Переход здравоохранения на инновационный путь развития - основополагающее положение Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г. -включает комплекс требований к организации медицинской науки.

•   Мероприятия развития фундаментальных и прикладных биомедицинских научных исследований включают разработку целевых научных программ для формирования государственного задания и их реализацию профильными научными организациями и учреждениями. Оценка результативности исследовательской деятельности основана на показателях выполнения государственного задания.

•   Инновационное развитие здравоохранения сформулировано в мероприятиях для разработки и формирования общероссийского плана внедрения результатов научной деятельности в медицинскую практику. Серьезный недостаток современных медицинских исследований - низкая степень их внедрения в практическое здравоохранение и отсутствие учета потребности в новых технологиях в регионах. Реализация первостепенных мероприятий концепции требует механизма мониторинга научных исследований и анализа их внедрения в практическом здравоохранении.

•   Расширение материально-технической базы медицинских вузов и развитие сети исследовательских лабораторий для достижения взаимосвязи научной и образовательной деятельности предусматривает достижение синергического эффекта совмещения медицинской науки и медицинского образования. При этом основное средство финансового обеспечения научных исследовании конкурсное финансирование через гранты, в том числе и для аспирантов и молодых преподавателей.

•   Целенаправленная подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений, возможна через подготовку отраслевого научного потенциала. Подготовка профессиональных кадров - первостепенное условие построения образовательной политики медицинских вузов, ориентированной на подготовку и переподготовку специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения.

Высшая медицинская школа может внести вклад в выполнение намеченных мероприятий, выполняя задачи кадрового обеспечения учебного процесса и сохраняя преемственность поколений в образовании и науке:

•   сохранение преподавательского корпуса как базового интеллектуального потенциала:

•   подготовка молодых преподавателей, способных к инновационной деятельности.

Критерии научно-профессиональных достижений преподавателей вуза при их аттестации:

•   разработка приоритетных научно-исследовательских программ и участие в научных конкурсах:

•   публикационная активность и изобретательская деятельность;

•   организация и участие в научных мероприятиях:

•   «узнаваемость» ученых вуза в профессиональном научном сообществе:

•   научное руководство аспирантами и соискателями ученой степени;

•   качество диссертационных исследований и своевременность их защиты;

•   наличие ученой степени.

Подготовка преподавателя для высшей медицинской школы отличается интегрированный характером, прояваяющимся во взаимосвязи педагогической, лечебной и исследовательской деятельности. Однако исследовательская подготовленность дипломированных специалистов-врачей неодинакова. Для выполнения исследования по медицинским специальностям необходим значительный опыт лечебной работы, позволяющий накопить клинический материал и провести поисковые клинические испытания. Исследовательские знания и умения, приобретенные в период обучения в вузе, частично утрачиваются. На этапе послевузовской научной подготовки преподавателям и врачам-соискателям требуется как «восстановление» знаний, навыков и умений для проведения исследования, так и углубление их и освоение нового.

По результатам опроса дипломированных специалистов, работающих над кандидатской диссертацией, установлены негативные факторы, затрудняющие исследовательскую деятельность, Респонденты отмечают трудности трех уровней: методические, информационные, коммуникационные. Трудности методического уровня — недостаточные знания структуры диссертации, проведения экспериментов и клинических испытаний, способов и приемов сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа. Трудности информационного уровня включают «барьеры» в поиске научной литературы, проблемы в усвоении опубликованных научных данных и умении подготовить собственный научный текст. Коммуникационный уровень трудностей исследовательской работы - отсутствие навыков публичного выступления и участия в научных дискуссиях.

В рассматриваемой проблеме выявлены противоречия на двух уровнях. Социально-педагогический уровень отражает противоречия:

•   между необходимостью высшей медицинской школы соответствовать запросам современного здравоохранения и отсутствием технологии обучения научно-педагогического резерва, способного к созданию инновационных научных разработок и их внедрению в практику:

•   между осознанием молодых преподавателей и аспирантов необходимости повышения качества выполнения медицинского исследования и их методологической неподготовленностью к самостоятельному усвоению знаний.

Научно-педагогический уровень отражает противоречия:

•   между необходимостью обучения исследовательской деятельности на этапе послевузовского профессионального медицинского образования и отсутствием научных подходов к разработке педагогической системы научной подготовки:

•   между потребностью в организации учебного процесса и отсутствием разработанной дидактики для медицинской научной подготовки.

Учитывая, что качество медицинского образования становится первостепенным требованием к обучению врачей для практического здравоохранения, важный аспект подготовки преподавателя высшей медицинской школы - его формирование как исследователя, способного к инновационной деятельности как в учебном процессе, так в лечебной и научной работе.

Научный потенциал преподавателя вуза формируется в период его обучения в аспирантуре как основной формы подготовки научно-педагогических кадров. Руководствуясь утвержденной на федеральном уровне целевой программой. предприняты усилия для создания в региональном вузе организационно-педагогических условий для формирования образовательной среды, обучающей и воспитывающей через аспирантуру резерв научно-педагогических кадров, способных к продуктивной работе в науке, образовании и в области высоких технологий.

Возможность достижения качественного образования во многом определяется обогащением учебного процесса новыми научными знаниями. Это означает, что преподаватель должен быть подготовлен к созданию научных знаний, для чего необходимо постоянное творческое развитие.

Творческая личность развивается под действием обучения и воспитания, о чем свидетельствуют философские идеи И. Канта, направленные на усовершенствование человека через его саморазвитие и самопостижение. Личностный рост человека - один из аспектов исследования педагогической антропологии, позволяющей выработать представления об идеальном образе творческой личности, что становится важным для разработки вариантов обучения и воспитания молодых преподавателей и аспирантов высшей школы как профессиональных исследователей.

