Распределение всех (государственных и частных) ресурсов здравоохранения по функциям здравоохранения в сравнении со странами ОЭСР представлено на рис. 4.19. По данным В.И. Стародубова и В.О. Флека (2007), доля расходов на лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь в РФ составляет 58% — практически столько же, сколько в развитых странах. На услуги по долговременному уходу (УДУ)1 в РФ идет всего 1% от общих расходов; это значительно меньше, чем в развитых странах (12%), что свидетельствует о недофинансировании и соответственно недостаточном развитии службы долговременного ухода в связи с хроническими заболеваниями или по старости. Доля на администрирование здравоохранения составляет до 1,6% от совокупных расходов (в развитых странах - 1,5-4,5%).

В 2011 г., по нашим подсчетам, ситуация практически не изменилась: на лечебные и реабилитационные услуги расходы государства и населения (это расходы на ПГГ и частные расходы на медицинские и реабилитационные услуги без учета расходов на ЛС в амбулаторных условиях) составили 1 840,0 млрд руб., или 63% общих расходов на здравоохранение (2 930,3 млрд руб.). На лекарственные средства в амбулаторных условиях государственные и частные расходы составили 615 млрд руб., или 21% общих расходов на здравоохранение.

Структура расходов на лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь по месту ее оказания в целом аналогична зарубежной: на стационарную помощь в РФ расходуется 50% всей лечебно-реабилитационной помощи (за рубежом — 48%), на амбулаторно-поликлиническую (включая услуги стоматологов) - 48%, как и в развитых странах (Стародубов В.И., Флек В.О., 2007).

Если же рассматривать структуру расходов на медицинскую помощь по условиям ее предоставления, оказанную только в рамках Программы государственных гарантий в 2011 г., то пропорции будут иные: доля расходов на медицинские услуги, оказанные в стационарных условиях, составила почти 58%, а в других условиях (амбулаторных и в дневных стационарах) - 42%. Перевес расходов на стационарные услуги свидетельствует о недостаточно эффективном расходовании государственных средств и недостаточном использовании современных стацио-нарозамещающих технологий.

Расходы на ЛС в амбулаторных условиях и товары медицинского назначения (без учета расходов на ЛС в стационарах) в России составляют 21% совокупного объема средств на здравоохранение; в развитых странах столько же. Однако в абсолютных величинах в РФ эти значения очень малы (рис. 4.20.).

ПОРЯДОК АККУМУЛИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Государственные средства на здравоохранение аккумулируются в Минздраве РФ, региональных и муниципальных органах управления здравоохранением, в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) и территориальных фондах ОМС (ТФОМС), а также в Фонде социального страхования (ФСС).

В распределении средств здравоохранения (в том числе средств на ПГГ) участвует множество плательщиков и распорядителей средств. Упрощенно направления расходования средств распорядителями выглядят следующим образом.

• В ФОМС поступают средства от сбора страховых взносов на работающее население — 5,1% (2% этих сборов раньше поступало в ТФОМС). С 2013 г. в ФОМС перечисляются все взносы на ОМС (на работающее — 5,1% и на

неработающее население)' и затем распределяются по специальной формуле в ТФОМС. В ФОМС также аккумулируются средства из федерального бюджета и других налоговых поступлений. Расходуются средства ФОМС на финансовое обеспечение территориальных ПГГ (ТПГГ) в субъектах РФ и ряд других целевых программ, например на программу обеспечения населения лекарственными средствами (ОНЛС), национальный проект «Здоровье», программу модернизации и др.

•   В ТФОМС аккумулируются средства, поступающие из региональных бюджетов и средства ФОМС. Расходуются эти средства на оказание базовой части ТПГГ, т.е. на оплату всех видов медицинской помощи за исключением скорой, высокотехнологичной и медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (с 2013 г. в систему ОМС включается оплата скорой медицинской помощи, а с 2015 г. — ВМП). В структуру тарифа, оплачиваемого ОМС, до 2011 г. входило только 5 статей: оплата труда, начисления на оплату труда, расходы на ЛС, питание больных и мягкий инвентарь. Остальные расходы по обеспечению деятельности учреждений (коммунальные услуги, расходы на содержание имущества и увеличение стоимости основных средств), работающих в системе ОМС, покрывались их собственниками. С 1 января 2011 г. в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» в структуру тарифа по оплате медицинской помощи из средств ОМС могут входить и другие статьи: часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат), расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Направляются средства поставщикам медицинских услуг через частные страховые медицинские организации (СМО). С 2013 г. через систему ОМС будет оплачиваться скорая медицинская помощь, а с 2015 г. - высокотехнологичная медицинская помощь.

•   В Минздравсоцразвития России (Минздрав с 2012 г.) аккумулируются средства из федерального бюджета, которые затем расходуются на финансирование ПГГ (высокотехнологичная медицинская помощь, соответствующие лимиты объемов медицинской помоши распределяются по субъектам РФ), на обеспечение ЛС отдельных категорий населения, а также на содержание и развитие учреждений, находящихся в федеральной собственности. Из средств федерального бюджета также финансируются расходы, не входящие в ПГГ: программы общественного здоровья, медицинское образование и наука, целевые долгосрочные программы и др.

•   В органах государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья аккумулируются средства из региональных бюджетов и трансферты из федерального бюджета, которые затем направляются на обеспечение ТПГГ в части оказания скорой специализированной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, высокотехнологичной медицинской помощи,

ряд целевых программ, а также на содержание и развитие инфраструктуры учреждений, находящихся в региональной собственности.

