Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России в разрезе субъектов РФ и в сравнении с развитыми странами

Основная задача органов исполнительной власти субъектов РФ — формирование эффективных региональных синем управления.

С 2007 г. оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. в том числе в здравоохранении, на основании следующих нормативно-правовых документов:

•   Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. которым дано право Президенту РФ устанавливать перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ. а в обязанность высших должностных лиц субъектов РФ либо руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (в зависимости от устройства системы органов власти субъекта Федерации) входит представление Президенту РФ докладов о фактически достигнутых и планируемых значениях показателей в установленные порядки и сроки:

•   Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», в котором представлен перечень показателей;

•   Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"». которым утверждены перечень показателей, методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, форма доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов госу дарственной власти) субъектов РФ о достигнутых значениях

показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

•   Постановление Правительства РФ от 14 августа 2008 г. № 608 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 июля 2009 г. № 614) «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используют официальные данные докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. в которых содержатся официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, ведомственной статистики и результаты социологических опросов населения (поданным ФСО России).

Утвержденный перечень в 2012 г. включает 329 показателей, из них 73 показателя относятся к здравоохранению, включая показатели здоровья.

Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в здравоохранении оценивается на основе анализа и сопоставления показателей.

•   Конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ - показатели здоровья населения (младенческая смертность, смертность населения трудоспособного возраста), уровень реализации основных целей деятельности региональных властей (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (отношение к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике региона)], удовлетворенность населения медицинской помощью.

•   Эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте РФ в здравоохранении. Объем неэффективных расходов региональных бюджетов определяется в соответствии с нормативными или среднероссийскими значениями по показателям, характеризующим бюджетную сеть в регионе и ее использование, в части управления кадровыми ресурсами, объемом стационарной медицинской помощи и скорой медицинской помощи.

•   Ход реализации институциональных реформ в субъекте РФ в здравоохранении - внедрение новых механизмов управления и их эффективность.

Все обозначенные показатели взаимосвязаны и рассматриваются в едином контексте. Их анализируют на основании достигнутого уровня и динамики за несколько лет. предшествующих отчетному году.

Оценивая эффективность деятельности органов исполнительной власти в здравоохранении в 2011 г., следует учесть, что расходы бюджета на здравоохранение выросли почти на 30%, при этом значительную роль сыграли выделенные субсидии на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ — 190.4 млрд рублей. Общий объем расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение и территориальных государственных внебюджетных фондов увеличился на 20%. Доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ составила 20,4% (в 2008, 2009. 2010 гг. - по 19%).

Во всех регионах общий объем расходов на здравоохранение увеличился, в 10 из них снизились расходы консолидированного бюджета при росте расходов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию территориальной программы государственных гарантий увеличились на 10% относительно 2010 г. Однако велико число регионов, имеющих дефицит ПГГ. Только в 11 регионах дефицит ПГГ отсутствует (Московская. Тюменская. Магаданская, Сахалинская

области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Камчатский край. Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа). В 4 регионах дефицит программы более 40% (республики Дагестан, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Кабардино-Балкарская).

В целом по объему финансирования здравоохранения Российская Федерация отстает от западноевропейских стран: доля общих расходов на здравоохранение в ВВП почти в 1,7 раза меньше, чем в странах ЕС, а доля государственных расходов в ВВП — в 2 раза меньше. В абсолютном выражении на здравоохранение одного человека Россия тратит в 3,9 раза меньше, чем в среднем в странах ЕС.

Структурные преобразования в здравоохранении проходят медленно: высокий уровень госпитализации — 21,1 на 100 человек, продолжительность стационарного лечения - 12,4 дня, медленное развитие стационарозамещающих видов медицинской помощи и неотложной медицинской помощи.

Структура основных расходов по видам медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий практически не меняется. Основные расходы приходятся на стационарную медицинскую помощь - 57,5% всех расходов (в 2010 г. — 58%), которая почти в 2 раза превышает долю амбулаторной помощи, в то время как в западноевропейских странах они примерно равны. При этом более 30% госпитализаций могут быть заменены стационарозамещающей амбулаторной помощью без ущерба для здоровья больного.

