Распределение всех (государственных и частных) ресурсов здравоохранения по функциям здравоохранения в сравнении со странами ОЭСР представлено на рис. 4.19. По данным В.И. Стародубова и В.О. Флека (2007), доля расходов на лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь в РФ составляет 58% — практически столько же, сколько в развитых странах. На услуги по долговременному уходу (УДУ)1 в РФ идет всего 1% от общих расходов; это значительно меньше, чем в развитых странах (12%), что свидетельствует о недофинансировании и соответственно недостаточном развитии службы долговременного ухода в связи с хроническими заболеваниями или по старости. Доля на администрирование здравоохранения составляет до 1,6% от совокупных расходов (в развитых странах - 1,5-4,5%).

В 2011 г., по нашим подсчетам, ситуация практически не изменилась: на лечебные и реабилитационные услуги расходы государства и населения (это расходы на ПГГ и частные расходы на медицинские и реабилитационные услуги без учета расходов на ЛС в амбулаторных условиях) составили 1 840,0 млрд руб., или 63% общих расходов на здравоохранение (2 930,3 млрд руб.). На лекарственные средства в амбулаторных условиях государственные и частные расходы составили 615 млрд руб., или 21% общих расходов на здравоохранение.

Структура расходов на лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь по месту ее оказания в целом аналогична зарубежной: на стационарную помощь в РФ расходуется 50% всей лечебно-реабилитационной помощи (за рубежом — 48%), на амбулаторно-поликлиническую (включая услуги стоматологов) - 48%, как и в развитых странах (Стародубов В.И., Флек В.О., 2007).

Если же рассматривать структуру расходов на медицинскую помощь по условиям ее предоставления, оказанную только в рамках Программы государственных гарантий в 2011 г., то пропорции будут иные: доля расходов на медицинские услуги, оказанные в стационарных условиях, составила почти 58%, а в других условиях (амбулаторных и в дневных стационарах) - 42%. Перевес расходов на стационарные услуги свидетельствует о недостаточно эффективном расходовании государственных средств и недостаточном использовании современных стацио-нарозамещающих технологий.

Расходы на ЛС в амбулаторных условиях и товары медицинского назначения (без учета расходов на ЛС в стационарах) в России составляют 21% совокупного объема средств на здравоохранение; в развитых странах столько же. Однако в абсолютных величинах в РФ эти значения очень малы (рис. 4.20.).

ПОРЯДОК АККУМУЛИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Государственные средства на здравоохранение аккумулируются в Минздраве РФ, региональных и муниципальных органах управления здравоохранением, в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) и территориальных фондах ОМС (ТФОМС), а также в Фонде социального страхования (ФСС).

В распределении средств здравоохранения (в том числе средств на ПГГ) участвует множество плательщиков и распорядителей средств. Упрощенно направления расходования средств распорядителями выглядят следующим образом.

• В ФОМС поступают средства от сбора страховых взносов на работающее население — 5,1% (2% этих сборов раньше поступало в ТФОМС). С 2013 г. в ФОМС перечисляются все взносы на ОМС (на работающее — 5,1% и на

неработающее население)' и затем распределяются по специальной формуле в ТФОМС. В ФОМС также аккумулируются средства из федерального бюджета и других налоговых поступлений. Расходуются средства ФОМС на финансовое обеспечение территориальных ПГГ (ТПГГ) в субъектах РФ и ряд других целевых программ, например на программу обеспечения населения лекарственными средствами (ОНЛС), национальный проект «Здоровье», программу модернизации и др.

•   В ТФОМС аккумулируются средства, поступающие из региональных бюджетов и средства ФОМС. Расходуются эти средства на оказание базовой части ТПГГ, т.е. на оплату всех видов медицинской помощи за исключением скорой, высокотехнологичной и медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (с 2013 г. в систему ОМС включается оплата скорой медицинской помощи, а с 2015 г. — ВМП). В структуру тарифа, оплачиваемого ОМС, до 2011 г. входило только 5 статей: оплата труда, начисления на оплату труда, расходы на ЛС, питание больных и мягкий инвентарь. Остальные расходы по обеспечению деятельности учреждений (коммунальные услуги, расходы на содержание имущества и увеличение стоимости основных средств), работающих в системе ОМС, покрывались их собственниками. С 1 января 2011 г. в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» в структуру тарифа по оплате медицинской помощи из средств ОМС могут входить и другие статьи: часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат), расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Направляются средства поставщикам медицинских услуг через частные страховые медицинские организации (СМО). С 2013 г. через систему ОМС будет оплачиваться скорая медицинская помощь, а с 2015 г. - высокотехнологичная медицинская помощь.

•   В Минздравсоцразвития России (Минздрав с 2012 г.) аккумулируются средства из федерального бюджета, которые затем расходуются на финансирование ПГГ (высокотехнологичная медицинская помощь, соответствующие лимиты объемов медицинской помоши распределяются по субъектам РФ), на обеспечение ЛС отдельных категорий населения, а также на содержание и развитие учреждений, находящихся в федеральной собственности. Из средств федерального бюджета также финансируются расходы, не входящие в ПГГ: программы общественного здоровья, медицинское образование и наука, целевые долгосрочные программы и др.

•   В органах государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья аккумулируются средства из региональных бюджетов и трансферты из федерального бюджета, которые затем направляются на обеспечение ТПГГ в части оказания скорой специализированной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, высокотехнологичной медицинской помощи,

ряд целевых программ, а также на содержание и развитие инфраструктуры учреждений, находящихся в региональной собственности.

