Программно-целевое управление системой российского здравоохранения выражается в разработке государственных программ и выделении средств на их реализацию.

Программой, направленной на обеспечение доступности и КМП, является ПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, реализация которой началась во всех субъектах РФ в конце 1990-х гг. Трудно переоценить значимость этой программы — важнейшего и единственного механизма государственного регулирования в здравоохранении для обеспечения равных конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счет государственных источников финансирования.

На реализацию ПГГ расходуют ежегодно более 85% средств, отпускаемых государством на финансовое обеспечение здравоохранения. Показатели нормативов видов и объема медицинской помощи населению и финансовые нормативы - основа формирования государственных годовых заданий медицинским организациям и оплаты медицинской помощи, ориентированной на результаты их деятельности.

Нормативы объема медицинской помощи необходимо использовать, с одной стороны, для определения потребности населения в медицинской помощи (планирования), с другой - для определения необходимого числа медицинских кадров (врачи и средние медицинские работники), которые будут непосредственно выполнять ПГГ.

В разные годы над созданием и дальнейшим развитием ПГГ работали многие известные специалисты управления здравоохранением и системы ОМС: О.В. Андреева, Г.Г. Волокин, А.И. Вялков. Г.М. Вялкова, Т.А. Голикова, В.В. Гришин, Е.Д. Дмитриева, Т.Б. Дмитриева, В.А. Зеленский, Л.Е. Исакова, Е.П. Какорина, К.М. Кильманзон, Н.А. Кравченко, С.Г. Кравчук, С.С. Кручинина, Э.М. Матвеев. Л.А. Михайлова, Т.А. Мытенкова, Н.Б. Найговзина, Л.Н. Романчен-ко. В.Ю. Семенов, О.Г. Соловьева, В.А. Солодкий, В.И. Стародубов, Н.Д. Тегай, И.А. Титова, Н.Н. Точилова, В.О. Флек, Р.А. Хальфин, О.Н. Шеенко, В.И. Шефский, А.В. Юрин и др.

Правительство РФ постановлением «О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР"» от 23 января 1992 г. № 41 предусматривало утверждение только базовой программы ОМС. Затем для обе-

спечения конституционных прав граждан РФ на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 11 сентября 1998 г. № 1096 впервые утвердило ПГГ, при этом базовая программа ОМС стала ее составной частью.

ПГГ определяет условия оказания медицинской помощи, критерии ее качества и доступности.

ПГГ ежегодно утверждается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с ней утверждают ТПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в которых определяют дополнительные условия, виды и объем медицинской помощи при наличии соответствующих ресурсов.

Для единообразия разработки, финансирования и контроля выполнения Программы Правительство РФ утвердило Постановление от 6 мая 2003 г. № 255 «Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией». Этот документ сыграл определенную роль в формировании в субъектах РФ единых подходов к обоснованию и реализации годовых заданий учреждениям здравоохранения для выполнения территориальных ПГГ.

С 2001 г. в здравоохранении России внедрена единая система мониторинга, позволяющая оценить реализацию ТПГГ в субъектах РФ. Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом ОМС разработана и внедрена отраслевая статистическая форма № 62, утвержденная приказом от 3 декабря 2001 г. № 426/67 (изменения и дополнения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2006 г. № 833), которая позволяет получить информацию не только об объеме медицинской помощи по ее видам в субъектах РФ, но и о ее финансовом обеспечении за счет ассигнований бюджетов всех уровней и средств ОМС. В настоящее время статистическая отчетная форма № 62 — федеральная форма государственного статистического наблюдения.

На основании данных сводных отчетов субъектов РФ по форме № 62 Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом ОМС ежегодно проводится анализ основных показателей реализации ПГГ в стране в целом, в округах и субъектах РФ и представляется доклад в Правительство РФ. Кроме того, ряд показателей, получаемых из этого отчета, используется Министерством регионального развития РФ для оценки эффективности деятельности исполнительной власти в здравоохранении. Один из основных показателей, рассчитанных на основании данных статистической отчетности по форме № 62, — дефицит финансового обеспечения ПГГ, который в 2011 г. составил 238 млрд рублей.