Оптимальная структура оказания медицинской помощи сложилась только в Белгородской, Пензенской, Кемеровской, Омской и Владимирской областях, г. Москве, республиках Башкортостан, Алтай и Чувашия. Высокозатратная медицинская помощь при низком числе посещений, частых вызовах скорой медицинской помощи, избытке коечного фонда отмечена в Смоленской, Тверской, Ярославской, Новгородской. Псковской, Иркутской, Амурской, Магаданской областях, Республике Калмыкия, Алтайском и Камчатском краях. Чукотском АО. Низкая доступность медицинской помощи сохраняется в республиках Дагестан, Ингушетия, Чечня, где существуют дефицит коечного фонда, низкая посещаемость и мало вызовов скорой медицинской помоши.

Численность врачей медицинских и немедицинских учреждений всех форм собственности, по данным Росстата за 2011 г., выросла относительно 2010 г. - 51,3 врача на 10 тыс. населения (рис. 13.1). Однако число врачей, занятых в государственных и муниципальных учреждениях, с 2010 г. продолжает уменьшаться — 34,2 врача на 10 тыс. населения (2011). Во многом это связано с продолжающимся снижением в первичном звене здравоохранения числа участковых врачей — терапевтов,

педиатров, врачей общей практики (2008 г. - 75,2 тыс., 2009 г. — 74,4 тыс., 2010 г. — 73,5 тыс., 2011 г. - 72,3 тыс.). В результате на 10 тыс. населения приходится лишь 5 врачей, тогда как в европейских странах - в среднем 8 врачей (в Бельгии — 21, во Франции и Португалии — по 17, Австрии - 15 врачей на 10 тыс. населения). При этом обеспеченность специалистами в России - 30 врачей на 10 тыс. населения, в среднем в европейских странах - 17 (в Ирландии — 7, Нидерландах — 10, Канаде — 11 врачей на 10 тыс. населения). Таким образом, на одного врача первичного звена приходится 6 специалистов, в зарубежных странах это соотношение 1:2.

Основная кадровая проблема здравоохранения связана с дефицитом персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, избытком специалистов узкого профиля и с чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах, особенно при наличии в них высших медицинских образовательных учреждений.

Снижение численности врачей в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения обусловлено их оттоком в негосударственный сектор, ведомственные и федеральные учреждения из-за низкой заработной платы. У врачей муниципальных учреждений она меньше на 15%, чем в целом в отрасли, а в негосударственных и федеральных учреждениях — больше на 21 и 19% соответственно. При этом в муниципальных медицинских учреждениях занята почти половина всех работающих в здравоохранении. В целом разница средней заработной платы работающих в здравоохранении и в экономике составляла 31% в 2010-2011 гг. (в 2009 г. - 25%).

В медицинских учреждениях негосударственной формы собственности занято 6,3% врачей (2007 г. — 6,4%). В г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Калининградской, Новгородской, Саратовской. Новосибирской, Сахалинской областях и Приморском крае доля работающих в таких учреждениях - 9-14% всех врачей.

По данным ВОЗ, около 20-40% потраченных на здравоохранение средств -необоснованные затраты — ресурсы, которые можно перенаправить на всеобщее обеспечение населения медико-санитарными услугами.

Оценка с 2007 г. эффективности органов государственной власти, включая здравоохранение, позволила обратить внимание руководителей всех уровней власти на проблемные зоны с неэффективным использованием бюджетных средств.

В 2007-2011 гг. регионы много сделали для оптимизации объема оказания медицинской помощи, который в 2007 г. соответствовал нормативным значением в 39 регионах, а в 2011 г. - уже в 56 регионах. При постоянном снижении числа коек (рис. 13.2) обеспеченность ими достаточно велика - 97 коек на 10 тыс. населения. Максимальную обеспеченность койками наблюдают в Чукотском автономном округе. Магаданской, Сахалинской областях. Республике Тыва, минимальную — в Республике Ингушетия.

