С 2006 г. под патронажем Президента РФ начали реализовывать приоритетные национальные проекты: «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье». Наиболее масштабный и значимый проект — ПНП «Здоровье», который включает и дополнительные меры в области демографии. Проект состоит из комплексных мероприятий, отобранных по стратегическим приоритетам развития здравоохранения, и предполагает плавный переход к его реформе, начиная с 2009 г. Реализация началась по 4 основным направлениям (рис. 12.1).

•   Развитие первичной медико-санитарной помощи:

♦  повышение оплаты труда медицинских работников первичного звена здравоохранения - врачи общей (семейной) практики, участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры и медицинские сестры, работающие с ними: врачи, фельдшеры и медицинские сестры скорой медицинской помощи; фельдшеры, акушерки и медицинские сестры ФАПов;

О оснащение амбулаторнополиклинических учреждений и станций скорой медицинской помощи современным оборудованием и автотранспортом;

♦  увеличение объема подготовки врачей на курсах повышения квалификации и переподготовки.

•   Усиление профилактической составляющей медицинской помощи:

♦  иммунизация населения и расширение Национального календаря профилактических прививок, выявление и лечение инфицированных ВИЧ, гепатитами В и С;

♦  диспансеризация и углубленные медицинские осмотры населения, в том числе работающих во вредных и опасных условиях труда, диспансеризация детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

♦  обследование новорожденных на галактоземию, муковис-цидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, врожденный гипотиреоз и проведение аудилогического скрининга.

•   Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи:

♦  увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи по ПГГ;

♦  строительство 14 новых центров высоких медицинских технологий;

♦  развитие новых высоких технологий (2008).

•   Повышение качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов реализуется через систему родовых сертификатов, строительство и оснащение 23 областных (краевых, республиканских) перинатальных центров.

В 2007-2009 гг. появились еще 7 дополнительных направлений.

•   Пилотная отработка программы реформы системы здравоохранения или «пилотный проект», направленный на повышение качества услуг в здравоохранении, который реализован в 19 субъектах РФ в 2007-2008 гг. По программе отработаны направления:

♦  реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов;

♦  поэтапный переход медицинских учреждений на одноканальное финансирование;

♦  финансирование медицинских учреждений в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанных по МЭС;

♦  уход от сметы, внедрение элементов фондодержания поликлиниками;

♦  персонифицированный учет объема и качества оказанной медицинской помощи.

•   Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (инсульт, инфаркт) - программа, стартовавшая в 2008 г. В ней участвуют 12 субъектов РФ (с 2009 г. планируют еще 12 субъектов РФ), в которые поставляют современное оборудование для организации первичных сосудистых отделений и центров сосудистой патологии. В 2009 г. выделены средства для оснащения оборудованием 2 федеральных учреждений.

•   Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП (2008). Предусмотрены субсидии субъектам РФ (территории, через которые проходят федеральные автомобильные дороги) на закупку оборудования для организации отделений оказания специализированной помощи пострадавшим в ДТП. В 2009 г. предусмотрено оснащение оборудованием 2 федеральных центров.

•   Развитие Службы крови (2008) включает пропаганду массового донорства крови, централизованную закупку оборудования (мобильные комплексы заготовки крови и ее компонентов, лабораторное, сетевое и компьютерное оборудование) для 26 субъектов РФ.

•   Совершенствование организации онкологической помощи населению (2009): предусмотрены субсидии 11 субъектам РФ на оснащение оборудованием 11 окружных и региональных онкологических диспансеров, средства на оснащение оборудованием 2 федеральных учреждений.

•   Формирование здорового образа жизни у граждан РФ. В 2009 г. предусмотрены субсидии на создание и оснащение 502 центров профилактики во всех субъектах РФ и на разработку сайта Минздрава РФ.

•   Совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом (2009) — обеспечение ЛПУ противотуберкулезными ЛС, лабораторным и диагностическим оборудованием.

Расходы на ПНП «Здоровье» по направлениям и результаты проекта, полученные к 2009 г. и за I полугодие 2009 г., представлены в табл. 12.1. В условиях отсутствия ежегодных итоговых ведомственных отчетов с нарастающим итогом по результатам деятельности системы здравоохранения, в том числе сводных данных по ПНП «Здоровье», для составления таблицы использованы источники: доклады о ходе реализации программы государственных гарантий в 2006-2008 гг.; материалы Федерального фонда ОМС за 2009 г.; аналитические материалы Минздравсоцразвития РФ, доклады и выступления министра здравоохранения и социального развития РФ, материалы ГУ ВШЭ. На все направления национального проекта «Здоровье» всего израсходовано и планировалось потратить в 2006-2009 гг. 475,4 млрд рублей. Ежегодные вложения не превышали 0,38% ВВП.

Главная цель ПНП «Здоровье» - улучшение здоровья населения РФ. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 3,6 года. Показатель общей смертности снижен на 12%.

Благодаря национальному проекту «Здоровье» и принятым Правительством РФ мерам для улучшения демографической ситуации («материнский капитал» и пропаганда рождаемости), рождаемость в 2006-2007 гг. увеличилась почти на 9%, а в 2007-2008 гг. — на 7%. При этом рождаемость увеличилась во всех субъектах РФ (кроме Магаданской области).

Некоторые эксперты связывают это увеличение с ростом числа женщин детородного возраста. В 2005 г. поколение женщин, рожденных в 1981-1985 гг. и по численности превосходящих на 9% предыдущее поколение, рожденных в 1976-1980 гг., достигли детородного возраста. Такая же ситуация возникла и в 2000 г., когда детородного возраста достигли женщины, рожденные в 1976-1980 гг., и по численности превосходящие на 8% предыдущее поколение. Однако в 2000 -2005 гг. увеличение рождаемости происходило в среднем на 4% в год, а не на 9 и 7%. как отмечено в 2007 и 2008 гг. В 2005 г. наблюдали спад рождаемости на 3%. Таким образом, структурный фактор (т.е. увеличение числа женщин детородного возраста) мог обеспечить не более половины прироста рождаемости, наблюдаемого с 2007 г.. вторая половина - влияние государственной политики.

