Программа ОНЛС (ДЛО) реализуется с 2005 г. в рамках Федеральных законов от 17 июня 1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи» и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (или закона о монетизации льгот).

Суть изменений, внесенных законом № 122-ФЗ, в социальную поддержку граждан такова.

•   Полномочия государственной социальной помощи разделены между федеральным и региональным уровнями власти. Она может быть оказана в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) или пособий и в виде субсидий по оплате определенного набора социальных услуг (НСУ) и необходимых товаров. Федеральный бюджет взял на себя существенную нагрузку в оплате НСУ. К категориям населения, имеющим право на НСУ за счет федерального бюджета, отнесены:

♦  инвалиды войны;

♦  участники Великой Отечественной войны (ВОВ), ветераны боевых действий;

♦  военнослужащие, проходящие службу в воинских частях;

♦  граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

♦  граждане, работавшие в период ВОВ на объектах военного значения: О члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ;

♦  инвалиды, дети-инвалиды.

•   Установлен НСУ для этих категорий граждан — дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (ИМН) и специализированными продуктами лечебного питания, предоставление прав на санаторно-курортное лечение (по направлению врача) и бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте к месту лечения. Программа обеспечения населения ЛС, ИМН и продуктами лечебного питания получила название программы дополнительного лекарственного обеспечения населения.

•   За счет средств субъектов РФ НСУ получали другие категории населения, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Перечень категорий населения, состав НСУ и Перечень ЛС регулировались регионами согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

•   Гражданам, имеющим право на получение НСУ за счет средств федерального бюджета, предоставлено право отказаться от него в пользу ЕДВ.

•   Установлена номинальная сумма оплаты НСУ на одного гражданина за счет средств федерального бюджета, которая подлежала ежегодной индексации. В 2005 г. эта сумма (на оплату ЛС и санаторно-курортного лечения) составляла 400 рублей в месяц, в 2009 г. — 641 рубль.

Принятие этого закона позволило зафиксировать и формализовать обязательства государства в обеспечении социальной помощи гражданам, расширить права отдельных категорий на обеспечение льготами. Например, объем средств на НСУ в части дополнительного лекарственного обеспечения (из всех источников финансирования) по сравнению с 2004 г. в 2005 г. увеличился в 2,5 раза, в 2008 г. - в 6,3 раза. Существенно расширена и номенклатура лекарственных средств; ряд из них гарантирован гражданам.

В 2008 г. программа ДЛО трансформирована в программу ОНЛС и полномочия в обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имею-

щих право на НСУ за счет средств федерального бюджета, переданы субъектам РФ С соответствующими субвенциями (Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 722 «О предоставлении в 2008 г. иных межбюджетных трансфертов. предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»).

В 2008 г. численность граждан, имеющих право на федеральные льготы на НСУ. составила около 9 млн человек, из них 6 млн использовали НСУ на лекарственное обеспечение (выступление министра здравоохранения и социального развития на совещании по вопросам социального обеспечения россиян. 26 февраля 2009 г.).

В 2008 г. из программы ОНЛС выделена подпрограмма «1 нозологии». Согласно ей, лекарствами обеспечивали около 50 тыс. граждан, страдающих заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, среди них: больные гемофилией, муковнсцидозом. гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом. рассеянным склерозом и больные после трансплантации органов и тканей.

При формировании Федерального закона № 122 и в реализации программы ДЛО (ОНЛС) допущены серьезные недостатки.

•   Предусмотренное в законе право выбора граждан ЕДВ или НСУ привело к тому, что часть граждан отказалась от натуральной льготы в пользу ЕДВ. Тем самым эти граждане могли и не потратить полученные средства на ЛС. т.е. на улучшение своего здоровья. Более того, в программе ДЛО остались граждане преимущественно с высоким риском потребления дорогостоящих лекарственных средств, что привело к недостатку средств в этой программе (так как объем средств на нее предусмотрен из расчета стоимости ежемесячной выплаты на одного человека, оставшегося в программе). Недостаток средств на программу был особенно ощутим в середине 2006 г., когда они закончились; это было связано и с отсутствием жесткого регулирования цен на закупаемые ЛС. и с нерациональной выпиской ЛС врачами.

