УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических, противоэпидемических, научных. Они направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, предупреждение и лечение заболеваний.

Государственную политику охраны здоровья населения определяет Государственная дума (ГД) РФ, которая принимает законы об охране здоровья, закон о бюджете, включая расходы на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

Правительство РФ осуществляет государственную политику охраны здоровья, разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы развития здравоохранения, координирует деятельность органов и организаций в вопросах здравоохранения независимо от формы собственности.

Основа российского здравоохранения — принципы, разработанные Н.А. Семашко в 1918 г., развитые и дополненные в дальнейшем, — бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактика заболеваний, санитарная грамотность населения, государственный характер здравоохранения, единство медицинской науки и практики. Трудно оспаривать соответствие большинства этих принципов требованиям граждан в отдельности и общества в целом в организации и оказании медицинской помощи.

Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:

•   соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

•   приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

•   приоритет охраны здоровья детей;

•   социальная защищенность граждан при утрате здоровья;

•   ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан на охрану здоровья;

•   доступность медицинской помощи;

•   недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

•   приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.










СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В Российской Федерации система здравоохранения в соответствии с Конституцией РФ разделена на государственную, муниципальную и частную.

Система здравоохранения РФ - совокупность органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, в том числе частных медицинских и фармацевтических учреждений, функционирующих как единое целое, для организации охраны здоровья граждан и оказания им профилактической, диагностической, лечебной, восстановительной медицинской помощи. Система здравоохранения обладает внутренней структурой, единством внутренних связей элементов и внешней обособленностью. Таким образом, с учетом общности целей, взаимосвязи элементов государственное, муниципальное и частное здравоохранение — единая система здравоохранения РФ. При этом на государственном и муниципальном уровнях они реализуют ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, целевую программу подготовки кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Задачи системы охраны здоровья:

•   формирование законодательной базы об охране здоровья граждан;

•   охрана и оздоровление окружающей среды;

•   обеспечение социально-гигиенических условий на производстве и в быту, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний, охраны труда;

•   обеспечение обоснованной системы питания;

•   развитие физической культуры;

•   гигиеническое воспитание и обучение населения начиная с образовательных учреждений;

•   поощрение материнства;

•   привлечение граждан к активному участию в оздоровительных мероприятиях;

•   научно обоснованное развитие сети медицинских учреждений;

•   обеспечение потребностей населения в доступной, качественной, бесплатной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

•   развитие санаторно-курортной базы;

•   подготовка и усовершенствование специалистов в области здравоохранения;

•   проведение научно-исследовательских работ в медицине;

•   внедрение современных технологий в производство и оказание медицинской помощи, в том числе путем развития материально-технической базы учреждений.

Организация оказания медицинской помощи населению должна обеспечивать:

•   удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;

•   выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

•   доступность медицинской помощи;

•   качество и эффективность медицинской помощи;

•   преемственность в оказании медицинской помощи;

•   эффективность использования ресурсов здравоохранения;

•   современный уровень оказания помощи.

Основные принципы и задачи организации медицинской помощи населению:

•   оказание первой и неотложной помощи пациентам с острыми заболеваниями и при внезапных состояниях, травмах, отравлениях;

•   оказание квалифицированной медицинской помощи, включая специализированную и высокоспециализированную, в медицинских учреждениях и на дому;

•   обеспечение профилактики заболеваний, травм и инвалидности населения. включая вакцинацию;

•   диспансеризация населения для раннего выявления заболеваний, динамическое наблюдение за больными и их лечение:

•   пропаганда здорового образа жизни, гигиеническое воспитание и обучение населения;

•   обеспечение восстановительного лечения и реабилитации;

•   проведение противоэпидемических мероприятий;

•   экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности;

•   повышение квалификации медицинских работников;

•   внедрение современных лечебно-диагностических технологий;

•   внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику;

•   создание комфортных условий для больных в медицинских учреждениях;

•   соблюдение правил и принципов медицинской этики и деонтологии;

•   соблюдение правил использования персональной информации о больных и информирование их о предстоящих медицинских вмешательствах.

Система здравоохранения РФ включает:

•   органы управления здравоохранением, реализующие программы охраны здоровья, участвующие в развитии медицинской науки, регулирующие и координирующие деятельность медицинских учреждений;

•   государственные организации здравоохранения (федеральные и региональные);

•   муниципальные организации здравоохранения;

•   частные организации здравоохранения.

