Программа ОНЛС (ДЛО) реализуется с 2005 г. в рамках Федеральных законов от 17 июня 1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи» и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (или закона о монетизации льгот).

Суть изменений, внесенных законом № 122-ФЗ, в социальную поддержку граждан такова.

•   Полномочия государственной социальной помощи разделены между федеральным и региональным уровнями власти. Она может быть оказана в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) или пособий и в виде субсидий по оплате определенного набора социальных услуг (НСУ) и необходимых товаров. Федеральный бюджет взял на себя существенную нагрузку в оплате НСУ. К категориям населения, имеющим право на НСУ за счет федерального бюджета, отнесены:

♦  инвалиды войны;

♦  участники Великой Отечественной войны (ВОВ), ветераны боевых действий;

♦  военнослужащие, проходящие службу в воинских частях;

♦  граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

♦  граждане, работавшие в период ВОВ на объектах военного значения: О члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ;

♦  инвалиды, дети-инвалиды.

•   Установлен НСУ для этих категорий граждан — дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (ИМН) и специализированными продуктами лечебного питания, предоставление прав на санаторно-курортное лечение (по направлению врача) и бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте к месту лечения. Программа обеспечения населения ЛС, ИМН и продуктами лечебного питания получила название программы дополнительного лекарственного обеспечения населения.

•   За счет средств субъектов РФ НСУ получали другие категории населения, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Перечень категорий населения, состав НСУ и Перечень ЛС регулировались регионами согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

•   Гражданам, имеющим право на получение НСУ за счет средств федерального бюджета, предоставлено право отказаться от него в пользу ЕДВ.

•   Установлена номинальная сумма оплаты НСУ на одного гражданина за счет средств федерального бюджета, которая подлежала ежегодной индексации. В 2005 г. эта сумма (на оплату ЛС и санаторно-курортного лечения) составляла 400 рублей в месяц, в 2009 г. — 641 рубль.

Принятие этого закона позволило зафиксировать и формализовать обязательства государства в обеспечении социальной помощи гражданам, расширить права отдельных категорий на обеспечение льготами. Например, объем средств на НСУ в части дополнительного лекарственного обеспечения (из всех источников финансирования) по сравнению с 2004 г. в 2005 г. увеличился в 2,5 раза, в 2008 г. - в 6,3 раза. Существенно расширена и номенклатура лекарственных средств; ряд из них гарантирован гражданам.

В 2008 г. программа ДЛО трансформирована в программу ОНЛС и полномочия в обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имею-

щих право на НСУ за счет средств федерального бюджета, переданы субъектам РФ С соответствующими субвенциями (Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 722 «О предоставлении в 2008 г. иных межбюджетных трансфертов. предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»).

В 2008 г. численность граждан, имеющих право на федеральные льготы на НСУ. составила около 9 млн человек, из них 6 млн использовали НСУ на лекарственное обеспечение (выступление министра здравоохранения и социального развития на совещании по вопросам социального обеспечения россиян. 26 февраля 2009 г.).

В 2008 г. из программы ОНЛС выделена подпрограмма «1 нозологии». Согласно ей, лекарствами обеспечивали около 50 тыс. граждан, страдающих заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, среди них: больные гемофилией, муковнсцидозом. гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом. рассеянным склерозом и больные после трансплантации органов и тканей.

При формировании Федерального закона № 122 и в реализации программы ДЛО (ОНЛС) допущены серьезные недостатки.

•   Предусмотренное в законе право выбора граждан ЕДВ или НСУ привело к тому, что часть граждан отказалась от натуральной льготы в пользу ЕДВ. Тем самым эти граждане могли и не потратить полученные средства на ЛС. т.е. на улучшение своего здоровья. Более того, в программе ДЛО остались граждане преимущественно с высоким риском потребления дорогостоящих лекарственных средств, что привело к недостатку средств в этой программе (так как объем средств на нее предусмотрен из расчета стоимости ежемесячной выплаты на одного человека, оставшегося в программе). Недостаток средств на программу был особенно ощутим в середине 2006 г., когда они закончились; это было связано и с отсутствием жесткого регулирования цен на закупаемые ЛС. и с нерациональной выпиской ЛС врачами.

•   Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет солидарных (общественных) средств необходимо было организовать для всех, а не только для отдельных категорий населения: например, предусмотреть дополнительные взносы в систему ОМС на программу лекарственного страхования, при этом установить доплату населением расходов на лекарственные средства в момент их приобретения, а льготные категории освободить от нее, т.е. установить полностью бесплатное приобретение ЛС. Так организовано лекарственное обеспечение в странах с развитой рыночной экономикой. Только при обеспечении всех категорий населения (особенно граждан в трудоспособном возрасте и детей) необходимыми ЛС в амбулаторных условиях можно достичь цели по программе ДЛО - снижения заболеваемости и числа госпитализаций.