•   В органах местного самоуправления в сфере охраны здоровья аккумулируются средства из местных бюджетов и трансферты из регионального бюджета, которые расходуются на оказание ТПГГ в части скорой медицинской помощи, а также первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в том числе неотложной и при социально значимых заболеваниях. Также за счет средств местных бюджетов осуществляются содержание и развитие инфраструктуры учреждений, находящихся в муниципальной собственности, и ряд целевых программ, если позволяют средства бюджета. С 2012 г. в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полномочия по оказанию скорой и первичной медико-санитарной помощи переданы с муниципального на региональный уровень.

•   В ФСС аккумулируются средства страховых взносов на социальное страхование, из которых оплачиваются путевки в санатории для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, углубленные медицинские осмотры граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда, программа «Родовой сертификат» — часть Национального проекта «Здоровье».

За счет средств федерального, регионального и местного бюджетов в установленном порядке финансируются медицинские и иные услуги, оказываемые в учреждениях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС, например молочные кухни, дома ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы, дома (больницы) сестринского ухода, центры медицинской профилактики и др.

Таким образом, наличие множества плательщиков и распорядителей средств затрудняет эффективное управление государственными средствами, размывает ответственность за реализацию ПГГ, приводит к излишним административным издержкам и дублированию функций, а также ограничивает возможности для выравнивания финансовых условий между субъектами РФ. Раздельное финансирование содержания инфраструктуры медицинских учреждений (за счет собственника) и собственно медицинских услуг (за счет средств ОМС) создает условия для наращивания мощностей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в отрыве от качества этих услуг и снижает эффективность управления средствами на уровне как региона в целом, так и отдельных ЛПУ. В связи с этим, централизация источников финансирования в системе ОМС и переход на финансирование всех видов медицинской помощи по ПГГ из средств ОМС. предусмотренные с 2018 г., своевременны и оправданны.

Однако раздельное содержание инфраструктуры учреждений различными уровнями управления здравоохранением создает условия для несбалансированного развития этой инфраструктуры и требует разработки единой программы, учитывающей долгосрочные межрегиональные, региональные и муниципальные потребности в медицинской помощи.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Какой бывает контрацепция

Теперь, представляя, что такое женская и мужская половая система, Вам будет легче понять основные методы, применяемые для предотвращения беременности.  Барьерные методы наиболее распространены в России. Название говорит само за себя...

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 г

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 г

Росстат России (2011 г.) дает три варианта прогноза численности населения и демографических показателей РФ к 2018 г.: пессимистичный (низкий), средний и нормативный (высокий). Пессимистичный прогноз — это экстраполяция существующих демографических...

Приключения алкоголя в человеческом организме

Как алкоголь попадает в организм - это понятно: всасывается из желудочно-кишечного тракта. Количество кишечного и желудочного содержимого, его состав (например, жиры замедляют всасывание алкоголя, а газированная минералка его ускоряет) и...

КАК ПИТАТЬСЯ МАТЕРИ В ПЕРИОД КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ?

Питание кормящей матери должно быть разнообразным и сбалансированным, таким же, как в конце беременности, только увеличьте количество молочных продуктов: 3—4 стакана молока в день, включая кефир или йогурт. Ваши потребности...

ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Неблагоприятная демографическая ситуация в России коснулась и детского населения. Число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно уменьшилось с 44,5 млн (1992) до 25,9 млн (2010). Это произошло...

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Базовое медицинское образование

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В...

Зуд кожи указывает на нарушение в организме

Зуд кожи указывает на нарушение в организме

Зуд кожи указывает на нарушение в организме Зуд кожи может указывать на определенные нарушения или заболевания, это может быть показателем работы иммунной системы в организме и может служить в качестве...

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ С…

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Для невротических и реактивных состояний детей раннего возраста очень типичны отдельные патологические симптомы и синдромы, формирующиеся в той или иной системе организма (пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и т. д.). Мы...

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Самая неприятная часть посещения врача завершена. Осторожно спуститесь с кресла, спокойно одевайтесь и думайте, все ли вы сказали врачу. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться навязчивой или непонятливой. После осмотра...

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения по основным причинам: •   механическое движение (миграция); •   естественное движение. Механическое движение населения, миграция (от лат. migro — перехожу, переселяюсь) - территориальные...

A2

A2

Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России

Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России

Интегральная оценка результативности и эффективности деятельности здравоохранения России в разрезе субъектов РФ и в сравнении с развитыми странами Основная задача органов исполнительной власти субъектов РФ — формирование эффективных региональных синем...

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

Еще до рождения ребенка вы должны тщательно продумать, какие принадлежности понадобятся вашему малышу. Желательно также выбрать имя для него. Посоветуйтесь с будущим папой и, если еще сомневаетесь, остановитесь на нескольких...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Информация (лат. informatio - разъяснение) — общее понятие, обозначающее сведения, совокупность каких-либо данных и знаний. Процесс передачи информации предполагает наличие минимум трех составляющих; источника информации. ее потребителя и средств передачи....

БОЛИ В СЕРДЦЕ

Боли в области сердца могут быть симптомами многих заболеваний детского возраста, как обусловленных патологией сердца, так и экстракардиальных. Несмотря на значительное число внесердечных причин, этот симптом нередко расценивается родителями ребенка...

Очищение дыхательных путей и околоносовых пазух

Так как мы уже выяснили, что очищение лёгких - это отдельная серьёзная задача, которая не решается без использования разного рода дыхательных гимнастик или специальных дыхательных упражнений и только «слегка задевается»...

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

В соответствии со ст. 34 Основ охраны здоровья ВМП - составная часть специализированной медицинской помощи, которая включает в себя применение новых сложных и(или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с...

wume.ru