Программа ОНЛС (ДЛО) реализуется с 2005 г. в рамках Федеральных законов от 17 июня 1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи» и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (или закона о монетизации льгот).

Суть изменений, внесенных законом № 122-ФЗ, в социальную поддержку граждан такова.

•   Полномочия государственной социальной помощи разделены между федеральным и региональным уровнями власти. Она может быть оказана в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) или пособий и в виде субсидий по оплате определенного набора социальных услуг (НСУ) и необходимых товаров. Федеральный бюджет взял на себя существенную нагрузку в оплате НСУ. К категориям населения, имеющим право на НСУ за счет федерального бюджета, отнесены:

♦  инвалиды войны;

♦  участники Великой Отечественной войны (ВОВ), ветераны боевых действий;

♦  военнослужащие, проходящие службу в воинских частях;

♦  граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

♦  граждане, работавшие в период ВОВ на объектах военного значения: О члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ;

♦  инвалиды, дети-инвалиды.

•   Установлен НСУ для этих категорий граждан — дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (ИМН) и специализированными продуктами лечебного питания, предоставление прав на санаторно-курортное лечение (по направлению врача) и бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте к месту лечения. Программа обеспечения населения ЛС, ИМН и продуктами лечебного питания получила название программы дополнительного лекарственного обеспечения населения.

•   За счет средств субъектов РФ НСУ получали другие категории населения, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Перечень категорий населения, состав НСУ и Перечень ЛС регулировались регионами согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

•   Гражданам, имеющим право на получение НСУ за счет средств федерального бюджета, предоставлено право отказаться от него в пользу ЕДВ.

•   Установлена номинальная сумма оплаты НСУ на одного гражданина за счет средств федерального бюджета, которая подлежала ежегодной индексации. В 2005 г. эта сумма (на оплату ЛС и санаторно-курортного лечения) составляла 400 рублей в месяц, в 2009 г. — 641 рубль.

Принятие этого закона позволило зафиксировать и формализовать обязательства государства в обеспечении социальной помощи гражданам, расширить права отдельных категорий на обеспечение льготами. Например, объем средств на НСУ в части дополнительного лекарственного обеспечения (из всех источников финансирования) по сравнению с 2004 г. в 2005 г. увеличился в 2,5 раза, в 2008 г. - в 6,3 раза. Существенно расширена и номенклатура лекарственных средств; ряд из них гарантирован гражданам.

В 2008 г. программа ДЛО трансформирована в программу ОНЛС и полномочия в обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имею-

щих право на НСУ за счет средств федерального бюджета, переданы субъектам РФ С соответствующими субвенциями (Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 722 «О предоставлении в 2008 г. иных межбюджетных трансфертов. предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»).

В 2008 г. численность граждан, имеющих право на федеральные льготы на НСУ. составила около 9 млн человек, из них 6 млн использовали НСУ на лекарственное обеспечение (выступление министра здравоохранения и социального развития на совещании по вопросам социального обеспечения россиян. 26 февраля 2009 г.).

В 2008 г. из программы ОНЛС выделена подпрограмма «1 нозологии». Согласно ей, лекарствами обеспечивали около 50 тыс. граждан, страдающих заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, среди них: больные гемофилией, муковнсцидозом. гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом. рассеянным склерозом и больные после трансплантации органов и тканей.

При формировании Федерального закона № 122 и в реализации программы ДЛО (ОНЛС) допущены серьезные недостатки.

•   Предусмотренное в законе право выбора граждан ЕДВ или НСУ привело к тому, что часть граждан отказалась от натуральной льготы в пользу ЕДВ. Тем самым эти граждане могли и не потратить полученные средства на ЛС. т.е. на улучшение своего здоровья. Более того, в программе ДЛО остались граждане преимущественно с высоким риском потребления дорогостоящих лекарственных средств, что привело к недостатку средств в этой программе (так как объем средств на нее предусмотрен из расчета стоимости ежемесячной выплаты на одного человека, оставшегося в программе). Недостаток средств на программу был особенно ощутим в середине 2006 г., когда они закончились; это было связано и с отсутствием жесткого регулирования цен на закупаемые ЛС. и с нерациональной выпиской ЛС врачами.