С 2005 г. Правительством РФ ежегодно устанавливаются финансовые нормативы единиц объема медицинской помощи и расходов государственных средств в расчете на одного гражданина.

В соответствии с законодательством РФ с 2007 г. доклад о ходе реализации ПГГ рассматривают на заседаниях Правительства РФ.

Устанавливаемые ПГГ нормативы объема видов медицинской помощи не менялись много лет и не дифференцированы по регионам в зависимости от территориальной доступности бюджетных услуг (плотности постоянных транспортных путей, расселения и проживания жителей региона в труднодоступных районах, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доли населения, проживающего в мелких населенных пунктах), демографических особенностей региона (удельного веса жителей в возрасте от 0 до 17 лет и старше трудоспособного возраста). Вследствие этого начиная с 2010 г. обоснованы и установлены новые федеральные нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи, отражающие изменения в технологиях их оказания и основные тенденции в показателях здоровья населения.

Кроме того, виды медицинской помощи, установленные программой до 2008 г. (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, медицинская помощь в дневных стационарах, скорая), отражают в большей степени условия предоставления медицинской помощи в учреждениях разных типов. Они не увязаны с особенностями ПМСП и специализированной медицинской помощи. Исключение составляет лишь скорая помощь, где определение применимо к виду и условиям ее предоставления.

Действовавшая бюджетная классификация расходов предусматривала учет затрат прежде всего по статьям экономической классификации расходов медицинских учреждений и системы в целом и не учитывала затраты по функциям, в том числе по видам медицинской помощи.

До недавнего времени отсутствовала методика оценки эффективности органов государственной власти в здравоохранении, включающая показатели реализации ТПГГ в субъекте РФ.

Учитывая перечисленные проблемы, в 2006-2007 гг. внесены существенные дополнения и изменения в законодательство и НПА о здравоохранении и в БК РФ. Впервые законодательно установлены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ по охране здоровья граждан, разработке и утверждению ПГГ, разработке, утверждению и реализации ТПГГ.

С 1 января 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 286 и совместным информационным письмом Минздравсоцразвития РФ и Федерального фонда ОМС, согласованным с Министерством финансов РФ, «О формировании и экономическом обосновании ТПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 г.» от 6 августа 2007 г. № 5922-ВС и 5784/20-и конкретизированы виды медицинской помощи, предоставляемые гражданам РФ, включая ПМСП, неотложную, скорую, в том числе специализированную (санитарно-авиационную) и высокотехнологичную медицинскую помощь.

Установлено, что ПМСП предоставляют:

•   амбулаторно-поликлинические учреждения и другие медицинские учреждения или их соответствующие структурные подразделения преимущественно муниципального здравоохранения, включая школьно-дошкольные учреждения, на дому и стационары (при оказании медицинской помощи в приемном отделении, консультативно-диагностических услуг в диагностических и лечебных отделениях стационара, не требующих госпитализации и наблюдения за состоянием здоровья пациентов до 6 ч после проведения лечебно-диагностических мероприятий); единица объема - посещение;

•   больничные учреждения и другие медицинские учреждения или их структурные подразделения преимущественно муниципального здравоохранения; единица объема - койко-день;

•   дневные стационары всех типов; единица объема - пациенто-день. Объем ПМСП, предоставляемой амбулаторно-поликлиническими и другими

медицинскими организациями или их структурными подразделениями, включает профилактические осмотры населения, дополнительную медицинскую помощь на основе государственного задания, посещения, связанные с первичным доврачебным амбулаторным приемом специалистами сестринского дела (фельдшер. акушерка, медицинская сестра).

С 1 января 2008 г. законодательством об охране здоровья граждан предусмотрена организация службы неотложной медицинской помощи, которую вправе оказывать муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения и другие

медицинские учреждения или их структурные подразделения. Единица объема — посещение амбулаторно-поликлинического учреждения или помощь на дому (тариф на посещение включает затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Органы власти муниципальных образований самостоятельно принимают решение об организации неотложной помощи исходя из медико-экономической целесообразности. Так, например, в городском округе служба неотложной помощи может быть в одной из поликлиник.

