Один из основных путей повышения КМП - минимизация ошибок стандартизацией процессов оказания медицинской помощи.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует об эффективности использования стандартов медицинских услуг как нормативного обеспечения гарантий качества и основного ресурсосберегающего инструмента, обеспечивающего КМП и защиту прав пациентов. За последние 10-15 лет в экономически развитых странах созданы соответствующие отраслевые нормативная правовая база и организационные структуры, обеспечивающие деятельность учреждений здравоохранения и медицинских работников в рамках профессиональных стандартов и доказательной медицины.

За рубежом под стандартом медицинской помощи чаще всего понимают клинические рекомендации. Клинические рекомендации - документы рекомендательного характера, содержащие сжатую и структурированную информацию о диагностике и лечении определенных заболеваний. Цель - повышение КМП. снижение необоснованных назначений, внедрение современных методов диагностики и лечения заболеваний.

Документ разрабатывается профессиональными медицинскими обществами на основании комплексной оценки клинической эффективности и безопасности медицинских вмешательств, т.е. в клинические рекомендации включают медицинские технологии с доказанной эффективностью и безопасностью. В наиболее качественных клинических рекомендациях медицинские вмешательства ранжированы в зависимости от уровня доказательности, т.е. обоснованности назначения. Наиболее доказаны (уровень А) медицинские вмешательства, эффективность которых обоснована в рандомизированных клинических исследованиях - исследования, в которых больные распределены по группам случайно и использована контрольная группа больных, принимавших плацебо. Наименее доказаны (уровень С) медицинские вмешательства, эффективность которых основана на мнении эксперта. От других источников информации (руководств) клинические рекомендации отличаются краткостью и разработкой по специальной методике.

Для комплексной оценки медицинских технологий (которые включают в клинические рекомендации и государственные перечни услуг и ЛС) правительства многих стран создали специальные Агентства оценки медицинских технологий. Для унификации процессов разработки и применения клинических рекомендаций создано Международное общество разработчиков клинических рекомендаций.

Среди разновидностей стандартов, регламентирующих оказание медицинской помощи медицинскими работниками, существуют также протоколы, планы ведения больных, МЭСы. Под протоколами за рубежом часто понимают регламент проведения медицинского вмешательства, который должен быть жестко соблюден, а любое отклонение от него должно быть аргументировано врачом. В Российской Федерации протоколы (отраслевые стандарты) появились в середине 1990-х гг., когда началась стандартизация медицинской помощи. До 2003 г. эти протоколы утверждались министерством, регистрировались в Минюсте России и считались обязательными для исполнения. С 2003 г. в связи с принятием закона «О техническом регулировании» протоколы стали называть стандартами, и они носят рекомендательный характер.

Планы (алгоритмы) ведения больных — адаптированные к условиям конкретной медицинской организации клинические рекомендации, т.е. они описывают порядок и перечень медицинских вмешательств при определенных заболеваниях в зависимости от кадровых и материально-технических ресурсов организации. В Российской Федерации разработаны типовые планы ведения больных для многопрофильного стационара.

МЭС — документ строго ограничительного характера, который использовали в субъектах РФ в середине 1990-х гг. для ограничения врачебных назначений и дней пребывания больного в стационаре. Большинство МЭС содержали перечни услуг и

ЛС, которые разрешено применять при определенном заболевании в рамках ПГГ, и часто их подготавливали без научного обоснования.

Таким образом, в наиболее общем понимании стандарты медицинской помощи по заболеваниям — документы рекомендательного характера, которые предназначены, с одной стороны, для повышения КМП, с другой - могут служить инструментом рационального применения медицинских вмешательств (услуг), т.е. снижения непроизводительных издержек при оказании медицинской помощи.

Если в стандарт медицинской помощи включены только определенные медицинские услуги и ЛС (например, только из перечня услуг или ЛС с учетом экономических ограничений), эти документы носят ограничительный характер, т.е. показывают врачу, что он может назначить больному в рамках ПГГ. Важно при разработке стандартов четко определять цели их использования, соблюдать прозрачные методы и технологии разработки. Содержание стандартов должно быть обоснованным и достаточным по объему для быстрой ориентировки врача в диагностике и выборе тактики лечения. В противном случае эти документы снизят КМП и принесут вред пациенту. Экономисты для расчета стоимости лечения заболеваний могут использовать стандарты медицинской помощи для создания более упрощенных документов (МЭС), которые уже не предназначены для врачей.

Таким образом, основные отличия клинических рекомендаций от ограничительных стандартов и МЭС в том, что их формируют без учета обеспеченности финансовыми ресурсами.

Клинические рекомендации разрабатываются и утверждаются профессиональными медицинскими обществами, стандарты разрабатываются Минздравом России или специальными комиссиями на основе клинических рекомендаций с участием профессиональных медицинских обществ и всех заинтересованных сторон (медицинских сестер, пациентов, производителей фармацевтических препаратов и медицинской техники и др.). Причем сначала определяют эффективность медицинской технологии по установленным критериям, а затем формируют стандарт (рис. 7.1).

В целом, системная стандартизация в здравоохранении (стандартизация технологий оказания медицинской помощи - ее часть) направлена на создание и совершенствование нормативного регулирования отрасли, обеспечивающего доступ-

ность и гарантию высокого качества медицинского обслуживания по основным направлениям стандартизации:

•   медицинские технологии;

•   санитарно-гигиенические технологии;

•   образовательные стандарты;

•   организационные и управленческие технологии;

•   информационные технологии;

•   технологии обращения лекарственных средств;

•   технологии, регламентирующие вопросы метрологии и медицинской техники.