Медицинское учреждение — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке. установленном законодательством РФ. Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами. аптеки).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России). Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), РАМН, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения здравоохранения, научно-исследовательские и медицинские институты, фармацевтические организации, аптеки, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинской техники и лекарственных средств.

В государственную систему здравоохранения входят учреждения здравоохранения, создаваемые министерствами и ведомствами, государственными предприятиями, организациями и учреждениями помимо Министерства здравоохранения, ФМБА и РАМН.

Элементы государственной системы здравоохранения:

•   органы управления здравоохранением — Минздрав России, ФМБА и органы управления здравоохранением субъектов РФ;

•   надзорные органы — Росздравнадзор РФ, Роспотребнадзор РФ;

•   государственные организации здравоохранения, подведомственные Минздраву России, ФМБА и РАМН;

•   ведомственные организации здравоохранения, подчиненные различным министерствам и ведомствам в соответствии с законодательством РФ - Министерство обороны. Министерство внутренних дел. Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний;

•   медицинские организации, подведомственные органам управления здравоохранением субъектов РФ.

Государственные организации здравоохранения:

•   государственные ЛПУ;

•   государственные научные учреждения;

•   государственные образовательные учреждения;

•   государственные фармацевтические организации;

•   государственные учреждения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

•   государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы;

•   государственные организации специального назначения (центры медицины катастроф, центры государственных резервов и т.п.);

•   государственные организации поддержки и обеспечения здравоохранения (автохозяйства, службы материально-технического обеспечения, службы ремонта медицинской техники, организации капитального строительства, организации по производству медицинской техники и лекарственных средств и т.п.).

Министерства и ведомства РФ, кроме Минздрава России, могут иметь в своем подчинении только ЛПУ и фармацевтические учреждения, в исключительных случаях — научные и для подготовки кадров. При этом для них обязательны к исполнению НПА Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

В системе здравоохранения особо следует выделить подсистему санитарно-эпидемиологического благополучия с органом управления — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей подчинены органы и учреждения, созданные в соответствии с законодательством, на федеральном уровне. Также свою санитарно-эпидемиологическую службу имеет ряд министерств и ведомств: обороны, внутренних дел, пограничной службы, железнодорожного транспорта, Федерального медико-биологического агентства.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и подчиненные им учреждения, фармацевтические организации и аптеки муниципальной формы собственности.

Элементы муниципальной системы здравоохранения:

•   муниципальные органы управления здравоохранением;

•   муниципальные ЛПУ;

•   муниципальные фармацевтические организации;

•   муниципальные организации поддержки и обеспечения здравоохранения.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения — юридические лица, что обеспечивает им определенную свободу в организации их деятельности. Для муниципальных учреждений здравоохранения обязательны к исполнению наряду с государственными (федеральными и субъекта РФ) НПА также и НПА муниципального образования по подчиненности.

Государственные и муниципальные организации здравоохранения обеспечивают выполнение государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными для них органом управле-

ния здравоохранения субъекта РФ государственными и муниципальными заказами (заданиями).

В соответствии с действующим законодательством РФ платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях должны оказываться таким образом, чтобы это способствовало улучшению оказания бесплатной медицинской помощи.

ЧАСТНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и другие организации, оказывающие медицинскую помощь, производящие медицинскую технику и лекарственные средства, имущество которых принадлежит частным собственникам.

Элементы частной системы здравоохранения:

•   частные ЛПУ:

•   частные фармацевтические учреждения;

•   частные образовательные учреждения;

•   частные научные учреждения;

•   частные организации поддержки и обеспечения деятельности здравоохранения.

Для частных организаций здравоохранения обязательны к исполнению НПА органов государственной власти в сфере здравоохранения (федеральных и территориальных) и органов местного самоуправления.

Основная цель частной системы здравоохранения - оказание медицинской помощи населению. Однако, в отличие от государственной и муниципальной систем, в частных учреждениях ее оказывают за плату. Частные медицинские учреждения могут оказывать помощь и бесплатно при участии в реализации ПГГ или на благотворительной основе.

Частные медицинские организации действуют на некоммерческой и коммерческой основе.

Медицинское учреждение считают некоммерческим, если полученная в результате его деятельности прибыль не распределяется между учредителями, а направляется полностью на развитие организации. Деятельность таких организаций регулируется законом РФ «О некоммерческих организациях».

Если уставная цель деятельности медицинского учреждения - извлечение прибыли, то его считают коммерческим, и оно руководствуется законодательством, распространяющимся на коммерческие организации.

wume.ru