Неотложную медицинскую помощь предоставляют за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. Организация неотложной медицинской помощи позволяет увеличить объем амбулаторной медицинской помощи и значительно сократить объем наиболее затратной скорой помощи.

Скорую медицинскую помощь, в том числе специализированную (сани гарно-авиационную), предоставляют учреждения и подразделения скорой медицинской помощи государственного или муниципального здравоохранения в соответствии с разграничением полномочий между органами власти в здравоохранении. Единица объема — вызов.

Специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, предоставляют в специализированных амбулаторно-поликлиничес-ких и других медицинских специализированных учреждениях или их структурных подразделениях, больничных учреждениях или их структурных подразделениях, дневных стационарах всех типов. Единицы объема этой медицинской помощи — посещение, койко-день, пациенто-день соответственно условиям предоставления.

Оказание ВМП — расходное обязательство Российской Федерации и субъектов РФ. Ее предоставляют на основе государственного задания в организациях здравоохранения различных организационно-правовых форм и уровней подчиненности, что позволяет обеспечить государственное регулирование для повышения доступности и качества этой помощи.

Определены условия предоставления медицинской помощи гражданам по типам организаций здравоохранения. Установленные законодательством виды медицинской помощи предоставляют в условиях:

•   амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их структурных подразделений, дневных стационаров всех типов (амбулаторная медицинская помощь);

•   больничных учреждений или их структурных подразделений (стационарная медицинская помощь);

•   учреждений и подразделений скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);

•   иных типов организаций здравоохранения (прочие медицинские и иные услуги).

С учетом условий предоставления медицинской помощи гражданам по типам организаций здравоохранения ПГГ на 2011 г. установлены нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевого финансирования, размеры которых значительно увеличены. Так, подушевое финансирование ПГГ в целом составило 7633,4 рубля, в том числе за счет ОМС - 4102,9 рубля. В 2004 г. это составило 3315.7 и 1507,5 рубля соответственно.

Этот норматив рассчитан из стоимости единицы объема медицинской помощи по видам и минимален, так как не учитывает особенности регионов и поясные коэффициенты. Субъектам РФ рекомендовано учитывать районные коэффициенты при расчете территориальных нормативов. Дефицит финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий определяют, если субъектом РФ утверждены и реализованы территориальные подушевые нормативы без учета поясных коэффициентов и ниже установленных Правительством РФ.

Ситуация усугубляется тем, что в 2009-2012 гг. подушевые финансовые нормативы остаются без изменений. В настоящее время сложилась не совсем эффективная структура расходов медицинских организаций на медицинскую помощь. Значительные затраты уходят на оплату труда работников здравоохранения — около 70%. При этом уровень заработной платы в здравоохранении остается явно недостаточным. Расходы на питание пациентов в стационарах, медикаменты, медицинские изделия, обновление основных фондов медицинских учреждений за последние 5 лет в структуре государственных затрат сократились.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» внесены существенные изменения в бюджетную классификацию расходов в разделе 0901 «Здравоохранение», где впервые установлены следующие подразделы:

•   амбулаторная медицинская помощь;

•   стационарная медицинская помощь;

•   медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

•   скорая медицинская помощь;

•   прочие виды помощи.

Это позволяет проводить экономический анализ финансирования здравоохранения не только по типам организаций здравоохранения и кодам экономической классификации расходов, но и по видам медицинской помощи и условиям ее предоставления, что соответствует международным подходам к формированию счетов здравоохранения для управления объемом медицинской помощи, а не только сетью учреждений здравоохранения в регионе. Сетевые же показатели (обеспеченность населения койками, кадрами, число посещений в смену и пр.) должны использоваться для планирования государственных ресурсов, необходимых для оказания медицинской помощи населению.