•   Категории населения, получающие льготы за счет средств региональных бюджетов, оказались в зависимости от бюджетной обеспеченное™ субъектов РФ. и возникло неравенство жителей разных субъектов по доступности государственной социальной помощи. Например, по данным Счетной палаты (2005), в отдельных регионах отмечены существенные различия (до 5 раз) в объеме денежных выплат труженикам тыла и размеров сохраненных им натуральных льгот: оплата лекарственных средств, транспорта, жилищно-коммунальных услуг.

•   Недостаточно были продуманы механизмы реализации программы. Перечень ЛС, по которому субсидировали их гражданам, сформирован без должного обсуждения и прозрачности процедуры отбора лекарственных средств. Это привело к тому, что в него попадали ЛС с недоказанной эффективностью и второстепенные ЛС. В соответствии с классификацией ВОЗ ЛС подразделяют

на жизненно важные и второстепенные. Жизненно важные препараты -лекарственные средства, необходимые для спасения жизни (например, тром-болитики в кардиологических учреждениях), постоянно требующиеся для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикоиды) и те. после прекращения приема которых развивается синдром отмены. Второстепенные препараты -лекарственные средства для лечения нетяжелых заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие лекарства с симптоматическими показаниями. Затраты на эти ЛС в денежном выражении составили 23% общих расходов на программу в 2006 г.. т.е. 23% средств на программу потрачены неэффективно.

•   Не были разработаны показатели эффективности программы и механизмы снижения издержек на всех этапах ее реализации. Например, предельные торговые надбавки к заявленной цене производителей ЛС (приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 г. № 660-Пр/04) варьировали от 20 до 103% и методически не обоснованы. Предельные отпускные цены на ЛС установлены только в 2006 г. (приказ Росздравнадзора от 2 октября 2006 г. № 2240-Пр/06) и не основаны на анализе минимальных цен в РФ и за рубежом. Это привело к тому, что у поставщиков Л С возник стимул к поставке наиболее дорогостоящих препаратов, и в целом обусловило неэффективное расходование средств по программе ДЛО.

•   Не был сформирован прогноз потребности в лекарственных средствах в регионах, что привело к пересортице и недостатку ЛС в одних регионах и к излишкам в других. Такая ситуация сохраняется: в 2009 г. в ряде субъектов РФ (Ингушетии. Санкт-Петербурге. Рязани) средняя стоимость рецепта по программе ОНЛС соответственно остается в 5, 2.4 и в 2 раза выше, чем средняя цена рецепта по РФ (566 рублей).

•   Не был разработан информационный стандарт рациональной выписки лекарственных средств врачом, что привело к излишним и необоснованным назначениям. Например, в 2006 г. по факту выписки в программе ДЛО среди 15 наиболее затратных Л С оказалось 4 препарата из группы второстепенных лекарственных средств, на которые ушло около 6% бюджета ДЛО, или 3.5 млрд рублей. Доля препаратов отечественных производителей в денежном выражении в программе ДЛО составила только около 10% общих расходов, а дженериковых - 5%. Вместе с тем использование отечественных и дженериковых препаратов - мощный инструмент сдерживания расходов на ЛС по государственным программам.

•   Не предусмотрены механизмы снижения дополнительной нагрузки на врачи, связанной с ведением дел по ДЛО, что привело к недовольству врачей и снижению качества обслуживания пациентов. Компьютеризация рабочих мест врачей и обеспечение МИС для выписки ЛС не смогли полностью решить эту проблему, так как не все рабочие места врачей оснащены компьютерами и МИС не всегда удобны в эксплуатации.

•   Распределение общественных средств на обеспечение населения ЛС нельзя назвать справедливым. Программа «7 нозологии», обеспечивающая около 50 тыс. человек необходимыми ЛС за 43 млрд рублей, безусловно, важна. При этом остаются вопросы: почему выбраны именно эти заболевания и почему государством не субсидируются ЛС для работающего населения. например мужчин, страдающих гипертонической болезнью? Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста от БСК - фактор, существенно снижающий ВВП страны и доходы в бюджет, из которого и формируют общественные средства на здравоохранение, в том числе на программу ОНЛС.

Большинство недостатков в организации программы ДЛО (ОНЛС) сохранились по сей лень.

 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...


 

 



wume.ru