•   Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет солидарных (общественных) средств необходимо было организовать для всех, а не только для отдельных категорий населения: например, предусмотреть дополнительные взносы в систему ОМС на программу лекарственного страхования, при этом установить доплату населением расходов на лекарственные средства в момент их приобретения, а льготные категории освободить от нее, т.е. установить полностью бесплатное приобретение ЛС. Так организовано лекарственное обеспечение в странах с развитой рыночной экономикой. Только при обеспечении всех категорий населения (особенно граждан в трудоспособном возрасте и детей) необходимыми ЛС в амбулаторных условиях можно достичь цели по программе ДЛО - снижения заболеваемости и числа госпитализаций.

•   Категории населения, получающие льготы за счет средств региональных бюджетов, оказались в зависимости от бюджетной обеспеченное™ субъектов РФ. и возникло неравенство жителей разных субъектов по доступности государственной социальной помощи. Например, по данным Счетной палаты (2005), в отдельных регионах отмечены существенные различия (до 5 раз) в объеме денежных выплат труженикам тыла и размеров сохраненных им натуральных льгот: оплата лекарственных средств, транспорта, жилищно-коммунальных услуг.

•   Недостаточно были продуманы механизмы реализации программы. Перечень ЛС, по которому субсидировали их гражданам, сформирован без должного обсуждения и прозрачности процедуры отбора лекарственных средств. Это привело к тому, что в него попадали ЛС с недоказанной эффективностью и второстепенные ЛС. В соответствии с классификацией ВОЗ ЛС подразделяют

на жизненно важные и второстепенные. Жизненно важные препараты -лекарственные средства, необходимые для спасения жизни (например, тром-болитики в кардиологических учреждениях), постоянно требующиеся для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикоиды) и те. после прекращения приема которых развивается синдром отмены. Второстепенные препараты -лекарственные средства для лечения нетяжелых заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие лекарства с симптоматическими показаниями. Затраты на эти ЛС в денежном выражении составили 23% общих расходов на программу в 2006 г.. т.е. 23% средств на программу потрачены неэффективно.

•   Не были разработаны показатели эффективности программы и механизмы снижения издержек на всех этапах ее реализации. Например, предельные торговые надбавки к заявленной цене производителей ЛС (приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 г. № 660-Пр/04) варьировали от 20 до 103% и методически не обоснованы. Предельные отпускные цены на ЛС установлены только в 2006 г. (приказ Росздравнадзора от 2 октября 2006 г. № 2240-Пр/06) и не основаны на анализе минимальных цен в РФ и за рубежом. Это привело к тому, что у поставщиков Л С возник стимул к поставке наиболее дорогостоящих препаратов, и в целом обусловило неэффективное расходование средств по программе ДЛО.

•   Не был сформирован прогноз потребности в лекарственных средствах в регионах, что привело к пересортице и недостатку ЛС в одних регионах и к излишкам в других. Такая ситуация сохраняется: в 2009 г. в ряде субъектов РФ (Ингушетии. Санкт-Петербурге. Рязани) средняя стоимость рецепта по программе ОНЛС соответственно остается в 5, 2.4 и в 2 раза выше, чем средняя цена рецепта по РФ (566 рублей).

•   Не был разработан информационный стандарт рациональной выписки лекарственных средств врачом, что привело к излишним и необоснованным назначениям. Например, в 2006 г. по факту выписки в программе ДЛО среди 15 наиболее затратных Л С оказалось 4 препарата из группы второстепенных лекарственных средств, на которые ушло около 6% бюджета ДЛО, или 3.5 млрд рублей. Доля препаратов отечественных производителей в денежном выражении в программе ДЛО составила только около 10% общих расходов, а дженериковых - 5%. Вместе с тем использование отечественных и дженериковых препаратов - мощный инструмент сдерживания расходов на ЛС по государственным программам.

•   Не предусмотрены механизмы снижения дополнительной нагрузки на врачи, связанной с ведением дел по ДЛО, что привело к недовольству врачей и снижению качества обслуживания пациентов. Компьютеризация рабочих мест врачей и обеспечение МИС для выписки ЛС не смогли полностью решить эту проблему, так как не все рабочие места врачей оснащены компьютерами и МИС не всегда удобны в эксплуатации.

•   Распределение общественных средств на обеспечение населения ЛС нельзя назвать справедливым. Программа «7 нозологии», обеспечивающая около 50 тыс. человек необходимыми ЛС за 43 млрд рублей, безусловно, важна. При этом остаются вопросы: почему выбраны именно эти заболевания и почему государством не субсидируются ЛС для работающего населения. например мужчин, страдающих гипертонической болезнью? Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста от БСК - фактор, существенно снижающий ВВП страны и доходы в бюджет, из которого и формируют общественные средства на здравоохранение, в том числе на программу ОНЛС.