Реализация проекта «Здоровье» показала важность государственного вмешатепь-ства — наличие политической воли в улучшении здоровья населения.

Существуют недостатки в реализации проекта и основной их них - фактическое отсутствие анализа, обобщения и, главное, предоставления руководству страны позитивных результатов реформирования отрасли в рамках «пилотного проекта» для распространения этих наработок с 2009 г. на другие территории. Вместо этого мероприятия ПНП просто расширены. Недостаток и в том. что в проекте постоянно прослеживается тенденция тратить максимальный объем средств на строительство и закупку дорогостоящего оборудования. Вложения в развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактику - наиболее экономически эффективные меры улучшения здоровья населения - составили всего 60% всех средств.

Вложения в решение ключевых проблем здравоохранения (увеличение оплаты труда медицинских работников и повышение их квалификации), от которых определяющим образом зависит эффективность системы здравоохранения, тоже малы и составили соответственно только 21 и 0,2% общего объема средств ПНП «Здоровье».

Для строительства новых центров утверждены критерии отбора субъектов РФ (медицинские, инфраструктура, социально-экономические, политические), однако отмечена непрозрачность отбора федеральных учреждений и субъектов РФ для оснащения их дорогостоящим оборудованием и строительства новых центров. Такое распределение необходимо проводить или на основании открытых конкурсов, или по утвержденному, например 10-летнему, плану поэтапного технического перевооружения отрасти, в котором предусмотрены интересы всех субъектов РФ. Строительство центров высоких медицинских технологий не сопровождалось параллельным увеличением объемов финансирования высокотехнологичной медицинской помощи и подготовкой высококвалифицированных кадров. Это привело к неполной загрузке и неэффективному использованию мощностей государственных учреждений как вновь построенных центров, так и существующих федеральных, региональных и ведомственных учреждений, оказывающих помощь по высоким технологиям.

В программе совершенствования помощи больным с сосудистыми заболеваниями акцент сделан также на поставку дорогостоящего оборудования и организацию работы сосудистых центров. Это, безусловно, важно, однако при этом не предусмотрены мероприятия первичной и вторичной профилактики сосудистых заболеваний и повышения квалификации медицинских кадров но лечению сердечно-сосудистых заболеваний, что не менее важно. Например, профилактические мероприятия в виде предотвращения курения среди населения и обеспечение бесплатными лекарственными средствами пациентов, имеющих высокий риск сердечно-сосудистой смерти, позволяют снизить смертность от сердечнососудистых заболеваний на 75-80%, в то время как получение специализированной помощи в высокотехнологичных центрах — только на 7-8%.

Недостатки отмечены и в организации и. главное, в продлении проведения диспансеризации населения (первоначально планировали только на 2006-2007 гг.). не все проводимые в рамках диспансеризации мероприятия научно обоснованы и экономически оправданы. Например, многие эксперты на основании международных рекомендаций отмечают, что определение онкомаркеров. триглицеридов в крови и липопротеидов низкой плотности в сыворотке крови, электрокардиографию, флюорографию и осмотр узкими специалистами необходимо проводить только по специальным показаниям.

Повышение оплаты труда врачей-специалистов за счет средств, направленных на диспансеризацию, понять можно, но реализовывать эту задачу необходимо более простыми способами: увеличить объем средств на оплату их труда. Дополнительная проблема программы диспансеризации — неэффективная ее реализация в ряде субъектов РФ. По данным проверки, проведенной Росздравнадзором в 2009 г., примерно в половине ЛПУ выявлены злоупотребления (приписки) и системные нарушения: отсутствует обоснование диагноза. нарушено ведение документации. Проведение диспансеризации поликлиниками привело к дополнительной нагрузке на перегруженных врачей, что ухудшило качество медицинской помощи другим гражданам.

Диспансеризацию необходимо завершать планом оздоровительных и лечебных мероприятий для граждан каждой группы здоровья. Эти мероприятия не всегда можно выполнить в условиях дефицита и большой загруженности участковых врачей и ВОП, недостаточного финансирования лекарственного обеспечения населения (в амбулаторных условиях) и низкой доступности высокотехнологичных методов лечения.

ВЫВОДЫ

Политическая воля - важнейший фактор, стимулирующий системные преобразования в здравоохранении. Увеличение его финансирования - важное условие улучшения здоровья населения РФ. Даже небольшие ежегодные вложения в здравоохранение (0,38% ВВП) позволили заметно улучшить состояние здоровья населения.

Для повышения эффективности вложений в здравоохранение необходимы широкое экспертное обсуждение и научное обоснование принимаемых решений.

Для сохранения положительной динамики в улучшении здоровья населения и достижения поставленных целей к 2020 г. необходимо продолжить основные направления национального проекта «Здоровье», интегрировав его со Стратегией развития здравоохранения с поэтапным переходом к реформированию и увеличению финансирования здравоохранения в 2 раза за 3 года. Реализация Стратегии должна проходить под патронажем Президента РФ и Правительства РФ и стать приоритетом государственной политики в сохранении и укреплении человеческого потенциала страны.

Содержание мероприятий Стратегии необходимо обсуждать в экспертном сообществе и оценивать их экономическую эффективность. Акцент в реализации программ необходимо сделать на экономически эффективных мерах - профилактика заболеваний, расширение объема ПМСП. повышение квалификации медицинских кадров и их мотивации к качественному труду.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

wume.ru