Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) - базовый нормативный акт о здравоохранении РФ - разработан для совершенствования законодательства в сфере

охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, устанавливает правовые основы его регулирования.

Закон конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепляет гарантии и механизмы их реализации в рамках сложившейся структуры здравоохранения.

После принятия «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организации медицинской помощи.

В связи с произошедшими изменениями принято большое число законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

При этом в действующем законодательстве, регулирующем здравоохранение, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие новых подходов и принципов в их регулировании и решении на законодательном уровне.

Таким образом, назрела необходимость в новом едином законодательном акте, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых НПА и сохраняющими свою актуальность, включал правовое регулирование, позволяющее в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

В отличие от прежней редакции Основ, только декларирующей принципы охраны здоровья граждан, принципы, закрепляемые в новой редакции, представляют собой сформулированные в ее нормах основополагающие идеи, определяющие его формирование и реализацию на любом этапе — фундамент регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан.

Каждый из 9 принципов, содержащихся в законе, раскрывается и детализируется отдельными статьями.

В соответствии с конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на первом месте в охране здоровья граждан стоит соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты охраны здоровья - приоритет интересов больного при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактических мероприятий. Сохранены важнейшие принципы, определяющие государственный характер и социальную направленность российского здравоохранения. — социальная защищенность граждан при утрате здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за организацию медицинской помощи. Определены четкие критерии доступности и КМП. Введены новые важные принципы — недопустимость отказа в медицинской помощи и сохранение врачебной тайны. Приоритет профилактических мероприятий характеризует переход от здравоохранения, направленного преимущественно на лечение заболеваний, к охране здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Для решения задач модернизации российского здравоохранения государство разрабатывает и финансирует федеральные программы, приоритетные направления которых — охрана и укрепление здоровья нации. Оно принимает меры для развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, обеспечивает формирование единого правового пространства здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и

ответственности между уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан, управляет созданием единой системы здравоохранения.

Разграничение полномочий исполнительных органов в области здравоохранения определяется Конституцией РФ, его правовую основу составляют многие НПА.

Закон уточняет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исходя из содержания статьи 72 Конституции РФ, согласно которой координация здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти дополнены установлением структуры и штатов медицинских учреждений, организацией медицинской эвакуации, реализацией спасения жизни людей и защиты их здоровья в чрезвычайных ситуациях, установлением и проведением единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Помимо дополнений к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, новация в этой сфере — закрепление за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов РФ) полномочий в организации и осуществлении контроля соответствия качества и безопасности медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам.

Одно из направлений реформ системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых федеральным законом, — возложение на органы исполнительной власти субъектов РФ организации медицинской помощи гражданам в соответствии с ТПГГ гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений субъекта РФ, определяемой не по признаку подведомственности, а по принципу территориального расположения.

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия в организации ПМСП и скорой медицинской помощи федеральный закон закрепляет за органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями в организации медицинской помощи в рамках муниципального здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, закон обеспечивает усиление ответственности органов государственной власти за охрану здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта РФ основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Одна из новаций закона консолидация прав и обязанностей граждан в охране здоровья в одной главе.

Закон раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинского учреждения в рамках ПГГ бесплатной медицинской помощи в зависимости от ее вида и формы и в рамках оказания платной медицинской помощи; устанавливает порядок получения информации о медицинском учреждении, его медицинской деятельности, работниках, включая сведения об их образовании и квалификации. Закрепление этих норм в полной мере соответствует нормам Федерального закона «Об ОМС в Российской Федерации».

В законе отражен обновленный подход к классификации видов медицинской помощи, в частности определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинского учреждения, амбулаторно, стационарно) медицинской

помощи, на которых основана характеристика ее видов, базирующаяся на разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Отличительный признак ПМСП - приближенность к месту жительства или службы гражданина, что позволяет отнести этот вид медицинской помощи к первому уровню контакта граждан с медициной, служащему опорой для непрерывного этапного процесса охраны здоровья и системы медицинской помощи.

Детализация ПМСП на доврачебную, врачебную и специализированную отражает ее многогранность и является предпосылкой для выполнения возложенных на нее задач.