В соответствии с Федеральными законами от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ и другими НПА орган управления здравоохранением субъекта РФ совместно с территориальным фондом ОМС с 2008 г. осуществляет раздельный учет объема медицинской помощи и ее финансирования по видам медицинской помощи в соответствии с условиями предоставления ее в медицинских организациях, участвующих в реализации ТПГГ.

Особенности ПГГ на 2011 г. — не только увеличение размера финансовых нормативов, но и установление единых подходов к формированию размера взносов на ОМС для неработающих граждан. Впервые установлены единые требования к структуре ТПГГ и оценке эффективности их реализации. Рекомендованы эффективные способы оплаты медицинской помощи медицинским организациям, ориентированные на результаты их деятельности.

В ПГГ на 2010 г. увеличен норматив объема амбулаторной медицинской помощи до 9,5 посещения, а с 2011 г. до 9,7 посещения и 0,59 пациенто-дня на одного гражданина при одновременном сокращении объема стационарной медицинской помощи до 2,7 койко-дня на одного гражданина.

Особенность территориальных программ государственных гарантий в 2011 г. — установление регионального норматива обеспечения населения врачебными кадрами, его выполнение при реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Необходимо соблюдать баланс в сочетании государственных расходов на текущее финансовое обеспечение медицинской помощи и стратегические цели — развитие системы здравоохранения в России.

Законодательство об ОМС позволяет в 2011-2012 гг. оплачивать за счет средств ОМС и расходы, не предусмотренные базовой программой: затраты на капитальный и текущий ремонт, закупку дорогостоящего оборудования для медицинских учреждений стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу.

С 2008 г. ПГГ оказания медицинской помощи гражданам РФ рассматривают на заседании Правительства РФ в период формирования и уточнения бюджета на очередной финансовый год, как и доклад о ее исполнении за предыдущий год в целом по стране и в регионах.

С 2012 г. значительно дополнены и расширены положения Программы государственных гарантий Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с ПГГ, на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в соответствии с договором ДМС.

В частности, установлено, что предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с ПГГ обеспечивает доступность и КМП. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с ПГГ и взимание платы за нее медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и ее медицинскими работниками не допускаются.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу ОМС.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной ПГГ и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия последнего.

Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством РФ.

Медицинскую организацию для получения плановой специализированной медицинской помощи выбирают по направлению лечащего врача. Если в реализации ТПГГ принимают участие несколько медицинских организаций соответствующего профиля, лечащий врач обязан информировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной ПГГ.

Если при оказании медицинской помощи в рамках ПГГ медицинская организация (за исключением скорой медицинской помощи) находится за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, его выбирают в порядке. устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения, призыве на военные сборы и граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских учреждениях в рамках ПГГ, за исключением медицинского освидетельствования для определения годности к военной или приравненной к ней службе.

Профилактику инфекционных заболеваний осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, медицинские организации, общественные объединения путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление этих заболеваний, в том числе в рамках Программы государственных гарантий, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Народная медицина не входит в ПГГ.

Каждую женщину в период беременности, во время и после родов обеспечивают медицинской помощью в медицинских учреждениях в рамках Программы государственных гарантий.

Медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25% общей численности врачей на территории субъекта РФ, могут принимать участие в разработке территориальных программ государственных гарантий. Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством РФ, федеральным законом в установленном им порядке передают отдельные функции в сфере охраны здоровья. Эти организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов ОМС, разработке программ государственных гарантий в установленном законодательством РФ порядке.

Медицинская организация имеет право участвовать в оказании медицинской помощи в соответствии с ПГГ, включающей базовую программу ОМС.

Медицинская организация обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ государственных гарантий.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий, обязаны:

•   предоставлять пациентам информацию о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с ПГГ;

•   обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках ПГГ и ТПГГ;

•   обеспечивать профилактические мероприятия для предупреждения факторов риска развития заболеваний и раннего их выявления;

•   проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

В соответствии со статьей 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках Программы государственных гарантий предоставляют:

•   ПМСП, включая доврачебную, врачебную и специализированную;

•   специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную;

•   скорую медицинскую помощь, в том числе скорую специализированную;

•   паллиативную медицинскую помощь в медицинских учреждениях.