•   Лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет солидарных (общественных) средств необходимо было организовать для всех, а не только для отдельных категорий населения: например, предусмотреть дополнительные взносы в систему ОМС на программу лекарственного страхования, при этом установить доплату населением расходов на лекарственные средства в момент их приобретения, а льготные категории освободить от нее, т.е. установить полностью бесплатное приобретение ЛС. Так организовано лекарственное обеспечение в странах с развитой рыночной экономикой. Только при обеспечении всех категорий населения (особенно граждан в трудоспособном возрасте и детей) необходимыми ЛС в амбулаторных условиях можно достичь цели по программе ДЛО - снижения заболеваемости и числа госпитализаций.

•   Категории населения, получающие льготы за счет средств региональных бюджетов, оказались в зависимости от бюджетной обеспеченное™ субъектов РФ. и возникло неравенство жителей разных субъектов по доступности государственной социальной помощи. Например, по данным Счетной палаты (2005), в отдельных регионах отмечены существенные различия (до 5 раз) в объеме денежных выплат труженикам тыла и размеров сохраненных им натуральных льгот: оплата лекарственных средств, транспорта, жилищно-коммунальных услуг.

•   Недостаточно были продуманы механизмы реализации программы. Перечень ЛС, по которому субсидировали их гражданам, сформирован без должного обсуждения и прозрачности процедуры отбора лекарственных средств. Это привело к тому, что в него попадали ЛС с недоказанной эффективностью и второстепенные ЛС. В соответствии с классификацией ВОЗ ЛС подразделяют

на жизненно важные и второстепенные. Жизненно важные препараты -лекарственные средства, необходимые для спасения жизни (например, тром-болитики в кардиологических учреждениях), постоянно требующиеся для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикоиды) и те. после прекращения приема которых развивается синдром отмены. Второстепенные препараты -лекарственные средства для лечения нетяжелых заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие лекарства с симптоматическими показаниями. Затраты на эти ЛС в денежном выражении составили 23% общих расходов на программу в 2006 г.. т.е. 23% средств на программу потрачены неэффективно.

•   Не были разработаны показатели эффективности программы и механизмы снижения издержек на всех этапах ее реализации. Например, предельные торговые надбавки к заявленной цене производителей ЛС (приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 г. № 660-Пр/04) варьировали от 20 до 103% и методически не обоснованы. Предельные отпускные цены на ЛС установлены только в 2006 г. (приказ Росздравнадзора от 2 октября 2006 г. № 2240-Пр/06) и не основаны на анализе минимальных цен в РФ и за рубежом. Это привело к тому, что у поставщиков Л С возник стимул к поставке наиболее дорогостоящих препаратов, и в целом обусловило неэффективное расходование средств по программе ДЛО.

•   Не был сформирован прогноз потребности в лекарственных средствах в регионах, что привело к пересортице и недостатку ЛС в одних регионах и к излишкам в других. Такая ситуация сохраняется: в 2009 г. в ряде субъектов РФ (Ингушетии. Санкт-Петербурге. Рязани) средняя стоимость рецепта по программе ОНЛС соответственно остается в 5, 2.4 и в 2 раза выше, чем средняя цена рецепта по РФ (566 рублей).

•   Не был разработан информационный стандарт рациональной выписки лекарственных средств врачом, что привело к излишним и необоснованным назначениям. Например, в 2006 г. по факту выписки в программе ДЛО среди 15 наиболее затратных Л С оказалось 4 препарата из группы второстепенных лекарственных средств, на которые ушло около 6% бюджета ДЛО, или 3.5 млрд рублей. Доля препаратов отечественных производителей в денежном выражении в программе ДЛО составила только около 10% общих расходов, а дженериковых - 5%. Вместе с тем использование отечественных и дженериковых препаратов - мощный инструмент сдерживания расходов на ЛС по государственным программам.

•   Не предусмотрены механизмы снижения дополнительной нагрузки на врачи, связанной с ведением дел по ДЛО, что привело к недовольству врачей и снижению качества обслуживания пациентов. Компьютеризация рабочих мест врачей и обеспечение МИС для выписки ЛС не смогли полностью решить эту проблему, так как не все рабочие места врачей оснащены компьютерами и МИС не всегда удобны в эксплуатации.

•   Распределение общественных средств на обеспечение населения ЛС нельзя назвать справедливым. Программа «7 нозологии», обеспечивающая около 50 тыс. человек необходимыми ЛС за 43 млрд рублей, безусловно, важна. При этом остаются вопросы: почему выбраны именно эти заболевания и почему государством не субсидируются ЛС для работающего населения. например мужчин, страдающих гипертонической болезнью? Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста от БСК - фактор, существенно снижающий ВВП страны и доходы в бюджет, из которого и формируют общественные средства на здравоохранение, в том числе на программу ОНЛС.