Большинство недостатков в организации программы ДЛО (ОНЛС) сохранились по сей лень.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения по основным причинам: •   механическое движение (миграция); •   естественное движение. Механическое движение населения, миграция (от лат. migro — перехожу, переселяюсь) - территориальные...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Основные факторы, влияющие на здоровье населения: образ жизни, экологическая и социально-экономическая обстановка, биологические факторы (наследственность), политика государства в области охраны здоровья населения (рис. 2.26). Определить долю влияния каждого из этих...

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ

Динамика детской инвалидности в стране характеризуется разнонаправленными тенденциями, при этом можно выделить 3 периода. Первый период — медленный рост распространенности детской инвалидности с 16,6 случая на 10 тыс. детского населения...

Капуста, черника и морковь может быть защитой от солнца?

Капуста, черника и морковь может быть защитой от солнца?

Капуста, черника и морковь может быть защитой от солнца? Хотя солнцезащитные кремы неизбежны на пляже, большое влияние с точки зрения защиты кожи от солнца может играть и пища, которую вы...

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Подготовка кадров для системы паллиативной медицинской помощи, как и повышение квалификации всех медицинских работников по вопросам паллиативной медицины, имеет огромное значение. До сих пор существует мнение, что паллиативную помощь можно...

Когда вызывать «скорую»?

Когда вызывать «скорую»?

Надо сразу сказать, что среди врачей, с уважением относящихся к себе и своему врачебному долгу, похмельный синдром имеет репутацию весьма коварного состояния, способного как маскировать массу тяжелейших и опасных для...

Очищение печени

Большинство людей до конца не понимают значимости печени для нашего организма. А значение это трудно переоценить. Печень обеспечивает обезвреживание большинства ядов, шлаков и чуждых организму веществ, пытающихся «прорваться» в кровяное...

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

У детей раннего возраста при различных заболеваниях нервной системы ведущим синдромом часто является задержка психомоторного развития. Ранняя диагностика этого состояния и, следовательно, своевременное назначение лечения — основа профилактики последующих тяжелых...

УПРАВЛЕНИЕ КМП

Это не просто оценка конечного результата, а создание специальной технологии, обеспечивающей достижение запланированных результатов. Отклонение от технологических условий (или то, что называют дефектами оказания медицинской помощи) зависит не только от...

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К концу четвертого месяца плод полностью зависит от уже сформированной плаценты. Плацента не только передает плоду продукты питания и кислород от матери, но и выводит вредные вещества...

КОРТИЗОЛ И СТРЕСС: ЧТО ВЫЗЫВАЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА В ОРГАНИЗМЕ ЖЕНЩИНЫ СТАРШЕ 30 ЛЕТ

КОРТИЗОЛ И СТРЕСС: ЧТО ВЫЗЫВАЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА В ОРГАНИЗМЕ ЖЕНЩИНЫ СТАРШЕ 30 ЛЕТ

Отресс. Для многих из нас это слово ассоциируется с ужасными картинами спровоцированных им заболеваний: рак, инфаркт, высокое давление, бесплодие, аллергия; список можно продолжать до бесконечности. Но все мы постоянно переживаем...

НАТУРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

В основе натуральных методов планирования семьи лежит наблюдение за физиологическими признаками фертильности (возможности оплодотворения) и пефертильности (когда оплодотворение маловероятно) на протяжении разных фаз менструального цикла. При использовании этих методов для...

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Головная боль у детей — это весьма распространенный, но трудный для оценки симптом. Она чаще наблюдается в пубертатном периоде. Новорожденные и дети грудного и школьного возраста не могут локализовать болевой...

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Доходы бюджета ФОМС — страховые взносы на ОМС; недоимки по взносам, налоговым платежам; пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств;...

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите иметь сон лучшей ночи Существует решение

Хотите быть сон лучшей ночи? Существует решение Проблема со сном, как известно, люди всех возрастов, от подростков до пожилых людей. Многие люди борются с не высыпанием, плохой сон. Хорошая гигиена...

НЕКОТОРЫЕ ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

▲ Причины задержки роста. ▲ Диагностика низкорослости. ▲ Диагностика, клинические проявления и неотложная помощь при острой надпочечниковой недостаточности. ▲ Влияние хронической недостаточности надпочечников на развитие ребенка. ЗАДЕРЖКА РОСТА Процесс...

wume.ru