ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Государственный аудит - система независимого внешнего публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными), один из современных институтов социального контроля, который возникает в условиях распространения идей гуманизма и свободы как институциональный отклик на изменение представлений людей об иерархии взаимоотношений государства, общества и человека (по определению СВ. Степашина, 2008).

Государственный аудит и контроль — необходимые и взаимодополняющие элементы любой современной системы управления общественными ресурсами. При этом под понятием «государственный аудит» понимается все, что относится к системе внешнего, независимого публичного контроля деятельности органов государства, а понятие «государственный контроль» используется для институтов и процедур, связанных с осуществлением внутреннего самоконтроля государства (прежде всего органов исполнительной власти).

Государственный аудит осуществляют специализированные государственные органы, на которые возложена внешняя проверка деятельности национальных правительств по управлению общественными финансами и другими публичными ресурсами (государственная собственность, природные, интеллектуальные ресурсы и пр.).

В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ одна из основных задач Счетной палаты — определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Согласно стандарту финансового контроля 104 Счетной палаты РФ «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», аудит эффективности — тип финансового контроля, осуществляемого проведением контрольного мероприятия, цели которого - определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных на них функций.

Предмет аудита эффективности — использование государственных средств, состав которых определен в стандарте финансового контроля, устанавливающем общие правила проведения контрольного мероприятия.

При проведении аудита эффективности в пределах полномочий Счетной палаты РФ проверяют и анализируют:

•   организацию и использование государственных средств;

•   результаты использования государственных средств;

•   деятельность проверяемых организаций и учреждений в использовании государственных средств.

Проверяемые объекты при проведении аудита эффективности — организации и учреждения, на которые распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, установленные статьей 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

По результатам проверки и анализа деятельности этих объектов определяют эффективность использования ими государственных средств.

Эффективность использования государственных средств — соотношение между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств. Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

При конкретном аудите эффективности устанавливают, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы государственные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных задач, выполнение возложенных функций, или определяют отдельные из указанных сторон эффективности использования государственных средств.

Социально-экономический эффект использования государственных средств определяют на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные средства.

Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования государственных средств или деятельности проверяемых объектов оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, т.е. тех, в чьих интересах были использованы государственные средства.

При определении социально-экономического эффекта выявляют и анализируют факторы, которые оказали на него влияние, но не были связаны с использованием государственных средств или деятельностью проверяемых объектов, и оценивают степень их воздействия на данный социально-экономический эффект.

Для осуществления конкретного аудита эффективности выбирают, как правило, несколько целей, которые определяют содержание предмета, сформулированного в его наименовании. Формулировки этих целей указывают, на какие основные вопросы в оценке эффективности использования государственных средств в рамках предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов он поможет найти ответ.

Критерии оценки эффективности — качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных средств и (или) деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты свидетельствуют об эффективном использовании государственных средств.

Критерии оценки эффективности выбирают для каждой установленной цели аудита эффективности. Они соответствуют целям аудита и служат основой для заключения и выводов об эффективности (экономичности, продуктивности,

результативности) использования государственных средств на основании сравнения фактических данных о результатах использования государственных средств, полученных при проверке и анализе, с установленными критериями.

Аудит эффективности проводят с использованием различных методов получения и анализа информации, которые обеспечивают возможность получения исчерпывающих доказательств для обобщенного заключения и выводов.

Источники первичной информации — фактические данные, полученные путем обследования — метода сбора данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к предмету или деятельности объектов аудита эффективности.

При решении вопроса о проведении обследования учитывают:

•   насколько данные, полученные в результате обследования, могут быть использованы для выводов по рассматриваемой проблеме;

•   информацию о проблеме в других организациях, занимающихся сбором данных и имеющих результаты проведенных обследований, которые касаются предмета аудита эффективности;

•   возможность осуществления такой выборки респондентов, которая позволит сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;

•   ресурсы, необходимые для проведения обследования.

 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...


 

 



wume.ru