Большинство недостатков в организации программы ДЛО (ОНЛС) сохранились по сей лень.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ (ФТИЗИАТРИЧЕСКИЕ) САНАТОРИИ

Медицинский отбор и направление пациентов в туберкулезные (фтизиатрические) санатории, находящиеся в ведении субъекта РФ. федеральные туберкулезные (фтизиатрические) санаторно-курортные организации осуществляют для реабилитации больных туберкулезом, профилактики туберкулеза у лиц, относящихся к...

План-конспект профилактической противопаразитарной терапии медикаментозными средствами

План-конспект профилактической противопаразитарной терапии медикаментозными средствами

Примечание: представлен вариант для взрослого, относительно здорового человека, без хронических заболеваний печени и почек, не имеющего противопоказаний к перечисленным препаратам. ВНИМАНИЕ! Перечисленные в таблице рекомендованные препараты имеют противопоказания! Внимательно читайте...

ЖЕНЩИНА И ИСЛАМ

А. А.Суворова Овременный пакистанский поэт, описывая любовный треугольник, в котором кроме него самого участвовали две женщины: одна — сдержанная и недоступная, другая — весьма открсн венная в своих любовных притязаниях,...

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

У женского организма особое значение имеют гормоны, вырабатываемые в яичниках, они влияют на обмен веществ, а следовательно, на приобретение веса и его потерю. Прочитав мою книгу, вы выясните, как изменение...

ДИНАМИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ С 2004 ПО 2012 Г

ДИНАМИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ С 2004 ПО 2012 Г

Следует отметить, что существенные изменения в ЛО населения в амбулаторных условиях произошли в 2005 г., когда началась реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). На рис. 5.10 представлена динамика государственных закупок...

Место и значение удаления паразитов в общей системе сохранения и созидания здоровья

Автор - профессиональный врач с классическим медицинским образованием, последние полтора десятка лет все более склоняющийся к методам, альтернативным современной «классической» или «официальной» медицине. Прошедшие годы - это не время, это...

СВАДЬБА И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ПО-МАРАТХСКИ: ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

СВАДЬБА И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ПО-МАРАТХСКИ: ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

И. П.Глушкова  Свадьба - кульминационный момент в жизни маратха. А маратхская женщина, без преувеличения, готовится к нему всю жизнь — сначала к собственной свадьбе, а потом к свадьбе своих детей....

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К концу первых суток после оплодотворения начинается деление зиготы. Через 30 ч образуется две клетки, еще через 10 ч — четыре, к 6–7 суткам после оплодотворения число клеток...

Очищение кишечника

Очищение кишечника

Общие указания Название главы достаточно ясно определяет тему. Но тут ничего не поделаешь: любишь кушать - полюби и... до ветру ходить. А если этот процесс теряет младенческий напор и Задор,...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

В 2004-2006 гг. усилия органов законодательной и исполнительной власти направлены не только на формирование специального отраслевого законодательства об охране здоровья населения, а преимущественно на законодательное разделение полномочий уровней власти, формирование...

РАБЫНИ И ЦАРИЦЫ: ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ИНДИЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Е. Ю.Ванина Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редкими исключениями, о которых пойдет речь ниже, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на...

ПРАВДА И НЕПРАВДА О ГОРМОНАХ

Гормоны. Их окружает множество мифов. Эти мифы проникают в средства массовой информации. «Уровень эстрогена понижается при приеме премарипа. Эстроген вызывает рак, но он предотвращает заболевание сердца. Нет, не предотвращает. Эстроген...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЖЕНЩИНАМ, КОРМЯЩИМ ГРУДЬЮ

Ваше решение вскармливать ребенка грудью поможет вам избежать многих проблем. Вместе с тем, возможны трудности, но с ними можно справиться. Примерно на третий день, когда моло-зивное молоко сменяется зрелым, у...

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Материнское молоко по своей структуре максимально соответствует составу тканей ребенка. Молочные железы у кормящей женщины, как и плацента у беременной, являются мощнейшим защитным барьером, крайне редко пропускающим микробы, соли тяжелых...

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Самая неприятная часть посещения врача завершена. Осторожно спуститесь с кресла, спокойно одевайтесь и думайте, все ли вы сказали врачу. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться навязчивой или непонятливой. После осмотра...

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

В Концепции развития здравоохранения России до 2020 г. подчеркнута необходимость принятия действенных мер для развития службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании ПМСП детям и подросткам. Это...

wume.ru