В зарубежных странах число коек практически в 2 раза меньше, чем в России (рис. 13.3). В определенной мере это связано с делением стационаров на больницы долгосрочного и краткосрочного пребывания, чего нет в Российской Федерации. По определениям ВОЗ, больничные учреждения долгосрочного пребывания - туберкулезные больницы для взрослых и детей, противотуберкулезные диспансеры со стационарами, психиатрические и психоневрологические больницы, психоневрологические диспансеры со стационарами, наркологические реабилитационные центры, гериатрические больницы, госпитали ветеранов войн. больницы восстановительного лечения, больницы (дома) сестринского ухода, хосписы, центры восстановительной терапии. В России число таких больничных учреждений составляет 18% (2010). Еще в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации 1997 г. отмечена необходимость реорганизации стационарной помощи, которая обеспечит сокращение длительности госпитального периода за счет распределения коек в зависимости от интен-

сивности лечебно-диагностического процесса. Однако формирование многоуровневой системы стационаров (больниц для лечения острых заболеваний и больниц для реабилитации и долечивания) в России еще не осуществлено.

Обеспеченность стационарными койками в домах-интернатах для инвалидов и престарелых в России всего лишь 1,5 койки на 10 тыс. населения, а в ряде стран

достигает 122 койки на 10 тыс. населения (рис. 13.4). При этом расходы на пребывание пациентов на социальных койках в 3-4 раза меньше, чем на больничных.

Средняя продолжительность пребывания в стационаре тоже с каждым годом уменьшается: в 1992 г. она составляла 17 дней, в 2011 г. — 12,4 дня. В 2010-2011 гг. в 15 регионах не отмечено улучшения этого показателя. Максимальная продолжительность пребывания на койке в Чукотском автономном округе (15.6 дня). Магаданской области (15,1 дня), Камчатском крае (14,4 дня); минимальные показатели в Республике Алтай (9,7 дня). Республике Ингушетия (10,4 дня), Саратовской и Тюменской областях (по 10,6 дня). Краснодарском крае и Чеченской Республике (по 10,8 дня).

Длительность пребывания в стационарах в России превышает в 2-3 раза этот показатель в странах Западной Европы (Австрия, Швеция, Турция, Финляндия, Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды, Испания, Дания, Италия) и в 1,5-2 раза в странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Литва, Словакия, Чешская Республика, Словения, Хорватия). В среднем она составляет 5-7 дней. Такие различия обусловлены также делением на больницы краткосрочного и длительного пребывания. Однако, даже следуя рекомендациям ВОЗ по определению разных категорий стационаров, средняя длительность пребывания на койке в больничных учреждениях краткосрочного пребывания в России составляет 10,7 дня, что тоже больше, чем в странах Западной Европы. Один из фактов, который это объясняет, — только 30% плановых больных получают необходимые диагностические исследования амбулаторно до поступления в стационар. При этом сокращение средней длительности стационарного лечения во всех стационарах на один день позволило бы дополнительно пролечить в стационарах около 4 млн больных в год.

Другой важный показатель эффективности стационарной помощи — занятость койки, которая равна 320-340 дням, в зависимости от нахождения стационара в

сельской или городской местности. В 2011 г. занятость койки составила 325 дней (2010 г. - 326 дней). В Московской, Нижегородской, Тюменской, Ульяновской областях, республиках Адыгея, Татарстан и Ставропольском крае работа койки выше нормативного значения. При этом в большинстве этих регионов обеспеченность койками ниже среднего уровня по стране и продолжает сокращаться. Сложившаяся ситуация может привести к ухудшению качества медицинской помощи (большая очередность, скученность больных в палатах или размещение их в коридоре).

Уровень госпитализации в 2011 г. — 21,1 на 100 человек (2010 г. — 21,6). В 25 регионах отмечен рост этого показателя относительно 2010 г. В странах Европейского союза этот показатель — 17,7 (рис. 13.5).