При оказании в рамках программы государственных гарантий ПМСП в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях граждан обеспечивают лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в соответствии с Федеральным

законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

ПГГ утверждает на 3 года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительство РФ, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.

В рамках Программы государственных гарантий устанавливают:

•   перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;

•   перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;

•   категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;

•   базовую программу ОМС в соответствии с законодательством РФ об ОМС;

•   средние нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, среднее подушевое финансирование, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;

•   требования к территориальным программам государственных гарантий в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.

В части медицинской помощи, оказание которой осуществляют за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в программе государственных гарантий, устанавливают:

•   перечень видов, форм и условий медицинской помощи;

•   перечень заболеваний, состояний;

•   категории граждан;

•   порядок и условия оказания медицинской помощи, целевые значения критериев доступности медицинской помощи.

ПГГ формируют с учетом порядка оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения РФ по данным медицинской статистики.

Впервые законодательно установлены требования к территориальной программе государственных гарантий.

В соответствии с ПГГ органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные ПГГ, включающие территориальные программы ОМС, установленные в соответствии с законодательством РФ об ОМС.

В рамках территориальной Программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов РФ устанавливают:

•   целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными ПГГ;

•   перечень заболеваний (состояний) и видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда ОМС;

•   порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;

•   порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта РФ;

•   перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и со скидкой 50%;

•   перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий;

•   объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий в соответствии с законодательством РФ об ОМС;

•   объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;

•   перечень мероприятий для профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий.

Территориальные программы государственных гарантий при условии выполнения финансовых нормативов, установленных ПГГ, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, дополнительный объем медицинской помощи, в том числе предусматривающий возможность превышения средних показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

При формировании территориальной программы государственных гарантий учитывают:

•   порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;

•   особенности половозрастного состава населения;

•   уровень и структуру заболеваемости населения субъекта РФ по данным медицинской статистики;

•   климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций;

•   сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, уплату страховых взносов в ОМС на неработающее население в порядке, установленном законодательством РФ об ОМС.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно осуществляет мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий и оценивает их реализацию, и совместно с Федеральным фондом ОМС — территориальных программ ОМС.

Важный аспект нового законодательства об охране здоровья граждан, способствующего росту уровня удовлетворенности граждан здравоохранением, - разграничение бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Так, при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий и территориальных программ государственных гарантий не подлежит оплате за счет личных средств граждан:

•   оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

•   применение по медицинским показаниям лекарственных средств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

•   размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

•   пребывание в стационаре, включая спальные места и питание, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше этого возраста — при наличии медицинских показаний;

•   транспортные услуги при сопровождении медицинским работником больного, находящегося на лечении в стационаре, при необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь;

•   транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупа больного, умершего в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Медицинские организации, участвующие в реализации ПГГ и ТПГГ, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

•   на иных условиях, чем предусмотрено ПГГ, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;

•   при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

•   гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не застрахованным по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

•   при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных законодательством об охране здоровья граждан.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий.

Территориальная программа ОМС может включать перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой при условии выполнения ее требований. При этом территориальная программа должна включать нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на ее единицу в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по ОМС. структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, условия оказания медицинской помощи в этих учреждениях.

Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарной авиации) с 1 января 2013 г. будут осуществлять за счет средств ОМС. Порядок передачи ассигнований бюджетов бюджетной системы РФ в бюджеты фондов ОМС на обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарной авиации) устанавливается федеральным законом, определяющим размер страхового взноса на ОМС неработающего населения.

Финансовое обеспечение ВМП с 1 января 2015 г. будут осуществлять за счет средств ОМС.

