:

•   между необходимостью обучения исследовательской деятельности на этапе послевузовского профессионального медицинского образования и отсутствием научных подходов к разработке педагогической системы научной подготовки:

•   между потребностью в организации учебного процесса и отсутствием разработанной дидактики для медицинской научной подготовки.

Учитывая, что качество медицинского образования становится первостепенным требованием к обучению врачей для практического здравоохранения, важный аспект подготовки преподавателя высшей медицинской школы - его формирование как исследователя, способного к инновационной деятельности как в учебном процессе, так в лечебной и научной работе.

Научный потенциал преподавателя вуза формируется в период его обучения в аспирантуре как основной формы подготовки научно-педагогических кадров. Руководствуясь утвержденной на федеральном уровне целевой программой. предприняты усилия для создания в региональном вузе организационно-педагогических условий для формирования образовательной среды, обучающей и воспитывающей через аспирантуру резерв научно-педагогических кадров, способных к продуктивной работе в науке, образовании и в области высоких технологий.

Возможность достижения качественного образования во многом определяется обогащением учебного процесса новыми научными знаниями. Это означает, что преподаватель должен быть подготовлен к созданию научных знаний, для чего необходимо постоянное творческое развитие.

Творческая личность развивается под действием обучения и воспитания, о чем свидетельствуют философские идеи И. Канта, направленные на усовершенствование человека через его саморазвитие и самопостижение. Личностный рост человека - один из аспектов исследования педагогической антропологии, позволяющей выработать представления об идеальном образе творческой личности, что становится важным для разработки вариантов обучения и воспитания молодых преподавателей и аспирантов высшей школы как профессиональных исследователей.

Инновационное развитие общества в России обязывает преподавателя высшей школы соответствовать в своей подготовке требованиям времени. Ведущее из них - высокая профессиональная личная компетентность и использование новейших педагогических технологий. Первостепенный актуальный вопрос профессионализма преподавателя высшей школы - уровень его научной подготовки. Это подтверждено оценкой продуктивности работы научно-педагогических кадров при аттестации высших учебных заведений Министерством образовании и науки РФ.

Профессиональная компетентность преподавателей подтверждает статус вуза и непосредственно связана с эффективностью его работы. Ее научные критерии:

•   наличие у преподавателей ученой степени;

•   участие коллектива в научных мероприятиях:

•   публикационная активность (особенно в научных журналах, рекомендованных ВАК и зарубежных изданиях):

•   индекс цитируемости авторов научных трудов:

•   изобретательская деятельность;

•   качество диссертационных исследований и своевременность их защиты:

•   научное руководство аспирантами и соискателями ученой степени;

•   «узнаваемость» ученых вуза в профессиональном научном сообществе.

Научная квалификация преподавателя, подтвержденная ученой степенью, присуждаемой по результатам защиты диссертации, — непременное условие работы в высшей школе — характеризует педагога в первую очередь как профессионала. Однако процесс качественного выполнения диссертационного исследования трудоемок и продолжителен. Имея различную базовую подготовленность к выполнению исследования, не все диссертанты завершают исследование в установленные сроки, и качество диссертационного исследования не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Высшей аттестационной комиссией.

Основные барьеры к своевременной и эффективной подготовке диссертации — отсутствие навыков продуктивного информационного поведения в условиях «информационного бума», затрудняющего поиск научной литературы, и недостаточная методологическая грамотность. Часто при изучении технологии исследования диссертант хаотично преодолевает методологическую неграмотность. что ведет к непониманию прочитанного из-за отсутствия навыков усвоения необходимых знаний.

Научный прогресс требует от преподавателя активного участия в разработке инновационных технологий для создания новых научных знаний и их использования в преподавании. Для «соответствия» преподавателя вуза современным требованиям полезно активизировать его научную подготовку, поскольку отличительной чертой развития высшего образования становится интеграция науки и образования. Возникает проблема воспитания преподавателя нового типа: из транслятора знаний преподаватель должен стать активным создателем новых научных знаний, интегрирующих их в учебный процесс.

Существуют трудности и с формированием резерва научно-педагогических кадров. Наблюдают негативные тенденции, связанные со старением преподавательского корпуса высшей школы и оттоком исследовательской молодежи в коммерческие структуры из-за материально-технических трудностей в проведении НИР. непрестижности занятия научной работой как низкооплачиваемой.

Практическим решением этой проблемы обеспокоены и организаторы высшей школы федерального уровня, обращая внимание руководителей вузов на то. что «если Россия стремится сохранить свое место в ряду развитых государств, то она уже сейчас должна позаботиться о своих научных кадрах, так как между «сейчас» и «потом» не произойдет никакого чуда, которое автоматически гарантировало бы ей будущие потребности в специалистах».

Основополагающее условие успешного развития высшей школы, учитывая средний возраст основного контингента преподавателей вузов, равный 55 годам. — своевременное воспроизводство научно-педагогических кадров. Подготовка преподавателя для высшей медицинской школы отличается интегрированным характером, проявляющимся во взаимосвязи педагогической, лечебной и исследовательской деятельности. Решение задачи триединой подготовки высококвалифицированных специалистов становится ответственнее и сложнее в связи со стремительным развитием медицинской науки, ориентированной на разработку и внедрение инновационных технологий, как в подготовке специалистов для здравоохранения, так и для высшей школы.