Организация оказания медицинской помощи амбулаторно отражается на показателях госпитализации: более 30% госпитализированных больных могут получить помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях. По данным РОСНО, отмечены следующие причины госпитализаций: социальные — у 4% больных, отсутствие диагностического оборудования в поликлинике — у 10%, неэффективное амбулаторное лечение - у 17% больных.

Снижению неэффективных расходов на стационарную помощь способствуют:

•   организация служб управления госпитализацией (контроль за обоснованностью госпитализации);

•   работа по стандартам (клинические протоколы);

•   операция в день поступления;

•   долечивание и реабилитация в амбулаторных условиях;

•   открытие или расширение отделений консультативного приема в больницах для повышения доступности консультаций квалифицированных специалистов и диагностических исследований без госпитализации;

•   формирование многоуровневой системы стационарной помощи: больниц для лечения острых заболеваний и больниц для реабилитации и долечивания;

•   тщательная подготовка плановых больных к стационару в амбулаторных условиях;

•   сокращение коек в круглосуточном стационаре [реорганизация, укрупнение лечебных учреждений, организация межрайонных центров (отделений) в составе многопрофильных ЛПУ];

•   перепрофилирование коек в койки сестринского ухода;

•   развитие дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии.

На скорую медицинскую помощь в 2007 г. неэффективные расходы отсзт-ствовяли в 28 регионах, в 2011 г. уже в 39 регионах, в которых выполнен норматив ПГГ (0,318 вызова).

Каждый третий россиянин в течение года вызывает скорую медицинскую помощь, в 2011 г. эту помощь получили более 47,5 млн человек (2010 г. — 47,7 млн человек). При этом около 6% всех вызовов - 2,9 млн (2010 г. - 2.8 млн) — необоснованные и безрезультатные вызовы — 4,7 млрд рублей. Кроме того, до 40% всех вызовов скорой медицинской помощи - вызовы к хроническим больным, известным участковым врачам. При эффективной работе первичного звена здравоохранения можно предотвратить около 10 млн вызовов скорой медицинской помощи и сэкономить более 15 млрд рублей. Более 4,5 млн выездов -10% всех выездов скорой медицинской помощи - связано с перевозкой больных. В ряде стран (Франция, Нидерланды, Германия, США) перевозкой больных занимаются пожарная служба, полиция. В Гонконге за необоснованный вызов машины скорой помощи берут плату с пациента. Россия - практически единственная страна в мире, где не пациент идет к врачу, а врач идет к больному, и это не единичный случай, а массовый.

Число необоснованных вызовов скорой медицинской помощи уменьшают за счет оказания неотложной помощи амбулаторно-поликлиническими учреждениями (Республика Хакассия, Курская, Ростовская, Иркутская, Саратовская, Ульяновская, Нижегородская, Вологодская, Амурская, Магаданская области, Хабаровский край, Карачаево-Черкесская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ) и активной работы участковых врачей. Для этого необходимо оптимизировать работу амбулаторного звена, укомплектовать его врачами.

По данным Ростовской области, каждый шестой больной, обратившийся в отделения скорой медицинской помощи, — непрофильный больной и должен обслуживаться амбулаторно-поликлиническим учреждением.

В Алтайском крае снижена нагрузка на скорую помощь с увеличением числа профилактических и патронажных посещений, включая подворные обходы прикрепленного населения, активных посещений участковыми врачами, в том числе пациентов с ограниченной мобильностью, расширена выездная форма работы краевых учреждений. В Иркутской области увеличили время приема населения участковыми врачами и медицинскими работниками диагностической службы, организовали еженедельные выезды врачебных бригад в отдаленные поселки.

Снижению неэффективных расходов на скорую медицинскую помощь (СМП) способствуют:

•   организация единой информационной диспетчерской службы;

•   внедрение врачебных и фельдшерских консультаций по телефону;

•   расширение функций фельдшерских бригад;

•   оптимизация маршрутов доставки больных в зависимости от вида патологии, тяжести заболевания (в том числе с помощью оснащения машин навигационными системами);

•   использование алгоритмов оказания скорой медицинской помощи по основным заболеваниям;

•   выделение автомашин для транспортировки больных;

•   патронаж и эффективное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями;

•   регулярный анализ работы СМП (обоснованность вызовов) главными врачами ЛПУ, обеспечение медицинской помощью, особенно больных с хроническими заболеваниями;

•   проведение санитарно-просветительной работы с населением о показаниях к вызову СМП.