Таким образом, для обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатную медицинскую помощь (статья 41 Конституции РФ) и перехода от методов планирования и финансирования медицинской помощи, ориентированных на сеть организаций здравоохранения и их содержание, к программно-целевому управлению отраслью, ориентированному прежде всего на выполнение основных функций медицинских организаций здравоохранения (результаты деятельности):

•   законодательно установлены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, разработке и утверждении Программы государ-

ственных гарантий, разработке, утверждении и реализации территориальных программ государственных гарантий;

•   конкретизированы и законодательно установлены виды, условия и формы оказания медицинской помощи гражданам РФ бесплатно по Программе государственных гарантий, даны их развернутые определения;

•   подушевые финансовые показатели, объем медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий включены в число критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

•   отраслевая финансово-статистическая форма 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» с 2008 г. — форма федерального государственного статистического наблюдения, которая позволяет Правительству РФ, Министерству здравоохранения РФ и органам управления здравоохранением субъектов РФ, Федеральному и территориальным фондам ОМС осуществлять мониторинг и оценивать эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий.

В дальнейшем предстоит большая работа по обоснованию дифференцированных нормативов объема медицинской помощи по ее видам с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения, климато-географических условий региона и транспортной доступности организаций здравоохранения.

Необходимо конкретизировать порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам РФ в вопросах:

•   выбора гражданином страховой медицинской организации, медицинского учреждения, врача, формирования контингента граждан, закрепленных за участковыми врачами, врачами общей практики (ВОП), семейными врачами;

•   направления граждан на получение специализированной гарантированной медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях стационаров, включая высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь;

•   ведение листов ожидания плановой гарантированной специализированной медицинской помощи, критерия включения в листы ожидания и исключения из них, требования к предоставлению информации пациентам о листах ожидания;

•   установление предельных сроков ожидания плановой медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях стационара, а также ВМП;

•   разработка и внедрение порядка и стандартов оказания медицинской помощи, содержащих основные требования к медицинским организациям, оказывающим гарантированную медицинскую помощь, включая требования к квалификации специалистов, техническому оснащению различных типов медицинских организаций (табель оснащения);

•   определение требований к условиям пребывания больных в стационаре (включая условия размещения и обеспечения питанием).

Предстоит широко использовать эффективные способы оплаты медицинской помощи, финансового обеспечения медицинских организаций, из которых предпочтительны группы болезней (для стационаров) и подушевой принцип финансирования (для амбулаторно-поликлинических учреждений).

Перспективно информационное обеспечение здравоохранения, позволяющего разрабатывать единые регистры работников здравоохранения, медицинских услуг, лиц, застрахованных по ОМС. Электронная запись пациентов на прием к врачу, электронный документооборот, электронный паспорт медицинской организации и паспорт здравоохранения субъекта РФ позволят точно планировать и эффективно использовать имеющиеся в отрасли государственные ресурсы.

Стоимость Программы государственных гарантий может быть уточнена с учетом медико-экономических стандартов (МЭС) медицинской помощи и включать правила их разработки и критерии качества медицинских услуг, определение оптимального тарифа на медицинскую помощь за счет средств ОМС.

В субъекте РФ основой формирования территориальной программы государственных гарантий должна стать реальная потребность населения в медицинской помощи.

Таким образом, реализация территориальной программы государственных гарантий неразрывно связана с оптимизацией структуры медицинской помощи и реструктуризацией сети медицинских организаций в субъекте РФ для обеспечения установленного объема медицинской помощи, ее доступности при должном уровне качества услуг (медицинский эффект), реальном улучшении здоровья населения (социальный эффект) в условиях эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и других ресурсов здравоохранения (экономическая эффективность).


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ПРОБЛЕМЫ С ГРУДЬЮ

ЛАКТОСТАЗ ИЛИ ГРУДНИЦА Ткань молочной железы разделена на 10—20 секций или сегментов, подобно лимону. Из каждого сегмента выходит по протоку. Бывает, что из одного сегмента в груди молоко не вытекает,...

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К этому времени большинство детей разворачиваются головкой вниз. Если головка уже установилась в правильном положении, она начинает опускаться ко входу в малый таз: плод готовится к рождению....