Законом введены критерии ВМП, позволяющие формировать перечень таких видов МП для оптимизации системы и расходов на ее оказание.

Законом впервые определен важный компонент скорой медицинской помощи — медицинская эвакуация.

Впервые на законодательном уровне закреплены и раскрыты понятия «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».

При этом в законе закреплено содержание порядка оказания медицинской помощи и стандарта медицинской помощи, включающие этапы оказания медицинской помощи, перечни методов диагностики, лечебных медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий - основополагающие инструменты программы ОМС и оценки КМП.

Важный аспект этого нововведения — определение значения порядка оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических протоколов в системе правового регулирования охраны здоровья граждан и обязательность их исполнения на территории РФ всеми медицинскими учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Законом закреплены основы правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека, которая регламентирована в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря 1992 г. № 4180-1). Это имеет существенное значение в правовом регулировании вопроса, поскольку на сегодняшний день отсутствует какая-либо нормативно-правовая база, регулирующая эту сферу деятельности.

Существенное новшество закона - детальное регулирование вопросов репродукции человека. Закон устанавливает права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий:

•   право граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий, включая использование донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, суррогатное материнство;

•   право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью;

•   право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его национальности.

Законом уточнены медицинская стерилизация человека и искусственное прерывание беременности.

Медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со смертью человека, касается специальная глава закона.

В законе упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Закон вносит существенные изменения в институт медицинских и фармацевтических работников в части расширения требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Предложено в 2015 г. заменить действующую систему выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, дающих право на медицинскую или фармацевтическую деятельность, аккредитацию специалиста.

Законом детально регламентирована подготовка медицинских и фармацевтических работников и предусмотрено расширение требований к медицинским работникам для защиты прав граждан на охрану здоровья; введены ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при их профессиональной деятельности.

Законом установлены права и обязанности медицинских учреждений, обязанности медицинских учреждений в соблюдении порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, технических регламентов безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства, ведения медицинской документации в установленном порядке. Особо важна обязанность медицинских учреждений страховать ответственность перед пациентами.

В законе уточнены и конкретизированы основные требования к ПГГ и ТПГГ. Впервые предусмотрено утверждение ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством РФ сроком на 3 года.

Источники финансирования здравоохранения в РФ приведены в соответствие с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в здравоохранении.

К полномочиям органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с ТПГГ.

Для обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, разграничения порядка предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помоши в закон включена статья «Платные медицинские услуги», в которой конкретизирован порядок их оказания.

Впервые четко определены условия оказания гражданам платных медицинских услуг, соблюдение которых позволит разграничить их с бесплатной медицинской помощью, оказываемой в рамках ТПГГ.

Законодательно установлено, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, а также при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы.

В целях защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено. что оплате не подлежат:

•   пребывание одного из родителей или иного члена семьи в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка;

•   медико-транспортные услуги для выполнения порядка медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при отсутствии возможности их оказания медицинским и иным учреждением;

•   оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям.

В законе отражен инновационный подход к управлению охраной здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении управления качеством и безопасностью деятельности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан — правовая основа системы здравоохранения. Главная задача законодательной власти — создать необходи-

мую правовую базу для координации законотворческой работы субъектов РФ, построить четкую правовую вертикаль с формированием в сфере охраны здоровья системы НПА, базирующихся на их юридической силе. Реформы здравоохранения должны осуществляться на основе законов, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ с учетом региональных особенностей.

Знание медицинскими работниками законодательства о здравоохранении — основа их юридической грамотности. В дальнейшем необходимо повышать правовую грамотность работников здравоохранения, дополняя изученные темы вопросами правового обеспечения профессиональной медицинской деятельности, юридической ответственности медицинских работников и учреждений. Соблюдение норм действующего законодательства позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию прав граждан на охрану здоровья, а с другой, даст медицинским работникам и учреждениям возможность защитить себя и занять место полноправного и юридически квалифицированного участника правоотношений в охране здоровья населения.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

Мифы о «шлаках» и правда о токсинах

Начиная любой серьёзный разговор о здоровье, необходимо в первую очередь избавиться от любой недостоверной, «мифологической» информации - и опираться на факты. Это касается как объективного представления о состоянии собственного организма...