Таким образом, эффективность амбулаторно-поликлинической работы обладает значительным потенциалом управления расходами в здравоохранении.

В 2011 г. число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на одного жителя составило 9.3 (2010 г. — 9.4). Максимальное число посещений отмечено в г. Москве (12,6), Ханты-Мансийском автономном округе (11,8), Чувашской Республике (11,7), Ненецком автономном округе (11,2). Минимальное число — в Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках (по 6,2), Республике Ингушетия (6,5), Ленинградской (6,6), Калининградской (6,9) областях.

В странах ЕС в среднем на одного человека приходится 6,8 посещения, при этом в Великобритании — 5, в Швеции, Люксембурге и Норвегии — по 3 посещения, в США - 6 посещений. При этом в этих странах телефонный звонок к врачу учитывают как посещение.

В соответствии с Письмом Минздрава СССР от 02 октября 1987 г. № 02-14/82-14 «О порядке расширения самостоятельности и повышения ответственности руководителей органов здравоохранения при применении приказа Минздрава СССР от 13 августа 1987 г. № 955» у участкового врача-терапевта на лечебно-профилактические посещения приходится 55.8% всех посещений, посещения на дому — 16.3% и профилактические посещения — 27,9%.

В 2011 г. доля всех профилактических посещений составила 29,3%, тогда как у участкового терапевта на такие посещения приходится лишь 15%, у врача общей практики — 18%, у участковых врачей-педиатров — 43%. Такое положение во многом связано с отсутствием мотивации и стимулов у медицинских работников к профилактической работе.

Повышение роли амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, увеличение объема оказания медицинской помощи на этом этапе будет способствовать эффективности и качеству всего здравоохранения.

Показатели оценки эффективности активно используются органами исполнительной власти регионов в части использования лучшего опыта других регионов для повышения результативности и снижения неэффективных расходов бюджетных средств.

Сформированная система оценки деятельности и определение объема неэффективных расходов региональных бюджетов выявили зоны неэффективности, что привело к разработке мероприятий, позволивших оптимизировать расходы и добиться лучших результатов деятельности. Во всех регионах приняты программы снижения неэффективных расходов, что отражается на результатах деятельности региональных властей.

Оценка неэффективных расходов - не самоцель, а один из индикаторов эффективности деятельности региональных властей. Как правило, значительный объем неэффективных расходов — следствие применения субъектами РФ устаревших управленческих моделей. При применении современных инструментов управления и успешно выстроенной модели регионального управления здравоохранением неэффективные расходы, в конечном итоге, должны сокращаться.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в здравоохранении в соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 вместе с программами совершенствования оказания медицинской помощи населению дает положительные результаты.

В первую очередь регионы волнует ситуация, сложившаяся с дефицитом кадров. В ряде субъектов РФ один из основных вопросов — закрепление молодых специалистов, особенно в сельской местности.

Заслуживает внимание опыт привлечения молодых специалистов здравоохранения в сельскую местность Нижегородской области. В регионе разработана областная целевая программа, задачи которой — закрепление и увеличение числа молодых специалистов в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры. Программу используют только по отношению к специалистам, которые работают в сельской местности.

В ней принимают участие молодые специалисты - граждане Российской Федерации, возраст которых не превышает 30 лет включительно, выпускники очной формы обучения учреждений высшего профессионального образования, принятые на работу на постоянной основе на врачебные должности и руководящие должности в учреждения здравоохранения в течение года после прохождения интернатуры либо завершения обучения в ординатуре.

Социальную поддержку начинают с момента заключения соглашения о предоставлении мер социальной поддержки при условии дальнейшей работы не менее 10 лет в учреждениях здравоохранения Нижегородской области на руководящих и врачебных должностях.