К сожалению, на практике несвоевременная защита диссертаций свидетельствует о недостаточной методической подготовке исследователей. Последствия методологической неподготовленности аспирантов — неудачный выбор темы исследования и трудности в проведении экспериментальных или клинических испытаний и доказательности полученных результатов.

Проблема обучения становится более актуальной в связи с ростом численности диссертантов, среди которых соискателями ученой степени становятся врачи и организаторы здравоохранения, совмещающие в дальнейшем лечебную работу с преподаванием в вузе.

Основная форма подготовки научно-педагогического резерва — аспирантура. Система требований к организации обучения аспирантов медицинского вуза с учетом содержания обучения включает комплекс взаимосвязанных видов подготовки и организационно-педагогических мероприятий (табл. 8.1).

Научная подготовка определяется созданием организационно-педагогических условий для «воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании», обозначенных как приоритетное направление в федеральной целевой программе до 2013 г. «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Создание условий для формирования кадровых ресурсов и их «концентрация на приоритетных и инновационных направлениях развития медицинской науки» определены приоритетными задачами и в Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г.

Создание организационно-педагогических условий — первостепенная задача образовательной политики медицинских университетов, сосредоточенной на подготовке специалистов, обладающих современными знаниями и имеющих навыки использования высоких медицинских технологий и новых методов профилактики. диагностики и лечения.

Таким образом, обозначенные особенности развития медицинской науки и подготовки молодых преподавателей и аспирантов медицинских университетов к самостоятельной исследовательской деятельности и выявленные противоречия позволяют констатировать потребность в формировании образовательной среды для научной подготовки преподавателей вуза, основа которой — целенаправленная научная подготовка для развития и совершенствования исследовательских способностей в соответствии с современными требованиями к высшей медицинской школе.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ при беременности

МАТКА И ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Матка начинает увеличиваться с самого начала беременности. За девять месяцев ее вес от 50—60 г увеличивается примерно до 1 кг и даже больше, высота изменяется от...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

Работа с информационными системами вообще и медицинскими информационными системами в частности регламентирована действующим законодательством - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите...

Консультативно-диагностический центр для детей

Консультативно-диагностический центр для детей

Правила устанавливают порядок работы КДЦ для детей в медицинских организациях. оказывающих медицинскую помощь, за исключением организации КДЦ для детей с проявлениями туберкулезной инфекции. КДЦ дли детей медицинского учреждении создают дли...

КОРМИМ ГРУДЬЮ

КОРМИМ ГРУДЬЮ

ГРудное вскармливание всегда будет самым лучшим, наиболее безопасным и экономичным способом кормления грудных детей. До 4—6 месяцев дети с грудным молокам получают все необходимые им питательные вещества, витамины, минеральные и...

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

В настоящее время в России не сложилась единая тарифная политика, т.е. не существует ни единых способов оплаты поставщикам медицинских услуг, ни единой системы тарифов на медицинские услуги и ЛС. Например,...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Право человека на жизнь и здоровье - неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения. Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В...

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЛЕЧЕНИИ

Медицинский отбор и направление пациентов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256, ЛПУ: амбулаторно-поликлинические (по месту жительства) или медико-санитарная...

ИНДИЙСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛИТЕРАТУРЕ ДХАРМАШАСТР

AM. Самозванцев Основой жизненного благополучия индуиста традиционно признается брак и семья. Не случайно древние сборники домашних обрядов, Грихья-сутры, Начинают свое изложение с описания свадьбы: свадебная церемония означала вступление ученика, завершившего...

РЕБЕНОК САМ ПОДБЕРЕТ ПОДХОДЯЩИЙ РЕЖИМ

Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма: бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования. ...

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите быть сон лучшей ночи? Существует решение Проблема со сном, как известно, люди всех возрастов, от подростков до пожилых людей. Многие люди борются с не высыпанием, плохой сон. Хорошая гигиена...

КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКОЙ АГРЕССИЕЙ

В определенный момент, а именно, с началом школьной жизни, ребенок начинает понимать, что, кроме близких, которые любят его «просто так», существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и...

Третий год жизни ребёнка

Третий год жизни ребёнка

В двухлетнем возрасте у ребенка постепенно укрепляется нервная система, возрастает работоспособность, поэтому его режим должен плавно меняться. Теперь малышу уже не хочется кушать сразу же после пробуждения, и накормить...

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Наиболее всего изучено их влияние в период органогенеза (18–55-й день беременности). Влияние их в период роста развития плода (более 56 дней) уже не так драматично. На основании экспериментальных данных и...

ДВЕ ЖЕНЫ И ОДИН МУЖ

Каким я был в те времена Дом мой был из бедных. А совсем рядом, напротив, стоял очень богатый дом В этом большом богатом доме жили ленивый Габу, его сестра Байди...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ОТ 29 …

Новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» направлен на закрепление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатную медицинскую помощь. Основные положения закона соответствуют Федеральному закону «Об основах обязательного социального...

wume.ru