Очищение жировой ткани

«Растормошить» жировую клетчатку достаточно сложно. Самый простой и доступный способ - голодание. Голодание абсолютное - но ни в коем случае не «сухое». Вообще как закон для большинства чисток можно принять...

Послевузовское профессиональное образование

В Российской Федерации сложились 3 формы послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров - интернатура, ординатура и аспирантура (докторантура) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии....

ИМПЛАНТАЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ (НОРПЛАНТ)

ИМПЛАНТАЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ (НОРПЛАНТ)

Норплант — вживляемые под кожу имплантаты (капсулы небольших размеров длиной 35 мм и диаметром 2,5 мм, выделяющие активное гормональное вещество). Норплант считают классическим препаратом этой группы. Однократного введения Нор-планта достаточно...

Девять таинственных месяцев

Девять таинственных месяцев

БЫть беременной счастье, и это чувство поможет вам пережить физические недомогания и волнения первых месяцев. Беременность - Блестящее подтверждение вашей плодовитости, переход к новому этапу в любви и интимной жизни,...

ПРОТЕСТИРУЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ЧИСЛА

ПРОТЕСТИРУЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ЧИСЛА

Зачем беспокоиться об анализах, прежде чем приступать к программе по уменьшению веса? Почему просто не идти напролом и не питаться по новому плану? Разве это не легче, не дешевле и...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО…

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ

Для получения более полной картины состояния здоровья населения важны показатели, характеризующие социальную обусловленность общественного здоровья. Они аккумулируют в себе группу социальных, культурных, психологических и информационных факторов, которые объективно влияют на...

УХОД ЗА ДЕРЕВЬЯМИ

Глина издавна используется в садоводстве. Ее накладывают очень толстым слоем на место повреждения ствола и подвязывают мешковиной. Небольшие деревца при пересадке тоже промывают глиняным раствором. Глиняная лепешка дает прекрасные результаты...

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

В настоящее время при отсутствии материнского молока используют адаптированные молочные смеси, максимально приближенные по составу к грудному молоку. Существует большой выбор таких смесей. Основные рекомендации по искусственному вскармливанию ▲ Необходимо...

"ПИГМАЛИОН" И ТАЛАТЕЯ": ВАРИАНТ ЭПОХИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

Е. СЮрлова Онституция Индии декларирует равноправие женщин в политической и экономической жизни. Женщин избирают в парламент, местные органы власти, назначают на высокие посты. И все-таки в основном женщины представляют собой...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

РИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД Все знают, что забеременеть можно только в определённый период менструального цикла. Поэтому идея ритмического метода проста, а потому очень привлекательна — избегать половых контактов в период, когда вероятность...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЖЕНЩИНАМ, КОРМЯЩИМ ГРУДЬЮ

Ваше решение вскармливать ребенка грудью поможет вам избежать многих проблем. Вместе с тем, возможны трудности, но с ними можно справиться. Примерно на третий день, когда моло-зивное молоко сменяется зрелым, у...

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Оплата труда - главный источник и основа денежных доходов работников. Она должна отражать стоимость произведенных товаров и затраченный на их производство труд и выполнять функции: •   обеспечения воспроизводства рабочей силы,...

ГИПЕРТЕНЗИОННО-ГИДРОЦЕФАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Повышение внутричерепного давления у детей раннего возраста очень часто сочетается с гидроцефалией. Под термином «гидроцефалия» подразумевают увеличение (избыточное скопление) цереброспинальной жидкости и расширение ликворосодержащих пространств головного мозга. При этом выделяют...

Признаки, указывающие, что у вас есть дефицит железа

Признаки, указывающие, что у вас есть дефицит железа

Около девяти процентов женщин страдают от дефицита железа, но эксперты говорят, что число выше среди физически активных женщин. Пожалуйста, обратите внимание на следующие предупреждающие знаки, что вам не хватает железа. ...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Один из основных путей повышения КМП - минимизация ошибок стандартизацией процессов оказания медицинской помощи. Анализ зарубежного опыта свидетельствует об эффективности использования стандартов медицинских услуг как нормативного обеспечения гарантий качества и...

wume.ru