Специалисты в рамках программы обеспечиваются транспортным средством и жильем. Социальные выплаты на приобретение транспортного средства предоставляют молодому специалисту в размере 215 000 рублей. На строительство жилья, исходя из общей площади не менее 65 м2 и предельной стоимости строительства жилого дома, - в размере 2 145 000 рублей. Для молодых специалистов-супругов предельная стоимость строительства жилого дома общей площадью не менее 98 м2 - 3 217 500 рублей.

За время реализации программы в 2006-2011 гг. в учреждения здравоохранения Нижегородской области привлечено 698 молодых специалистов, в том числе 17 семей.

На 2012 г. выделено еще 250 квот для молодых специалистов здравоохранения.

Дальнейшая реализация программы позволит снизить дефицит врачебных кадров в Нижегородской области.

В Пензенской области реализуют программу «Дом для специалистов в сельской местности». В рамках программы любой специалист, работающий в сельской местности, без ограничения возраста может получить льготный займ в размере 550-600 тыс. рублей. Средства идут на приобретение щитового или срубового дома. Беспроцентный займ специалист погашает в течение 10 или 15лет. При рождении каждого ребенка списывают 33% займа.

В Удмуртской Республике для укомплектования кадрами медицинских учреждений сельских районов уже более 10 лет используют целевую контрактную подготовку в ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», что позволяет укомплектовать сельские больницы врачами до 70% (в целом по республике врачебные должности укомплектованы на 64%). Эффективность целевого приема - 90%.

Правительство республики совместно с Ижевской государственной медицинской академией содействует трудоустройству молодых врачей по окончании вуза, обеспечивая рабочими местами до 99% выпускников. Около одной трети выпускников - жителей Удмуртской Республики - направляют для работы в сельскую местность.

В Удмуртской Республике действуют нормативные акты, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности, за счет средств бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов. Реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей». Учитывая высокую потребность во врачебных кадрах на селе, муниципальными образованиями некоторых сельских районов молодым специалистам предоставляется муни-

ципальное или служебное жилье. Всем специалистам, работающим в сельской местности, выплачивают надбавку к должностному окладу за работу в сельских населенных пунктах.

В Белгородской, Орловской областях для оптимизации кадрового состава работников учреждений здравоохранения, обеспеченности врачебными кадрами разработаны и утверждены программы кадровой политики в здравоохранении.

В Воронежской, Ярославской, Амурской областях. Краснодарском крае и других регионах активизируют амбулаторную медицинскую помощь за счет увеличения объема профилактической работы с пациентами, находящимися под диспансерным наблюдением по поводу хронических заболеваний, активного их посещения на дому, организации «школ здоровья» (Псковская область), открывают кабинеты врачей общей практики (Нижегородская, Томская области).

В Воронежской области, Республике Чувашия организованы альтернативные формы оказания медицинской помощи — центры амбулаторной хирургии, внедрение «хирургии одного дня», позволяющие разгрузить круглосуточные стационары. Число операций, выполняемых в круглосуточных стационарах, сокращено до 3%, увеличено число выполняемых в поликлинике эндоскопических операций.

Для совершенствования работы скорой медицинской помощи в Ярославской области создана Единая система мониторинга транспортных средств скорой медицинской помощи, объединены разрозненные системы мониторинга транспортных средств СМП различных медицинских учреждений и служб СМП. В 2011 г. 55 машин скорой помощи оснащены навигационными системами ГЛОНАСС, поставлено оборудование с программным обеспечением.

В Курской области, г. Санкт-Петербурге исключено оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи бригадами скорой медицинской помощи дополнительных, не предусмотренных территориальной программой государственных гарантий функций, а именно дежурство на спортивных мероприятиях и шествиях, которые планируется осуществлять в рамках договоров с организаторами мероприятий.

