В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют на обучение соответствующим приказом. Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдают справку. свидетельствующую о сроке его пребывания на учебе.

Повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов здравоохранения осуществляют с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и в индивидуальной форме обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются факультетом в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора в пределах объемов образовательных программ, установленных Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам, учитывающим имеющийся по всем разделам специальности уровень знаний, умений, практических навыков и результаты вступительных испытаний. Вступительные испытания обязательны. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание, процедуру и форму вступительных испытаний.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 10 лет и более, обучение проводят по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок повышения квалификации в любой форме обучения составляет 100-500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности 5-10 лет, обучение проводят по образовательным программам профессиональной переподготовки. Нормативный срок профессиональной переподготовки в любой форме обучения составляет свыше 500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональную подготовку организуют в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями,

Государственные образовательные учреждения повышения квалификации и прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, документы государственного образца:

•   удостоверение о повышении квалификации — специалистам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в тематических и проблемных семинарах по программе в объеме 72-100 ч;

•   свидетельство о повышении квалификации — специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 ч;

•   диплом о профессиональной переподготовке - специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 500 ч;

•   диплом о присвоении квалификации — специалистам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 1000 ч (в редакции Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 213).

Бланки документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов печатают централизованно по заказу Государственного комитета РФ по высшему образованию в Гознаке. Их составляют так, чтобы вносимые в них записи могли выполняться каллиграфическим почерком, черной тушью. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляют в кадровые службы по месту их основной работы.

В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Минздрава России, существует форма итогового контроля знаний — квалификационный экзамен, который предложено сохранить до введения иных форм. Наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца выдают сертификат специалиста в качестве документа, подтверждающего право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.

Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать занимать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки обучением по дополнительным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Наряду с этим медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Повышение квалификации работники проводят в течение всей трудовой деятельности. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется необходимостью не реже 1 раза в 5 лет.

Цель повышения квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В пределах каждого уровня профессионального образования основная задача — непрерывное повышение квалификации специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения, государственных научных учреждений и организаций проводят не реже 1 раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях и в ведущих российских и иностранных научных организациях.

Виды обучения при повышении квалификации:

•   краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводят по месту основной работы специалиста: заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

•   тематические и проблемные семинары (72-100 ч) по научно-техническим. технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации или учреждения;

•   длительное (более 100 ч) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета. экзамена, защитой реферата или итоговой работы.

Профессиональную переподготовку осуществляют для расширения квалификации специалистов, их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведению новой профессиональной деятельности с учетом международных требований и стандартов. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

В результате профессиональной переподготовки специалисту присваивают дополнительную квалификацию на базе полученной специальности.

Профессиональная переподготовка специалистов - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования. Ее осуществляют образовательные учреждения повышения квалификации и подразделения образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности основана на установленных квалификационных требона-

ниях к конкретным профессиям или должностям. Для получения дополнительной квалификации ее проводят по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности — более 500 ч аудиторных занятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1000 ч трудоемкости.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.). Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности.

Если врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, его назначают на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период в установленном порядке профессиональной переподготовки для получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата соответствующей специальности.

В соответствии с требованиями законодательства медицинские и фармацевтические работники имеют право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ. при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и при их увольнении в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организации.

Стажировку проводят для формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов.

Стажировку специалистов проводят как в Российской Федерации, так и за рубежом в ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение. исходя из ее целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер й предусматривает:

•   самостоятельную теоретическую подготовку;

•   приобретение профессиональных и организаторских навыков;

•   изучение организации и технологии работ:

•   непосредственное участие в планировании работы организации;

•   работу с технической, нормативной и другой документацией:

• выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера):

•   участие в совещаниях, деловых встречах и др.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К этому времени большинство детей разворачиваются головкой вниз. Если головка уже установилась в правильном положении, она начинает опускаться ко входу в малый таз: плод готовится к рождению....

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите быть сон лучшей ночи? Существует решение Проблема со сном, как известно, люди всех возрастов, от подростков до пожилых людей. Многие люди борются с не высыпанием, плохой сон. Хорошая гигиена...

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕННЫХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, пораженных при чрезвычайных ситуациях, - система мероприятий, направленных на эффективное использование органов управления, сил и средств здравоохранения...

КОГДА КОНТРАЦЕПЦИЯ ПОКАЗАНА С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Хотите Вы иметь ребёнка или нет — решать Вам, также ка и то, нужны ли Вам противозачаточные средства. Однако необходимо прислушаться к мнению врачей, которые считают, что существуют ситуации, когда...

БАРЬЕРНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

БАРЬЕРНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

Барьерные методы подразумевают создание препятствия на пути сперматозоида к яйцеклетке. Барьерные методы контрацепции предохраняют не только От наступления беременности, но и от заболеваний, Передающихся половым путём. Венерические заболевания. Частота этих...

ГЕРОИЧЕСКИЕ ЖЕНЫ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОМ ЭПОСЕ

С. Л.Левелева Целью данной статьи является выяснение того, какие эстетические и этические критерии используются в "Махабхарате" при создании образа эпической героини, занимающей важное место среди персонажей эпоса. Эпический мир -...

Законодательное обеспечение сферы охраны здоровья. Медицинское право

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДО НАЧАЛА XX в. Правовое регулирование взаимоотношений в обществе во все времена не могло не коснуться медицинской деятельности. Первыми элементами правового...

Как не поддаваться желанию съесть что-нибудь сладенькое

Как не поддаваться желанию съесть что-нибудь сладенькое

Мы предлагаем несколько способов, чтобы снизить потребление сахара и не чувствовать необходимости сладостей. Читайте этикетки   Половина сахара, потребляемого происходит от вкусных блюд, таких как соусы, заправки для салатов,...

Последипломное медицинское образование

Система образования в Российской Федерации — совокупность трех взаимодействующих компонентов: •   преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; •   сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от...

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Во время первого визита вам измерят рост, вес и артериальное давление. Данные первого осмотра — отправная точка, по которой будут оцениваться Изменения в состоянии вашего здоровья в период беременности,...

Экспресс-курс очищения организма

Экспресс-курс - что и почему В самом начале книги мы говорили о том, что «универсальный алгоритм» очистки организма - «раз, два, три» (кишечник, печень, жидкости тела) - является необходимым и...

УПРАВЛЕНИЕ КМП

Это не просто оценка конечного результата, а создание специальной технологии, обеспечивающей достижение запланированных результатов. Отклонение от технологических условий (или то, что называют дефектами оказания медицинской помощи) зависит не только от...

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РФ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Программно-целевое управление системой российского здравоохранения выражается в разработке государственных программ и выделении средств на их реализацию. Программой, направленной на обеспечение доступности и КМП, является ПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской...

МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Информационные медицинские системы - разновидность ИС. Медицина и здравоохранение - очень важная и сложная специфичная предметная область. МИС - совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских...

Система Здравого Смысла

Название системы отражает её основополагающий принцип - опору на ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ! Другими словами, каждое предпринятое вами в рамках системы действие должно иметь ясный и понятный вам смысл. А выполняться это...

wume.ru