•   В органах местного самоуправления в сфере охраны здоровья аккумулируются средства из местных бюджетов и трансферты из регионального бюджета, которые расходуются на оказание ТПГГ в части скорой медицинской помощи, а также первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в том числе неотложной и при социально значимых заболеваниях. Также за счет средств местных бюджетов осуществляются содержание и развитие инфраструктуры учреждений, находящихся в муниципальной собственности, и ряд целевых программ, если позволяют средства бюджета. С 2012 г. в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» полномочия по оказанию скорой и первичной медико-санитарной помощи переданы с муниципального на региональный уровень.

•   В ФСС аккумулируются средства страховых взносов на социальное страхование, из которых оплачиваются путевки в санатории для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, углубленные медицинские осмотры граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда, программа «Родовой сертификат» — часть Национального проекта «Здоровье».

За счет средств федерального, регионального и местного бюджетов в установленном порядке финансируются медицинские и иные услуги, оказываемые в учреждениях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС, например молочные кухни, дома ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы, дома (больницы) сестринского ухода, центры медицинской профилактики и др.

Таким образом, наличие множества плательщиков и распорядителей средств затрудняет эффективное управление государственными средствами, размывает ответственность за реализацию ПГГ, приводит к излишним административным издержкам и дублированию функций, а также ограничивает возможности для выравнивания финансовых условий между субъектами РФ. Раздельное финансирование содержания инфраструктуры медицинских учреждений (за счет собственника) и собственно медицинских услуг (за счет средств ОМС) создает условия для наращивания мощностей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в отрыве от качества этих услуг и снижает эффективность управления средствами на уровне как региона в целом, так и отдельных ЛПУ. В связи с этим, централизация источников финансирования в системе ОМС и переход на финансирование всех видов медицинской помощи по ПГГ из средств ОМС. предусмотренные с 2018 г., своевременны и оправданны.

Однако раздельное содержание инфраструктуры учреждений различными уровнями управления здравоохранением создает условия для несбалансированного развития этой инфраструктуры и требует разработки единой программы, учитывающей долгосрочные межрегиональные, региональные и муниципальные потребности в медицинской помощи.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Даже если вы считаете себя абсолютно здоровой, убедитесь в этом еще раз, пройдя медицинское обследование. Посетите терапевта, гинеколога, стоматолога и желательно — генетика. Если вы или кто-то из вашей...

ДВЕ ЖЕНЫ И ОДИН МУЖ

Каким я был в те времена Дом мой был из бедных. А совсем рядом, напротив, стоял очень богатый дом В этом большом богатом доме жили ленивый Габу, его сестра Байди...

Очищение дыхательных путей и околоносовых пазух

Так как мы уже выяснили, что очищение лёгких - это отдельная серьёзная задача, которая не решается без использования разного рода дыхательных гимнастик или специальных дыхательных упражнений и только «слегка задевается»...

ОТДЕЛЯЕМОЕ ИЗ НОСА

Отделяемое из носа — характерный признак поражения верхних дыхательных путей респираторной вирусной инфекцией. Клинические признаки ОРВИ: Серозное отделяемое из носа, отек слизистой оболочки, затруднение носового дыхания — нередко в сочетании...

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Материально-техническая база стоматологического учреждения (организации) регламентируется требованиями СанПиН 2.-1.3.2524-09, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. № 48, и табелями оснащения для каждой стоматологической специальности. ...

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ

В 1870 году учеными были обнаружены полезные микроорганизмы, живущие в кишечнике человека. Это была настоящая сенсация, ведь до этого желудочно-кишечный тракт человека считался стерильным. Вскоре русский ученый Илья Мечников продемонстрировал...

Похмелье и другие отравления организма

Основная тема этой части книги по большому счету далека от представлений о здоровье - потому как похмелье трудно представить себе проблемой человека, ведущего здоровый Образ жизни. Но... Во-первых, с кем...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами...

ОСНОВНЫЕ НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

▲ Диагностика основных неотложных состояний. ▲ Срочная помощь при неотложных состояниях. АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Это продолжительная стойкая обструкция дыхательных путей, при которой снимавшие ранее приступ астмы бронхолитики не дают эффекта. В...

ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОПЫТА АУДИТОРОВ ДРУГИХ СТРАН ПРИ ПОДГОТОВКЕ КО…

При проведении Счетной палатой РФ аудита эффективности в здравоохранении особое значение уделяют удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, включая обеспечение эффективными и безопасными лекарственными средствами. Оценка эффективности использования государственных...

КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ВАС МЕТОД ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ

Выбор метода предохранения от нежелательной беременности зависит от множества факторов, например Вашего возраста, желания иметь детей, привычек и сексуального поведения, наличия или отсутствия каких-либо сопутствующих заболеваний. Следует подчеркнуть, что универсального...

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

На заседании президиума Государственного совета РФ 16 января 2012 г. в г. Саранске рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». В результате был определен комплекс...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БЕРЕМЕННОСТЬ ВОЗНИКЛА

•  Если деторождение не входит в Ваши планы, Вам показано удаление внутриматочного средства и прерывание беременности (иными словами — аборт). •  Если Вы решили оставить ребёнка, нужно понимать, что беременность...

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Центральная нервная система новорожденного имеет те же внешние формы, что и у взрослого. Вес мозга новорожденного, по Маршану (Marchand), составляет ⅛ веса тела (у взрослого — около ⅟40). В первые...

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Профилактика невротических и реактивных состояний прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого типа нервной системы (так как эти состояния обычно имеют место при наличии последнего)....

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОХРАНЫ ЗД…

Важнейшее охраняемое государством социальное благо — здоровье как вечная, непреходящая ценность личности и общества. Достижение здоровья — мечта граждан любой страны, соответствующая государственная политика, мера ответственности всех институтов власти перед...

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрическое отделение создают как структурное подразделение медицинского стационара. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем медицинского стационара, в составе которого оно существует. На должность заведующего отделением назначают специалиста,...

wume.ru