Развитие стационарозамещающих технологий продолжается в республиках Адыгея, Марий Эл, Краснодарском крае. Курской, Орловской, Ярославской, Калининградской, Нижегородской, Амурской, Ульяновской и других областях. В Смоленской области число мест дневного стационара в 2011 г. увеличено на 275 единиц, в Самарской области при амбулаторно-поликлинических учреждениях развернуто дополнительно 816 мест дневного стационара. При этом сокращены неэффективно работающие койки: в 2011 г. в Ярославской области сокращены 964 койки, в Архангельской области - 235, Республике Калмыкия - 160, Республике Марий Эл - 292, Республике Удмуртия - 733, Нижегородской области — 148, Саратовской области - 317 коек.

В Орловской, Рязанской, Сахалинской областях, Краснодарском крае, Республике Мордовия создают межрайонные отделения и центры оказания медицинской помощи населению, в Архангельской области активно оптимизируют сеть лечебно-профилактических учреждений, позволяющую сократить штатный состав управленческого аппарата на 28 должностей с фондом оплаты труда на его содержание более 3 млн рублей. Такая же работа проведена в республиках Калмыкия, Дагестан, Свердловской области.

Это только несколько примеров субъектов РФ, демонстрирующих мероприятия, направленные на оптимизацию объема медицинской помощи и эффективное использование бюджетных средств.

Принятые и реализуемые региональные программы модернизации здравоохранения тоже направлены на решение этих задач и кадровых проблем (дисбаланс численности медицинских работников в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях, врачей разного профиля, дефицит кадров в сельской местности, избыточная численности прочего персонала).

Выявленные неэффективные расходы в здравоохранении в 2011 г. могли быть направлены на повышение в 2,3 раза заработной платы всех работников здравоохранения или в 1,5 раза заработной платы врачей, исходя из общей численности работающих в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (2,9 млн человек) и средней номинальной заработной платы в 17,7 тыс. рублей.

Далее в табл. 13.1 представлена оценка эффективности деятельности здравоохранения РФ по показателям, которые наиболее часто используются при международных сопоставлениях и ежегодных отчетах. Для сравнения выбрано среднее значение этих показателей по странам ОЭСР. Показатели разбиты по ключевым блокам - показатели здоровья, равенство, доступность, качество и безопасность медицинской помощи и др. Следует отметить, что сегодня особое внимание в развитых странах наряду с вышеуказанными показателями уделяется экономической эффективности и способности системы здравоохранения к инновациям (Murray С. et al., 2000).




' Информационное письмо ФОМС от 28.04.2012 № 3086/30-и «О направлении информационно-аналитической справки «С деятельности по защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в 2011 году».

• По данным ФГУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России, показатель госпитальной летальности от инфаркта миокарда в России в 2009 г. превышает 19%: в больнице умирает каждый пятый пациент, перенесший подобный сердечный приступ

' Состояние онкологической помощи населению России и 7011 году / под рел НИ ЧиССОВЗ, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. - Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена. - М, 2012. - 240 с.

10  Состояние онкологической помощи населению России в 2011 году / под ред. В.И. Чиссова. В.В. Старинского. Г.В. Петровой. - Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.Л. Герцена. - М, 2012. - 240 с.

" Состояние онкологической помощи населению России в 2011 году / под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского. Г.В. Петровой. - Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А, Герцена. - М. 2012. - 240 с.

:: По данным Московского городского центра патологоакатомических исследований, частота гнойно-септических заболеваний и осложнений у стационарных больных не снизилась - около 30% из них можно трактовать как ВБИ. В целом истинная частота ВБИ составляет более 15% от числа умерших больных

11  По данным Росздравнадзора, н 2012 г. было 50% жалоб на оказание медицинской помощи от общего количества жаг.об. На ненадлежащее исполнение обязанностей медицинским персоналом. повлекшее, по мнению заявителя, смерть пациента, жалуются 5% россиян

Из табл. 13.1 видно, что Россия по большинству показателей в 1,5-2 раза отстает от развитых стран, а некоторые показатели вообще не измеряются (Улумбекова Г.Э..2011).


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Когда вызывать «скорую»?

Когда вызывать «скорую»?