Медицинские технологии в РФ регистрируются Федеральной службой по надзору в здравоохранении и подразделяются на:

•   зарегистрированные в Государственном реестре новых медицинских технологий Минздрава России;

•   утвержденные методическими рекомендациями Минздрава России;

•   утвержденные письмами Минздрава России;

•   утвержденные приказами Минздрава России;

•   утвержденные действующими решениями съездов врачей специалистов Минздрава России:

•   зарегистрированные как изобретения;

•   не зарегистрированные.

ВЫВОДЫ

Таким образом, для повышения качества медицинского обслуживания населения в РФ необходимо разработать национальную политику управления качеством, единые методы оценки качества, в том числе систему индикаторов. Целевые значения показателей качества медицинского обслуживания необходимо установить для каждого уровня управления здравоохранением в соответствии с лучшими показателями в субъектах РФ и за рубежом.

Необходимо реализовать комплекс мер для интеграции деятельности различных субъектов контроля КМП в многоуровневую систему управления качеством медицинской помощи.

Для совершенствования взаимодействия субъектов контроля КМП при сохранении их автономности целесообразно в каждом регионе создать постоянно действующий Координационный совет обеспечения КМП при органе исполнительной власти субъекта РФ, в состав которого должны входить представители органов управления здравоохранением, лицензирующих органов, территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций, врачебных ассоциаций, объединений пациентов, научных организаций. Необходимые функции Координационного совета:

•   разработка территориальных программ обеспечения КМП и их согласование с медицинскими учреждениями:

•   мониторинг выполнения, определение значений индикаторов качества в регионе;

•   сбор и аналитическое обобщение данных о качестве медицинской помощи;

•   создание рейтингов медицинских организаций и т.д.

В крупных многопрофильных больницах и поликлиниках целесообразно создать службу обеспечения КМП, которая сможет не только организовать внутренний контроль, но и разработать программы улучшения организации медицинской помощи для повышения ее качества.

Очень важно для эффективной деятельности таких систем использовать экономические методы управления, в частности механизмы мотивации, направленные на заинтересованность в повышении КМП и ее организации всех субъектов системы здравоохранения.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛА…

Федеральная служба осуществляет свою работу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия...

КУПАНИЕ МАЛЫША

КУПАНИЕ МАЛЫША

Вода для ребенка — Тайна. Но она мо-мЭжет стать незаменимым учебным пособием, игровым материалом и уникальным средством от скуки. Используя интерес малыша к воде, можно придумывать игры, которые не только...

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

Еще до рождения ребенка вы должны тщательно продумать, какие принадлежности понадобятся вашему малышу. Желательно также выбрать имя для него. Посоветуйтесь с будущим папой и, если еще сомневаетесь, остановитесь на нескольких...

ЦИАНОЗ

Цианоз — синеватый оттенок кожи и слизистых оболочек, обусловленный повышением содержания восстановленного гемоглобина в капиллярной крови. Цианоз появляется прежде всего на участках тела с тонким эпидермисом, имеющим мало пигмента и...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

На заседании президиума Государственного совета РФ 16 января 2012 г. в г. Саранске рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». В результате был определен комплекс...

ЭНУРЕЗ

Энурез — недержание мочи во сне. В этих случаях речь идет не об истинном недержании мочи, поскольку во время бодрствования ребенок может удерживать в мочевом пузыре значительное ее количество. Наряду...

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

Частные расходы на медицинскую помощь в РФ в 2011 г. составили 930,3 млрд руб. или 32% общих расходов на здравоохранение, в развитых странах ОЭСР — 28%. Эти расходы складываются из...

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во всех современных государствах самый распространенный вид правотворчества — создание закона Парламентом. Механизм законопроектной работы Парламента отличается следующими особенностями: •   ограниченный круг субъектов законодательной инициативы; •   строгая процедура прохождения проекта...

КОГДА КОНТРАЦЕПЦИЯ ПОКАЗАНА С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Хотите Вы иметь ребёнка или нет — решать Вам, также ка и то, нужны ли Вам противозачаточные средства. Однако необходимо прислушаться к мнению врачей, которые считают, что существуют ситуации, когда...

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Цель паллиативной помощи пациенту в поздней стадии активного прогрессирующего заболевания и с небольшой предполагаемой продолжительностью жизни -максимальное повышение качества жизни, не предусматривающее ускорения или отдаления смертельного исхода (рис. 5.7). Активную...

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Задачи законодательства об охране здоровья граждан: •   определение полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по охране здоровья граждан; •   правовое регулирование охраны здоровья граждан, деятельности предприятий. учреждений и...

Защита персональных медицинских данных в информационных системах

По ГОСТ Р 50922-2006 система защиты информации - совокупность органов и (или) исполнителей, применяемой техники защиты информации, объектов защиты информации, организованная и функционирующая по правилам и нор- мам, установленным соответствующими...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Один из основных путей повышения КМП - минимизация ошибок стандартизацией процессов оказания медицинской помощи. Анализ зарубежного опыта свидетельствует об эффективности использования стандартов медицинских услуг как нормативного обеспечения гарантий качества и...

КАК НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ?

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще в глубокой древности. Практически во всех странах мира оно использовалось как профилактическое средство против простуды, сопутствующее спортивным упражнениям. Закаливание не лечит,...

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Во время первого визита вам измерят рост, вес и артериальное давление. Данные первого осмотра — отправная точка, по которой будут оцениваться Изменения в состоянии вашего здоровья в период беременности,...

ОТЛИЧИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Кроме явных различий половых органов новорожденные мальчики и девочки имеют еще и явные психические отличия. Девочки, в среднем, больше спят, у них более низкий, чем у мальчиков, порог тактильной и...

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Профилактика невротических и реактивных состояний прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого типа нервной системы (так как эти состояния обычно имеют место при наличии последнего)....

wume.ru