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрическое отделение создают как структурное подразделение медицинского стационара. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем медицинского стационара, в составе которого оно существует. На должность заведующего отделением назначают специалиста,...

Автоматизированные системы клинического уровня

Медико-технологические системы - самые многочисленные АС. обеспечивающие обработку и анализ информации для поддержки медицинских технологических процессов и принятия решений. Их пользователи — медицинские работники: врачи и средний медицинский персонал. АС...

КОГДА КОНТРАЦЕПЦИЯ ПОКАЗАНА С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Хотите Вы иметь ребёнка или нет — решать Вам, также ка и то, нужны ли Вам противозачаточные средства. Однако необходимо прислушаться к мнению врачей, которые считают, что существуют ситуации, когда...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий органов государственной власти разных уровней обеспечиваются следующие виды санаторно-курортного лечения граждан. В соответствии с федеральными полномочиями за счет средств...

Щитовидная железа (щитовитка) симптомы заболевания, лечение,препараты, Народные методы леч…

Щитовидная железа (щитовитка) симптомы заболевания, лечение,препараты, Народные методы лечения

Щитовидная железа человека Анатомия и физиология Щитовидная железа состоит из двух долей (лат. lobus dexter и lobus sinister), соединённых узким перешейком (isthmus). Этот перешеек расположен на уровне второго-третьего кольца трахеи....

ФОРМИРОВАНИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

В конце 1990-х гг. были приняты федеральные законы, которые в определенной мере решали неотложные проблемы здравоохранения. В числе базовых законов действуют: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об...

ПРОГЕСТЕРОН: ГОРМОН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА БЕРЕМЕННОСТЬ И ОТЛОЖЕНИЕ ЖИРА

Цорис, пятидесятилетняя дама-адвокат, обратилась за консультацией, обеспокоенная тем, что за последние полтора-два года она поправилась более чем на пятьдесят фунтов (20 кг). Она не могла понять, что происходит, ведь она...

ЗАЩИТА ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ПО ОМС ГРАЖДАН

Чрезвычайно важно в системе ОМС знание прав граждан в системе медицинского страхования. Застрахованный гражданин имеет право: •   на бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации...

БОЛИ В СЕРДЦЕ

Боли в области сердца могут быть симптомами многих заболеваний детского возраста, как обусловленных патологией сердца, так и экстракардиальных. Несмотря на значительное число внесердечных причин, этот симптом нередко расценивается родителями ребенка...

Минералы, без которых мы не можем: Иногда добавки необходимы для хорошего здоровья

Минералы, без которых мы не можем: Иногда добавки необходимы для хорошего здоровья

Такие заболевания, как остеопороз, ослабленная иммунная система, повышенный или слабый пульс, дерматит может быть вызван отсутствием необходимых минералов. Источник минералов в природе земля в которой протекает вода, растения и животные,...

КУПАНИЕ МАЛЫША

КУПАНИЕ МАЛЫША

Вода для ребенка — Тайна. Но она мо-мЭжет стать незаменимым учебным пособием, игровым материалом и уникальным средством от скуки. Используя интерес малыша к воде, можно придумывать игры, которые не только...

ПЕРВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ с малышом

ПЕРВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ с малышом

Отдых всей семьей — прекрасная возможность для ребенка провести в компании обоих родителей целых две или три недели. Тем более что для любого карапуза расставание с самыми близкими для...

ОТДЕЛЯЕМОЕ ИЗ НОСА

Отделяемое из носа — характерный признак поражения верхних дыхательных путей респираторной вирусной инфекцией. Клинические признаки ОРВИ: Серозное отделяемое из носа, отек слизистой оболочки, затруднение носового дыхания — нередко в сочетании...

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

КРОВОТОЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ

▲ Основные типы кровоточивости. ▲ Некоторые заболевания с геморрагическим синдромом. ▲ Самые частые варианты анемий у детей. ▲ Дифференциальный диагноз анемий. ▲ Варианты гипогликемии у детей. ▲ Значение изменений крови в патологии. КРОВОТОЧИВОСТЬ Одним из проявлений...

wume.ru