Инновационное развитие общества в России обязывает преподавателя высшей школы соответствовать в своей подготовке требованиям времени. Ведущее из них - высокая профессиональная личная компетентность и использование новейших педагогических технологий. Первостепенный актуальный вопрос профессионализма преподавателя высшей школы - уровень его научной подготовки. Это подтверждено оценкой продуктивности работы научно-педагогических кадров при аттестации высших учебных заведений Министерством образовании и науки РФ.

Профессиональная компетентность преподавателей подтверждает статус вуза и непосредственно связана с эффективностью его работы. Ее научные критерии:

•   наличие у преподавателей ученой степени;

•   участие коллектива в научных мероприятиях:

•   публикационная активность (особенно в научных журналах, рекомендованных ВАК и зарубежных изданиях):

•   индекс цитируемости авторов научных трудов:

•   изобретательская деятельность;

•   качество диссертационных исследований и своевременность их защиты:

•   научное руководство аспирантами и соискателями ученой степени;

•   «узнаваемость» ученых вуза в профессиональном научном сообществе.

Научная квалификация преподавателя, подтвержденная ученой степенью, присуждаемой по результатам защиты диссертации, — непременное условие работы в высшей школе — характеризует педагога в первую очередь как профессионала. Однако процесс качественного выполнения диссертационного исследования трудоемок и продолжителен. Имея различную базовую подготовленность к выполнению исследования, не все диссертанты завершают исследование в установленные сроки, и качество диссертационного исследования не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Высшей аттестационной комиссией.

Основные барьеры к своевременной и эффективной подготовке диссертации — отсутствие навыков продуктивного информационного поведения в условиях «информационного бума», затрудняющего поиск научной литературы, и недостаточная методологическая грамотность. Часто при изучении технологии исследования диссертант хаотично преодолевает методологическую неграмотность. что ведет к непониманию прочитанного из-за отсутствия навыков усвоения необходимых знаний.

Научный прогресс требует от преподавателя активного участия в разработке инновационных технологий для создания новых научных знаний и их использования в преподавании. Для «соответствия» преподавателя вуза современным требованиям полезно активизировать его научную подготовку, поскольку отличительной чертой развития высшего образования становится интеграция науки и образования. Возникает проблема воспитания преподавателя нового типа: из транслятора знаний преподаватель должен стать активным создателем новых научных знаний, интегрирующих их в учебный процесс.

Существуют трудности и с формированием резерва научно-педагогических кадров. Наблюдают негативные тенденции, связанные со старением преподавательского корпуса высшей школы и оттоком исследовательской молодежи в коммерческие структуры из-за материально-технических трудностей в проведении НИР. непрестижности занятия научной работой как низкооплачиваемой.

Практическим решением этой проблемы обеспокоены и организаторы высшей школы федерального уровня, обращая внимание руководителей вузов на то. что «если Россия стремится сохранить свое место в ряду развитых государств, то она уже сейчас должна позаботиться о своих научных кадрах, так как между «сейчас» и «потом» не произойдет никакого чуда, которое автоматически гарантировало бы ей будущие потребности в специалистах».

Основополагающее условие успешного развития высшей школы, учитывая средний возраст основного контингента преподавателей вузов, равный 55 годам. — своевременное воспроизводство научно-педагогических кадров. Подготовка преподавателя для высшей медицинской школы отличается интегрированным характером, проявляющимся во взаимосвязи педагогической, лечебной и исследовательской деятельности. Решение задачи триединой подготовки высококвалифицированных специалистов становится ответственнее и сложнее в связи со стремительным развитием медицинской науки, ориентированной на разработку и внедрение инновационных технологий, как в подготовке специалистов для здравоохранения, так и для высшей школы.

К сожалению, на практике несвоевременная защита диссертаций свидетельствует о недостаточной методической подготовке исследователей. Последствия методологической неподготовленности аспирантов — неудачный выбор темы исследования и трудности в проведении экспериментальных или клинических испытаний и доказательности полученных результатов.

Проблема обучения становится более актуальной в связи с ростом численности диссертантов, среди которых соискателями ученой степени становятся врачи и организаторы здравоохранения, совмещающие в дальнейшем лечебную работу с преподаванием в вузе.

Основная форма подготовки научно-педагогического резерва — аспирантура. Система требований к организации обучения аспирантов медицинского вуза с учетом содержания обучения включает комплекс взаимосвязанных видов подготовки и организационно-педагогических мероприятий (табл. 8.1).

Научная подготовка определяется созданием организационно-педагогических условий для «воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании», обозначенных как приоритетное направление в федеральной целевой программе до 2013 г. «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Создание условий для формирования кадровых ресурсов и их «концентрация на приоритетных и инновационных направлениях развития медицинской науки» определены приоритетными задачами и в Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г.

Создание организационно-педагогических условий — первостепенная задача образовательной политики медицинских университетов, сосредоточенной на подготовке специалистов, обладающих современными знаниями и имеющих навыки использования высоких медицинских технологий и новых методов профилактики. диагностики и лечения.

Таким образом, обозначенные особенности развития медицинской науки и подготовки молодых преподавателей и аспирантов медицинских университетов к самостоятельной исследовательской деятельности и выявленные противоречия позволяют констатировать потребность в формировании образовательной среды для научной подготовки преподавателей вуза, основа которой — целенаправленная научная подготовка для развития и совершенствования исследовательских способностей в соответствии с современными требованиями к высшей медицинской школе.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

wume.ru