Надо сразу сказать, что среди врачей, с уважением относящихся к себе и своему врачебному долгу, похмельный синдром имеет репутацию весьма коварного состояния, способного как маскировать массу тяжелейших и опасных для...

ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ

ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ

Социально-экономические реформы в стране в конце XX в. девальвировали общепринятые человеческие ценности — доброту, нравственность, милосердие. Это не могло не вызвать в обществе рост агрессии, ненависти, озлобленности, что стало причиной...

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас Толпа на пути на работу может сделать вас расстроенной, даже прежде чем покинуть дом. И многие другие повседневные вещи влияют на ваше настроение...

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ (ФТИЗИАТРИЧЕСКИЕ) САНАТОРИИ

Медицинский отбор и направление пациентов в туберкулезные (фтизиатрические) санатории, находящиеся в ведении субъекта РФ. федеральные туберкулезные (фтизиатрические) санаторно-курортные организации осуществляют для реабилитации больных туберкулезом, профилактики туберкулеза у лиц, относящихся к...

ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ГЛИНЫ

У глины целебных свойств немало. Среди прочих установили следующие. Способность поглощать болезни Вот что написал доктор медицины Хайнс Баттенберг из Франкфурта на Майне в книге «О лечении болезней посредством земли»...

Очищение капилляров и микроциркуляторного русла

Прежде чем мы приступим к этому, очень важному разделу, мне хочется сказать несколько слов о микроциркуляции. Важность этой части кровеносного русла - микроциркуляторной или, как частенько можно слышать, «капиллярной» части...

ИСТОРИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ

Издавна зачатие пытались предотвратить самыми различными способами, причём далеко не всегда удачными, а порой наносящими существенный вред здоровью женщины или мужчины. История противозачаточных средств уходит своими корнями в глубокую древность. ...

Бамбуковые палочки

Японское online гадание на бамбуковых палочках Это предсказание описывает достаточно отдаленное будущее, и его ответы, возможно, будут более актуальны только спустя два, а то и три, месяца после...

История развития здравоохранения в России

После революций 1917 г. начала развиваться государственная медицина: проведены коренные реформы, консолидировано все медико-санитарное дело. В 1918 г. создана государственная система здравоохранения, объединившая все ранее существовавшие формы российской медицины. Охраной...

МИНИМАЛЬНАЯ СПИНАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

К сожалению, менее изученными, хотя и чрезвычайно распространенными, являютсятак называемые поздние (отсроченные) осложнения родовых повреждений позвоночника. К ним относится Синдром периферической цервикальной недостаточности. Клиническая картина.Вследствие хронической вертебробазилярной сосудистой недостаточности у...

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Заболеваемость - важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения. Ее учет ведут практически все медицинские учреждения. Анализ заболеваемости необходим для управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления...

ДИСФАГИЯ

Дисфагия — затрудненное глотание пищи, сопровождающееся болевыми ощущениями за грудиной. Нарушения глотания могут быть обусловлены многими причинами как функционального, так и органического характера. Основным патогенетическим механизмом дисфагии является нарушение двигательной...

Очищение печени

Большинство людей до конца не понимают значимости печени для нашего организма. А значение это трудно переоценить. Печень обеспечивает обезвреживание большинства ядов, шлаков и чуждых организму веществ, пытающихся «прорваться» в кровяное...

Эпизиотомия

Это небольшой разрез промежности, который делают во избежание разрыва мышц промежности матери при различных родовых осложнениях. Эпизиотомию делают в случае слишком напряженной или слишком натянутой промежности, если голова ребенка значительно...

Орел или Решка

Орел или Решка — древнеримское гадание на монетах. До наших дней это гадание практически не изменилось по своему наполнению. Предсказанию покровительствует богиня Юнона, древние римляне называли ее...

ПРОБЛЕМЫ С ГРУДЬЮ

ЛАКТОСТАЗ ИЛИ ГРУДНИЦА Ткань молочной железы разделена на 10—20 секций или сегментов, подобно лимону. Из каждого сегмента выходит по протоку. Бывает, что из одного сегмента в груди молоко не вытекает,...

wume.ru